Автор: Баукова Ирина Константиновна
Должность: Учитель – логопед
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №1
Населённый пункт: г. Балаково
Наименование материала: Социальный логопедический проект
Тема: "Говорим правильно"
Раздел: дошкольное образование
Логопедический проект
«Говорим правильно»
Разработала:
Баукова И.К., учитель – логопед
МАДОУ детский сад №1
Проект направлен на повышение компетентности родителей в вопросах
речевого развития дошкольника путём их активного включения в
коррекционный процесс.
В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее
встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Является очевидным,
что
для
полноценной
логопедической
работы
необходимо
тесное
сотрудничество учителя-логопеда и родителей. Прежде всего, стоит отметить
необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие
родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является учитель -
логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо
проводить
просветительскую
работу,
настроить
и
привлечь
внимание
родителей к проблеме ребенка. Ни одна педагогическая система не может быть
в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Очень важно
сделать
родителей
активными
участниками
коррекционного
процесса,
и
поэтому необходимо:
помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
разъяснить и познакомить, в чем состоит логопедическая работа,
научить
использовать
игровые
приёмы
по
коррекции
речи,
для
дальнейшего закрепления в домашних условиях.
Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что участие
родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Сроки реализации проекта: Сентябрь – Май
Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного
возраста, родители ,воспитатели.
Но на сегодняшний день существует ряд проблем:
рост количества детей с речевыми нарушениями
уровень
знаний
родителей
о
речевом
развитии
детей
не
позволяет
осознавать
им
необходимость
участия
в коррекционном
процессе
и
воздействовать на речь ребёнка в домашних условиях.
Исходя
из вышеизложенного,
видна
актуальность
и значимость
проблемы
повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Цель
проекта: повышение
уровня
компетентности
родителей
в вопросах
речевого
развития
детей
старшего
дошкольного
возраста
и
повышение
результатов коррекционной работы.
Задачи:
-выяснить
образовательные
потребности
родителей
и уровень
знаний
в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста,
-повысить интерес родителей к логопедической работе ДОО и помочь стать
активными участниками коррекционного процесса,
-способствовать закреплению полученной информации на практических
семинарах.
Ожидаемый результат проекта:
1. активное включение родителей в коррекционно-образовательный процесс;
2. применение родителями информационно-практических знаний в домашних
условиях;
3. повышение педагогической компетентности родителей в области коррекции
речевых нарушений у детей;
4. повышение эффективности и качества коррекционной работы с детьми;
5. достижение положительной динамики в речевом развитии детей –
логопатов.
Эффективность данных результатов.
Для детей
Для родителей
Для педагогов
Для ДОУ
1.Положительная
динамика
речевого
развития;
2.Успешная
социальная
адаптация в ДОУ
и семье;
3.Индивидуальн
ый подход
к каждому
ребенку.
1.Положительная
оценка
деятельности
ДОУ;
2.Готовность
и желание
помогать ДОУ;
3.Использование
знаний
по развитию речи
детей
в домашних
условиях.
1.Положительный
психологический
климат между
логопедом
и воспитателями;
2.Заинтересованность
педагогов
в творчестве
и инновациях;
3.Удовлетворенность
собственной
деятельностью;
4.Качественно
организованная
система повышения
квалификации;
5.Учет
положительной
динамики в речевом
развитии детей.
1.Благоприятные
условия для
профессионального
роста педагогов;
2.Положительная
динамика в
дальнейшем
развитии и
сотрудничестве с
родителями.
Возможные риски:
Трудности
взаимодействия
с родителями,
не
желающими
проникнуться
проблемой речевого развития ребёнка.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос: приведет ли совместная деятельность учителя-
логопеда
и
родителей
к
эффективности
коррекционно-образовательного
процесса, направленного на устранение речевых нарушений у детей старшего
дошкольного возраста?
Проблемные
вопросы:
какое
место
занимают
родители
в
коррекционно-
образовательном
процессе?
Насколько
целесообразно
и
эффективно
будет
привлечение
родителей
к
логопедической
коррекции?
Каково
наглядно-
методическое обеспечение профессиональной деятельности учителя-логопеда
в работе с семьей?
План по реализации проекта:
I. Подготовительный этап
составление перспективного плана учителя-логопеда с родителями на
учебный год;
подборка
наглядного
материала,
методических
разработок,
для
родителей, используемых в процессе логопедической коррекции.
диагностика речевого развития детей; анализ результатов диагностики.
круглый стол: «Анализ развития речи детей, посещающих логопункт;
обсуждение результатов диагностики».
II. Основной этап – информационно-практический (направлен на специально-
организованную деятельность учителя - логопеда с дошкольниками, а так же с
семьями воспитанников).
разработка плана проведения методических мероприятий для родителей
по изучаемой теме проекта.
III. Заключительный этап (контрольно-диагностический) :
анализ
эффективности
работы
учителя-логопеда
с
родителями
по
вопросам речевого развития детей.
анализ
эффективности
работы
с
детьми
в
коррекции
речи
дошкольников.
трансляция опыта работы по данной теме педагогам ДОУ, специалистам
и учителям-логопедам на МО.
Перспективный план реализации проекта
Месяц
Мероприятия
С детьми
С педагогами
С родителями
1.
Подготовительный этап
Сентябрь
Подбор литературы по теме исследовательской деятельности.
Разработка проекта «Говорим правильно».
Диагностика
речевого развития
детей. Анализ
результатов
диагностики.
Индивидуальная
работа.
Круглый стол:
«Анализ развития
речи детей,
посещающих
группу.
Обсуждение
результатов
диагностики».
Индивидуальные
беседы по результатам
диагностики.
Октябрь
Выбор методов и форм взаимодействия логопеда с родителями.
Коррекционно-
развивающая
работа с детьми
/индивидуальная и
подгрупповая
работа/.
Информационный
час
Мотивация на
сотрудничество:
инновационный
подход к
взаимодействию
ДОУ и родителей.
Анкетирование
родителей
Отношение родителей к
диагностике.
1.
Основной этап
Ноябрь
Коррекционно-
развивающая
работа с детьми
/индивидуальная и
подгрупповая
работа/.
Создание
информационного
буклета «ДОУ и
семья – единое
воспитательное
пространство».
Практикум для
родителей «Значение
пальчиковых игр».
Рекомендации по
выполнению
пальчиковых игр в
домашних условиях.
Консультация
«Значение
пальчиковых игр для
развития речи
дошкольников».
Декабрь
Совместная подготовка к новогоднему
празднику /стихи, диалоги сценок, песни/.
Участие детей в празднике.
Консультация: «Как
правильно выполнять
задания логопеда
дома».
Информационный
листок Памятки для
родителей: «Правила
работы в домашних
тетрадях»
Январь
Коррекционно-
развивающая
работа с детьми
/индивидуальная и
подгрупповая
работа/.
Консультация
«Принципы
сотрудничества»
Устный журнал
«Организация
индивидуально-
коррекционной работы
в детском саду и дома».
Анкетирование
Представление
родителей о содержании
учебно-воспитательной
работы.
Февраль
Совместная
подготовка к
празднику
«Защитники
Педагогическая
гостиная
«Развитие
фонематических
Мастер-класс для
родителей «Слушаем и
слышим»
Отечества» /стихи,
диалоги сценок,
песни/.
процессов у
дошкольников».
Март
Совместная подготовка к весеннему
празднику /стихи, диалоги сценок,
песни/.
Индивидуальные
беседы.
Домашние задания в
индивидуальных
тетрадях.
Апрель
Совместная
подготовка к
конкурсу
посвященному дню
победы «9 мая».
«Почтовый ящик»
(почта для логопеда).
Анкетирование
информированность о
работе специалистов.
1.
Заключительный этап
Май
Итоговая
диагностика
речевого развития.
Круглый стол
«Обсуждение
динамики развития
речи детей».
Индивидуальные
беседы по результатам
диагностики.
Рекомендации.
Июнь
Отчет о проделанной работе по
реализации проекта «Говорим
правильно»,по теме исследовательской
деятельности. Подготовка презентации.
Индивидуальные
беседы по результатам
диагностики
Список литературы:
1.
Хватцев . «Работа с дошкольниками» М. 1996.
2.
«Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи
в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
3.
«Основы логопедии» М. Просвещение 1989.
4.
«Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.
«Логопедия». Екатеринбург, 1998.
5.
«Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997