Автор: Фейзуллаева Гури Гаджимисриевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Курахская СОШ №1"
Населённый пункт: с. Курах Курахского района Республики Дагестан
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: КВМ "Математика - царица наук"
Раздел: среднее образование
КВМ Математика- царица наук (между 4 классами).
Цели: 1. Образовательные цели:
А) Развитие интуиции
Б) Привитие навыков самостоятельного решения задач, обучение детей
делать умозаключение и выводы;
2. Развивающие цели:
А) Развитие устойчивого интереса уч-ся к математике;
Б) Развитие логического мышления;
3. Воспитательные цели:
А) Воспитание культуры математического мышления
Оборудование: Таблицы, карточки, цифры
Участники:
Команда 4«а» класса – «Квадрат»; команда 4«б» класса – «БАМ»
4«а»
4«б»
1.
Абдулмаджидова Маиза
1. Бабаева Аният
2.
Ахмедов Саид
2. Бабаев Икрам
3.
Ахмедов Керхлер
3. Велибекова Магият
4.
Курбанова Самира
4. Исаева Цюк
5.
Магомедов Исламудин
5. Мусаева Мадина
6.
Рагимханова Афродита
6. Османов Ислам
7.
Сефералиев Сейфудин
7. Рамазанова Аминат
8.
Таибов Имамудин
8. Шабанов Нариман
Жюри:
Амиргамзаева В.Р.
Катибова М.К.
Ахмедова Р.Р.
Мамедова Г.А.
Ход игры:
Организационный момент.
Маиза:
Привет, друзья! Сегодня в школе
Большой и интересный день
Мы приготовили веселый
Чудесный праздник – КВМ.
Афродита: Чтобы этот праздник – КВМ
Вам по душе пришелся всем,
Нужно знания иметь прочные
И быть веселым и находчивым.
Магият:
А этот КВМ сейчас
Науке посвящается,
Что математикой у нас
С любовью называется.
Аният:
Она поможет воспитать
Такую силу мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить.
Ведущий:
Добрый день, дорогие друзья! Сегодня у нас с вами праздник,
посвященный Математике – царице наук.
Математика – очень важная наука. Без нее не обходится ни один человек,
независимо от возраста и профессии.
Ведущий:
Приглашаем всех мальчишек и девчонок на веселый праздник
математики.
Наши команды уже готовы!
Это лучшие математики, которые быстро считают, хорошо решают задачи,
любознательны, живут весело и дружно.
Капитанов прошу представить свои команды.
Команда 4«а» класса, капитан Курбанова Самира.
Капитан: Наша команда – «Квадрат».
Наш девиз: Все: «У нашего квадрата все стороны равны. Наши ребята
дружбой сильны»
(исполняют песню)
Рисовать квадрат и круг,
Знать, где север и где юг,
Учат в школе
Учат в школе
Учат в школе
Вычитать и умножать
И жюри не обижать
Учат в школе
Учат в школе
Учат в школе.
Команда 4«б» класса, капитан Исаева Цюк.
Капитан: Вас приветствует команда «БАМ»!
Наш девиз: Все: «Будем активно мыслить».
(песня)
Смелей, математик «взлети над трибуной»,
Жюри с высоты огляди
Мы нашей команде победу добудем,
Оставим других позади.
1)
Разминка.
1.
Каких камней не бывает в море? (Сухих)
2.
На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое)
3.
Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)
4.
Как поймать тигра в клетку? (Тигров в клетку не бывает, они
полосатые)
5.
Когда «руки» бывают местоимением? (Когда они вы-мы-ты)
6.
Когда лошадь бывает хищным зверем? (Когда бежит рысью)
7.
Что делает сторож, когда у него на шляпе сидит ворона? (Спит)
8.
Сколько горошин может войти в стакан? (Ни одной, т.к. не умеют
ходить)
9.
Сколько месяцев в году содержит по 30 дней? (Все месяцы, кроме
февраля)
10.Представьте, что вы – машинист, ведущий пассажирский поезд. Всего в
составе 13 вагонов. Обслуживается поезд бригадой в 30 человек.
Начальнику поезда 46 лет. Сколько лет машинисту поезда? (Столько
лет, сколько отвечающему)
11.Какой рукой лучше размешивать чай: правой или левой? (Чай
размешивают ложкой)
12.7 плюс 5 как написать? «одиннадцать или «адиннадцать»? (12)
2)
Ребусы (*приложение 2).
3) Загадки болельщикам.
1)
По десяткам на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно:
Стук да стук! (Счеты)
2)
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Покупайте, мухи, шелк! (Паук)
3)
Пять степенек – лесенка,
На ступеньках – песенка (Ноты)
4)
На четыре ноги
Надевали сапоги.
Перед тем как надевать,
Стали обувь надувать. (Шины)
5)
Кто в году четыре разе переодевается? (Земля)
4) Домашнее задание (*Приложение 1)
5) Перестрелка (по 5 вопросов друг другу)
6) Конкурс капитанов (Будь внимательным)
Как можно быстрее назвать и показать числа от 1 до 25.
7) Реши кроссворд.
Ч
А
С
Ы
Р
Д
Н
И
Ф
М
Е
С
Я
Ц
Ы
Е
Т
И
К
М
А
Й
По горизонтали:
1.
На руке и на стене
И на башне в вышине
Ходят с боем и без боя,
Всем нужны, и нам с тобою.
2.
Что за птицы прилетают –
По семерке в каждой стае,
Вереницею летят,
Не торопятся назад?
3.
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
2
17
23
14
8
10
21
11
20
1
15
6
3
5
16
9
4
19
24
12
13
18
25
22
7
Друг друга не обходят
4.
Пятый месяц года.
8) Расшифруй записку.
Шифр. 1-а, 2-б, 3-в, 4-г, 5-д, 6-е, 7-ё, 8-ж … 28-ъ, 29-ы, 30-ь, 31-э, 32-ю, 33-я.
9)
Какая команда больше составит слов из слова «Арифметика».
10)
Интеллектуальная разминка «связь с числом 7»
А) Единица исчисления равная семи дням (неделя)
Б) Седьмой месяц года (июль)
В) Какой праздник отмечает 7 января (рож)
Г) Седьмая нота октавы (си)
Д) Седьмая буква алфавита (Ё)
Е) Седьмая буква в слове «электрификация» (И)
Ё) Семь героев сказки «Репка»
Ж) Назовите 7 цветов радуги
11)
Аукцион.
У семерых братьев по одной сестре. Много ли сестер? (1)
33 21.26.13.1
9.1
2.1.15.1.15.1.14.10
14.1.18.20.29.26.12.1
Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой. Сколько всего
человек (3)
Когда гусь стоит на двух ногах он весит 4кг. Сколько он будет
весить, когда встанет на одну ногу? (4кг)
Хозяйка несла в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц
осталось? (ни одного, все разбились)
4 яйца сварилось за 4 минуты. За сколько минут сварилось
одно яйцо? (4 минуты)
Что легче: килограмм железа или килограмм пуха?
(одинаково)
Летели три страуса, охотник убил одного. Сколько страусов
осталось? (страусы не летают)
Когда козе исполнится 7 лет, что будет с ней дальше? (восьмой
пойдет)
В погребе 5 мышей грызли корку сыра. Они были так
увлечены этим, что не заметили подкравшегося кота. Кот
бросился на мышей и одну из них схватил. Сколько мышей
осталось доедать сыр? (ни одной)
Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку
и, наконец вытянули. Сколько глаз увидели репку? (12)
Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3
шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3 внука)
Шли три поросенка. Один – впереди двух, один – между
двумя, один позади двух. Как шли поросята? (друг за другом)
По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в
глубину. Сколько осталось в море? (9)
Около столовой, где обедали лыжники, пришедшие из похода,
стояли 20 лыж, а в снег было воткнуто 20 палок. Сколько
лыжников ходило в поход? (10)
Кузней подкопал тройку лошадей. Сколько подков ему
пришлось сделать? (12)
Один ослик нес 10 кг сахара, а другой – 10 кг ваты. У кого
поклажа была тяжелей? (одинаковая)
Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1 яблоня, а
потом – 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (в январе деревья
не цветут)
12)
Конкурс «Смешинка».
Изобразить предложенную ситуацию, у кого получится смешнее и
интереснее (1 балл)
Задания командам:
Показать:
А) как сидит царь на троне;
Б) как сидит пчела на цветке
В) как сидит побитая собака
Г) как сидит заяц после встречи с волком
13)
Итоги и выводы:
По итогам 12-ти конкурсов победила команда 4
«б»
класса со счетом 11:10.
Цели и задачи мероприятия достигнуты, о чем свидетельствуют эрудикция,
смекалка и находчивость учащихся; повышение интереса к математике, ее
истории и связи с другими науками.
Приложение 1.
Сказка «Ночной спор».
Однажды, когда вечер давным-давно кончился, а утро еще не
наступило, на школьной доске приключилась следующая история. Так как
дежурные забыли стереть доску, на ней остались примеры, которые дети
решали на уроке. Среди ночной тишины раздался голос:
«В математике я самый главный знак!» - сказал знак плюс. В мире все
прибавляется: и люди, и деньги, и весной трава.
«А вот и нет», - сказал знак минус. «В мире все уменьшается: весной снег, и
талая вода, и деньги».
«Кто
это
там
выступает?»
-
спросил
знак
умножения.
«В
мире
все
умножается: и весенние всходы, и весеннее тепло, и летние ягоды».
«А вот и нет», - сказал знак деления. «В мире все делится: и радость, и
конфеты, и урожай каждого года».
«Долго я вас всех слушал и должен сказать, что вы все здесь неправы», -
сказал знак равенства. «В мире все поровну, и прибавление, и убыток. Мир
держится на законе равенства: если где – то убудет, то в другом месте
обязательно прибудет».
Приложение 3.
Цифры – подружки.
Жили – были две подружки 5 и 3. Они жили в сумочке, в которой было
два кармана: один большой – для 5, а другой маленький – для 3. Подружки
были боязливы, поэтому не отходили далеко от своей сумочки, так как в
случае опасности они могли там спрятаться. Однажды они увидели нуль,
который подходил к ним, а в руках у него был знак умножения. Подружки
хорошо
знали,
что
это
число
с
помощью
знака
умножения,
могло
их
уничтожить, превратив в ноль. Подружки испугались, поэтому 5 со страху
прыгнула в маленький карман, а 3 – в большой, но от этого содержимое
сумочки не изменилось. Когда опасность миновала, то подружки выбрались
наружу и придумали правило:
От перемены мест слагаемых
Сумма не меняется: 5+3 = 3+5.
Приложение 2
5’ница
Расс 100 яние
3 ‘100 н
У 3’ o
7’ ена
Па ‘3 ж