Автор: Спиридонычева Наталья Викторовна
Должность: преподаватель теории музыки
Учебное заведение: "Школа искусств" в составе МБОУ "Гимназия 94"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технология проведения урока–соревнования
Раздел: дополнительное образование
Технология проведения урока - соревнования
Урок
–
соревнование
относится
к
нетрадиционным
формам
организации урока. По основным дидактическим целям его можно выделить,
как урок проверки и коррекции знаний. В учебном процессе после изучения
одной или нескольких подтем учитель проводит специальные уроки контроля
и
коррекции,
чтобы
выявить
уровень
овладения
учащимися
комплексом
знаний
и
умений
и
на
его
основе
принять
определенные
решения
по
совершенствованию учебного процесса.
Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока –
соревнования – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная
мотивация.
Посредством
таких
уроков
гораздо
активнее
и
быстрее
происходит
возбуждение
познавательного
интереса,
отчасти
потому,
что
человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то,
что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.
Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что
некоторые
подростки
участвуют
в
играх,
чтобы
реализовать
свои
способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других
видах учебной деятельности, другие – чтобы получить высокую оценку,
третьи – чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои
коммуникативные проблемы и т. п.
Основу урока – соревнования составляют состязания команд при ответах
на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем.
Форма
проведения
таких
уроков
самая
различная.
В
организации
и
проведении
уроков
–
соревнований
выделяют
три
основных
этапа:
подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного
урока
эта
структура
детализируется
в
соответствии
с
содержанием
используемого материала и особенностями сюжета материала.
Для участия в соревновании класс разбивается на 2-3 команды. Каждой
команде даются одни и те же задания, с таким расчетом. Чтобы число заданий
было равно числу участников команд. Как правило, выбираются капитаны
команд. Они руководят действиями своих товарищей и распределяют, кто из
членов команд будет отстаивать решение каждого задания.
Дав время на обдумывание, поиск решения и выполнение заданий,
жюри, состоящее из учителя и учащихся, не вошедших в состав команды,
следит за соблюдением правил соревнования и подводит итоги состязаний.
Если никто из членов команд не знает решения, то его приводит учитель или
член жюри. В конце урока проводятся командные и индивидуальные итоги.
Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценки
уровня знаний. В случае правильного ответа, участники и команды получают
определенное количество баллов, соответствующее трудности вопроса. При
неправильном
же
выполнении
задания,
списывании
или
подсказках
снимается
определенное
количество
баллов.
Отказ
от
снятия
баллов
отрицательно
сказывается
на
предупреждении
неправильных
ответов
и
организации урока в целом.
Так же следует отметить, что уроки – соревнования эмоциональны по своей
природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и
сделать
яркой,
запоминающейся.
На
таких
уроках
возможно
вовлечение
каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному обучению.
Они всегда стимулируют учащихся, усиливают мотивацию обучения.
Пример урока – соревнования по сольфеджио в 4 классе ДМШ или ДШИ
Тема урока: Музыкальные интервалы
Цель урока: в занимательной форме повторить основной программный
материал, развить познавательную активность и творчество учащихся.
Задачи:
Образовательные:
повторение и закрепление основного программного материала по теме
«Музыкальные интервалы».
Развивающие:
развитие у учащихся творческих способностей, логического мышления,
внимания и памяти.
Воспитательные:
формирование положительного отношения к занятиям,
развитие навыков коллективной работы в сочетании с индивидуальной.
Ход урока
Задание 1.
«Слуховой анализ»
Каждому
ученику
предлагается
определить
проигранный
на
фортепиано
интервал. Интервалы исполняются 2 раза: 1- в гармоническом звучании, 2- в
мелодическом. За правильный ответ ученик получает 1 балл. В конце задания
баллы в командах суммируются.
Задание 2.
«Построение интервалов вне лада»
Участникам
команд
предлагается
по
очереди
построить
на
доске
музыкальный интервал от заданной ноты.
Пример: Чистую кварту от ноты «ре диез», малую терцию от ноты «соль»,
уменьшенную квинту от ноты «ми» и т.д.
Данное
задание
выполняется
на
скорость.
На
его
выполнение
дается
определённое
время,
по
истечение
которого,
конкурс
останавливается,
и
подводятся итоги. За каждый правильно построенный интервал участник
команды получает 1 балл.
Задание 3.
«Творчество»
Командам предлагается стихотворение, которое надо озвучить исполнением
интервалов на фортепиано. На подготовку командам дается определенное
время
(10
минут).
Участники
команды
сами
решают,
кто
будет
читать
стихотворение
и
исполнять
музыкальное
сопровождение,
проигрывая
интервалы.
Выполнение задания оценивается жюри от 1 до 5 баллов.