Автор: Реннер Наталья Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ школа №401
Населённый пункт: Санкт - Петербург Колпинский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Моя малая Родина
Раздел: среднее образование
Малая наша родина…
Дидактический материал к урокам развития речи
Колпино… Город, расположенный на берегу реки Ижоры, жители которого гордятся
парками, аллеями , высотными зданиями. Люди в нем живут добрые, отзывчивые,
трудолюбивые. Мы, колпинцы, осознаём себя не только частью великого Санкт –
Петербурга, но и отдельной общностью, отдельным историческим явлением,
развивающимся по своим , колпинским, законам. Не случайно в последние годы у нас
вышло немало книг, посвященных родному городу и его людям. Не случайно растёт
интерес населения к историческим местам, колпинским святыням, к старинным
названиям.
Мне кажется , что мы, словесники, можем внести свой вклад в благородное дело
изучения родного края. Почему бы не использовать в качестве дидактического мате-
риала колпинские наши родные тексты? И окажется, что они содержат в себе те
самые грамматические явления, так необходимые нам в учебном процессе, и позна-
вательное содержание, расширяющее кругозор ученика, воспитывающее любовь к
своей малой родине – замечательному городу Колпино. Мы живем в прекрасном
городе, имеющем интересное историческое прошлое и внушающее надежды
настоящее.
8 класс. Текст можно использовать для изложения
Обобщающий урок «Виды сказуемых»
Василий Андреевич Жуковский…Великий русский поэт был воспитателем наследника
Российского престола, Великого князя Александра
Николаевича. Педагогом он был
строгим. Достаточно сказать, что учебный день его питомца
начинался в шесть
часов утра . а заканчивался поздно вечером. Десять лет воспитывал Жуковский
будущего царя. Поэт придавал огромное значение тому, чтобы Александр объездил как
можно больше уголков России, а для этого сам предпринимал ближние и дальние
поездки. В августе 1835 года Василий Андреевич посетил Колпино. Об этом оставлена
подробная запись в его дневнике.
«При нашем посещении Колпина мы видели прекрасное зрелище, замечательный
пример произведения могущественной государственной промышленности. Видели
реку, почти не имеющую собственного течения. Эта река остановлена в токе своём
плотиною, а воды её творят чудеса. Над плотиною красивый чугунный мост, на мосту
машины, которые легко приводятся в движение для спуска или остановления воды.
Вода, упираясь всею силою своею в плотину, совершенно чиста и спокойна и льётся
всею массою через плотину и падает на спуски…
Эта река, следуя закону своему, течёт безостановочно, чтобы впасть в Неву,
которая в свою очередь течёт в Балтийское море, а это море сливается с океаном.
Задание:1) Озаглавить текст. 2)Составить сложный план. 2) подробно передать
текст. 4) Написать виды сказуемых.
«Ижорские берега» Колпинский альманах №1 СПб - Колпино
Дидактический материал к уроку развития речи 7 класс
Тема урока : «Причастие».
Получив известие о приходе шведов, двадцатилетний Александр
Ярославич, собрав малую дружину в Новгороде, спускается вниз по Волхову
к Ладоге, где к нему примкнул отряд ладожан. Далее по пути, указанному
ижорскими проводниками, он двинулся к устью Ижоры.
Битва началась в «шестом часу дни « , то есть в 11 часов утра, видимо с
того, что конная дружина во главе с самим князем неожиданно ворвалась
через перешеек на мыс и обрушилась на шведский лагерь. В это же время,
спустившись вдоль оврага к Неве, Мишка-новгородец с пешим отрядом
налетел на стоявшие у берега со спущенными сходнями шнеккеры,
отрезая их от лагеря.
Шведы, оказавшись в замешательстве, откатывались вниз по склону к
не подвергшимся ещё нападению судам, стоявшим у мыса. Русские
конники, увлекшись преследованием, врывались на опущенные с кораблей
сходни. Битва проходила на границе суши и воды. Три судна с
прорубленными днищами затонули.
Битва была достаточно скоротечна. По-видимому, получив подкрепление
с кораблей, шведы сопротивлялись натиску новгородцев, а Александр,
добившись деморализации противникаи не желая нести потери, отвёл
свои войска. В конечном счёте , цель была достигнута – противник понес
из-за внезапности нападения значительный урон и под покровом
темноты ушёл по Неве в Балтику.
Задание: 1.Озаглвить текст. 2.Какие части речи помогают автору
передать впечатление скорости движения, энергии боя? Выпишите из
предложений первого абзаца слова, обозначающие основные и добавоч-
ные действия.3. Произвести все виды грамматического разбора
(фонетический, морфемный, морфологический , синтаксический – по
вариантам). 4. Обозначить графически причастные и деепричастные
обороты. 5. В начале урока показать фотографию собора Александра
Невского в Усть-Ижоре, вспомнить о тех событиях , которые разверну-
лись на этом месте в 1240 году. Объяснить слова: шнеккеры – шведские
гребные суда; деморализация.
П.Сорокин . «Страницы истории Ижорской земли».