Автор: Луценко Ирина Васильевна
Должность: преподаватель общественных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ РХ "Аграрный техникум"
Населённый пункт: село Шира, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Духовно–нравственное развитие современного ученика
Раздел: среднее профессиональное
Духовно-нравственное развитие современного ученика
Мы не выживем физически, если
погибнем духовно.
Д.С. Лихачёв
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной
задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент
социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-
нравственной консолидации российского общества.
Трудно говорить о «разумном, добром, вечном» в период масштабных перемен в стране.
Специфические
проблемы
современного
мира
вызвали
и
трансформацию
системы
ценностей. В обществе произошло переосмысление идеалов, приоритетов. К сожалению,
бездуховность, равнодушие стали сейчас привычным явлением.
На место старых ценностей - мудрости, добру, правде, чести, совести - приходит более
уд о б н ы й
« к у л ь т у р н ы й
п а к е т » ,
в к л ю ч а ю щ и й
и н ф о р м и р о в а н н о с т ь ,
конкурентноспособность, адаптированность и т. д. Общий результат - разрушение морали
и предельная индивидуализация человеческого существования, когда в качестве субъекта
человек
рассматривает
лишь
себя,
полагая
всех
остальных
всего
лишь
частью
враждебного мира
Новый социальный заказ - требуются люди, умеющие быстро приспосабливаться к
любым изменениям, гибкие, любознательные, стремящиеся выяснить, что происходит,
оказывать
влияние
на
происходящее,
сохранить
самообладание
в
условиях
неопределенности, способные переносить идеи из одной области в другую. В грядущем
мироустройстве
будет
вознаграждаться
индивидуальность
и
предприимчивость,
ориентированность на будущее.
В Концепции модернизации российского образования определены основные задачи
современной педагогики. Большое внимание уделяется формированию у обучающихся
гражданственности, духовности, культуры.
Образовательное учреждение должно формировать целостную систему универсальных
знаний,
умений,
навыков,
а
также
опыт
самостоятельной
деятельности
и
личной
ответственности
обучающихся,
то
есть
ключевые
компетенции,
определяющие
современное качество содержания образования.
Формирование общечеловеческих качеств, привитие моральных, нравственных норм -
необходимость,
продиктованная
временем,
так
как
вооружённый
знаниями
безнравственный человек является угрозой для общества.
Наибольшими
возможностями
в
формировании
духовно-нравственной
личности
обладают гуманитарные предметы, прежде всего это история и обществознание. Эти
учебные
дисциплины,
где
внимание
обучающихся
привлекается
к
важным
вопросам
самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной вины, поведения
в различных ситуациях, их эмоционального переживания.
Внедрение
Федерального
государственного
стандарта
образования
предусматривает
использование
системно-деятельностного
подхода
и
личностно-ориентированных
технологий обучения. Они не только оживляют уроки, но и позволяют формировать
базовые компетенции обучающихся.
Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные
уроки дают обучающимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о
взаимосвязи предметов и явлений. Они развивают творческий потенциал обучающихся,
побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию
логики, коммуникативных способностей.
В своей деятельности я выделяю два направления, по которым работаю: формирование
познавательного интереса к истории и обществознанию путем использования технологии
исследования, и воспитание патриотического отношения обучающихся к краю, Отечеству,
посредством
накопления
краеведческого
материала
и
использования
его
на
уроках
истории и обществознания.
На
уроках
я
формирую
познавательный
интерес,
через
развитие
самонаблюдения,
самопознания
и
творческий
подход.
В
работе
использую
элементы
метода
альтернативного
исторического
моделирования,
который
способствует
развитию
творческой деятельности обучающихся. Нестандартные формы работы позволяют делать
урок более содержательным, интересным, вызвать у ребят интерес к более широкому
изучению предмета. Это и уроки-семинары, уроки - практикумы, работа в группах по
решению проблемных задач, уроки-презентации. Использование мною компьютерных
технологий активно формирует нравственные качества личности, познавательный интерес
и
творческую
деятельность.
Ребята
готовят
презентации
и
делают
фильмы,
которые
можно использовать на уроках истории и обществознания и через которые они выражают
свое отношение к окружающему миру.
На уроках мы с ребятами рассматриваем такие вопросы, как: «Понятие духовности как
социальной
действительности»,
«Духовность
и
здоровье
человека»,
«Социальные
проблемы:
СПИД,
наркомания»,
«В
чем
вы
видите
интеллектуальный
и
духовный
потенциал человека будущего?», «Как вы понимаете мысль В. Соловьева «Свобода - это
постоянная готовность человека к добру?»» и другие.
Находясь в поиске гармонии и, прежде всего, в гармонии с самим с собой и с миром,
обучающиеся осознают, что непреложным элементом общественной культуры является
нравственно-творческий потенциал в любой профессиональной деятельности.
Преподавание истории и обществознания заключается в освоении духовных ценностей,
идеалов,
нравственных
ориентиров,
гражданской
позиции,
жизненно-практической
культуры,
созданной
человеком
в
процессе
цивилизации.
Изучение
этих
предметов
приводит к пониманию, что нравственные нормы регулируют отношения между людьми,
формируют представление о духовном взаимопонимании, осмыслении сути духовности,
понятия милосердия и сострадания, меняют отношение к нашим культурным традициям
понимания семьи, любви, слова, что разрушение национального самосознания, потеря
высоких нравственных и духовных ориентиров грозят вырождению нации.
Важную роль в воспитании гражданина своей Родины, горячо любящего свой народ,
свою
землю,
играют
уроки,
посвященные
вопросам
развития
культуры
России.
Первокурсники на уроке «Культура Древней Руси» знакомятся с культурой Древнего
Киева, Новгорода, узнают, что так называемые «русские» мечи, имевшие удивительные и
редкостные узоры, пользовались широким спросом на рынках Византии, Средней Азии и
Европе. В Чехии лучшими считались замки русской работы.
Большую
роль
в
нравственном
воспитании
на
уроках
истории
играет
оценочная
деятельность
обучающихся.
Ребята самостоятельно осмысливают как собственный
нравственный
опыт,
так
и
опыт
других людей.
При изучении темы «Феодальное
общество
в
Западной
Европе»
по
всеобщей
истории
обучающиеся
знакомятся
с
этическими нормами класса феодалов, которые использовали доходы от войны, грабежей
и труда крестьян в основном на подарки, охоту, содержание большой свиты слуг и воинов.
Знатный феодал должен быть щедрым, не считая денег, тратить свое богатство, делая это
напоказ. Для него достойными занятиями были война, рыцарские подвиги, а тяжелые
заботы о хлебе насущном он предоставлял «грубой черни». В сказаниях о рыцарях в 10 -
12 веках воспевались смелость, воинская удаль, презрение к смерти. Позднее, в 12 - 14 вв.,
в период расцвета рыцарской литературы, главным мерилом оценки поведения стала
«честь».
Феодалы
приписывали
высокие
моральные
качества
только
своему
классу,
связывая их с «благородным происхождением». Считалось, что « благородные» наделены
от рождения и лучшими моральными качествами: они храбры, щедры и ве ликодушны. К
«неблагородным» правила рыцарской чести не применялись. В повседневной жизни, в
семье феодалы были грубы, жестоки.
Провожу с ребятами беседу, чтобы установить современное значение нравственных
понятий и терминов, о которых шла речь на уроке. Выясняем, что благородным сейчас
называют
человека
честного
и
справедливого,
рыцарским
называем
смелое
и
великодушное поведение. Когда в наши дни человек желает подтвердить правдивость
сказанного, он дает слово «чести» - честное слово.
Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные
познавательные
задачи.
Они
классифицируются
по
содержанию,
уровню
сложности
познавательной деятельности
обучающихся, по их роли в учебной деятельности. По
содержанию
можно
выделить
задачи
на
раскрытие
отношения
к
людям
труда,
на
раскрытие отношения к труду. По уровню сложности выделяются задачи:
1
уровень,
предполагающие
усвоение
знаний
о
нравственной
стороне
трудовой
деятельности требующие дать оценку трудовой деятельности людей;
2 уровень, сформулировать оценочное суждение под руководством преподавателя;
3
уровень,
побуждающие
дать
самостоятельную
нравственную
оценку
трудовой
деятельности людей, когда ученик поставлен в ситуацию выбора.
Работу по раскрытию нравственных черт личности в процессе труда можно продолжить
на более высоком уровне сложности при изучении культуры России конца 15 - 16 вв.
При рассмотрении вопроса о первопечатнике Иване Федорове ученикам предлагается
такая
задача.
Однажды
в
мастерскую
Ивана
Федорова
пришел
знатный
боярин
Басманов. Первопечатник только что выхватил из горна большую металлическую ложку
с раскаленной смесью свинца и сурьмы: «Посторонись, боярин,
обжечь ненароком
могу!». Разлил жидкий металл по формочкам, вытер пот со лба и только тогда попел к
боярину: «Прости, литье - дело срочное, промедления не терпит». «Ловко работаешь,
Федоров, тебе бы не буковки, а пушки лить», - говорит Басманов. «Может, и такое время
придет, боярин. Только то, что буковки по миру разнесут, того ни пушками, ни саблями
не убьешь», - был ответ первопечатника.
Предлагаю
ответить
на
вопрос
«Какие
качества
были
присущи
Ивану
Федорову?»
Подтверди свое мнение текстом. Ребята, как правило, вычленяют нравственный аспект,
говоря о трудолюбии печатка, отмечают великолепное знание им своего дела, понимание
значимости своего труда,
стремление трудиться для людей. Иван Федоров - человек
труда, для него самое важное - дело, которому он служит. Многие темы в курсе истории
содержат
богатый
«ценностный
пласт».
Вспомним
великого
князя
Сергея
Александровича, дядю последнего русского царя Николая II и его супругу великую
княгиню Елизавету Федоровну. Великий князь Сергей Александрович погиб от разрыва
бомбы террориста в 1905 году. Елизавета Федоровна по частям собирала останки мужа.
После
такого
потрясения
можно
было
ожесточиться,
возненавидеть
этот
несправедливый мир. Но в том, как повела себя княгиня, поистине отразилось величие
ее души. Забота не только к пострадавшим, но и к убийце мужа. Она подала прошение
царю о том, чтобы фанатика оставили в живых. Ни это ли великое доказательство
любви к людям и даже к своим врагам. Это ли не пример для подражания? Такие
примеры
в
истории
не
единичны
и
ребят
учу
оценивать
поступки,
не
быть
равнодушными к окружающим. Восстанавливая контакт с сознанием людей прошлых
эпох, учащиеся одновременно проходят своеобразную школу отзывчивости, милосердия,
сострадания и любви.
Урок истории обладает возможностями влиять на становление духовно-нравственных
качеств
личности. Урок организую таким образом, чтобы обучающиеся постоянно
оказывались
в
ситуации
решения
вопроса
о
том,
как
отнестись
к
данному
историческому событию. При этом обучающийся проводит как фактический анализ
(выявляет объективные свойства исторических процессов и событий), так и ценностно
-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества и
личности. В ходе занятия ставлю цель выработать умение использовать при оценках
систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей, соотносить их,
чтобы выработать ответственность за принятое решение. Создавая на уроке ценносгно-
проблемные ситуации,
обучающийся ставится перед выбором с
помощью каких
критериев дать оценку тому или иному историческому событию. Настоящее воспитание
историей, на мой взгляд, заключается в представлении ученику реальных возможностей
примерять на себя исторические роли.
Хочется
подчеркнуть,
что
само
присутствие
в
исторических
текстах
оценочных
суждений и характеристик ставит ученика в позицию этического выбора, заставляя, с
одной стороны примерять на себя исторические роли, а с другой стороны - войти в круг
тех, кто эти роли оценивает.
На уроках перед умственным взором обучающегося проходит целая галерея образов
исторических
деятелей.
Одни
их
них
мелькают
бледной
тенью,
другие
оставляют
глубокий след в душе, иногда на всю жизнь становятся образцом для подражания.
Я убеждена, что на уроках истории и обществознания можно прививать обучающимся
духовно-
нравственные ценности, воспитывать патриотические чувства, формировать
устойчивую гражданскую позицию. Для этого на своих уроках я создаю условия, которые
позволяют в полной мере проявлять
свои способности, развивать самостоятельность,
познавательную активность, творческий потенциал.
Если говорить о формах внеурочной работы, то, на мой взгляд, эффективное решение -
создание и организация работы научных обществ обучающихся (НОО). НОО позволяет
реализовать личностно - ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку
одаренных
детей,
выстраивать
индивидуальную
траекторию
развития
личности.
Исследовательские и проектные работы презентуются как в техникуме, привлекая других
обучающихся,
так
и
в
конкурсах
различного
уровня.
Мои
обучающиеся
принимают
участие
в
Фестивале
творческих
и
исследовательских
работ
учащихся
«Портфолио»
педагогического
клуба
«Первое
сентября»,
участвуют
во
всероссийской
олимпиаде
«Эрудиты
планеты»,
являются
активными
членами
историко-патриотического
кружка
«Поиск».
Важнейшая
цель
исторического
образования
-
обеспечить
средствами
предмета
воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности,
обладающей
нравственными
качествами,
способной
к
самореализации
в
условиях
современной
российской
социокультурной
ситуации.
Иными
словами,
с
помощью
исторических
знаний
человек
должен
самоопределиться
в
окружающем
мире
и
интегрировать себя в этот мир.
Литература
1. Гузеев. В.В.. Современные образовательные технологии. М., 1989
2 Гончарова Т.И. Уроки истории –уроки жизни. М: Педагогика, 1986
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010
4. Михееев Б.Н. Формирование гуманистических чувств на уроках истории. Преподавание
истории в школе, №5,1989
5. Реформа развития высшего образования. М.: Наука, 2004