Напоминание

«Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей и использование разнообразных форм организации детской деятельности»


Автор: Сергеенко Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – детсад №22" г.Ливны
Населённый пункт: Орловская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей и использование разнообразных форм организации детской деятельности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через

интеграцию образовательных областей и использование разнообразных

форм организации детской деятельности.

Е. С. Сергеенко, воспитатель

МБДОУ «ЦРР – детсад №22» г . Ливны

Истинный человек и сын отечества есть одно и то же.

А. Н. Радищев

Чувство Родины... Где его начало?! Что это значит?! Каждый из нас

рано или поздно задумывается над этими вопросами.

Это чувство начинается у ребенка с отношения к своей семье, к самым

близким

людям

к

матери,

отцу,

бабушке,

дедушке.

Это

корни,

связывающие его с родным домом и ближайшим окружением в первые годы

жизни.Оно начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш,

чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие

впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское

восприятие, они играют огромную роль в становлении личности будущего

патриота.

На сегодняшний день

система дошкольного образования, воплощая

результаты новейших достижений науки и практики, обновляет содержание

образования

и

воспитания

детей.

Появилось

множество

инновационных

программ,

направленных

на

реализацию

основных

образовательных

областей, и тем очевиднее стал разрыв, возникший в результате того, что из

поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственно-патриотическое

воспитание». В то же время, актуальность проблем, связанных с нравственно-

патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает

чрезвычайную значимость. Ведь социально-экономические преобразования в

обществе диктуют необходимость формирования в личности эмоционального

стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и

другие

изменения

в

стране

и

не

только

не

сломаться,

а

обладать

способностью

эффективно

и

нестандартно

решать

новые

жизненные

проблемы, действуя при этом не только в своих интересах, но и во благо

своей Родины.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый

период формирования всех личностных качеств. Закладываемое в это время

эмоциональное

отношение

к

жизни

и

людям,

развитие

нравственности,

патриотизмаопределит

дальнейшее

поведение

и

образ

мыслей

взрослого

человека,

гражданина.Таким

образом,

нравственно-патриотическое

воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного

учреждения. И для решения этой задачи необходима тесная взаимосвязь с

родителями

наших

воспитанников.

Семья

была,

есть

и

будет

ячейкой

общества

и

хранительницей

национальных

традиций.Нравственно-

патриотическое

воспитание

ребенка-дошкольника-педагогический

процесс

довольно сложный. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Я как педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, ставлю

перед собой следующие задачи нравственно-патриотического воспитания:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу, стране;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека, гражданина;

- расширение представлений о городах и народах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Решение

поставленных

задач

влечет

за

собой

поиск

расширенного

содержания

и

разных

форм

работы

через

взаимосвязь

разных

видов

деятельности и интеграцию образовательных областей. Так, исторические

эпохи, сменяя друг друга, сохраняют часть векового наследия. Но при этом,

происходит

и

обновление.

Например,

претерпевают

изменения

списки

рекомендуемых для чтения книг, пополняясь новыми переводами с языков

народов России. Издаются сборники сказок, выходят новые мультфильмы,

сериалы,

которые

новыми

средствами,

более

полно

и

захватывающе

рассказывают

об

особенностях

жизни

разных

народов

России.

Это

расширенное

содержание

требует

взаимодействия

всех

образовательных

областей,

так

как

задача

педагога

в

конечном

итоге

формирование

у

дошкольников

целостной

картины

мира

на

основе

нравственно-

патриотических

качеств

личности.

Патриотические

чувства

формируются

через

знакомство

со

словестным,

музыкальным

и

изобразительным

искусством, чтение художественной литературы. Ведь использование музыки

способно расширить чувственный опыт детей, усилить их эмоции при чтении

литературных

произведений,

создать

настроение

в

п р о ц е с с е

изобразительной,

математической

или

любой

другой

деятельности.

Психофизиологические

особенности

детей-дошкольников

таковы,

что

раздробленность

содержания

различных

образовательных

областей

и

сориентированность на выработку узкоспециализированных представлений

заметно снижают эффективность решения задач дошкольного образования в

целом.

А

взаимообогащение

разных

образовательных

областей

позволяет,напротив, решать данные задачи на качественно новом уровне:

создает комфортные условия детской жизнедеятельности, полного раскрытия

его индивидуальных способностей, развивает познавательную мотивацию и

общую готовность к успешному образованию в дальнейшем. Таким образом,

образовательные

области

способны

обогащать

друг

друга,

раскрывать

аспекты

одного

и

того

же

явления

или

понятия,

обеспечивая

при

этом

целостность восприятия.

Данные

задачи

решаются

во

всех

видах

детской

деятельности:

на

занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только

патриотические

чувства,

но

и

формируют

его

взаимоотношения

со

взрослыми и сверстниками. А это уже основа нравственности личности.

Каковы

же

формы

организации

детской

деятельностидля

решения

поставленных задач и какие из них наиболее эффективны?

Одной из действенных форм работы по нравственно-патриотическому

воспитанию, несомненно, является беседа. Воспитатели беседуют с детьми,

как

в

процессе

образовательной

деятельности,

так

и

в

повседневных

режимных моментах. Это позволяет воспитателю проанализировать уровень

усвоенного ребенком материала,закрепить полученные на занятии знания.

Начиная

со

средней

группы,

педагог

проводит

с

воспитанниками

тематические

беседы.

В

основном

беседы

проходят

в

процессе

образовательной деятельности согласно планированию. Но, дети – есть дети.

Они

гораздо

лучше

воспринимают

информацию,

если

она

дается

в

непринужденном контексте. Поэтому педагоги беседуют постоянно, во время

пребывания

в

детском

саду.

В

связи

с

особенностями

мышления

дошкольников

эффективны

такиенаглядные

формы

патриотического

воспитания как экскурсии и прогулки. Экскурсия чаще всего проводится с

целью закрепление цикла тематических бесед. Это может быть поход в музей,

после беседы об истории и быте родного края. Экскурсия по памятным

местам с целью знакомства с родным городом. Посещение вечного огня,

мемориальных досок и других монументов, посвященных павшим героям

ВОВ

в

преддверии

дня

Победы

9

мая.

Дети

очень

эмоционально

реагируют на все, что видят, если экскурсии предшествовала беседа.

Прогулки по родному городу позволяют детям приобщаться к красоте

природы,

видеть

достопримечательности,

прикоснуться

к

истории

своей

малой родины.

Связь

мышления

и

деятельность

рук

человека

давно

известна

и

доказана.

Потому изобразительная прикладная деятельность становится

одной из важнейших форм патриотического воспитания. Гжель, Хохлома,

русские народные узоры, их воспроизведение закрепляет полученныезнания

о русских народных промыслах, о мастерах и их изделиях, об истории своей

страны.

Но,

прежде

чем

ребенок

научится

все

это

воспроизводить,

воспитателю необходимо обогатить его необходимыми знаниями. Хороший

результат

можно

получить,

рассматривая

с

малышами

красочные

иллюстрации, альбомы, видеоэкскурссии. Все это становится возможным при

активном

использовании

ИКТ,

которое

помогаетподавать

материал

детям

более

интересно,

ярко

(мультимедийные

презентации,

видеоклипы,

показ

видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой

Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях) и предоставляет

широкие возможности для реализации различных проектов. Неоценимый

вклад в решение задач нравственно - патриотического воспитания вносит

использование художественной литературы и устного народного творчества.

Это

чтение

рассказов,

сказок,

обсуждение

и

обыгрывание

произведений,

заучивание

стихотворений,

знакомство

с

пословицами,

поговорками,

загадками

и

многое

другое.

Нельзя

не

упомянуть

здесь проведение

литературных

конкурсов

чтецов,

посвященных

данному

направлению

работы.

Не менее актуальной и приемлемой формой работы по нравственно-

патриотическому

воспитанию

является

проведение

тематических

акций

(например, «Герб семьи», «Берегите первоцветы», «День Победы помнят

деды», «Письмо солдату

»)

, которые направлены на сотрудничество семьи в

решении

проблем

образования

и

воспитания

детей,

повышения

роли

и

ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания

ребёнка. В результате проведения акций создается благоприятная среда для

установления

доверительных

отношений

родителей

с

педагогами,

формируются положительный

имидж

ДОО,

растет

потребность

в

организации семейного досуга.

Помимо этого, мы можем выделить и другие

формы патриотического воспитания дошкольников, такие, как

различные

игры

(фольклорные,

тематические,

дидактические),

которые

легко

и

непринужденно

позволяют

детям

дошкольного

возраста

закреплять

полученные знания.

Особое

место

занимают календарные

народные

праздники

и

развлечения.

В

них

фиксируются

накопленные

веками

тончайшие

наблюдения

за

характерными

особенностями

времен

года,

погодными

изменениями,

поведением

птиц,

насекомых,

растений.

Причем

эти

наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами

общественной

жизни

человека

во

всей

их

целостности

и

многообразии

.

Благодаря им, мы имеем возможность привлечь дошкольников к истокам

народной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить

здоровье,

возродить

традиции

семейного

воспитания.

Здесь

хочется

вспомнить слова педагога К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и

весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки

сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни».

Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко

содержательной

игрой.

Поэтому,

проживая

с

детьми,

любимые

в

народе

праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их

памяти глубокий след.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания

имеет

тема,

“Защитников

Отечества”.

Воины,

защитники

Отечества

есть

практически в каждой семье, поэтому праздник – день Защитника Отечества -

считается всенародным, способствующим развитию личности гражданина и

воспитания

долга

защитника

Отечества.

Эти

праздники

воспевают

и

поднимают

на

новую

ступень

смелость

и

отвагу,

терпение

к

нуждам

и

выносливость

народа,

героизм

взрослых

и

молодежи,

победивших

смертельного врага.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и

тему

Великой

Отечественной

войны.

На

конкретных

фактах

из

жизни

старших

членов

семьи

(дедушек

и

бабушек,

участников

Великой

Отечественной

войны,

их

трудовых

и

фронтовых

подвигах)

необходимо

привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к

Отечеству” и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили

потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь

за

счастье

людей.

Их

имена

увековечены

в

названиях

городов,

улиц,

площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Одной

из

форм

инновационной

деятельности

по

нравственно-

пат риотич е скому

во спит анию

я вля ет ся метод

педагогического

проектирования.

Это

один

из

перспективных

методов,

способствующих

решению проблемы нравственно- патриотического воспитания, развивающий

познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Участвуя в

проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой

вклад в общее дело, радуется своим успехам, успехам своих сверстников.

Выбирая

ту

или

иную

форму

организации

детской

деятельности,

педагог

должен,

в

первую

очередь,

заботиться

о

том,

чтобы

маленький

человек стал человеком с большой буквы. Чтобы он мог отличать плохое от

хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание,

самоопределение и развитие в себе качеств и ценностей настоящего патриота

и гражданина своей Родины. А это трудолюбие, милосердие, активность,

самостоятельность, эмоциональная отзывчивость, любовь к близким, своей

Родине, своему народу, почтительное отношение к традициям и культуре.



В раздел образования