Автор: Сергеенко Екатерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – детсад №22" г.Ливны
Населённый пункт: Орловская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Нравственно–патриотическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей и использование разнообразных форм организации детской деятельности»
Раздел: дошкольное образование
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через
интеграцию образовательных областей и использование разнообразных
форм организации детской деятельности.
Е. С. Сергеенко, воспитатель
МБДОУ «ЦРР – детсад №22» г . Ливны
Истинный человек и сын отечества есть одно и то же.
А. Н. Радищев
Чувство Родины... Где его начало?! Что это значит?! Каждый из нас
рано или поздно задумывается над этими вопросами.
Это чувство начинается у ребенка с отношения к своей семье, к самым
близким
людям
—
к
матери,
отцу,
бабушке,
дедушке.
Это
корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением в первые годы
жизни.Оно начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш,
чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие
впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль в становлении личности будущего
патриота.
На сегодняшний день
система дошкольного образования, воплощая
результаты новейших достижений науки и практики, обновляет содержание
образования
и
воспитания
детей.
Появилось
множество
инновационных
программ,
направленных
на
реализацию
основных
образовательных
областей, и тем очевиднее стал разрыв, возникший в результате того, что из
поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственно-патриотическое
воспитание». В то же время, актуальность проблем, связанных с нравственно-
патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает
чрезвычайную значимость. Ведь социально-экономические преобразования в
обществе диктуют необходимость формирования в личности эмоционального
стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и
другие
изменения
в
стране
и
не
только
не
сломаться,
а
обладать
способностью
эффективно
и
нестандартно
решать
новые
жизненные
проблемы, действуя при этом не только в своих интересах, но и во благо
своей Родины.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый
период формирования всех личностных качеств. Закладываемое в это время
эмоциональное
отношение
к
жизни
и
людям,
развитие
нравственности,
патриотизмаопределит
дальнейшее
поведение
и
образ
мыслей
взрослого
человека,
гражданина.Таким
образом,
нравственно-патриотическое
воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного
учреждения. И для решения этой задачи необходима тесная взаимосвязь с
родителями
наших
воспитанников.
Семья
была,
есть
и
будет
ячейкой
общества
и
хранительницей
национальных
традиций.Нравственно-
патриотическое
воспитание
ребенка-дошкольника-педагогический
процесс
довольно сложный. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Я как педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, ставлю
перед собой следующие задачи нравственно-патриотического воспитания:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу, стране;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека, гражданина;
- расширение представлений о городах и народах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Решение
поставленных
задач
влечет
за
собой
поиск
расширенного
содержания
и
разных
форм
работы
через
взаимосвязь
разных
видов
деятельности и интеграцию образовательных областей. Так, исторические
эпохи, сменяя друг друга, сохраняют часть векового наследия. Но при этом,
происходит
и
обновление.
Например,
претерпевают
изменения
списки
рекомендуемых для чтения книг, пополняясь новыми переводами с языков
народов России. Издаются сборники сказок, выходят новые мультфильмы,
сериалы,
которые
новыми
средствами,
более
полно
и
захватывающе
рассказывают
об
особенностях
жизни
разных
народов
России.
Это
расширенное
содержание
требует
взаимодействия
всех
образовательных
областей,
так
как
задача
педагога
в
конечном
итоге
–
формирование
у
дошкольников
целостной
картины
мира
на
основе
нравственно-
патриотических
качеств
личности.
Патриотические
чувства
формируются
через
знакомство
со
словестным,
музыкальным
и
изобразительным
искусством, чтение художественной литературы. Ведь использование музыки
способно расширить чувственный опыт детей, усилить их эмоции при чтении
литературных
произведений,
создать
настроение
в
п р о ц е с с е
изобразительной,
математической
или
любой
другой
деятельности.
Психофизиологические
особенности
детей-дошкольников
таковы,
что
раздробленность
содержания
различных
образовательных
областей
и
сориентированность на выработку узкоспециализированных представлений
заметно снижают эффективность решения задач дошкольного образования в
целом.
А
взаимообогащение
разных
образовательных
областей
позволяет,напротив, решать данные задачи на качественно новом уровне:
создает комфортные условия детской жизнедеятельности, полного раскрытия
его индивидуальных способностей, развивает познавательную мотивацию и
общую готовность к успешному образованию в дальнейшем. Таким образом,
образовательные
области
способны
обогащать
друг
друга,
раскрывать
аспекты
одного
и
того
же
явления
или
понятия,
обеспечивая
при
этом
целостность восприятия.
Данные
задачи
решаются
во
всех
видах
детской
деятельности:
на
занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только
патриотические
чувства,
но
и
формируют
его
взаимоотношения
со
взрослыми и сверстниками. А это уже основа нравственности личности.
Каковы
же
формы
организации
детской
деятельностидля
решения
поставленных задач и какие из них наиболее эффективны?
Одной из действенных форм работы по нравственно-патриотическому
воспитанию, несомненно, является беседа. Воспитатели беседуют с детьми,
как
в
процессе
образовательной
деятельности,
так
и
в
повседневных
режимных моментах. Это позволяет воспитателю проанализировать уровень
усвоенного ребенком материала,закрепить полученные на занятии знания.
Начиная
со
средней
группы,
педагог
проводит
с
воспитанниками
тематические
беседы.
В
основном
беседы
проходят
в
процессе
образовательной деятельности согласно планированию. Но, дети – есть дети.
Они
гораздо
лучше
воспринимают
информацию,
если
она
дается
в
непринужденном контексте. Поэтому педагоги беседуют постоянно, во время
пребывания
в
детском
саду.
В
связи
с
особенностями
мышления
дошкольников
эффективны
такиенаглядные
формы
патриотического
воспитания как экскурсии и прогулки. Экскурсия чаще всего проводится с
целью закрепление цикла тематических бесед. Это может быть поход в музей,
после беседы об истории и быте родного края. Экскурсия по памятным
местам с целью знакомства с родным городом. Посещение вечного огня,
мемориальных досок и других монументов, посвященных павшим героям
ВОВ
в
преддверии
дня
Победы
—
9
мая.
Дети
очень
эмоционально
реагируют на все, что видят, если экскурсии предшествовала беседа.
Прогулки по родному городу позволяют детям приобщаться к красоте
природы,
видеть
достопримечательности,
прикоснуться
к
истории
своей
малой родины.
Связь
мышления
и
деятельность
рук
человека
давно
известна
и
доказана.
Потому изобразительная прикладная деятельность становится
одной из важнейших форм патриотического воспитания. Гжель, Хохлома,
русские народные узоры, их воспроизведение закрепляет полученныезнания
о русских народных промыслах, о мастерах и их изделиях, об истории своей
страны.
Но,
прежде
чем
ребенок
научится
все
это
воспроизводить,
воспитателю необходимо обогатить его необходимыми знаниями. Хороший
результат
можно
получить,
рассматривая
с
малышами
красочные
иллюстрации, альбомы, видеоэкскурссии. Все это становится возможным при
активном
использовании
ИКТ,
которое
помогаетподавать
материал
детям
более
интересно,
ярко
(мультимедийные
презентации,
видеоклипы,
показ
видеоматериалов о родной земле, о героизме русского народа, о Великой
Отечественной войне, о знаменитых битвах и сражениях) и предоставляет
широкие возможности для реализации различных проектов. Неоценимый
вклад в решение задач нравственно - патриотического воспитания вносит
использование художественной литературы и устного народного творчества.
Это
чтение
рассказов,
сказок,
обсуждение
и
обыгрывание
произведений,
заучивание
стихотворений,
знакомство
с
пословицами,
поговорками,
загадками
и
многое
другое.
Нельзя
не
упомянуть
здесь проведение
литературных
конкурсов
чтецов,
посвященных
данному
направлению
работы.
Не менее актуальной и приемлемой формой работы по нравственно-
патриотическому
воспитанию
является
проведение
тематических
акций
(например, «Герб семьи», «Берегите первоцветы», «День Победы помнят
деды», «Письмо солдату
»)
, которые направлены на сотрудничество семьи в
решении
проблем
образования
и
воспитания
детей,
повышения
роли
и
ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания
ребёнка. В результате проведения акций создается благоприятная среда для
установления
доверительных
отношений
родителей
с
педагогами,
формируются положительный
имидж
ДОО,
растет
потребность
в
организации семейного досуга.
Помимо этого, мы можем выделить и другие
формы патриотического воспитания дошкольников, такие, как
различные
игры
(фольклорные,
тематические,
дидактические),
которые
легко
и
непринужденно
позволяют
детям
дошкольного
возраста
закреплять
полученные знания.
Особое
место
занимают календарные
народные
праздники
и
развлечения.
В
них
фиксируются
накопленные
веками
тончайшие
наблюдения
за
характерными
особенностями
времен
года,
погодными
изменениями,
поведением
птиц,
насекомых,
растений.
Причем
эти
наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами
общественной
жизни
человека
во
всей
их
целостности
и
многообразии
.
Благодаря им, мы имеем возможность привлечь дошкольников к истокам
народной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить
здоровье,
возродить
традиции
семейного
воспитания.
Здесь
хочется
вспомнить слова педагога К.Д.Ушинского «…для ребёнка светлый праздник и
весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки
сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни».
Народный праздник является для ребенка большой, яркой и глубоко
содержательной
игрой.
Поэтому,
проживая
с
детьми,
любимые
в
народе
праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их
памяти глубокий след.
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания
имеет
тема,
“Защитников
Отечества”.
Воины,
защитники
Отечества
есть
практически в каждой семье, поэтому праздник – день Защитника Отечества -
считается всенародным, способствующим развитию личности гражданина и
воспитания
долга
защитника
Отечества.
Эти
праздники
воспевают
и
поднимают
на
новую
ступень
смелость
и
отвагу,
терпение
к
нуждам
и
выносливость
народа,
героизм
взрослых
и
молодежи,
победивших
смертельного врага.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и
тему
Великой
Отечественной
войны.
На
конкретных
фактах
из
жизни
старших
членов
семьи
(дедушек
и
бабушек,
участников
Великой
Отечественной
войны,
их
трудовых
и
фронтовых
подвигах)
необходимо
привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к
Отечеству” и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили
потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь
за
счастье
людей.
Их
имена
увековечены
в
названиях
городов,
улиц,
площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Одной
из
форм
инновационной
деятельности
по
нравственно-
пат риотич е скому
во спит анию
я вля ет ся метод
педагогического
проектирования.
Это
один
из
перспективных
методов,
способствующих
решению проблемы нравственно- патриотического воспитания, развивающий
познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Участвуя в
проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой
вклад в общее дело, радуется своим успехам, успехам своих сверстников.
Выбирая
ту
или
иную
форму
организации
детской
деятельности,
педагог
должен,
в
первую
очередь,
заботиться
о
том,
чтобы
маленький
человек стал человеком с большой буквы. Чтобы он мог отличать плохое от
хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание,
самоопределение и развитие в себе качеств и ценностей настоящего патриота
и гражданина своей Родины. А это трудолюбие, милосердие, активность,
самостоятельность, эмоциональная отзывчивость, любовь к близким, своей
Родине, своему народу, почтительное отношение к традициям и культуре.