Напоминание

Учебно–методический комплекс (УМК) «Школа России» для начальной школы


Автор: Смирнова Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 169
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Учебно–методический комплекс (УМК) «Школа России» для начальной школы
Раздел: начальное образование





Назад




Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России»

для начальной школы

При выборе УМК в нашем общеобразовательном учреждении педагогический коллектив

сделал

предпочтение

УМК

«Школа

России».

Традиционная

программа

«Школа

России»,

научным

руководителем

которой

является

Андрей

Анатольевич

Плешаков,

кандидат

педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования,

включает

систему

учебников

(учебно-методический

комплекс)

для

1-4

классов

общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам

освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Все учебники включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных

Министерством

образования

и

науки

Российской

Федерации,

отвечают

требованиям

действующего

Государственного

стандарта

начального

общего

образования;

обеспечивают

преемственность с дошкольным и основным общим образованием. УМК создан на достижениях

педагогической науки и практики с опорой на новые теоретические концепции. Обеспечивает

общие методические подходы к преподаванию всех предметов в начальном звене. Работа по

этим

учебникам

позволяет

ребенку

адаптироваться

в

школьном

коллективе,

накопить

необходимые

знания

и

умения

для

дальнейшего

успешного

обучения,

в

полном

объеме

у ч и т ы в а ю т с я

и н д и в и д у а л ь н ы е

о с о б е н н о с т и

д е т е й .

Основу учебно-методического комплекса составляют завершенные предметные линии

учебников по всем основным предметам начального общего образования.

Главными особенностями учебно-методического комплекса «Школа России» являются:

1) приоритет духовно-нравственного развития школьников,

2) личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения,

3)

эффективное

сочетание

лучших

традиций

российского

образования

и

проверенных

практиками образовательного процесса инноваций.

Принцип воспитания гражданина обеспечивает реализацию идеологической основы ФГОС

- Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в

которой

сформулирован

современный

национальный

воспитательный

идеал.

Это

высоконравственный,

творческий,

компетентный

гражданин

России,

принимающий

судьбу

Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,

укрепленный

в

духовных

и

культурных

традициях

многонационального

народа

Российской

Федерации.

Принцип ценностных ориентиров предусматривает отбор учебного содержания и видов

деятельности младших школьников, направленный на формирование в процессе обучения и

воспитания

гармоничной

системы

ценностей

личности.

В

основе

формируемой

системы

ценностей

лежат

базовые

национальные

ценности,

представленные

в

Концепции

духовно-

н р а в с т в е н н о г о

р а з в и т и я

и

в о с п и т а н и я

л и ч н о с т и

г р а ж д а н и н а

Р о с с и и .

Принцип обучения в деятельности предполагает, что достижение указанных целей

обеспечивает, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые

выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. УМК «Школа

России»

предусматривает

формирование

всех

видов

универсальных

учебных

действий:

л и ч н о с т н ы х ,

р е г у л я т и в н ы х ,

п о з н а в а т е л ь н ы х ,

к о м м у н и к а т и в н ы х .

Принцип работы на результат означает целенаправленную и последовательную

деятельность

обучающих

и

обучающихся

для

достижения

личностных,

метапредметных

и

предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего

образования.

Для

этого,

в

структуру

и

содержание

учебников

заложена

система

заданий,

направленных

на

включение

младших

школьников

в

деятельностное

освоение

учебного

материала

с

целью

овладения

УУД

и

формирования

способности

самостоятельно

успешно

усваивать

новые

знания,

умения

и

компетенции,

включая

ведущую

образовательную

к о м п е т е н ц и ю

-

у м е н и е

у ч и т ь с я .

Принцип синтеза традиций и инноваций означает опору на лучшие традиции

отечественной школы в сочетании с инновационными подходами, обеспечивающими развитие

о б р а з о в а н и я

н а

с о в р е м е н н о м

э т а п е

ж и з н и

с т р а н ы .

В

учебных

курсах

образовательной

системы

«Школа

России»

широко

и

последовательно

применяются

такие

инновации

как

формирование

универсальных

учебных

действий,

организация проектной деятельности, работа с различными носителями информации, создание

портфолио

учащихся,

итоговые

комплексные

работы

и

другие,

носящие

как

общий,

так

и

предметный характер.

Работая в школе более 20 лет по УМК «Школа России»,

могу утверждать: данный

комплекс формирует прочные знания, умения и навыки учащихся. Учебник математики Моро М.

И. содержит задания различных видов, хорошо иллюстрирован, предлагаются «Странички для

любознательных» с заданиями творческого характера, добавляются странички «Готовимся к

олимпиаде»,

задания

конкурса

«Смекалка».

Дети

учатся

не

только

наблюдать,

сравнивать,

выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать

результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими,

знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового

характера. Задания

для организации деятельности моделирования системно выстроены на

протяжении всего периода изучения предмета. С достижениями указанного результата связаны

основные виды деятельности, на которых построена система заданий «Рассмотри …», «Сравни:

чем похожи, чем отличаются…», «Проанализируй …», «Объясни, почему …», «Сделай вывод…»,

« Выбери верный ответ …», «Найди и исправь ошибки …» и др. Они с удовольствием работают в

тетрадях на печатной основе. Учебный материал формирует прочные вычислительные навыки.

В курсе «Обучение грамоте» Горецкого В. Г. начиная с первых уроков, материалом

многочисленных

упражнений

являются

пословицы

и

поговорки,

задания,

направленные

на

осознание смысла и мудрости, которые вложил в них народ. Учебник «Русский язык» Канакиной

В. П. содержит разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о

защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. В учебнике

даны тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н.Толстого, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского и

др., поэтические строки

А.С.Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова и др., убеждающие

учащихся в красоте и богатстве

русского языка. Для эффективности достижения результата

способствовует «Картинная галерея», представленная репродукциями картин В.М.Васнецова,

В.А.Серова, Н.К. Рериха, И.И. Грабаря, И.И. Левитана, А.А. Пластова, А.К. Саврасова, и многих

других

художников.

Работа

с

текстами

описания

этих

репродукций,

также

направлена

на

эстетическое воспитание детей, развитие чувства прекрасного в душе ребёнка. С достижениями

результата

связаны

основные

виды

деятельности,

на

которых

построена

система

заданий:

составление модели слова, предложения, использование графической символики (выделение

гласных,

согласных,

слогов,

ударения,

значимых

частей

слова,

членов

предложения

и

т.п).

Начиная

с

1

класса,

учащиеся

читают

схемы

(слогоударная

модель,

схема-модель

слова,

предложения), сопоставляют схемы-модели слов, предложений, находят слово (предложение) по

модели, составляют модели самостоятельно, преобразовывают звуковые модели и т.д. А также

учебник

содержит

справочные

материалы:

памятками,

таблицами,

словари

(толковый,

орфографический,

орфоэпический,

словари

синонимов

и

антонимов,

омонимов

и

фразеологизмов, иностранных слов). Используя материалы справочников, словарей, ИКТ-средств

и пр., дети обучаются находить ответы на возникающие вопросы, формулировать свои ответы,

делать выводы, давать разъяснения.

Тексты учебника «Родная речь» («Литературное чтение») Климановой Л. Ф. носят

познавательную, развивающую и воспитательную направленность, прекрасно иллюстрирован

учебник, нацеливает учащихся на работу с дополнительной справочной литературой. Учебник

включает разделы: «Устное народное творчество», «Летописи, былины», «Родина», «Природа и

мы», «Из русской классической литературы», «Литература зарубежных стран» и др., а также

тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и

народов

мира,

о

многообразии

природы

и

необходимости

бережного

к

ней

отношения.

Особенность учеников младших классов состоит в том, что они эмоционально воспринимают

прочитанное произведение. Эта особенность учащихся поддерживается системой вопросов и

заданий после изучаемого произведения. Например, какими чувствами хотел поделиться автор,

какие слова помогают почувствовать радость, грусть; разделяете ли вы мнение автора, героя. В

конце каждого раздела помещён материал «Наши достижения. Проверь себя». Задания этого

раздела включают вопросы как базового уровня (планируемые результаты ФГОС на базовом

уровне освоения), так и повышенного уровня, которые позволяют учащимся сделать вывод о

достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач.

Особенно интересен учебник А. Плешакова «Мир вокруг нас». Разнообразный материал,

представленный в учебнике, расширяет знания детей о природе и общественной жизни, знакомит

с ОБЖ, развивает интерес к познанию, учит детей анализировать, сравнивать, делать выводы.

Учебник включает темы «Природа России», «Страницы истории Отечества», «Родной край —

часть большой страны», «Современная Россия», «Жизнь города и села», «Что такое Родина?»,

«Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?», «Россия на карте». Дети

знакомятся с государственными символами России. Учащиеся выполняют учебные проекты

«Родной город», «Города России» и др. Рабочая тетрадь позволяет закрепить полученные на

уроке знания, работать по ученикам самостоятельно, использовать дополнительную литературу.

«Как живет семья?», «Наша дружная семья», «В школе», «Ты и твои друзья», включая учебные

проекты

«Моя семья», «Мой класс и моя школа». Содержание данных разделов помогает

осмыслить

важные

духовные

ценности

своего

народа

и

других

народов:

дружба,

доброта,

любовь,

понимание,

терпение,

ответственность,

благородство

и

принять

их.

предлагается

совместное

чтение

познавательной

литературы,

совместные

наблюдения

(за

растениями,

животными, звездами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка деревьев),

совместные прогулки и путешествия (экскурсии в музеи, поездки по родной стране и т. п.) и

множество

других

ситуаций.

Активному

использованию

речевых

средств

и

средств

ИКТ

способствует широкое применение таких организационных форм как работа в парах и группах,

выполнение заданий в сотрудничестве с взрослыми, реализация учебных проектов.

Авторы делают акцент на систему заданий проблемно- поискового характера, причем, с

одной стороны, эти задания объективно доступны младшим школьникам, а с другой стороны,

заложенная в них познавательная трудность вызывает у детей дополнительный интерес.

Считаю, преимущество УМК «Школа России» в том, что эта программа полностью

соответствуют

идеологии

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального общего образования. Усовершенствованный комплекс отличается направленностью

учебного

материала,

способов

его

представления

и

методов

обучения

на

максимальное

включение

учащихся

в

учебную

деятельность.

Это

отражено

и

в

новом

художественном

оформлении комплекса, и в системе заданий, и в единой для всех учебников системе навигации.

Инициация детского действия обеспечивается в комплексе обязательной постановкой на каждом

уроке

учебной

задачи

(тема-вопрос,

проблемная

ситуация).

Увеличено

количество

заданий,

раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и с другими школьными

предметами.

Разработаны

специальные

задания

для

формирования

мотивации

обучения,

контрольно-оценочной

деятельности

младших

школьников;

задания

на

поиск

и

отбор

информации; задания для работы в парах и группах; материалы для организации проектной

деятельности и т.п. Все учебники УМК имеют законченные линии с 1 по 4 класс, а также учебно-

методическое сопровождение в виде рабочих тетрадей, дидактических материалов, проверочных

работ, методических пособий, книг для чтения и др. В обновленных программах реализован

современный

подход

к

тематическому

планированию,

отражающий

не

только

логику

развертывания учебного материала и логику формирования универсальных учебных действий, но

и те виды учебной деятельности, которые наиболее эффективны для достижения личностных,

метапредметных и предметных результатов обучения.

Несомненный

плюс УМК "Школа России" заключается в реализации принципа

преемственности

и

непрерывности

образовательного

процесса.

Учебники

данного

УМК

покажутся знакомыми многим детям, обучавшимся по материалам издательства "Просвещение"

на этапе дошкольного образования и на последующих этапах основного общего образования:

поскольку все учебники, выпускаемые издательством "Просвещение". Выпускники начальной

школы могут беспрепятственно продолжить обучение в 5-м и более старших классах по любой

завершенной

предметной

линии

учебников

"Просвещения"

для

основной

школы. Учителя,

работающие

по

УМК,

положительно

отзываются

об

учебниках

и

довольны

результатами.

Материал доступен детям и понятен родителям.

Считаю, что традиционная программа УМК

«Школа

России» позволяет тщательно

отрабатывать навыки учебной деятельности.



В раздел образования