Автор: Сизых Александра Николаевна
Должность: учитель изобразительного искусства и технологии
Учебное заведение: КБОУ "Школа дистанционного образования"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Требования к современному уроку технологии в системе дистанционного образования для детей с ОВЗ".
Раздел: среднее образование
Требования к современному уроку технологии в системе дистанционного
образования для детей с ОВЗ.
Федеральный
закон
№
273-ФЗ
от
29.12.2012
«Об
образовании
в
Российской
Федерации» устанавливает, что при реализации образовательных программ независимо от
форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные
образовательные
технологии
в
порядке,
установленном
федеральным
органом
исполнительной
власти,
осуществляющим
функции
по
выработке
государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Обеспечение
равных
прав
граждан
Российской
Федерации
на
получение
качественного
общего
образования
невозможно
без
широкого
использования
дистанционных образовательных технологий.
Особенно актуально использование дистанционных образовательных технологий
для детей, которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать
школу и нуждаются в обучении на дому.
Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных
условиях.
Ещё
В.А.
Сухомлинский
говорил,
что: “Урок
–
это
зеркало
общей
и
педагогической
культуры
учителя,
мерило
его
интеллектуального
богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.
Есть много определений урока.
Урок - это форма организации педагогического процесса, при которой педагог в
течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной
деятельностью постоянной группы учащихся с учётом особенностей каждого из них,
используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того,
чтобы
все
ученики
овладевали
основами
изучаемого
предмета
непосредственно
в
процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и
духовных сил школьников.
Урок
-
это
основная форма
движения
обучения,
определяемая
содержанием,
принципами и методами обучения, планируемая и регулируемая учителем в определённых
пространственно-временных
границах
и
осуществляемая
совокупным
субъектом
–
учителем и учащимися.
Урок
–
это
педагогическое
произведение,
и
поэтому
он
должен
отличаться
целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развёртывания
деятельности учителя и учащихся.
Урок
–
это
динамичная
и
вариативная форма
организации
процесса
целенаправленного
взаимодействия
определённого
состава
учителей
и
учащихся,
включающая
содержание,
формы,
методы
и
средства
обучения
и
систематически
применяемая для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения.
Урок – это организационная форма учебной работы в школе, при которой учитель
занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся – с
классом, по твёрдому расписанию, используя разнообразные методы для достижения
намечаемых им дидактических задач в соответствии с требованиями учебной программы
.
1
А
Дистанционный
урок
– э т о форма
организации
дистанционного
взаимодействия
учителя
и
учащихся,
включающая
содержание,
формы,
методы
и
средства обучения в соответствии с требованиями учебной программы.
Дистанционное
обучение
–
одно
из
относительно
новых
и
перспективных
направлений информационных технологий в образовании, позволяющее осуществлять
обучение независимо от расстояния.
Следует
подчеркнуть,
что
применение
дистанционных
технологий
в
образовательном
процессе
базируется
на
активном
использовании
новых
информационных
технологий,
позволяющих
обеспечивать
интерактивность
обмена
информацией, двухстороннюю связь в самых различных формах (текст, графика, аудио,
видео) как в синхронном и асинхронном режиме, так и в комбинированном. Поэтому
одним
из
важных
аспектов
эффективного
дистанционного
обучения
является
умение
педагога проектировать и размещать дистанционный урок на технологической платформе.
Первоначальное смущение и непонимание, как приспособить эту среду для уроков
технологии,
где
60%
урока
практические
задания,
сменилось
радостью
открытия
–
дистанционные уроки по технологии можно сделать. Эта среда хорошо подходит для
выкладывания теории, ссылок на образовательные ресурсы, ЦОР, для видеосюжетов,
прекрасно работает тестирующий блок и т.д.
Основное
предназначение
учебного
предмета
«Технология»
в
системе
общего
образования заключается в формировании технологической грамотности, компетентности,
технологического
мировоззрения,
технологической
и
исследовательской
культуры
школьника,
включающей
технологические
знания
и
умения,
воспитания
трудовых,
гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение
в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения.
Можно использовать разные типы уроков.
Урок изучения нового учебного материала – это традиционный (комбинированный)
урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет
целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний умений навыков – это практикум, экскурсия, лабораторная
работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению
знаний.
Урок
комплексного
применения
знаний –
это
практикум,
лабораторная
работа,
семинар
и
т.д.
Имеет
целью
выработку
умений
самостоятельно
применять
знания
в
комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый
стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний умений навыков – это: контрольная
работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения
знаниями, умениями и навыками.
Любой
урок
–
имеет
огромный
потенциал
для
решения
задач,
поставленных
обществом.
Как
для
учеников,
так
и
для
Учителя,
урок
интересен
тогда,
когда
он
современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно
новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный, т.е. важный,
существенный для настоящего времени.
2
Современный урок - это хорошо организованный урок. Он должен иметь хорошее
начало
и
хорошее
окончание.
Учителю
нужно
спланировать
свою
деятельность
и
деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока.
Ещё С.И. Гессен сказал: “Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.
То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного
занятия. Технологическая карта -это проект учебного процесса, в котором представлено
описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с
информацией,
описании
заданий
для
ученика
по
освоению
темы,
оформлении
предполагаемых образовательных результатов.
При подготовке к уроку учителю технологии необходимо:
Первое – знать “материал”, с которым будет работать, то есть изучить своего
ученика, его темперамент, тип памяти, тип мышления, самооценку, отношение к предмету
(это влияет на восприятие материала и степень его усвоения). Зная психологическую
характеристику ученика, учителю легче подбирать способ подачи материала, выбирать
формы тестирования, объекты труда.
Второе – использовать современные методы и технологии обучения (см. слайд 11
Приложение
1).
Развивать
творческое
мышление
креативными
приемами
(методами
психологической активации мышления – мозговой штурм, метод фокальных объектов,
ТРИЗ технологиями; методами систематизированного поиска и т.д.).
Третье – использовать разнообразные способы визуализации информации. Так как
80-90% информации мы воспринимаем через зрение, а у современных детей сложилось
своеобразное клиповое мышление (своеобразный защитный фильтр на гигантски поток
информации).
Подготовка к дистанционному уроку включает:
Конспект урока (Технологическая карта урока)
Хронометраж времени.
Планирование видов деятельности учеников.
Ресурс урока (теория + практика + коммуникации).
Шаблон рефлексии.
Инструкции для дистанционных обучающихся.
Для определения основной цели урока нужно выбрать правильный глагол:
1.
Познакомить…
2.
Получить…
3.
Научить…
4.
Расширить кругозор…
5.
Систематизировать…
6.
Дать понятие…
7.
Дать представление…
Определить - Что должен уметь ученик?
1.
Знать
2.
Понимать
3.
Применять
4.
Анализировать
5.
Синтезировать
6.
Оценивать
И всегда нужно помнить – ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ЛЮБОГО УРОКА – НАУЧИТЬ!!!
3
При подготовке к уроку нужно учитывать, что:
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на
сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с
учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность
учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
время-сбережение и здоровье-сбережение;
в центре внимания урока – дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как
профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Соблюдать принципы педагогической техники на уроках:
свобода
выбора
(в
любом
обучающем
или
управляющем
действии
ученику
предоставляется право выбора);
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать
ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в
форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания,
интересы самих учащихся);
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой
системы приемов обратной связи).
Для
удобства
восприятия
при
создании
дистанционного
урока
необходимо
учитывать некоторые особенности:
1. Информация к учащимся поступает через экран компьютера, т.е. основным
каналом
информации
является
визуальный.
Поэтому
материал
должен
выглядеть
привлекательно, быть читаемым и не раздражающим глаз.
2. Учет цветовых решений позволяет существенно облегчить познавательный
процесс,
создать
благоприятную
психологическую
атмосферу.
Предпочитаемая
комбинация цветов - чёрные буквы на белом фоне (тёмные буквы на светлом фоне).
Цветовая гамма оформления должна быть единой.
По правилам веб-дизайна допустимо сочетание не более 3-ёх родственных
цветов одной гаммы.
3. Для удобства восприятия текст должен быть структурирован – содержать выделения
по тексту другим цветом, маркированные и нумерованные списки,
схемы, графики, диаграммы, таблицы, картинки, рисунки, фотографии, деление на абзацы
и т.д.
4. На стадии проектирования и создания мультимедийного учебного материала, web-
сайтов,
web-учебников,
презентаций,
справочных
систем
необходимо
учитывать
необходимые психологические
особенности
познавательного
процесса
учащихся.
Для
учеников младших классов делать
страницы с теоретическим материалом более короткими, но больше по
количеству, много наглядного материала. Для старших - величина страниц
4
может быть больше. Нужно помнить, что слишком большой объем информации ведет к
сбою в работе.
5. Важна грамотная подача учебного материала – в орфографическом,
пунктуационном и содержательном смыслах.
6. Умеренность анимации и ярких картинок – многообразие сенсорных
признаков вызывают«перегрузку». Перегруженность зрительными образами
отрицательно сказывается на восприятии и обработке информации.
7. Необходимо так строить учебный материал, чтобы обучаемому можно
было
выстраивать параллельные логические схемы, подключая воображение. Для этого
можно использовать примеры, ссылки, вложенные файлы, обращения к глоссарию.
8.
Преподаватель
должен
учитывать уровень
развития
учащихся,
это
существенно
облегчает понимание между ними. Язык подачи материала
должен быть в меру академичным, с пояснениями сложных моментов.
9. Весь учебный материал должен работать на конечный образовательный
продукт урока!
10. Признаки хорошего ресурса дистанционного урока:
• Краткость
• Логичность
• Последовательность
• Корректность текста
• Хороший иллюстративный материал.
Так что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям
ФГОС нового поколения?
В идеале Современный урок – это:
урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и
т.п.);
урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
урок , содержащий разные виды деятельности;
урок , на котором ученику должно быть комфортно;
урок,
на
котором
деятельность
должна
стимулировать
развитие
познавательной
активности ученика;
современный урок развивает у детей креативное мышление;
современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
урок
предполагает
сотрудничество,
взаимопонимание,
атмосферу
радости
и
увлеченности.
5