Автор: Смяцкая Любовь Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №18"ИГОСК
Населённый пункт: г.Изобильный
Наименование материала: Консультация
Тема: "Система оздоровительной работы детей 5–6 лет."
Раздел: дошкольное образование
Консультация на тему: «Система оздоровительной работы с детьми 5-6 лет
в ДОУ.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный
путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно
в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление
функциональных систем организма, закладываются основные черты
личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень
важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и
практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в
систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное
образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер,
направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и
развития. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и
практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в
систематических занятиях физической культурой и спортом.
Мы проводим большую работу с дошкольниками в сфере физического
воспитания, организации режима, общения, навыков самообслуживания и
личной гигиены, в воспитании чувства бережного отношения к своему
здоровью и здоровью окружающих. Поэтому перед собой ставим следующие
задачи:
• Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению.
• Формировать ценность здорового образа жизни, осознание значения
правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
Для реализации этих задач создаём условия для охраны жизни и укрепления
здоровья детей.
Успешное решение возможно лишь при условии комплексного использования
всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание,
закаливание и движение.
Работу в детском саду строим по нескольким направлениям:
• Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости
детей
• Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с
медицинским работником
• Воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и
семьи.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в
движении в детском саду созданы определенные условия.
В группе создан уголок физической культуры, где располагаются различные
физические пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. Все это
повышает интерес малышей к физкультуре, увеличивает эффективность
занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в
помещении.
На территории детского сада имеется спортивная площадка с «полосами
препятствий», беговой дорожкой.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка придается
развитию движений и физической культуре детей на физкультурных
занятиях. Причем физкультурные занятия имеют разную направленность:
сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности
и самостоятельность.
Поэтому мы используем разнообразные варианты проведения физкультурных
занятий:
• Занятия по традиционной схеме
• Занятия - игровые, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и
малой интенсивности
• Занятия – тренировки в основных видах движений и на закрепление
знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр
• Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд
выявляют победителей
• Сюжетно-игровые занятия, дающие более эмоциональные впечатления.
• Занятия - ОБЖ, где детей обучаем правилам поведения на дорогах, даём
представление о здоровом образе жизни («Разговор о правильном питании»;
«Формирование привычки ежедневных физкультурных представлений»;
«Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для
организма»; «Знания и умение действовать в опасных жизненных
ситуациях»)
На физкультурных занятиях присутствует медсестра, которая ведет контроль
за правильностью распределения нагрузки.
Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в
группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность по
организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.
Поэтому подбираем упражнения и занятия по различным видам физического
совершенствования детей. Основными из них являются:
• подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для
организации игр между занятиями;
• оборудование физкультурного уголка;
• организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на
прогулке;
• оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной
деятельности в семье.
Основными проблемами, требующими совместной деятельности педагогов и
медицинской сестры являются:
1. Физическое состояние детей, посещающих дошкольное учреждение.
2. Оптимизация двигательного режима детей в ДОУ.
3. Профилактика заболеваний.
4. Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
В систему оздоровительной работы, проводимой в детском саду, включены
следующие мероприятия: дыхательная гимнастика, профилактика нарушений
осанки.
Ежедневно реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной
деятельности: утренняя гимнастика в группе и в летний период времени на
открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня,
занятия по физической культуре в группе и на воздухе. Все вместе эти формы
деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на
протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и
физическую нагрузку детей.
Профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний проводит
и медицинская сестра детского сада. Сюда входит: контроль за чистотой,
кварцевание групп, дезинфекция в период вспышки ОРВИ, проветривание
спален перед сном и проветривание групп.
Кроме этого ещё проводят в осенне-зимний период:
• вакцинация по возрасту противогриппозной сывороткой и закладывание
мази (оксолиновой) в нос;
• витаминизация;
• дыхательная гимнастика.
• Закаливающие процедуры:
утренняя гимнастика, физкультурные занятия
прогулки на свежем воздухе (-20)
хождение по группе босиком
Такие же мероприятия проводятся и в весенне- летний период, только
закаливающие процедуры:
• ежедневные прогулки на свежем воздухе
• воздушно-солнечные ванны
Для обеспечения здоровья, разумеется, важно многое: и здоровый образ
жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние костно-мышечного
аппарата. Но помочь ребенку вырасти здоровым возможно лишь в тесном
сотрудничестве с родителями.
Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой
преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения
детей. Важнейшим условием преемственности является установление
доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе
которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С
уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-
оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если
она не реализуется в содружестве с семьёй.
В процессе организации с семьёй, используем разнообразные формы работы:
открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с
родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации;
занятия с участием родителей; выставки детских работ, изготовленных
вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке
и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание
предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы,
анкетирование.
Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о
правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей.
Широко используется информация в родительских уголках, в папках-
передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями»
«Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и
профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком»).
Таким образом, физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь
родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в
течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Осуществляя физкультурно-оздоровительную работу в нашем детском саду,
мы воспитываем в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Дети
активны, любознательны, выносливы. Обладают всеми качествами
гармонически развитой личности.