Автор: Качесова Елена Семеновна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: МБУО СОШ №26
Населённый пункт: Курган
Наименование материала: Здоровьесберегающие технологии
Тема: Здоровьесберегающие технологии и развития познавательного интереса учащихся на уроке музыки
Раздел: начальное образование
Здоровьесберегающие
технологии
и
развития
познавательного
интереса учащихся на уроке музыки
Актуальность темы
По данным всемирной организации здравоохранения количество детей, имеющих
отклонения
в
развитии,
состоянии
здоровья,
поведении
и
нуждающихся
в
коррекционной помощи, постоянно растёт.
Повышенные
учебные
нагрузки
особенно
пагубно
сказываются
на
состоянии
здоровья.По данным Минздрава, в России практически здоровы лишь 14% детей, 50%
имеют функциональные отклонения, 35 – 40% - хронические заболевания.
Процент нарушения состояния здоровья растёт в начальной школе и повышается к
окончанию школы. К системным соматическим заболеваниям добавляются проблемы,
приобретённые в процессе обучения (сколиоз, близорукость, гиподинамия и др.).
Анализ
ситуации
позволяет
сделать
вывод,
что
необходимо
организовать
образовательный процесс с учётом заботы о здоровье ученика – значит, не принуждать
его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя.
2. Основная педагогическая идея.
«Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и
состояние полного физического, духовного и социального благополучия»
Здоровье
ребёнка,
его
физическое
и
психологическое
развитие,
социально-
психологическая
адаптация
в
значительной
степени
определяются
условиями
его
жизни, прежде всего условиями его жизни в школе. На годы обучения ребёнка в школе
приходится период интенсивного развития организма.
Многие
учителя
и
родители
убеждены
в
том,
что
забота
о
здоровье
входит
в
обязанности врача. Но это не так. Учёными доказано, что здоровье человека более чем
на 50% зависит от его образа жизни, т.е. от знаний, умений и желания сохранять его
самим человеком.
Эффект
обучения
и
воспитания
существенно
снижается, если
в
школе
не
используются
в
полном
объёме
гигиенические
правила
организации
и
проведения
учебно-воспитательного процесса.
3. Теоретическое обоснование.
С.
Шабулин в своей книге «Врачебная сила музыки» рассказывает о методах
лечения музыкотерапией.
Среди сторонников дыхательной гимнастики выделяются работы А.Н.Стрельниковой,
в которых автор рассказывает о том, как дыхательная гимнастика помогает снять
напряжение и раздражение и является хорошим средством борьбы с усталостью.
Г. А. Шичко разработала комплекс упражнений для профилактики нарушения
зрения.
Изучив
литературу,
проанализировав
результаты
мониторинговых
исследований,
составила
систему
упражнений,
применяемых
на
уроках
музыки,
способствующих
укреплению здоровья детей.
4. Ожидаемый результат.
1. Создание благоприятного микроклимата на уроке.
2.
Снятие
перегрузки
учащихся
путём
их
двигательной
активности
и
смены
деятельности.
3. Снижение утомляемости детей к концу урока (учебного дня).
4. Улучшение психо-эмоционального состояния детей через уроки музыки.
5. Повышение умственной и физической работоспособности детей.
5. Из опыта работы.
Обстановка для уроков музыки.
Необходимые условия, для того, чтобы работа на уроке шла педагогически правильно
и то же время полезно для здоровья:
Помещение перед началом урока должно быть хорошо проветрено.
Ввиду
того,
что
пение
представляет
собою
полезную
естественную
гимнастику,
необходимо извлечь из него наибольшую пользу для детей.
Во время пения ребёнок глубоко дышит, так пусть же он полной грудью вдыхает
чистый, незапылённый воздух, тогда он в это время действительно будет развивать
лёгкие, а не отравлять их плохим воздухом, т.е. в помещении не должно быть пыли.
Все дети должны находиться в поле зрения учителя, так чтобы он мог постоянно
наблюдать
за
детским
вниманием,
интересом,
утомляемостью,
постановкой
рта,
правильностью позы во время пения, чтобы дети не кривились, не стояли (сидели)
сгорбившись, не мешали друг другу.
Во время пения лучше чтобы дети стояли.
Психологический климат на уроке.
Взаимоотношения
между
учителем
и
учениками
положительные
(построены
на
сотрудничестве,
дружелюбии,
взаимоуважении,
взаимной
заинтересованности,
комфорте, положительных эмоциях).
Взаимоотношения между учениками положительные.
Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент.
Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности,
интерес к изучаемому материалу.
Развитие слуха и памяти.
I.Внешний слух и память.
Память укрепляется тогда, когда человек сосредоточивает своё внимание на том
предмете, который изучает. Таким образом, сами по себе интересные занятия музыкой
уже являются упражнениями для укрепления памяти:
Проигрывать мелодию, сначала очень короткую, потом всё длиннее, и предлагать детям
тотчас, после того как они её прослушали, повторить мелодию голосом.
Проигрывать песни или пьесы, слышанные раньше, и предлагать угадывать их
Предложить детям самим напевать мелодию, чтобы остальные её угадали.
Такие
упражнения
варьируются
как
угодно,
и
чем
разнообразнее
и
живее
они
проводятся, тем быстрее приводят к намеченной цели.
II. Внутренний слух и память.
Мы часто наблюдаем за собой. Что какая-нибудь мелодия как будто звучит внутри
нас, а ни спеть, ни сыграть мы её не можем, так что внутренний слух у нас даже сильнее
внешнего. Мы по памяти слышим мелодию внутри себя великолепно, а воспроизвести
никак не можем, и даже внутренне пропевать мы можем не только уже слышанное, а,
совершенно не напевая, не наигрывая, мысленно выдумывать совсем новую музыку, как
- бы слыша её внутренним слухом.
Для
развития
внутреннего
слуха
и
памяти,
и
ритма,
применяются
следующие
упражнения:
Дети поют песню, но по внезапно данному сигналу учителя они смолкают, но внутренне
продолжают петь, по сигналу же они продолжают петь вслух дальше.
Здесь
мы
проверяем,
насколько
правильно
их
внутренний
слух
воспроизводит
по
памяти мелодию, и насколько верно они следуют чувству внутреннего ритма.
На
доске
пишется
мелодия
в
несколько
тактов,
а
детям
предлагается
внутренним
голосом пропеть её, а затем, отвернувшись, пропеть по памяти.
III. Музыкальный ритм.
Ритм является одним из важных элементов музыкальных произведений, поэтому
укрепление чувства ритма является одной из серьёзных задач музыкального воспитания.
Наблюдения показывают, что чувство ритма в большей части является врождённым,
так, например, грудной ребёнок под музыку отбивает такт руками и ногами.
Упражнения:
1. Прохлопывание и протопывание несложных ритмов.
2. Исполнение несложных упражнений на ударных инструментах.
3. Исполнение маршевых песен.
IV.Физкультминутки.
Обязательным
элементом
здоровьесберегающей
организации
урока,
предотвращающим
утомление
учащихся
является
физкультминутка,
т.к.
она
даёт
возможность отдохнуть от умственного труда, разрядиться, снять негативные эмоции.
Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность
мозга,
активизируют
сердечно-сосудистую
и
дыхательную
системы,
улучшают
кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
V.Танцевальные минутки.
Дети младшего школьного возраста любят танцевать в кругу, выполняя под музыку
произвольные движения или легко запоминающиеся танцы типа «Танец маленьких
утят», если позволяет место, то это может быть «Ламбада», «Полька» и др.
VI. Минутки релаксации.
а ) Звучит
музыка
П.
И.
Чайковского
«Танец
снежинок»
из
цикла
«Времена
года». Учитель: «Ребята, закройте глаза, нарисуйте мысленно картину, что вы увидели?»
Дети говорят, что увидели, как снежинки плавно летят, опускаются на землю, танцуют
в воздухе, переливаются при свете уличных фонарей и т.д.
Учитель:
«Ребята,
а
теперь
протяните
ладошки.
Какие
новые
ощущения
у
вас
появились?»
Дети: «Снежинки падают на ладони и тают; ощущается прохлада»
- «А мне не только на ладошки, но и на лицо падают и щекочут» и т.д.
б) Или музыка «Шум дождя». Задание то же: закройте глаза, что вам представилось?
Дети: - как капли дождя стучат по стеклу и скатываются;
- по дорогам текут ручьи;
- мурашки по коже, потому что прохладно;
- люди бегут прямо по лужам и т.д.
в) Учитель: «Вы на лужайке: светит солнышко, летают мухи, сытые коровы лежат и
лениво жуют жвачку, а вы – бабочки, у вас красивые крылья, и вы летаете, летаете,
наслаждаясь красотой природы».
Дети (даже если я их об этом не спрашиваю) начиняют рассказывать о своих
ощущениях, что они ещё увидели, хотя я об этом не говорила.
Таких упражнений можно придумать множество. Это зависит от нашей фантазии.
VII. Движение под музыку. Песни с движениями.
Хороводно-игровые песни.
Хороводные песни связаны с движением. Исполняя их, дети разыгрывают содержание
песни. Разбиваются на группы, ходят «стенка на стенку» или двигаются змейкой,
проходят «через ворота», или, взявшись за руки, идут по кругу.
( «А я по лугу», «А мы просо сеяли», «Со вьюном я хожу» и др.)
Перед разучиванием песен можно совершить заочное путешествие в картинную
галерею, чтобы показать им сцены из старинного деревенского быта.
Инсценированные песни.
Позволяют
детям
творить
самим.
Всегда
можно
подобрать
песни,
в
которых
чувствуется возможность игры, движения.
VIII. Пение стоя.
Стоя петь удобнее. Дети это очень быстро понимают и часто сами просят петь стоя.
Стоять нужно, чуть расставив ноги для лучшей опоры; плечи свободные, мягкие; руки
свободно висят вдоль тела. Стоя дети поют не более 5 минут, затем нужно сесть.
IX. Дыхательная гимнастика.
Часто усталость приходит так быстро из-за того, что организм ребёнка недостаточно
хорошо
снабжается
кислородом.
В
повседневной
жизни
дыхание
поверхностное,
глубокие
вдохи
и
выдохи
чаще
всего
бывают
эмоционального
происхождения.
Существует простенький метод снятия напряжения: несколько глубоких вдохов-выдохов
(вдох носом, выдох ртом).
Дыхательная гимнастика помогает снять напряжение и является хорошим средством
борьбы с усталостью.
«Успокоительное упражнение» - удары ребром ладони по твёрдой поверхности (дети
его очень любят). Это успокаивает и позволяет сосредоточиться, а заодно и укрепляет
ребро ладони.
Игра.
Можно провести такую игру: представьте, что у вас в руках роза; вдруг на наших
глазах роза распускается и становится пышной и большой. Мы удивляемся и вместе со
взмахом руки говорим «Ах!», затем на мгновение задерживаем дыхание.
Почему
мы
удивляемся?
Потому
что
в
момент
удивления
или
испуга
человек
инстинктивно
обеспечивает
себя
физиологически
необходимым
запасом
кислорода,
кроме того, поднимается мягкое нёбо, а это – основа пения.
X. Распевка.
Для пения наиболее удобны три фонемы: «а», «о», «у».
Гласный «а» обеспечивает
ротоглоточному
каналу
рупорообразную
форму,
помогает
освободить
артикуляционный
аппарат,
выявить
естественную
работу
связок,
индивидуальный тембр голоса.
Гласный «о» способствует
поднятию
мягкого
нёба,
наводит
на
ощущение
зевка,
помогает снять горловой призвук при пении и ликвидировать зажатость.
Гласный «у» больше всех поднимает мягкое нёбо, активизирует губы, голосовые связки,
помогает освобождению нижней челюсти, формирует головной регистр, обеспечивает
проточность.
Распевки «Ми,мэ, ма, мо, му». Почему?
Последовательность гласных «и,э,а,о,у» увеличивает размер ротовой полости.
Последовательность «и,у,э,а» уменьшает напряжённость голосовых мышц.
Последовательность «а, о, э, у, и» повышает подсвязочное давление.
Приложения.
Песни – игры
Песни – игры широко известны и довольно популярны среди детей. Суть их в том, что
они представляют собой смешение известной мелодии и специально подобранного к
ней
текста,
который
очень
легко
и
интересно
можно
заменить
движениями,
обозначающими отдельные слова.
Летит по небу шар.
Лети, летит по небу шар,
По небу шар летит,
Но знаем мы, что к небу шар
Никак не улетит.
Эти нехитрые слова нужно петь на мотив песни «В лесу родилась ёлочка». Затем нужно
постепенно удалять из текста по одному слову, заменяя его характерным и желательно
смешным
движением.
При
замене
слова
движением,
оно
ни
в
коем
случае
не
произносится. Невнимательные «нарушители» выбывают из игры.
По такому же принципу построены и другие песни-игры.
Колпак мой треугольный.
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак,
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
Чайничек с крышечкой.
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой,
В дырочке пар.
( Приложение 2.)
Песни с движениями
Мишка с куклой пляшут полечку.
Мишка с куклой бойко топают,
Бойко топают, посмотри.
И в ладоши громко хлопают,
Громко хлопают раз, два, три.
Мишке весело, мишке весело,
Вертит мишенька головой.
Кукле весело, тоже весело,
Ой, как весело, ой, ёй, ёй.
Мы попробуем эту полечку,
Эту полечку все сплясать.
Разве можем мы, разве можем мы,
Разве можем мы отставать.
В светлом зале.
В светлом зале на рояле
Плясовую заиграли
Раз, два левой
Раз, два правой
Возле ёлочки кудрявой.
Чтоб на ёлке, чтоб на колкой
Задрожали все иголки.
Раз, два левой,
Раз, два правой
Возле ёлочки кудрявой.
( Приложение 3.)
Дыхательная гимнастика.
Упражнение 1. Дыхание животом.
Г.С.
Шаталова
считает,
что
дыхание
нижней
частью
живота
является
наиболее
эффективным дыхательным упражнением.
Упражнение 2. Это часть системы БОДИФЛЕКС, разработанной американкой Грир
Чайлдерс.
Дыхание БОДИФЛЕКС выглядит так: нужно выдохнуть весь воздух через рот, быстро
вдохнуть через нос, из диафрагмы с силой выдохнуть весь воздух через рот, задержать
дыхание, максимально втянуть живот, сосчитать до 8-10, расслабиться и выдохнуть.
Итак, выдох (живот втягивается) – вдох (полный живот) – сильный выдох (живот
втягивается). Далее на задержке дыхания втягивается живот ещё сильнее, считать до 8-
10. Потом выдох.
Пять этапов дыхательной гимнастики БОДИФЛЕКС:
1. Выдохните из лёгких через рот весь застоявшийся в лёгких воздух – соберите губы в
трубочку и медленно и равномерно выпустите из себя воздух без остатка.
2. Быстро и агрессивно вдохните через нос.
3. Резко выдохните весь воздух через рот.
4. Выдохнув весь воздух, закройте рот, задержите дыхание и сделайте втягивание
живота на 8-10 счетов. Продолжайте держать его в течение всего этапа, не дыша!
Наклоните
голову,
втяните
желудок
и
поднимите
его
вверх.
Представьте
как
ваш
желудок и другие органы брюшной полости буквально засовываются под рёбра. Это
называется
«втягиванием
живота»
и
является
часть
упражнений,
делающих
живот
плоским.
5.
Расслабьтесь
и
вдохните.
Опустите
мышцы
живота.
Вдыхая,
вы
должны
почувствовать, как воздух врывается в ваши лёгкие.
Упражнение 3. Это одно из упражнений системы оздоровления А.Н.Стрельниковой.
Оно носит название «Ладошки».
Встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и покажите ладони зрителю.
Делайте короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки
(хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом. Затем
руки опустите, и отдохните 3-4 сек. – пауза.
Сделайте ещё 4 коротких шумных вдоха и снова пауза. Активный вдох носом –
неслышный
выдох
через
рот.
Плечи
в
момент
вдоха
неподвижны!
Упражнение
«Ладошки» можно делать стоя и сидя.
Упражнение 4. «ХА – дыхание» (мобилизующее).
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать
глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх над головой. Задержка дыхания.
Выдох
–
корпус
резко
наклоняется
вперёд,
руки
сбрасываются
вниз
перед
собой,
происходить резкий выброс воздуха со звуком «ха!»
Упражнение 5. «Отдых» (успокаивающее).
Исходное положение – стоя, выпрямится, поставить ноги на ширину плеч, сделать
вдох, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим
дыханием. Находиться в таком положении 1 – 2 минуты. Затем медленно выпрямиться.
Упражнение 6. «Пушинка» (успокаивающее)
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10 – 15см висит пушинка. Дышите
только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Упражнение 7. «Передышка» (успокаивающее)
Обычно, когда мы расстроены, мы начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение
дыхания – один из способов расслабления. В течение 3 минут дышите медленно,
глубоко и спокойно. Можете закрыть глаза. Наслаждайтесь глубоким неторопливым
дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.
Дыхательно – координационные упражнения.
1. «Сова».
а) Сжать правой рукой плечо. Голову повернуть влево и посмотреть назад через плечо.
Развести плечи с силой. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох. Посмотреть назад
через правое плечо, снова с силой развести плечи. Вдох, задержка, выдох.
б) Опустить руки, уронить голову на грудь. Вдох, выдох.
в) Повторить, держа левой рукой правое плечо.
2. «Шапка для размышлений».
а) Сделать глубокий вдох. Мягко завернуть уши от верхней точки до мочки («надеть
шапку»), задержать дыхание. Выдох через рот с открытым сильным звуком а-а-а… (ы-
ы-ы-…)
б) Вдох – выдох.
в) Вдох – снова «надеть шапку». Задержать дыхание. Выдох со звуком о-о-о… (у-у-
у…)
3. «Певец».
а)
Глубокий
вдох.
Руки
медленно
поднимаются
через
стороны
вверх.
Задержка
дыхания. Выдох со звуком а-а-а…, руки при этом медленно опустить.
б) Глубокий вдох. Руки медленно поднимаются до уровня плеч. Задержка дыхания.
Выдох со звуком о-о-о…, обнять себя за плечи, опустив голову на грудь.
в) Глубокий вдох. Руки медленно поднимаются до уровня груди. Задержка дыхания.
Выдох со звуком у-у-у…, руки при этом опускаются вниз, голова на грудь.
Среди многих идеи ,направленных на совершенствования учебного процесса, одной
из самых значимых является идея формирования и развития познавательного интереса
учащихся .Эта идея служит поводом отыскивания таких средств ,которые привлекали
бы
к
себе
учеников, располагали
бы к совместной деятельности с учителем.
Считается,что интерес выступает как мощный победитель активности личности, под
влиянием
которого
все
психические
процессы
протекают
особенно
интенсивно
,а
деятельность становится увлекательной и продуктивной .Особой и важной областью
общего
проявления
интереса
является
познавательный
интерес.
В
самом
общем
определении, это избирательная направленность личности
, обращенная к
области
познания , к ее предметной стороне и самому процессу овладению знаниями
.Своеобразие познавательного интереса состоит в тенденции человека углубляться
в суть познаваемого. Очень важно сделать так ,чтобы процесс обучения не
превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Ведь наличие у
учеников интереса к предмету является предпосылкой для проявления более сложной
его
разновидности
-
познавательного
интереса.
А
познавательный
интерес
способствует активности учащихся на уроках и
роста качества
знаний. Все и это
отражает актуальность проблемы развития и познавательного интереса школьников
для современного построения учебного процесса.
Важную роль в решении этой проблемы отводят занимательности. Занимательность-
прием ,который воздействуя на чувства ученика , способствует созданию
положительного к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех
учащихся .
И в музыкальной литературе , и практике обучения по поводу занимательности нет единого
решения .Ряд ученых считает занимательность помехой учению, видят в ней элементарный
уровень интереса ,возникающий под влиянием яркости впечатлений. Такой интерес не стоек,
легко вытесняется новыми яркими впечатлениями. Однако ,находятся люди выступающие в
защиту занимательности. Они считают занимательность неотъемлемой принадлежностью
интересного обучения, видят в ней сильное средство ,обостряющие все процессы
,свойственные интересу. В нашей работе занимательность рассматривается как средство
привлечения интереса к предмету процессу изучения ,которое способствует переходу
познавательного интереса со стадии ситуативного ,эпизодического интереса , на стадию
более устойчивого познавательного интереса.
Но обязательно учитель должен правильно понимать занимательность, как фактор ,
влияющий на психические процессы, ясно осознать цель использования , и применять на
уроке с другими дидактическими средствами .Только тогда это будет способствовать
приближению научных истин к познанию учеников ,и способствовать лучшему протеканию
познавательных процессов.
Вопрос о специфике и задачах обучения детей слушания классической музыки и пения
встал в 60-е годы ХХ века ,в научное разрешение вопрос получил в 70-е годы ХХ века в
работах многих исследователей-практиков.
Надо обратить внимание не только на методические приемы работы со слушанием
классической музыки и вокальным исполнением музыкальных произведений, но и на то,
что актуализацию (предвосхищение) сути и эмоциональной окраски произведения ,
предложенного для прослушивания классической музыки и вокального исполнения
музыкальных произведений , в первую очередь задает учащимся классическая музыка как
инструмент для прослушивания . Если предвосхищение содержания намеченную на уроке
классическую музыку и вокальное произведение задаст сама классическая музыка и
вокальное произведение, предлагая слушателю новую линию повествования или новый
взгляд на то , что происходит , учитель должен вопросом заставить детей включить
воображение прежде чем они начнут слушать .Тогда слушатель охотно станет не только
переживать события ,о которых идет речь , привыкая обдумывать классическую музыку до,
и после ее прослушивания.
Научить детей слушать классическую музыку , конечно же , трудно .Но еще труднее научить
полюбить классическую музыку. Поначалу детям нравится сам процесс слушания и пения.
Но потом интерес пропадает. Какие только виды работ не придумает учитель , чтобы дети
слушали и пели с интересом. Обучая выразительному исполнению музыкального
произведения, подробно обсуждаем средства выразительности при пении смысловых
отрывков: силу и высоту голоса, расстановку пауз, эмоциональную окраску пения, изменения
темпа пения в зависимости от содержания , определяем интонацию.
На уроках музыки стараюсь не только петь и слушать, но и анализировать произведение,
уметь найти главную мысль, сделать свои выводы ,дать характеристику герою, оценить его
поступки.
Часто заинтересовываю детей таким образом . Слушаем музыкальный отрывок
(кульминацию) произведения , «а дальше узнай , что произошло с героями, персонажами
произведения?!» Уже на перемене бегут в библиотеку.
Все кто любит слушать классическую музыку ,знают , интересная музыка может
оторвать от всех других дел не на 5 минут , а на несколько часов.
Работа учителя должна быть систематичной и регулярной. Только тогда она может дать
хороший результат.
Психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов.
Естественно все учесть не возможно. Но даже из 200 отобрать только 40 и исследовать
их воздействие на успеваемость ученика, то окажется, что фактором №1 является умение
внимательно слушать музыку.