Автор: Байкалова Екатерина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №8 п.г.т. Алексеевка структурное пдразделение детский сад "Тополёк"
Населённый пункт: г.о. Кинель, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Микробы и методы борьбы с ними»
Раздел: дошкольное образование
Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему:
«Микробы и методы борьбы с ними»
Цель: сформировать у детей элементарные представления о бактериях, о
болезнетворных
микробах,
о
пользе
и
вреде
бактерий,
о
том,
как
можно
защитить себя от болезнетворных микробов.
Задачи:
формирование
понимания
важности
заботы
о
собственном
здоровье;
развитие
познавательного
интереса,
воображения,
творческой
деятельности
ребенка;
познакомиться
с
простыми
способами
борьбы
с
болезнетворными бактериями.
Ход и содержание
1.Организационный момент
На ковре стоит игрушечный столик, за ним сидит кукла с испачканными руками.
На столе игрушечная посуда.
2. Беседа с детьми
Воспитатель. Ребята, вам не кажется, что здесь что-то не так. (Ответы детей)
Воспитатель. А как вы думаете, можно ли садиться за стол с испачканными
руками? (Ответы детей)
Воспитатель. А почему, как вы думаете? (Ответы детей)
Воспитатель. Ребята, а что вы знаете о микробах? (Ответы детей)
Воспитатель. А хотите вы их увидеть и посмотреть какие они? (Ответы детей)
Воспитатель. Ребята, чтобы узнать больше о микробах – вредителях нашего
здоровья, мы должны вначале их увидеть. С помощью чего можно это сделать?
Как вы думаете? (Ответы детей)
(Воспитатель показывает рисунок микроскопа).
3. Познавательный рассказ
Бактерии — очень маленькие живые существа. Их нельзя увидеть глазами,
а можно рассмотреть только в микроскоп.
По форме клеток бактерии подразделяют на шаровидные, палочковидные
и извитые (иллюстрации). Некоторые бактерии полезны. С помощью особых
пищевых
бактерий
получают
кефир
и
сметану
(иллюстрации).
А
также
с
помощью некоторых бактерий производят лекарства, например, пробиотики –
живые
микроорганизмы
–
бифидо-
и
лактобактерии,
которые
способствуют
восстановлению микрофлоры кишечника детей и взрослых (иллюстрации).
Бактерии
живут
повсюду:
в
почве;
в
воздухе,
особенно
в
непроветриваемом помещении; в грязной воде; в пище, которую мы едим,
особенно если она готовилась в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах;
на грязной одежде. Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы
соприкасаемся: на ручках дверей, на поручнях автобусов. Много бактерий на
грязной коже. Если бактерии проникают в организм вместе с едой, грязной
водой и воздухом, тогда они вызывают различные заболевания. Такие бактерии
называются болезнетворными микробами (иллюстрации).
У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и
размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много
новых таких же, как и он, микробов.
Особенно быстро они размножаются в организме человека. Там тепло,
много еды, много влаги, и они чувствуют себя очень хорошо.
Чаще всего у нас грязнятся руки. Вместе с грязью, пылью на руках
скапливается много заразных микробов. С рук они переносятся на лицо, глаза,
губы, попадают в рот, вызывая различные заболевания.
Воспитатель. Ребята, когда я шла к вам сегодня то встретила мальчика, который
не любит мыться, и он рассказал мне такое стихотворение:
Никогда не мойте руки,
Шею, уши и лицо…
Это глупое занятье не приводит
Ни к чему.
Вновь испачкаются руки
Шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы?
Время попусту терять.
Воспитатель. Ребята, а вы как думаете, мальчик всё правильно делает? Вы
согласитесь с его советом? (Ответы детей).
Ребята, а давайте мы с вами посмотрим, как попадают микробы к вам на руки?
4. Проведение опытов
Опыт 1: показать, как передаются микробы от человека к человеку.
(Перед проведением опыта взрослый наносит себе на ладонь тени с блёстками).
Воспитатель здоровается с детьми за руку, при этом плотно сжимает ладошку
каждого ребенка. После этого воспитатель «неожиданно» обнаруживает, что его
ладонь грязная и просит детей посмотреть на свои ладошки. Дети видят на них
следы блёсток.
Совместно с детьми сделать вывод о том, как точно так же при контакте с
другим человеком (или с предметом) передаются невидимые микробы.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами посмотрим, как микробы боятся мыла.
Опыт 2: показать, что микробы боятся мыла.
Воспитатель предлагает детям пройти в ванную комнату и тщательно вымыть
руки с мылом (дети моют руки с мылом).
Воспитатель: ребята, а теперь проверьте, остались ли блёстки - «микробы» на
ладошках? (ответы детей). Если остались, то меньше их стало или нет?
(Тех ребят, у кого «микробы» остались, попросить снова тщательно вымыть
руки).
Ребята, а давайте, мы с вами помоем руки нашей кукле, и тогда она сможет
покушать? (Ответы детей).
Совместно
с
детьми
помыть
кукле
руки
и
(как
итог
деятельности)
сделать вывод о том, как важно соблюдать простые правила гигиены, которые
помогут в борьбе с микробами и грязью.