Автор: Эрешова Анна Константиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУлицей№14
Населённый пункт: г.Ставрополь Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Роль новых информационных технологий в развитии познавательных интересов у детей младшего школьного возраста."
Раздел: начальное образование
Роль новых информационных технологий в развитии познавательных
интересов у детей младшего школьного возраста
А.К.Эрешова
Актуальность темы. В современном мире сформировать у школьников
потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к
непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических
задач современной российской школы. Ее решение невозможно без
формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения,
познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область
познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего
поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности
реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном
образовании.
Проведенный анализ научной литературы свидетельствует об интенсивности
исследований психолого-педагогических основ развития познавательного
интереса школьников как важного средства активизации обучения: изучалась его
роль в формировании общей направленности личности учащегося;
определялись условия и факторы, влияющие на его становление и развитие;
выявлялись периоды наиболее интенсивного развития этого качества личности;
изучалась предметная направленность и осознание познавательного интереса
учащимися разных возрастных групп (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И.
Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Л.В. Занков, В.А.
Крутецкий, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, H.A. Менчинская, Н.Г.
Морозова, А.Н. Прядехо, Л.С. Рубинштейн, Л.М. Фридман, Г.И. Щукина, С.Г.
Якобсон и др.).
Несмотря на то, что проблема формирования интереса к учению у школьников
исследуется различными авторами на протяжении десятилетий, она и сегодня
является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических
проблем.
Полученные эмпирические данные состояния развития познавательного
интереса у младших школьников показывают недостаточный уровень его
сформированности в современных условиях, что затрудняет успешное решение
приоритетных задач, стоящих перед школой. У значительной части учащихся
наблюдается преобладание низкого уровня развития познавательного интереса,
который при переходе из класса в класс начальной школы у большинства из них
остается на прежнем уровне и даже снижается. Количество учащихся,
проявляющих интерес к учебной деятельности, уменьшается по мере их
взросления с первого по четвертый класс включительно.
Поиск путей и средств повышения эффективности развития познавательного
интереса у младших школьников показывает, что одним из приоритетных в этом
направлении, наряду с традиционными, признается роль и использование
средств информационно-коммуникационных технологий. Особое значение
придается проблеме внедрения компьютеров в учебно-воспитательный процесс
современной школы в связи с возможностью оптимизации процесса
организации различных форм и методов самостоятельной деятельности
учащихся.
Большинство авторов (Дворецкая А.В., Дурова А.И., Завьялова О.А., Комарова
И. И.) признают роль ИТ в качестве эффективного средства активизации
обучения. Вместе с тем, в исследованиях не находят должного отражения
дидактические и методические аспекты использования средств информационно-
коммуникационных технологий для повышения уровня познавательного
интереса младших школьников.
В целом, изучение особенностей состояния развития познавательного интереса
у младших школьников позволило выявить ряд противоречий:
-
—
между необходимостью активизации познавательной деятельности
учащихся, содействующей развитию их творческих познавательных
возможностей, стремлению непрерывно пополнять и совершенствовать свои
знания, и ориентацией процесса обучения преимущественно на усвоение
учащимися большого объема учебного материала на репродуктивном уровне;
—
между стремительной информатизацией образования, создающей огромные
потенциальные возможности в развитии личностных качеств учащихся, включая
их познавательный интерес, и неразработанностью форм, методов и условий
применения средств информационно-коммуникационных технологий в
обучении младших школьников, а также недостаточной подготовленностью
большинства учителей начальных классов к использованию компьютерной
техники в учебно-воспитательном процессе.
Все это определило актуальность выбранной темы и позволило
сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия
использования информационно - коммуникационных технологий в начальной
школе как средства развития познавательного интереса учащихся.
Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная
разработанность и большая практическая значимость определили тему
исследования: «Роль новых информационных технологий в развитии
познавательных интересов младших школьников».