Напоминание

Требования к современному уроку технологии в системе дистанционного образования для детей с ОВЗ".


Автор: Сизых Александра Николаевна
Должность: учитель изобразительного искусства и технологии
Учебное заведение: КБОУ "Школа дистанционного образования"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Требования к современному уроку технологии в системе дистанционного образования для детей с ОВЗ".
Раздел: среднее образование





Назад




Требования к современному уроку технологии в системе дистанционного

образования для детей с ОВЗ.

Федеральный

закон

273-ФЗ

от

29.12.2012

«Об

образовании

в

Российской

Федерации» устанавливает, что при реализации образовательных программ независимо от

форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные

образовательные

технологии

в

порядке,

установленном

федеральным

органом

исполнительной

власти,

осуществляющим

функции

по

выработке

государственной

политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Обеспечение

равных

прав

граждан

Российской

Федерации

на

получение

качественного

общего

образования

невозможно

без

широкого

использования

дистанционных образовательных технологий.

Особенно актуально использование дистанционных образовательных технологий

для детей, которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать

школу и нуждаются в обучении на дому.

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных

условиях.

Ещё

В.А.

Сухомлинский

говорил,

что: “Урок

это

зеркало

общей

и

педагогической

культуры

учителя,

мерило

его

интеллектуального

богатства,

показатель его кругозора, эрудиции”.

Есть много определений урока.

Урок - это форма организации педагогического процесса, при которой педагог в

течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной

деятельностью постоянной группы учащихся с учётом особенностей каждого из них,

используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того,

чтобы

все

ученики

овладевали

основами

изучаемого

предмета

непосредственно

в

процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и

духовных сил школьников.

Урок

-

это

основная форма

движения

обучения,

определяемая

содержанием,

принципами и методами обучения, планируемая и регулируемая учителем в определённых

пространственно-временных

границах

и

осуществляемая

совокупным

субъектом

учителем и учащимися.

Урок

это

педагогическое

произведение,

и

поэтому

он

должен

отличаться

целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания

деятельности учителя и учащихся.

Урок

это

динамичная

и

вариативная форма

организации

процесса

целенаправленного

взаимодействия

определённого

состава

учителей

и

учащихся,

включающая

содержание,

формы,

методы

и

средства

обучения

и

систематически

применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.

Урок – это организационная форма учебной работы в школе, при которой учитель

занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся – с

классом, по твёрдому расписанию, используя разнообразные методы для достижения

намечаемых им дидактических задач в соответствии с требованиями учебной программы

.

1

А

Дистанционный

урок

э т о форма

организации

дистанционного

взаимодействия

учителя

и

учащихся,

включающая

содержание,

формы,

методы

и

средства обучения в соответствии с требованиями учебной программы.

Дистанционное

обучение

одно

из

относительно

новых

и

перспективных

направлений информационных технологий в образовании, позволяющее осуществлять

обучение независимо от расстояния.

Следует

подчеркнуть,

что

применение

дистанционных

технологий

в

образовательном

процессе

базируется

на

активном

использовании

новых

информационных

технологий,

позволяющих

обеспечивать

интерактивность

обмена

информацией, двухстороннюю связь в самых различных формах (текст, графика, аудио,

видео) как в синхронном и асинхронном режиме, так и в комбинированном. Поэтому

одним

из

важных

аспектов

эффективного

дистанционного

обучения

является

умение

педагога проектировать и размещать дистанционный урок на технологической платформе.

Первоначальное смущение и непонимание, как приспособить эту среду для уроков

технологии,

где

60%

урока

практические

задания,

сменилось

радостью

открытия

дистанционные уроки по технологии можно сделать. Эта среда хорошо подходит для

выкладывания теории, ссылок на образовательные ресурсы, ЦОР, для видеосюжетов,

прекрасно работает тестирующий блок и т.д.

Основное

предназначение

учебного

предмета

«Технология»

в

системе

общего

образования заключается в формировании технологической грамотности, компетентности,

технологического

мировоззрения,

технологической

и

исследовательской

культуры

школьника,

включающей

технологические

знания

и

умения,

воспитания

трудовых,

гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение

в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.

Можно использовать разные типы уроков.

Урок изучения нового учебного материала – это традиционный (комбинированный)

урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет

целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний умений навыков – это практикум, экскурсия, лабораторная

работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению

знаний.

Урок

комплексного

применения

знаний –

это

практикум,

лабораторная

работа,

семинар

и

т.д.

Имеет

целью

выработку

умений

самостоятельно

применять

знания

в

комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый

стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний умений навыков – это: контрольная

работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения

знаниями, умениями и навыками.

Любой

урок

имеет

огромный

потенциал

для

решения

задач,

поставленных

обществом.

Как

для

учеников,

так

и

для

Учителя,

урок

интересен

тогда,

когда

он

современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно

новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный, т.е. важный,

существенный для настоящего времени.

2

Современный урок - это хорошо организованный урок. Он должен иметь хорошее

начало

и

хорошее

окончание.

Учителю

нужно

спланировать

свою

деятельность

и

деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.

Ещё С.И. Гессен сказал: “Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного

занятия. Технологическая карта -это проект учебного процесса, в котором представлено

описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с

информацией,

описании

заданий

для

ученика

по

освоению

темы,

оформлении

предполагаемых образовательных результатов.

При подготовке к уроку учителю технологии необходимо:

Первое – знать “материал”, с которым будет работать, то есть изучить своего

ученика, его темперамент, тип памяти, тип мышления, самооценку, отношение к предмету

(это влияет на восприятие материала и степень его усвоения). Зная психологическую

характеристику ученика, учителю легче подбирать способ подачи материала, выбирать

формы тестирования, объекты труда.

Второе – использовать современные методы и технологии обучения (см. слайд 11

Приложение

1).

Развивать

творческое

мышление

креативными

приемами

(методами

психологической активации мышления – мозговой штурм, метод фокальных объектов,

ТРИЗ технологиями; методами систематизированного поиска и т.д.).

Третье – использовать разнообразные способы визуализации информации. Так как

80-90% информации мы воспринимаем через зрение, а у современных детей сложилось

своеобразное клиповое мышление (своеобразный защитный фильтр на гигантски поток

информации).

Подготовка к дистанционному уроку включает:

Конспект урока (Технологическая карта урока)

Хронометраж времени.

Планирование видов деятельности учеников.

Ресурс урока (теория + практика + коммуникации).

Шаблон рефлексии.

Инструкции для дистанционных обучающихся.

Для определения основной цели урока нужно выбрать правильный глагол:

1.

Познакомить…

2.

Получить…

3.

Научить…

4.

Расширить кругозор…

5.

Систематизировать…

6.

Дать понятие…

7.

Дать представление…

Определить - Что должен уметь ученик?

1.

Знать

2.

Понимать

3.

Применять

4.

Анализировать

5.

Синтезировать

6.

Оценивать

И всегда нужно помнить – ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ЛЮБОГО УРОКА – НАУЧИТЬ!!!

3

При подготовке к уроку нужно учитывать, что:

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на

сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с

учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность

учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

время-сбережение и здоровье-сбережение;

в центре внимания урока – дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как

профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

Соблюдать принципы педагогической техники на уроках:

свобода

выбора

любом

обучающем

или

управляющем

действии

ученику

предоставляется право выбора);

открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать

ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в

форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания,

интересы самих учащихся);

обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой

системы приемов обратной связи).

Для

удобства

восприятия

при

создании

дистанционного

урока

необходимо

учитывать некоторые особенности:

1. Информация к учащимся поступает через экран компьютера, т.е. основным

каналом

информации

является

визуальный.

Поэтому

материал

должен

выглядеть

привлекательно, быть читаемым и не раздражающим глаз.

2. Учет цветовых решений позволяет существенно облегчить познавательный

процесс,

создать

благоприятную

психологическую

атмосферу.

Предпочитаемая

комбинация цветов - чёрные буквы на белом фоне (тёмные буквы на светлом фоне).

Цветовая гамма оформления должна быть единой.

По правилам веб-дизайна допустимо сочетание не более 3-ёх родственных

цветов одной гаммы.

3. Для удобства восприятия текст должен быть структурирован – содержать выделения

по тексту другим цветом, маркированные и нумерованные списки,

схемы, графики, диаграммы, таблицы, картинки, рисунки, фотографии, деление на абзацы

и т.д.

4. На стадии проектирования и создания мультимедийного учебного материала, web-

сайтов,

web-учебников,

презентаций,

справочных

систем

необходимо

учитывать

необходимые психологические

особенности

познавательного

процесса

учащихся.

Для

учеников младших классов делать

страницы с теоретическим материалом более короткими, но больше по

количеству, много наглядного материала. Для старших - величина страниц

4

может быть больше. Нужно помнить, что слишком большой объем информации ведет к

сбою в работе.

5. Важна грамотная подача учебного материала – в орфографическом,

пунктуационном и содержательном смыслах.

6. Умеренность анимации и ярких картинок – многообразие сенсорных

признаков вызывают«перегрузку». Перегруженность зрительными образами

отрицательно сказывается на восприятии и обработке информации.

7. Необходимо так строить учебный материал, чтобы обучаемому можно

было

выстраивать параллельные логические схемы, подключая воображение. Для этого

можно использовать примеры, ссылки, вложенные файлы, обращения к глоссарию.

8.

Преподаватель

должен

учитывать уровень

развития

учащихся,

это

существенно

облегчает понимание между ними. Язык подачи материала

должен быть в меру академичным, с пояснениями сложных моментов.

9. Весь учебный материал должен работать на конечный образовательный

продукт урока!

10. Признаки хорошего ресурса дистанционного урока:

• Краткость

• Логичность

• Последовательность

• Корректность текста

• Хороший иллюстративный материал.

Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям

ФГОС нового поколения?

В идеале Современный урок – это:

урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и

т.п.);

урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;

урок , содержащий разные виды деятельности;

урок , на котором ученику должно быть комфортно;

урок,

на

котором

деятельность

должна

стимулировать

развитие

познавательной

активности ученика;

современный урок развивает у детей креативное мышление;

современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;

урок

предполагает

сотрудничество,

взаимопонимание,

атмосферу

радости

и

увлеченности.

5



В раздел образования