Автор: Смирнова Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 169
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Учебно–методический комплекс (УМК) «Школа России» для начальной школы
Раздел: начальное образование
Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России»
для начальной школы
При выборе УМК в нашем общеобразовательном учреждении педагогический коллектив
сделал
предпочтение
УМК
«Школа
России».
Традиционная
программа
«Школа
России»,
научным
руководителем
которой
является
Андрей
Анатольевич
Плешаков,
кандидат
педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования,
включает
систему
учебников
(учебно-методический
комплекс)
для
1-4
классов
общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных
Министерством
образования
и
науки
Российской
Федерации,
отвечают
требованиям
действующего
Государственного
стандарта
начального
общего
образования;
обеспечивают
преемственность с дошкольным и основным общим образованием. УМК создан на достижениях
педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции. Обеспечивает
общие методические подходы к преподаванию всех предметов в начальном звене. Работа по
этим
учебникам
позволяет
ребенку
адаптироваться
в
школьном
коллективе,
накопить
необходимые
знания
и
умения
для
дальнейшего
успешного
обучения,
в
полном
объеме
у ч и т ы в а ю т с я
и н д и в и д у а л ь н ы е
о с о б е н н о с т и
д е т е й .
Основу учебно-методического комплекса составляют завершенные предметные линии
учебников по всем основным предметам начального общего образования.
Главными особенностями учебно-методического комплекса «Школа России» являются:
1) приоритет духовно-нравственного развития школьников,
2) личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения,
3)
эффективное
сочетание
лучших
традиций
российского
образования
и
проверенных
практиками образовательного процесса инноваций.
Принцип воспитания гражданина обеспечивает реализацию идеологической основы ФГОС
- Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в
которой
сформулирован
современный
национальный
воспитательный
идеал.
Это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий
судьбу
Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укрепленный
в
духовных
и
культурных
традициях
многонационального
народа
Российской
Федерации.
Принцип ценностных ориентиров предусматривает отбор учебного содержания и видов
деятельности младших школьников, направленный на формирование в процессе обучения и
воспитания
гармоничной
системы
ценностей
личности.
В
основе
формируемой
системы
ценностей
лежат
базовые
национальные
ценности,
представленные
в
Концепции
духовно-
н р а в с т в е н н о г о
р а з в и т и я
и
в о с п и т а н и я
л и ч н о с т и
г р а ж д а н и н а
Р о с с и и .
Принцип обучения в деятельности предполагает, что достижение указанных целей
обеспечивает, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые
выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. УМК «Школа
России»
предусматривает
формирование
всех
видов
универсальных
учебных
действий:
л и ч н о с т н ы х ,
р е г у л я т и в н ы х ,
п о з н а в а т е л ь н ы х ,
к о м м у н и к а т и в н ы х .
Принцип работы на результат означает целенаправленную и последовательную
деятельность
обучающих
и
обучающихся
для
достижения
личностных,
метапредметных
и
предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования.
Для
этого,
в
структуру
и
содержание
учебников
заложена
система
заданий,
направленных
на
включение
младших
школьников
в
деятельностное
освоение
учебного
материала
с
целью
овладения
УУД
и
формирования
способности
самостоятельно
успешно
усваивать
новые
знания,
умения
и
компетенции,
включая
ведущую
образовательную
к о м п е т е н ц и ю
-
у м е н и е
у ч и т ь с я .
Принцип синтеза традиций и инноваций означает опору на лучшие традиции
отечественной школы в сочетании с инновационными подходами, обеспечивающими развитие
о б р а з о в а н и я
н а
с о в р е м е н н о м
э т а п е
ж и з н и
с т р а н ы .
В
учебных
курсах
образовательной
системы
«Школа
России»
широко
и
последовательно
применяются
такие
инновации
как
формирование
универсальных
учебных
действий,
организация проектной деятельности, работа с различными носителями информации, создание
портфолио
учащихся,
итоговые
комплексные
работы
и
другие,
носящие
как
общий,
так
и
предметный характер.
Работая в школе более 20 лет по УМК «Школа России»,
могу утверждать: данный
комплекс формирует прочные знания, умения и навыки учащихся. Учебник математики Моро М.
И. содержит задания различных видов, хорошо иллюстрирован, предлагаются «Странички для
любознательных» с заданиями творческого характера, добавляются странички «Готовимся к
олимпиаде»,
задания
конкурса
«Смекалка».
Дети
учатся
не
только
наблюдать,
сравнивать,
выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать
результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими,
знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового
характера. Задания
для организации деятельности моделирования системно выстроены на
протяжении всего периода изучения предмета. С достижениями указанного результата связаны
основные виды деятельности, на которых построена система заданий «Рассмотри …», «Сравни:
чем похожи, чем отличаются…», «Проанализируй …», «Объясни, почему …», «Сделай вывод…»,
« Выбери верный ответ …», «Найди и исправь ошибки …» и др. Они с удовольствием работают в
тетрадях на печатной основе. Учебный материал формирует прочные вычислительные навыки.
В курсе «Обучение грамоте» Горецкого В. Г. начиная с первых уроков, материалом
многочисленных
упражнений
являются
пословицы
и
поговорки,
задания,
направленные
на
осознание смысла и мудрости, которые вложил в них народ. Учебник «Русский язык» Канакиной
В. П. содержит разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о
защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. В учебнике
даны тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н.Толстого, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского и
др., поэтические строки
А.С.Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова и др., убеждающие
учащихся в красоте и богатстве
русского языка. Для эффективности достижения результата
способствовует «Картинная галерея», представленная репродукциями картин В.М.Васнецова,
В.А.Серова, Н.К. Рериха, И.И. Грабаря, И.И. Левитана, А.А. Пластова, А.К. Саврасова, и многих
других
художников.
Работа
с
текстами
описания
этих
репродукций,
также
направлена
на
эстетическое воспитание детей, развитие чувства прекрасного в душе ребёнка. С достижениями
результата
связаны
основные
виды
деятельности,
на
которых
построена
система
заданий:
составление модели слова, предложения, использование графической символики (выделение
гласных,
согласных,
слогов,
ударения,
значимых
частей
слова,
членов
предложения
и
т.п).
Начиная
с
1
класса,
учащиеся
читают
схемы
(слогоударная
модель,
схема-модель
слова,
предложения), сопоставляют схемы-модели слов, предложений, находят слово (предложение) по
модели, составляют модели самостоятельно, преобразовывают звуковые модели и т.д. А также
учебник
содержит
справочные
материалы:
памятками,
таблицами,
словари
(толковый,
орфографический,
орфоэпический,
словари
синонимов
и
антонимов,
омонимов
и
фразеологизмов, иностранных слов). Используя материалы справочников, словарей, ИКТ-средств
и пр., дети обучаются находить ответы на возникающие вопросы, формулировать свои ответы,
делать выводы, давать разъяснения.
Тексты учебника «Родная речь» («Литературное чтение») Климановой Л. Ф. носят
познавательную, развивающую и воспитательную направленность, прекрасно иллюстрирован
учебник, нацеливает учащихся на работу с дополнительной справочной литературой. Учебник
включает разделы: «Устное народное творчество», «Летописи, былины», «Родина», «Природа и
мы», «Из русской классической литературы», «Литература зарубежных стран» и др., а также
тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и
народов
мира,
о
многообразии
природы
и
необходимости
бережного
к
ней
отношения.
Особенность учеников младших классов состоит в том, что они эмоционально воспринимают
прочитанное произведение. Эта особенность учащихся поддерживается системой вопросов и
заданий после изучаемого произведения. Например, какими чувствами хотел поделиться автор,
какие слова помогают почувствовать радость, грусть; разделяете ли вы мнение автора, героя. В
конце каждого раздела помещён материал «Наши достижения. Проверь себя». Задания этого
раздела включают вопросы как базового уровня (планируемые результаты ФГОС на базовом
уровне освоения), так и повышенного уровня, которые позволяют учащимся сделать вывод о
достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач.
Особенно интересен учебник А. Плешакова «Мир вокруг нас». Разнообразный материал,
представленный в учебнике, расширяет знания детей о природе и общественной жизни, знакомит
с ОБЖ, развивает интерес к познанию, учит детей анализировать, сравнивать, делать выводы.
Учебник включает темы «Природа России», «Страницы истории Отечества», «Родной край —
часть большой страны», «Современная Россия», «Жизнь города и села», «Что такое Родина?»,
«Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?», «Россия на карте». Дети
знакомятся с государственными символами России. Учащиеся выполняют учебные проекты
«Родной город», «Города России» и др. Рабочая тетрадь позволяет закрепить полученные на
уроке знания, работать по ученикам самостоятельно, использовать дополнительную литературу.
«Как живет семья?», «Наша дружная семья», «В школе», «Ты и твои друзья», включая учебные
проекты
«Моя семья», «Мой класс и моя школа». Содержание данных разделов помогает
осмыслить
важные
духовные
ценности
своего
народа
и
других
народов:
дружба,
доброта,
любовь,
понимание,
терпение,
ответственность,
благородство
и
принять
их.
предлагается
совместное
чтение
познавательной
литературы,
совместные
наблюдения
(за
растениями,
животными, звездами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка деревьев),
совместные прогулки и путешествия (экскурсии в музеи, поездки по родной стране и т. п.) и
множество
других
ситуаций.
Активному
использованию
речевых
средств
и
средств
ИКТ
способствует широкое применение таких организационных форм как работа в парах и группах,
выполнение заданий в сотрудничестве с взрослыми, реализация учебных проектов.
Авторы делают акцент на систему заданий проблемно- поискового характера, причем, с
одной стороны, эти задания объективно доступны младшим школьникам, а с другой стороны,
заложенная в них познавательная трудность вызывает у детей дополнительный интерес.
Считаю, преимущество УМК «Школа России» в том, что эта программа полностью
соответствуют
идеологии
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования. Усовершенствованный комплекс отличается направленностью
учебного
материала,
способов
его
представления
и
методов
обучения
на
максимальное
включение
учащихся
в
учебную
деятельность.
Это
отражено
и
в
новом
художественном
оформлении комплекса, и в системе заданий, и в единой для всех учебников системе навигации.
Инициация детского действия обеспечивается в комплексе обязательной постановкой на каждом
уроке
учебной
задачи
(тема-вопрос,
проблемная
ситуация).
Увеличено
количество
заданий,
раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и с другими школьными
предметами.
Разработаны
специальные
задания
для
формирования
мотивации
обучения,
контрольно-оценочной
деятельности
младших
школьников;
задания
на
поиск
и
отбор
информации; задания для работы в парах и группах; материалы для организации проектной
деятельности и т.п. Все учебники УМК имеют законченные линии с 1 по 4 класс, а также учебно-
методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных
работ, методических пособий, книг для чтения и др. В обновленных программах реализован
современный
подход
к
тематическому
планированию,
отражающий
не
только
логику
развертывания учебного материала и логику формирования универсальных учебных действий, но
и те виды учебной деятельности, которые наиболее эффективны для достижения личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения.
Несомненный
плюс УМК "Школа России" заключается в реализации принципа
преемственности
и
непрерывности
образовательного
процесса.
Учебники
данного
УМК
покажутся знакомыми многим детям, обучавшимся по материалам издательства "Просвещение"
на этапе дошкольного образования и на последующих этапах основного общего образования:
поскольку все учебники, выпускаемые издательством "Просвещение". Выпускники начальной
школы могут беспрепятственно продолжить обучение в 5-м и более старших классах по любой
завершенной
предметной
линии
учебников
"Просвещения"
для
основной
школы. Учителя,
работающие
по
УМК,
положительно
отзываются
об
учебниках
и
довольны
результатами.
Материал доступен детям и понятен родителям.
Считаю, что традиционная программа УМК
«Школа
России» позволяет тщательно
отрабатывать навыки учебной деятельности.