Напоминание

Духовно–нравственное развитие современного ученика


Автор: Луценко Ирина Васильевна
Должность: преподаватель общественных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ РХ "Аграрный техникум"
Населённый пункт: село Шира, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Духовно–нравственное развитие современного ученика
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Духовно-нравственное развитие современного ученика

Мы не выживем физически, если

погибнем духовно.

Д.С. Лихачёв

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной

задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент

социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-

нравственной консолидации российского общества.

Трудно говорить о «разумном, добром, вечном» в период масштабных перемен в стране.

Специфические

проблемы

современного

мира

вызвали

и

трансформацию

системы

ценностей. В обществе произошло переосмысление идеалов, приоритетов. К сожалению,

бездуховность, равнодушие стали сейчас привычным явлением.

На место старых ценностей - мудрости, добру, правде, чести, совести - приходит более

уд о б н ы й

« к у л ь т у р н ы й

п а к е т » ,

в к л ю ч а ю щ и й

и н ф о р м и р о в а н н о с т ь ,

конкурентноспособность, адаптированность и т. д. Общий результат - разрушение морали

и предельная индивидуализация человеческого существования, когда в качестве субъекта

человек

рассматривает

лишь

себя,

полагая

всех

остальных

всего

лишь

частью

враждебного мира

Новый социальный заказ - требуются люди, умеющие быстро приспосабливаться к

любым изменениям, гибкие, любознательные, стремящиеся выяснить, что происходит,

оказывать

влияние

на

происходящее,

сохранить

самообладание

в

условиях

неопределенности, способные переносить идеи из одной области в другую. В грядущем

мироустройстве

будет

вознаграждаться

индивидуальность

и

предприимчивость,

ориентированность на будущее.

В Концепции модернизации российского образования определены основные задачи

современной педагогики. Большое внимание уделяется формированию у обучающихся

гражданственности, духовности, культуры.

Образовательное учреждение должно формировать целостную систему универсальных

знаний,

умений,

навыков,

а

также

опыт

самостоятельной

деятельности

и

личной

ответственности

обучающихся,

то

есть

ключевые

компетенции,

определяющие

современное качество содержания образования.

Формирование общечеловеческих качеств, привитие моральных, нравственных норм -

необходимость,

продиктованная

временем,

так

как

вооружённый

знаниями

безнравственный человек является угрозой для общества.

Наибольшими

возможностями

в

формировании

духовно-нравственной

личности

обладают гуманитарные предметы, прежде всего это история и обществознание. Эти

учебные

дисциплины,

где

внимание

обучающихся

привлекается

к

важным

вопросам

самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения

в различных ситуациях, их эмоционального переживания.

Внедрение

Федерального

государственного

стандарта

образования

предусматривает

использование

системно-деятельностного

подхода

и

личностно-ориентированных

технологий обучения. Они не только оживляют уроки, но и позволяют формировать

базовые компетенции обучающихся.

Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные

уроки дают обучающимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о

взаимосвязи предметов и явлений. Они развивают творческий потенциал обучающихся,

побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию

логики, коммуникативных способностей.

В своей деятельности я выделяю два направления, по которым работаю: формирование

познавательного интереса к истории и обществознанию путем использования технологии

исследования, и воспитание патриотического отношения обучающихся к краю, Отечеству,

посредством

накопления

краеведческого

материала

и

использования

его

на

уроках

истории и обществознания.

На

уроках

я

формирую

познавательный

интерес,

через

развитие

самонаблюдения,

самопознания

и

творческий

подход.

В

работе

использую

элементы

метода

альтернативного

исторического

моделирования,

который

способствует

развитию

творческой деятельности обучающихся. Нестандартные формы работы позволяют делать

урок более содержательным, интересным, вызвать у ребят интерес к более широкому

изучению предмета. Это и уроки-семинары, уроки - практикумы, работа в группах по

решению проблемных задач, уроки-презентации. Использование мною компьютерных

технологий активно формирует нравственные качества личности, познавательный интерес

и

творческую

деятельность.

Ребята

готовят

презентации

и

делают

фильмы,

которые

можно использовать на уроках истории и обществознания и через которые они выражают

свое отношение к окружающему миру.

На уроках мы с ребятами рассматриваем такие вопросы, как: «Понятие духовности как

социальной

действительности»,

«Духовность

и

здоровье

человека»,

«Социальные

проблемы:

СПИД,

наркомания»,

«В

чем

вы

видите

интеллектуальный

и

духовный

потенциал человека будущего?», «Как вы понимаете мысль В. Соловьева «Свобода - это

постоянная готовность человека к добру?»» и другие.

Находясь в поиске гармонии и, прежде всего, в гармонии с самим с собой и с миром,

обучающиеся осознают, что непреложным элементом общественной культуры является

нравственно-творческий потенциал в любой профессиональной деятельности.

Преподавание истории и обществознания заключается в освоении духовных ценностей,

идеалов,

нравственных

ориентиров,

гражданской

позиции,

жизненно-практической

культуры,

созданной

человеком

в

процессе

цивилизации.

Изучение

этих

предметов

приводит к пониманию, что нравственные нормы регулируют отношения между людьми,

формируют представление о духовном взаимопонимании, осмыслении сути духовности,

понятия милосердия и сострадания, меняют отношение к нашим культурным традициям

понимания семьи, любви, слова, что разрушение национального самосознания, потеря

высоких нравственных и духовных ориентиров грозят вырождению нации.

Важную роль в воспитании гражданина своей Родины, горячо любящего свой народ,

свою

землю,

играют

уроки,

посвященные

вопросам

развития

культуры

России.

Первокурсники на уроке «Культура Древней Руси» знакомятся с культурой Древнего

Киева, Новгорода, узнают, что так называемые «русские» мечи, имевшие удивительные и

редкостные узоры, пользовались широким спросом на рынках Византии, Средней Азии и

Европе. В Чехии лучшими считались замки русской работы.

Большую

роль

в

нравственном

воспитании

на

уроках

истории

играет

оценочная

деятельность

обучающихся.

Ребята самостоятельно осмысливают как собственный

нравственный

опыт,

так

и

опыт

других людей.

При изучении темы «Феодальное

общество

в

Западной

Европе»

по

всеобщей

истории

обучающиеся

знакомятся

с

этическими нормами класса феодалов, которые использовали доходы от войны, грабежей

и труда крестьян в основном на подарки, охоту, содержание большой свиты слуг и воинов.

Знатный феодал должен быть щедрым, не считая денег, тратить свое богатство, делая это

напоказ. Для него достойными занятиями были война, рыцарские подвиги, а тяжелые

заботы о хлебе насущном он предоставлял «грубой черни». В сказаниях о рыцарях в 10 -

12 веках воспевались смелость, воинская удаль, презрение к смерти. Позднее, в 12 - 14 вв.,

в период расцвета рыцарской литературы, главным мерилом оценки поведения стала

«честь».

Феодалы

приписывали

высокие

моральные

качества

только

своему

классу,

связывая их с «благородным происхождением». Считалось, что « благородные» наделены

от рождения и лучшими моральными качествами: они храбры, щедры и ве ликодушны. К

«неблагородным» правила рыцарской чести не применялись. В повседневной жизни, в

семье феодалы были грубы, жестоки.

Провожу с ребятами беседу, чтобы установить современное значение нравственных

понятий и терминов, о которых шла речь на уроке. Выясняем, что благородным сейчас

называют

человека

честного

и

справедливого,

рыцарским

называем

смелое

и

великодушное поведение. Когда в наши дни человек желает подтвердить правдивость

сказанного, он дает слово «чести» - честное слово.

Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные

познавательные

задачи.

Они

классифицируются

по

содержанию,

уровню

сложности

познавательной деятельности

обучающихся, по их роли в учебной деятельности. По

содержанию

можно

выделить

задачи

на

раскрытие

отношения

к

людям

труда,

на

раскрытие отношения к труду. По уровню сложности выделяются задачи:

1

уровень,

предполагающие

усвоение

знаний

о

нравственной

стороне

трудовой

деятельности требующие дать оценку трудовой деятельности людей;

2 уровень, сформулировать оценочное суждение под руководством преподавателя;

3

уровень,

побуждающие

дать

самостоятельную

нравственную

оценку

трудовой

деятельности людей, когда ученик поставлен в ситуацию выбора.

Работу по раскрытию нравственных черт личности в процессе труда можно продолжить

на более высоком уровне сложности при изучении культуры России конца 15 - 16 вв.

При рассмотрении вопроса о первопечатнике Иване Федорове ученикам предлагается

такая

задача.

Однажды

в

мастерскую

Ивана

Федорова

пришел

знатный

боярин

Басманов. Первопечатник только что выхватил из горна большую металлическую ложку

с раскаленной смесью свинца и сурьмы: «Посторонись, боярин,

обжечь ненароком

могу!». Разлил жидкий металл по формочкам, вытер пот со лба и только тогда попел к

боярину: «Прости, литье - дело срочное, промедления не терпит». «Ловко работаешь,

Федоров, тебе бы не буковки, а пушки лить», - говорит Басманов. «Может, и такое время

придет, боярин. Только то, что буковки по миру разнесут, того ни пушками, ни саблями

не убьешь», - был ответ первопечатника.

Предлагаю

ответить

на

вопрос

«Какие

качества

были

присущи

Ивану

Федорову?»

Подтверди свое мнение текстом. Ребята, как правило, вычленяют нравственный аспект,

говоря о трудолюбии печатка, отмечают великолепное знание им своего дела, понимание

значимости своего труда,

стремление трудиться для людей. Иван Федоров - человек

труда, для него самое важное - дело, которому он служит. Многие темы в курсе истории

содержат

богатый

«ценностный

пласт».

Вспомним

великого

князя

Сергея

Александровича, дядю последнего русского царя Николая II и его супругу великую

княгиню Елизавету Федоровну. Великий князь Сергей Александрович погиб от разрыва

бомбы террориста в 1905 году. Елизавета Федоровна по частям собирала останки мужа.

После

такого

потрясения

можно

было

ожесточиться,

возненавидеть

этот

несправедливый мир. Но в том, как повела себя княгиня, поистине отразилось величие

ее души. Забота не только к пострадавшим, но и к убийце мужа. Она подала прошение

царю о том, чтобы фанатика оставили в живых. Ни это ли великое доказательство

любви к людям и даже к своим врагам. Это ли не пример для подражания? Такие

примеры

в

истории

не

единичны

и

ребят

учу

оценивать

поступки,

не

быть

равнодушными к окружающим. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых

эпох, учащиеся одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия,

сострадания и любви.

Урок истории обладает возможностями влиять на становление духовно-нравственных

качеств

личности. Урок организую таким образом, чтобы обучающиеся постоянно

оказывались

в

ситуации

решения

вопроса

о

том,

как

отнестись

к

данному

историческому событию. При этом обучающийся проводит как фактический анализ

(выявляет объективные свойства исторических процессов и событий), так и ценностно

-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества и

личности. В ходе занятия ставлю цель выработать умение использовать при оценках

систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей, соотносить их,

чтобы выработать ответственность за принятое решение. Создавая на уроке ценносгно-

проблемные ситуации,

обучающийся ставится перед выбором с

помощью каких

критериев дать оценку тому или иному историческому событию. Настоящее воспитание

историей, на мой взгляд, заключается в представлении ученику реальных возможностей

примерять на себя исторические роли.

Хочется

подчеркнуть,

что

само

присутствие

в

исторических

текстах

оценочных

суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с

одной стороны примерять на себя исторические роли, а с другой стороны - войти в круг

тех, кто эти роли оценивает.

На уроках перед умственным взором обучающегося проходит целая галерея образов

исторических

деятелей.

Одни

их

них

мелькают

бледной

тенью,

другие

оставляют

глубокий след в душе, иногда на всю жизнь становятся образцом для подражания.

Я убеждена, что на уроках истории и обществознания можно прививать обучающимся

духовно-

нравственные ценности, воспитывать патриотические чувства, формировать

устойчивую гражданскую позицию. Для этого на своих уроках я создаю условия, которые

позволяют в полной мере проявлять

свои способности, развивать самостоятельность,

познавательную активность, творческий потенциал.

Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд, эффективное решение -

создание и организация работы научных обществ обучающихся (НОО). НОО позволяет

реализовать личностно - ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку

одаренных

детей,

выстраивать

индивидуальную

траекторию

развития

личности.

Исследовательские и проектные работы презентуются как в техникуме, привлекая других

обучающихся,

так

и

в

конкурсах

различного

уровня.

Мои

обучающиеся

принимают

участие

в

Фестивале

творческих

и

исследовательских

работ

учащихся

«Портфолио»

педагогического

клуба

«Первое

сентября»,

участвуют

во

всероссийской

олимпиаде

«Эрудиты

планеты»,

являются

активными

членами

историко-патриотического

кружка

«Поиск».

Важнейшая

цель

исторического

образования

-

обеспечить

средствами

предмета

воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности,

обладающей

нравственными

качествами,

способной

к

самореализации

в

условиях

современной

российской

социокультурной

ситуации.

Иными

словами,

с

помощью

исторических

знаний

человек

должен

самоопределиться

в

окружающем

мире

и

интегрировать себя в этот мир.

Литература

1. Гузеев. В.В.. Современные образовательные технологии. М., 1989

2 Гончарова Т.И. Уроки истории –уроки жизни. М: Педагогика, 1986

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и

воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010

4. Михееев Б.Н. Формирование гуманистических чувств на уроках истории. Преподавание

истории в школе, №5,1989

5. Реформа развития высшего образования. М.: Наука, 2004



В раздел образования