Напоминание

"Стать человеком!"


Автор: Бритнева Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель, заместитель директора по воспитательной работе
Учебное заведение: ГОУ ЯО "Рыбинская школа–интернат № 1"
Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: Программа духовно–нравственного развития и воспитания обучащихся (воспитанников)
Тема: "Стать человеком!"
Раздел: среднее образование





Назад




Рассмотрено

на педагогическом совете,

протокол от 03.11.2016 г. № 2.

Утверждено

директором ГОУ ЯО

«Рыбинская школа-интернат № 1»

Рубкевич Е.А., приказ от 08.11.2016 г.

№124/01-07

Программа духовно - нравственного развития и воспитания

обучающихся (воспитанников)

ГОУ ЯО «Рыбинская школа – интернат №1»

«СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!»

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под

водой, как рыбы, нам не хватает только одного - научиться жить на

земле, как люди».

Бернард Шоу

Пояснительная записка.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

(воспитанников)

призвана

направлять

образовательный

процесс

на

воспитание

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому

наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально

ответственного поведения.

Нормативно-правовой

и

документальной

основой

Программы

нравственного развития и воспитания обучающихся (воспитанников)

с ОВЗ

(умственной отсталостью) являются Закон «Об образовании» от 29.12.2012г.

№273-ФЗ, (действующая редакция, 2016г.), федеральный государственный

образовательный

стандарт для

умственно

отсталых

обучающихся

от

19.12.2014г.

№1598,

Концепция

духовно-нравственного

воспитания

российских школьников ст.7, ст.9, Конституция РФ, Конвенция о правах

ребенка-инвалида от 13.12.2006г. №61/106, ратифицирована Федеральным

законом от 03.05.2015г. №46-ФЗ.

Программа

нравственного

развития

и

воспитания

обучающихся

(воспитанников)

направлена

на

организацию

нравственного

уклада

школьной

жизни,

включающего

воспитательную,

учебную,

внеучебную,

социально-значимую

деятельность

обучающихся,

основанного

на

системе

духовных

идеалов,

ценностей,

моральных

приоритетов,

составляющих

основу

психического

здоровья

человека,

реализуемого

в

совместно

социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов

общественной жизни.

Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых

проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом.

Учитывая характерные особенности детей с ОВЗ

- затруднения в понимании обращенной речи,

-

воспринимаемые

обобщенные

правила

поведения

не

вызывают

у

обучающихся эмоционального отклика,

- поведение обучающихся с ОВЗ ситуативное,

-снижение

способностей

к

конкретизации

обобщений

приводит

к

расхождению слова и дела (неадекватность поведения),

- нарушение эмоционально-волевой сферы,

- незрелость эмоций,

- слабость собственных побуждений,

- снижение критичности побуждений,

- моторная неловкость,

- неспособность к соучастию, состраданию, сочувствию….

вопросы нравственного воспитания детей с ОВЗ (умственной отсталостью)

становятся особо значимыми.

Планирование нравственной работы является значимым звеном в

общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения.

Продуманное планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает

перспективы

работы,

способствует

реализации

определенной

системы

воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи

не только качественного обучения, но и воспитания Человека нравственного,

духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в

современном

мире,

поэтому

необходимо

создать

условия

для

духовно-

нравственного развития и воспитания обучающихся (воспитанников) через

построение целостного педагогического процесса в ГОУ ЯО «Рыбинская

школа-интернат№1»

Настоящая

Программа

представляет

собой

ценностно-нормативную

основу

взаимодействия

ГОУ

ЯО

«

Рыбинская

школа

интернат

№1»

с

другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями,

учреждениями культуры и спорта. Целью этого взаимодействия является

совместное обеспечение условий для нравственного развития, воспитания и

сохранения

психического

здоровья

обучающихся

(воспитанников)

с

ОВЗ

(умственной отсталостью).

Реализация

программы

должна

проходить в

единстве

урочной,

внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической

работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.

1) Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в

рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах»)

происходит

при

решении

нравственно-оценочных

заданий

по

чтению,

окружающему

миру,

истории,

этике

и

другим

предметам,

имеющим

личностные линии развития.

Проявление

же

ценностей

(«на

деле»)

обеспечивается

активными

образовательными

технологиями,

требующими

кол л е кт и в н о го

взаимодействия.

2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые

учениками в ходе внеклассных занятий во вторую половину дня, проводимых

воспитателями в форме бесед, игр, тренингов, экскурсий и так далее; участия

в

праздниках,

подготовленных

педагогом

организатором,

музыкальным

руководителем, и в подготовке к этим праздникам; участие в работе кружков,

спортивных секций и так далее.

3)

Внешкольная

деятельность

начальный

гражданский

опыт,

приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач

или их моделей (добровольное сознательное участие в трудовых акциях,

помощь ветеранам труда и так далее).

I.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Целью

данной

программы

является:

социально

педагогическая

поддержка

и

приобщение

обучающихся

к

базовым

национальным

ценностям

российского

общества,

общечеловеческим

ценностям

в

контексте формирования у них духовно - нравственных чувств, духовно

-нравственного сознания и поведения.

Задачи программы:

-

формировать

основы

гражданской

идентичности:

чувства

сопричастности

и

гордости

за

свою

Родину,

уважения

к

истории

и

культуре народа;

- воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и

свободам человека, любовь к Родине, семье;

-

воспитывать

нравственные

качества

личности

обучающихся

(воспитанников);

-

способствовать

освоению

воспитанниками

основных

социальных

ролей, моральных и этических норм;

- приобщать обучающихся (воспитанников) к культурным традициям

с во е г о

н а р од а ,

о б щ еч ел о веч ес к и м

ц е н н о с т я м

в

у с л о в и я х

многонационального государства.

Духовно-нравственное

воспитание – это

педагогически

организованный

процесс, в котором обучающимся передаются духовно-нравственные нормы

жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых

национальных

ценностей,

для

освоения

системы

общечеловеческих,

культурных,

духовных

и

нравственных

ценностей

многонационального

народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное

развитие обучающихся

с

ОВЗ

осуществляется

в

процессе

социализации,

последовательного

расширения

и

укрепления

ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека

оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных

норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу,

государству, Отечеству, миру в целом.

Ценностные

установки

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

обучюащихся

с

ОВЗ

согласуются

с

традиционными

источниками

нравственности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся с ОВЗ в данной

программе

строится

на

основании

базовых

национальных

ценностей,

которые классифицированы по модулям, каждый из которых, будучи тесно

связанным

с

другими,

раскрывает

одну

из

существенных

сторон

нравственного развития личности гражданина России.

Каждый

из

модулей

нравственного

развития

обучающихся

основан

на

определенной

системе

базовых

национальных

ценностей

и

должен

обеспечивать формирование базовых национальных ценностей обучающихся

на доступном для них уровне.

II.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

п.п

.

М о д у л ь ,

е г о

направление

Базовые ценности

1-

4 класс

5 – 9 класс

1.

«Я – Гражданин»

ПАТРИОТИЗМ, ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ:

(воспитание

гражданственности,

патриотизма, уважения

к

правам,

свободам

и

обязанностям

человека).

Л ю б о в ь

к

б л и з к и м ,

к

образовательной

организации,

своему

городу,

народу,

России;

стремление

активно

участвовать

в

делах класса, школы, семьи,

своего

города; уважение к

з а щ и т н и к а м

Р о д и н ы ;

положительное отношение к

своему национальному языку

и культуре; умение отвечать

за свои поступки; интерес к

государственным

праздникам

и

важнейшим

событиям в жизни России.

Элементарные

п р е д с т а в л е н и я

о

политическом

устройстве

Российского

государства;

п р е д с т а в л е н и е

о

символах

государства;

п р е д с т а в л е н и я

о б

институтах

гражданского общества;

представления о правах и

обязанностях

г р а ж д а н и н а

Р Ф ;

начальные представления

о народах России.

2.

« Я – человек»

( в о с п и т а н и е

нравственных чувств и

эстетического

сознания).

СЕМЬЯ, СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ:

Различие

хороших

и

плохих

п о с т у п к о в ;

п р а в и л а

поведения в образовательной

организации, дома, на улице;

уважительное отношение к

р о д и т е л я м ,

с т а р ш и м ,

доброжелательное

отношение к сверстникам и

младшим;

уст ановл ение

дружеских

отношений

в

кол л е к т и в е ;

б е р е ж н о е

гуманное

отношение

ко

всему живому.

Представления о базовых

национальных Российских

ц е н н о с т я х ;

о

р о л и

традиционных религий в

развитии

Российского

государства; о правилах

этики,

культуры

речи;

отрицательное

о т н о ш е н и е

к

аморальным

поступкам,

грубости;

установление дружеских

взаимоотношений в

коллективе, основанных

на взаимопомощи и

взаимной поддержке.

3.

« Я и Труд»

(воспитание

трудолюбия, активного

отношения

к

учению,

труду, жизни).

ТРУД И ТВОРЧЕСТВО:

У в а ж е н и е

к

т р у д у

и

т в о р ч е с т в у

б л и з к и х ,

товарищей

по

классу

и

ш к о л е ;

э л е м е н т а р н ы е

представления

об

основных

п р о ф е с с и я х ;

н а в ы к и

кол л е кт и в н о й

р а б о т ы ;

у м е н и е

п р о я в л я т ь

дисциплинированность,

последовательность,

П р е д с т а в л е н и е

о

нравственных

основах

учебы,

ведущей

роли

образования,

труда

и

з н а ч е н и я

т р у д о в о й

деятельности

в

жизни

человека;

уважение

к

труду

и

т во рчес т ву

ст арших

и

м л а д ш и х

т о в а р и щ е й ;

у м е н и е

настойчивость;

бережное

отношение

к

результатам

своего труда, труда других

людей;

умение

соблюдать

порядок на рабочем месте.

о р г а н и з о в а т ь

с е б е

р а б о ч е е

м е с т о

в

с о о т в е т с т в и и

с

п р ед с т оя щ и м

в и д ом

деятельности;

отрицательное

отношение

к

лени

и

небрежности в труде и

учебе.

4.

«Я и культура»

(воспитание

ценностного

о т н о ш е н и я

к

прекрасному,

формирование

п р е д с т а в л е н и й

о б

эстетических идеалах и

ценностях).

ТРАДИЦИИ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ:

Ра з л и ч и е

к р а с и в о г о

и

некрасивого,

прекрасного

и

безобразного;

формирование

элементарных

представлений

о

красоте;

ф о рм и р о в а н и е

у м е н и я

видеть

красоту

природы

и

ч е л о в е к а ;

и н т е р е с

к

продуктам художественного

творчества;

представления

и отрицательное отношение

к

некрасивым

поступкам

и

неряшливости;

Формирование

элементарных

п р е д с т а в л е н и й

о

душевной

и

физической

к р а с о т е

ч е л о в е к а ;

формирование

умения

видеть красоту природы,

труда

и

творчества;

развитие

стремл ения

создавать

прекрасное;

стремление к опрятному

внешнему виду.

Направления

социально

педагогической

работы

по

нравственному

развитию и воспитанию обучающихся (воспитанников) с ОВЗ (умственной

отсталостью) реализуются как во внеурочной деятельности, так и в процессе

изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом.

Так, например, учебники «Русский язык» несут особое отношение к слову, к

языку, его колориту и мудрости, духовно-нравственному содержанию,

воспитывают

толерантность,

учат

решать

коммуникативные

задачи,

осваивать этикетные формы обращения и поведения, развивают уважение и

интерес к творческой работе.

Учебники «Чтение»

содержат

в

достаточном

количестве

литературных

текстов детских писателей, фольклорных произведений народов России,

литературных

текстов

исторического

содержания,

работая

с

которыми

учащиеся с ОВЗ постигают простые и вечные истины добра, сострадания,

сочувствия,

любви

к

другим

людям,

к

Родине,

чувство

патриотизма

и

гордости

за

свою

страну.

Поэтому

на

уроках

и

во

внеклассном

чтении

используем дополнительные тексты духовно-нравственного содержания.

Содержание

курса «Математика» способствует воспитанию трудолюбия,

уважения к труду, стремления к познанию. Материал учебников обогащѐн

связями с жизнью, решением практических задач.

Учебники

курсов

«История»,

«Обществознание»

дают

возможность

формировать

знания

о

человеке

и

обществе,

работать

над

осознанием

характера взаимодействия между ними, задают образцы служения Отечеству,

формируют чувство сопричастности к жизни России и гордости за свою

Родину, народ и историю.

Курсы «Музыка» и «Изобразительное искусство» помогают решать задачи

патриотического, эстетического воспитания учащихся. Обучение строится

на

основе

лучших

культурно-исторических

и

национально-культурных

традиций народов России.

Принципы

и

особенности

организации

содержания

духовно-

нравственного развития и воспитания обучающихся (воспитанников) с

ОВЗ

В

основе

программы

духовно

-

нравственного

развития

и

воспитания

обучающихся (воспитанников) с ОВЗ организуемого в соответствии с ней

уклада школьной жизни лежат следующие принципы:

Принцип

коррекционно-развивающей

направленности.

Предполагает

исправление недостатков воспитания на основе создания условий, где дети

могут проявить себя полноценными личностями.

Принцип

комплексного

подхода

и

продуктивного

анализа

данных

по

изучению учащихся с ОВЗ.

Принцип

следования

нравственному

примеру.

Следование

примеру

ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель

выстраивания отношений учащихся с другими людьми и с самим собой,

образец ценностного выбора, совершѐнного значимым другим. Содержание

учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть

наполнено

примерами

нравственного

поведения.

Пример

как

метод

воспитания позволяет расширить нравственный опыт учащихся, побудить его

к

внутреннему

диалогу,

пробудить

в

нѐм

нравственную

рефлексию,

обеспечить

возможность

выбора

при

построении

собственной

системы

ценностных

отношений,

продемонстрировать

учащимся

реальную

возможность следования идеалу в жизни. Особое значение для духовно-

нравственного развития учащегося имеет пример педагога.

Принцип

идентификации

(персонификации)

. Идентификация

устойчивое

отождествление

себя

со

значимым

другим,

стремление

быть

похожим на него. У учащихся с ОВЗ преобладает образно-эмоциональное

восприятие

действительности,

развиты

механизмы

подражания,

эмпатии,

способность

к

идентификации,

поэтому

персонифицированные

идеалы

являются действенными средствами нравственного воспитания ребѐнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений

большую роль играет диалогическое общение учащегося со сверстниками,

родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми

взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает

возможным

его

организацию

на

диалогической

основе.

Выработка

личностью

собственной

системы

ценностей,

поиск

смысла

жизни

невозможны

вне

диалогического

общения

человека

с

другим

человеком,

ребѐнка со значимым взрослым.

Принцип

системно-деятельностной

организации

воспитания.

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие учащихся и

поддерживаемое

всем

укладом

школьной

жизни,

включает

в

себя

организацию

учебной,

внеучебной,

общественно

значимой

деятельности

учащихся с ОВЗ.

Принцип

оптимистической

направленности

воспитания.

Воспитание

направлено на ослабление негативных черт, качеств личности. В воспитании

нужно подходить с верой в возможности, способности учащихся, с опорой на

положительное.

III.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание духовно

- нравственного развития и воспитания

обучающихся

(воспитанников)

отбирается

на

основании

базовых

национальных ценностей в логике реализации основных направлений.

Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит

задачи,

соответствующую

систему

базовых

ценностей,

особенности

организации

содержания

(виды

деятельности

и

формы

занятий

с

обучающимися). Также определены условия совместной деятельности школы

с

семьями

обучающихся,

с

общественными

учреждениями

по

духовно-

нравственному

развитию

и

воспитанию

обучающихся,

обозначены

планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути реализации

данного модуля.

Направление

1.

Воспитание

гражданственности,

патриотизма,

уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

МОДУЛЬ «Я – ГРАЖДАНИН.

Цель:

формирование

у

подрастающего

поколения

любви

к

Родине,

бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к

историческому

прошлому

страны,

воспитание

патриотизма,

формирование гражданской позиции.

Задачи модуля:

воспитание

чувства

патриотизма,

сопричастности

к

героической

истории

Российского государства;

формирование

правовой

культуры,

гуманистического

мировоззрения,

способности к самореализации;

духовно-нравственное становление личности;

развитие ценностно-смысловой сферы личности;

формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота;

воспитание гражданственности, общероссийской идентичности, социальной

ответственности,

толерантности,

приверженности

к

гуманистическим

и

демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;

формирование чувства принадлежности к национальной культуре, развитие

национального самосознания.

Содержание, виды деятельности:

-

формирование

мотивации

к

активному

и

ответственному

участию

в

общественной жизни;

- представление о политическом устройстве Российского государства, его

институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

-

изучение

правовых

норм

государства,

законов

и

формирование

ответственного к ним отношения;

- организация встреч с представителями органов власти с целью правового

просвещения учащихся;

- сотрудничество с социумом и общественными организациями по развитию

патриотизма и гражданской позиции учащихся;

- развитие интереса к общественным явлениям, понимание активной роли

человека в обществе;

- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на

формирование умений и навыков гражданско-патриотического воспитания;

-

поощрение

учащихся

за

проявления

истинного

патриотизма,

любви

к

Родине, школе, малой родине;

- развитие интереса к содержанию и значению государственных праздников,

к

важнейшим

событиям

в

истории

и

современной

жизни

Российской

Федерации, региона;

-

формирование

уважительного

отношения

к

русскому

языку

как

к

государственному языку межнационального общения;

- соблюдение единства внеклассных форм воспитания;

- соблюдение единства гражданского и морально-нравственного воспитания;

- воспитание уважения к защитникам Родины.

Формы работы:

изучение

материала

и

выполнение

учебных

заданий

по

нравственно-

оценочным линиям развития в разных предметах (чтение – сказки народов

России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории; этика -

культура

диалога,

взаимодействие

представителей

разных

конфессий);

индивидуальные

и

групповые

проекты;

музейные

уроки,

познавательная

беседа,

проблемно-ценностное

общение,

классный

час,

сюжетно-ролевые

игры

гражданского

и

историко-патриотического

содержания,

творческие

конкурсы,

фе стивали,

праздники,

спортивные

с о р е в н о в а н и я ,

благотворительные акции, интеллектуальные игры, посещение кинотеатра,

театра, КТД.

1.

Проектная деятельность:

Исследовательские проекты «История появления Гимна России».

Творческий проект-конкурс «Герб нашего города».

Творческий проект «Охрана природы».

Исследовательский проект «Достойное поколение».

2.

Месячник гражданско-патриотического воспитания:

Уроки мужества «Служить России суждено тебе и мне».

Уроки мужества «Ты же выжил, солдат!».

Групповой проект «Звезда», «Журавли» и т.д.

3.

Познавательные беседы, классные часы:

День флага.

День народного единства.

День толерантности (Уроки толерантности).

День Героев России.

«Символы президентской власти».

«Гражданин и обыватель».

«Разрешение конфликтов без насилия».

«Что значит быть культурным?»

«От правовых знаний к гражданской позиции».

«Великие русские полководцы».

«С чего начинается Родина?»

«Мой район, мой дом».

День города.

День России.

4.

Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали:

Конкурс знатоков «Я знаю Конституцию РФ».

Организация

и

проведение

спортивной

военно-патриотической

игры

«Зарница»

Конкурс военно-патриотической песни «Песня в солдатской шинели».

Конкурс строя и песни «Статен и строен – уважения достоин».

5.

Досугово-развлекательная деятельность:

Школьные праздники на военно-патриотическую тематику.

Проведение

уроков

воинской

славы

России

под

девизом

«Этих

дней

не

смолкнет слава».

6.

Игровая деятельность:

Творческая ролевая игра «Машина времени».

Цикл игр «Учитесь быть терпеливыми», тренинги толерантного общения.

Ролевая игра «Остров радости и успеха».

Ролевая игра «Мой мир».

Правовая игра «Дебаты».

Конкурсы знатоков «Я знаю Конституция РФ», «Как мы знаем Всеобщую

декларацию прав человека».

7.

Социальное творчество (акции):

Акция «Мое Отечество», «Родной край».

Акция «Письмо сверстнику – воспитаннику детского дома или интерната».

Акция «Пятерка для мамы».

Историко-патриотическая молодежная акция «Я – гражданин», посвященная

Дню Конституции.

Акция

«Ветеран

живет

рядом»

(поздравление

ветеранов

Великой

Отечественной войны и труда).

Акция

«Вспомним

всех

поименно»

(изготовление

флажков

с

именами

родственников – участников Великой Отечественной войны».

Акция «Солдатский платок».

Акция «Забота».

Акция «Волна памяти».

Акция «Пока горит свеча».

Акция «Гражданин России».

Сбор

информации

о

выпускниках

школы

«Моя

семья

в

истории

моей

школы».

КТД «Помним, любим, гордимся».

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ «Я – ГРАЖДАНИН»

Планируемые результаты:

В школе формируется личность, осознающая себя частью общества и

гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:

1-4 классы:

- положительное отношение и любовь к близким, к образовательной

организации, городу, народу, России;

-

начальные

представления

о

моральных

нормах

и

правилах

нравственного

поведения,

в

том

числе

об

этических

нормах

взаимоотношений в семье, между поколениями,

носителями разных

убеждений, представителями различных социальных групп;

- опыт ролевого взаимодействия в классе, школе, семье;

5-9 классы:

- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю,

отечественному

культурно-историческому

наследию,

государственной

символике,

законам

Российской

Федерации,

родному

языку,

народным

традициям, старшему поколению;

Модуль

" Я -

гражданин"

Включение задач по

духовнвно -

нравственному

воспитанию в урочную и

внеурочную

деятельность

Работа

библиотеки

школы

Сотрудничество с

правохранительными

органами

Сотрудничество

с учреждениями

культуры

-

имеют

представление

об

институтах

гражданского

общества,

о

государственном устройстве и социальной структуре российского общества,

наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и

культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и

патриотического долга;

-

опыт

постижения

ценностей

гражданского

общества,

национальной

истории и культуры;

-

знания

о

правах

и

обязанностях

человека,

гражданина,

семьянина,

товарища.

МОНИТОРИНГ

Методика Л.М. Фридмана «Патриотизм и как я его понимаю»

Методики

А.Н.

Капустиной

и

М.И.

Шиловой

(изучение

уровня

воспитанности

обучающихся).

Мониторинг

уровня

развития

личности

воспитанников.

Направление 2: Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

МОДУЛЬ «Я – ЧЕЛОВЕК»

Цель:

возрождение

нравственного

потенциала

нации,

воспитание

свободных граждан с чувством личной ответственности и моральности,

способной

к

продуктивной

преобразовательной

деятельности

и

жизнетворчеству.

Задачи модуля:

формирование нравственных ориентиров;

развитие коммуникативной, социокультурной компетенции;

повышение уровня воспитанности учащихся;

развитие умений и навыков социального общения;

воспитание культуры общения, культуры поведения;

создание условий для самоутверждения учащихся в коллективе;

формирование социальной активности личности учащихся;

формирование

представления

о

базовых

национальных

российских

ценностях;

воспитание уважения к людям разных возрастов.

воспитание

сознательной

дисциплины

и

культуры

повед е ния ,

ответственности и исполнительности;

Содержание, виды деятельности:

-

единство,

целостность

и

преемственность

в

нравственном

воспитании

школьников;

- учет индивидуальных, возрастных особенностей детей как предпосылок

успешности нравственного развития и воспитания;

- приоритет общечеловеческих нравственных ценностей;

- развитие интереса к человеку, как высшей ценности;

- расширение педагогического пространства, предание ему национального

контекста;

- развитие способности к рефлексии, умение ставить себя на место другого,

сопереживать, искать и находить способы человеческой поддержки;

-

применение

технологий

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

школьников,

основанных

на

гуманно-личностном

подходе,

способных

сформировать

тип

личности,

отличающейся

чувством

собственного

достоинства, стремлением служить людям, обостренным вниманием к чужой

беде;

- умение совершать нравственные поступки;

- стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении.

- формирование элементарных представлений о роли православия и других

российских религий в истории и культуре нашей страны;

- соблюдение и сохранение школьных традиций;

Формы работы:

-

беседа,

классный

час,

экскурсии,

заочные

путешествия,

театральные

постановки,

литературно-музыкальные

композиции,

художественные

выставки,

уроки

этики,

встречи

с

религиозными

деятелями,

просмотр

у ч е б н ы х

ф и л ь м о в ,

п р а з д н и к и ,

ко л л е к т и в н ы е

и г р ы ,

а к ц и и

благотворительности

и

милосердия,

творческие

проекты,

социальные

проекты презентации. Посещение и обсуждение содержания фильмов на

нравственные темы. Вовлечение учащихся в детские объединения, секции,

клубы по интересам.

1. Творческая деятельность:

День Знаний.

День пожилого человека.

День Учителя.

День матери.

Мероприятия ко Дню защитника Отечества.

Праздничные мероприятия, посвященные 8 марта.

2. Игровое моделирование речевых ситуаций:

«Помощь

окружающим»,

«Взаимное

уважение»,

«Как

бы

ты

поступил,

если…».

3.

Проблемно-ценностное общение:

Диспуты «Надо ли любить всех?», «Каким бы я хотел видеть своего друга?»,

«Почему важно беречь честь?», «Может ли доброта исцелить человека?»;

Интеллектуальная дуэль.

4.

Творческая деятельность, конкурсы, викторины, олимпиады:

Конкурс вежливости.

КВН, посвященный правилам поведения в школе.

Олимпиада «Самый воспитанный».

Конкурс плакатов, рисунков.

5.

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая

деятельность):

Урок Доброты

Благотворительная акция «Ты не один».

Благотворительная акция « Улыбнись, малыш».

КТД «Новогодний праздник».

Акция милосердия «От сердца – к сердцу».

Акция «Помогай ветеранам».

Акция

«Зеленый

кошелек»

(развитие

потребности

в

совершении

нравственных поступков).

КТД «В школе должно быть все прекрасно».

Акция «Помоги библиотеке».

6.

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение):

праздники

«С

русским

задором

по

русским

просторам»

(традиции

календарных праздников»; «Широкая Масленица», «Рождество Христово»;

(традиции,

обычаи

и

обряды

наших

предков,

посвященные

взаимосвязи

человека и природы, человека и семьи, человека и родной земли).

7.

Классные часы, беседы:

«Давайте жить дружно».

«День рождения класса».

«Голубая планета Земля».

«В человеке должно быть все прекрасно…».

«Правила поведения в общественных местах».

«Как не стать жертвой преступления, мошенничества».

8.

Работа с родителями:

Конкурс «Мама, папа, я – дружная семья».

Совместные экскурсии, конкурсы, ролевые игры.

Конкурс стихотворений, сочинений о семье, родителях или прародителях.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ «Я – ЧЕЛОВЕК»

Планируемые результаты:

1-4 классы:

- нравственно – этический опыт взаимодействия со сверстниками,

старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми

нравственными нормами;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к

человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- уважительное отношение к родителям, старшим, заботливое отношение к

младшим.

5-9 классы:

- знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно

относятся к ним;

- уважительное отношение к традиционным религиям;

Модуль

" Я - человек

"

Работа детских

творческих

объеденений

Организованная

система КТД

Включение задач

по духовно -

нравственному

воспитанию

в урочную и

внеурочную

деятельность

Работа

школьной

библиотеки

- формируется способность эмоционально реагировать на негативные

проявления

в

детском

обществе

и

обществе

в

целом,

анализировать

нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

МОНИТОРИНГ

Методика С.М. Петровой «Пословицы».

Методика «Репка».

Методики

А.Н.

Капустиной

и

М.И.

Шиловой

(изучение

уровня

воспитанности

обучающихся).

Мониторинг

уровня

развития

личности

воспитанников.

Направление

3. Воспитание

трудолюбия,

творческого

отношения

к

учению, труду, жизни.

МОДУЛЬ «Я И ТРУД»

Цель:

формирование

положительного

отношения

к

учебе,

развитие

познавательной

активности,

интеллектуальное

развитие

личности

подростка, развитие трудовых навыков и умений.

Задачи модуля:

сформировать представления о нравственных основах учебы, ведущей роли

образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

сформировать представления о профессиях;

сформировать навыки коллективной работы;

развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и

настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других

людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию

атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

развитие

познавательной

активности,

участия

в

общешкольных

мероприятиях;

формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.

Содержание, виды деятельности:

-

получение представления о нравственных основах учебы, ведущей роли

образования, труда и значение творчества в жизни человека и общества;

- получение элементарного представления об основных профессиях;

- развитие навыков коллективной работы, в том числе при разработке и

реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

-

воспитание

ценностного

отношения

к

учебе

как

виду

творческой

деятельности;

-

умение

проявлять

дисциплинированность,

последовательность

и

настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

-

приобщение

к

социально-значимой

деятельности

через

участие

в

волонтерских движениях различной направленности;

- развитие потребности и интереса к интеллектуальной деятельности;

- создание атмосферы творчества, проявления самостоятельности учащихся в

подготовке внеклассных мероприятий;

- воспитание отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и

учебе, небережливому отношению к результатам труда людей;

- стимулирование и поощрение достижений учащихся в данном направлении.

Формы работы:

беседы, встречи с интересными людьми, сюжетно-ролевые игры, праздники

труда, ярмарки, конкурсы, работа творческих и учебно-производственных

мастерских, проект «Чистый двор», трудовые акции, День открытых дверей,

проектная деятельность, социальное творчество.

1.

Познавательные беседы, классные часы, в том числе с приглашением

родителей разных профессий:

«Труд – источник создания, сохранения и приумножения материальных и

духовных ценностей».

«Воспитываю себя сам».

«Деньги в доме – результат труда родителей».

«Товар, рынок, купля-продажа».

2.

Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение):

Ярмарка сельскохозяйственной продукции «Дары осени».

«Мамин праздник».

«Хлеб – всему голова».

Акция «Мастерская Деда Мороза».

Выставки декоративно-прикладного творчества.

3.

Творческая деятельность: конкурсы, выставки, фестивали:

Конкурсы:

«Все профессии важны».

«Ученье – труд».

«Изготовь плакат по безопасности при работе с инструментами».

Конкурс рисунков:

«Наши родители на работе».

«Как стать дисциплинированным?».

«Наши достижения»

Праздник труда «Все работы хороши – выбирай на вкус».

4.

Игровая деятельность:

Игровые ситуации:

«Самообслуживание в семье и школе».

«Воспитывай самостоятельность».

Игровые ситуации по мотивам различных профессий.

Викторины «Юные знатоки экономики».

5.

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая

деятельность):

Участие в разнообразных видах труда (уборка помещений и территории

(акция

«Осенний

лист»);

оформление

класса

и

школьного

двора,

изготовление кормушек и подкармливание птиц, изготовление различных

игрушек к праздникам, акция «Мастерская Деда Мороза»; оформление класса

к Новому году; акции по сбору макулатуры «Помоги библиотеке»).

Шефская

помощь

класса

ветеранам

труда

и

войны,

престарелым

и

инвалидам.

6.

Проектная деятельность:

Про ект

«Для

ч его

нужно

быть

настойч ивым?»,

«Как

с т а т ь

дисциплинированным?».

Презентации учебных и творческих достижений.

Конкурс презентаций «Труд нашей семьи».

Конкурс презентаций «Мир профессий», «Ученье – труд».

7.

Видеоэкскурсии и путешествия: (ознакомительные видеоэкскурсии на

предприятия, в общественные места)

«Какие бывают виды труда».

«Виды профессий».

8.

Трудовая деятельность:

Работа в кружках и спортивных секциях, клубах и других учреждениях

дополнительного образования.

Природоохранительная деятельность.

Деятельность школьных трудовых бригад.

Трудоустройство несовершеннолетних.

Экскурсии на предприятия города.

Посещение Ярмарки профессий.

Конкурсные,

познавательно

развлекательные,

сюжетно-ролевые

и

коллективно-творческие мероприятия.

Встречи с людьми разных профессий.

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ «Я – И ТРУД»

Планируемые результаты:

1-4 классы:

- положительное отношение к учебному труду;

- элементарные представления о различных профессиях;

- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создание

нового;

-

первоначальный

опыт

участия

в

различных

видах

общественно

полезной и личностно значимой деятельности.

5- 9 классы:

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда,

трудовым достижениям России и человечества, трудолюбия;

- потребность и начальные умения выражать себя в различных

доступных видах деятельности;

- мотивация к самореализации в познавательной и практической,

общественнополезной деятельности.

МОНИТОРИНГ

Мониторинг сформированности навыков самообслуживания.

Модуль

" Я и

труд

"

Участие в общественно -

полезной деятельности,

школьных и

внешкольных акциях,

социальное творчество

Включение

задач по

духовно

-нравственном

у воспитанию

в урочную и

внеурочную

деятельность

Организованная

система КТД

Работа детских

творческих

объдинений

Уровень сформированности трудовых умений и навыков.

Направление

4. Воспитание

ценностного

отношения

к

прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

МОДУЛЬ «Я И КУЛЬТУРА»

Цель:

формирование

любви

и

уважения

к

культурному

наследию,

развитие творческих способностей учащихся.

Задачи модуля:

развитие

творческих

способностей

и

интересов,

приобретение

опыта

творческой деятельности;

воспитание

духовно

развитой

личности,

готовой

к

самопознанию

и

самосовершенствованию;

формирование

гуманистического

мировоззрения,

национального

самосознания, любви и уважения к ценностям отечественной культуры;

воспитание

художественно-эстетического

вкуса,

развитие

чувств,

эмоций,

образного, ассоциативного, критического мышления;

овладение

опытом

использования

приобретенных

знаний

и

умений

для

расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной

среды.

формирование

культуры

общения,

поведения,

эстетического

участия

в

мероприятиях.

Содержание, виды деятельности:

- формирование представления о душевной и физической красоте человека;

- формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного, умение видеть

красоту труда и творчества;

- развитие интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям,

концертам, выставкам, музеям.

Формы работы:

-

предметные

уроки,

экскурсии,

посещение

театров,

музеев,

выставок,

посещение конкурсов и фестивалей народной музыки, проведение выставок,

конкурсы, участие в художественном оформлении помещений, акции, КТД.

1. Познавательные беседы:

«Как видит и отображает мир художник».

«В мире красоты музыкальных звуков».

Беседы на основе просмотренных видео и кинофильмов и их обсуждение (по

выбору обучающихся).

Беседа-размышление:

«Кого мы называем добрыми?».

«Все, что волшебно, то манит» и др.

Развитие

творческих

способностей

и

интересов,

приобретение

опыта

творческой деятельности.

«Симпатия и антипатия».

«Чувства».

2. Игровая деятельность:

«Школа Волшебных чувств».

«Пишем письмо литературному герою».

Психотехнические игры «Передача доброты своего сердца».

Игры-тренинги духовного содержания.

Сюжетная игра «Школа, которую мы строим».

3. Проблемно-ценностное общение:

Диспут «Красота сердца дорого стоит!» (на примере сравнения красоты души

литературных героев).

Диспут «Красота тела или чистота сердца…?».

4.Проектная деятельность:

Коллективный творческий проект «Рукотворное чудо».

5.Творческие конкурсы:

«А ну-ка мальчики!».

«А ну-ка, девочки!».

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДУЛЯ «Я И КУЛЬТУРА»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1-

4 классы:

- умеют видеть красоту в окружающем мире;

- имеют представления об эстетических и художественных ценностях

отечественной культуры;

- умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

5- 9 классы:

-

имеют

опыт

эмоционального

постижения

народного

творчества,

этнокультурных традиций, фольклора народов России;

- опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в

природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и

самому себе;

- мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном

учреждении и семье;

-

осознание

необходимости

познания

прекрасного

в

окружающей

действительности, знание культуры родного края;

Модуль

" Я и культура

"

Включение задач по

духовно - нравственному

воспитанию в урочную и

внеурочную деятельность

Участие в

творческих

конкурсах

Организация и

проведение экскурсий по

историческим местам,

посещение

выставок,театра.

Выставки

декоративно -

прикладного

творчества

- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

МОНИТОРИНГ

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся.

Метод экспертной оценки педагогов дополнительного образования.

Методика

А.Н.

Капустиной

и

М.И.

Шиловой

(изучение

уровня

воспитанности

обучающихся).

Мониторинг

уровня

развития

личности

воспитанников.

IV.

СОВМЕСТНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ШКОЛЫ,

СЕМЬИ

И

ОБЩЕСТВЕННОСТИ

ПО

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ

РА З В И Т И Ю

И

В О С П И Т А Н И Ю

О БУ Ч А Ю Щ И ХС Я

(ВОСПИТАННИКОВ).

Нравственное развитие обучающихся (воспитанников) с ОВЗ (умственной

отсталостью) осуществляются не только образовательным учреждением, но и

семьей.

Взаимодействие

образовательного

учреждения

и

семьи

имеет

решающее

значение

для

организации

нравственного

уклада

жизни

обучающегося.

Педагогическая

культура

родителей

один

из

самых

действенных

факторов нравственного развития обучающихся.

Уклад

семейной

жизни

представляет

собой

один

из

важнейших

компонентов

нравственного

уклада

жизни

обучающегося.

В

силу

этого,

повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать

как одно из важнейших направлений развития обучающихся (воспитанников).

Права и обязанности родителей (законных представителей) определены

в статьях 37,43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, ст. 17, 18,

19, 52 Закона РФ «Об образовании».

Основные

формы

взаимодействия

школы

и

семьи

по

направлениям

(модулям):

1. Модуль «Я – гражданин»

организация встреч учащихся школы с родителями-военнослужащими;

посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;

привлечение

родителей

к

подготовке

и

проведению

праздников,

мероприятий;

изучение семейных традиций;

организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;

совместные проекты.

2. Модуль «Я – человек»

оформление информационных стендов;

тематические общешкольные родительские собрания;

организация субботников по благоустройству территории;

организация

и

проведение

совместных

праздников,

экскурсионных

походов, посещение театров, музеев:

- семейный праздник – Осенняя ярмарка;

- День Учителя;

- День матери;

- семейный праздник – «Масленица»;

- праздник «Моя семья»;

- проект «Семейно-классные каникулы»;

- проект «Семейный выходной»;

участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в образовательном

учреждении:

- на лучшую новогоднюю игрушку;

- благотворительная акция «Ты не один»;

- благотворительная акция «Улыбнись, солдат»;

- акция «Солдатский платок»;

- акция милосердия «От сердца – к сердцу»;

- акция «Самый уютный класс»;

- акция «В школе должно быть все прекрасно»;

индивидуальные

консультации

(психологическая,

логопедическая,

педагогическая и медицинская помощь);

изучение мотивов и потребностей родителей.

3. Модуль «Я и труд»

участие

родителей

в

ярмарке

сельскохозяйственной

продукции

«Дары

осени»;

участие

родителей

в

субботниках

по

благоустройству

школьной

территории;

организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением

родителей;

совместные проекты с родителями «Чистый двор», конкурс «Домик для

птиц»;

организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий,

прославившихся своим трудом, его результатами;

участие

в

коллективно-творческих

делах

по

подготовке

трудовых

праздников.

4. Модуль «Я и культура»

участие в коллективно-творческих делах;

совместные проекты;

круглый стол «Духовность в ребенке – что это такое?»;

игровые тренинги «Положительные эмоции», «Язык без слов»;

привлечение

родителей

к

подготовке

и

проведению

праздников,

мероприятий;

организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;

совместные посещения с родителями театров, музеев;

участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в образовательном

учреждении;

участие в художественном оформлении классов, школы

к праздникам,

мероприятиям.

V.

ОСНОВНЫЕ

ФОРМЫ

ПОВЫШЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

РОДИТЕЛЕЙ

(ЗАКОННЫХ

ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

ОБУЧАЮЩИХСЯ ( ВОСПИТАННИКОВ).

Одно из ключевых направлений реализации программы является повышение

педагогической культуры родителей.

Педагогическая

культура

родителей

(законных

представителей)

обучающихся (воспитанников) — один из самых действенных факторов их

нравственного

развития,

поскольку

уклад

семейной

жизни

представляет

собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклад

жизни обучающегося.

Необходимо восстановление с учетом современных реалий накопленных

в

нашей

стране

позитивных

традиций

содержательного

педагогического

взаимодействия

семьи

и

образовательного

учреждения,

систематического

повышения педагогической культуры родителей (законных представителей).

Система

работы

школы

по

повышению

педагогической

культуры

родителей (законных представителей) в обеспечении нравственного развития

обучающихся, основана на следующих принципах:

совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в

определении

основных

направлений,

ценностей

и

приоритетов

деятельности образовательного учреждения по развитию обучающихся;

сочетание

педагогиче ского

про свещения

с

п ед а го г и ч е с к и м

самообразованием родителей (законных представителей);

педагогическое

внимание,

уважение

и

требовательность

к

родителям

(законным представителям);

поддержка

и

индивидуальное

сопровождение

становления

и

развития

педагогиче ской

культуры

каждого

из

родителей

( з а ко н н ы х

представителей);

содействие

родителям

(законным

представителям)

в

решении

индивидуальных проблем воспитания;

опора на положительный опыт семейного воспитания.

В системе повышения педагогической культуры родителей (законных

представителей)

используются

различные

формы

работы,

в

том

числе:

индивидуальная беседа, родительское собрание, родительская конференция,

организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут,

родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер

вопросов

и

ответов,

семинар,

педагогический

практикум,

тренинг

для

родителей и другие.

МОНИТОРИНГ

Методика

Е.Н.Степановой

для

исследования

удовлетворенности

педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.

VI.

УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

ДУХОВНО-

Н РА В С Т В Е Н Н О ГО

РАЗ В И Т И Я

И

ВО СПИТАНИЯ

О Б У Ч А Ю Щ И Х С Я

( В О С П И Т А Н Н И К О В )

С

О В З

(УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ).

Создание

среды,

благоприятствующей

духовно-нравственному

воспитанию

и

развитию

учащихся,

является

важнейшей

задачей

деятельности школы.

1.Организация школьных пространств:

тематиче ски

оформленные

стенды,

используемые

в

воспитательном процессе;

тематиче ски

оформленные

стенды,

используемые

в

профориентационной работе с учащимися с ОВЗ;

рекреации, оборудованные для организации игр на переменах

или после уроков;

наличие

специально

оборудованных

залов

для

проведения

школьных

праздников,

культурных

событий,

социальных

проектов;

тренажѐрный зал;

кабинет СБО;

кабинеты технологии, мастерские;

тематически

оформленные

стенды

для

изучения

символов

Российской государственности и символов родного края.

2.Реализация целевых программ:

«Программа по профилактике правонарушений и безнадзорности

обучающихся (воспитанников) « В защиту детства»;

«Адаптированные

образовательные

рабочие

программы

по

предметам учебного плана школы - интерната»;

«Программа воспитательной работы»;

«Программа

взаимодействия

с

семьями

обучающихся

(воспитанников)»;

«Программа

дополнительного

образования

«Мастерская

игрушки»;

«Программа дополнительного образования «Не грусти, улыбнись

и пой» (Музыка и пение);

«Программа

дополнительного

образования

«Чтение

с

увлечением» (Библиотечные занятия).

3.Организация

социально

открытого

пространства

педагогов,

сотрудников школы, родителей.

Реализация ключевых смыслов духовных и нравственных ценностей в

практической жизнедеятельности осуществляется через:

Урочную деятельность;

организацию

совместной

деятельности

взрослых

и

детей

в

учебной и внеучебной деятельности;

организацию

индивидуальной,

групповой,

коллективной

деятельности учащихся;

личный пример педагогов и родителей.

4.Профориентационная работа.

Профориентационная работа осуществляется через:

Урочную деятельность;

внеурочную деятельность;

информационно-просветительскую работу;

родительские собрания;

организацию экскурсий в учебные заведения и предприятия;

участие

в

областном

конкурсе

профессионального

мастерства

«Юная швея», «Юный столяр»;

организацию выставок работ обучающихся (воспитанников);

организацию

летней

трудовой

практики

для

обучающихся

(воспитанников) 5-9классов;

Временное трудоустройство

несовершеннолетних обучающихся

(воспитанников).

VII.

ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ

И

МЕТОДИЧЕСКАЯ

РАБОТА

С

ПЕДАГОГАМИ.

Просветительная и методическая работа с педагогами направлена на:

- повышение квалификации педагогов в вопросах духовно – нравственного

развития

обучающихся

в

форме

лекций,

консультаций,

семинаров,

методических объединений, круглых столов, педагогических советов;

- приобретение необходимой научно-методической литературы;

- обобщение и обмен педагогического опыта;

-

привлечение

всех

участников

образовательного

процесса

к

совместной

работе по проведению мероприятий духовно-нравственного содержания.

VIII.

МЕТОДИКА

И

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

МОНИТОРИНГА

ДОСТИЖЕНИЙ

ПЛАНИРУЕМЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ

ПО

Д У ХО В Н О - Н РА В С Т В Е Н Н О М У

РА З В И Т И Ю

И

ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВОСПИТАННИКОВ) С

ОВЗ (УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ).

Для отслеживания достижения планируемых результатов данной

Программы будет осуществляться мониторинг:

п/п.

Название мониторинга.

Ответственный за разработку

формы проведения,

проведение, анализ и

оформление результатов.

1.

Методика «Патриотизм и как я его понимаю»

Л.М. Фридман

Воспитатели 7-9 классов

2.

Методика С.М. Петровой «Пословицы».

(для определения нравственности личности)

Воспитатели 9 класса

3.

Мониторинг участия обучающихся

Педагог-организатор.

(воспитанников) в общешкольных

мероприятиях в ОУ и вне ОУ.

4.

Мониторинг успеваемости обучающихся на

уроках истории, чтении, ОБЖ,

обществознании, русский язык, музыка и

пение.

Учителя предметники.

5.

Методика «Репка» или какие качества я в

себе вырастил

Воспитатели 5-7 классы

6.

Методика А.Н. Капустиной и М.И. Шиловой

«Изучение уровня воспитанности

обучающихся».

(мониторинг уровня развития личности

воспитанников).

Воспитатели 1-9 классов

7.

Методика диагностики уровня творческой

активности учащихся (качественный и

количественный анализ).

Педагоги доп.образования.

8.

Методика Е.Н.Степановой для исследования

удовлетворенности педагогов и родителей

жизнедеятельностью в образовательном

учреждении.

Классные руководители

9.

Мониторинг пропусков обучающимися

школы-интерната

Зам. директора по учебной

работе.

IX.

ЦИКЛОГРАММА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

п/п

Форма реализации Программы.

Периодичность

проведения.

Ответственный

за проведение.

1

Общешкольные

мероприятия

духовно-

нравственного содержания

В

т е ч е н и е

учебного года

Педагог-

организатор,

музыкальный

руководитель

2

Участие

в

школьных,

городских,

областных

конкурсах,

выст авках,

проектах, акциях.

В

т е ч е н и и

учебного года.

П е д а г о г и

дополнительного

образования,

педагог-

организатор,

воспитатели

3

Рассмотрение

вопросов

духовно-

н р а в с т в е н н о г о

с о д е р ж а н и я

н а

общешкольном родительском собрании.

2

р а з а

в

учебном году.

Зам.

директора

по

воспитательной

работе.

4

Рассмотрение

вопро сов

д у хо в н о

нравственного содержания на классных

родительских собраниях.

1

р а з

в

четверть.

Классные

руководители.

5

Неделя чтения

1

р а з

в

учебном году.

Учителя

чтения

и

п и с ь м а ,

заведущая

библиотекой

6

Неделя труда

1

р а з

в

учебном году.

Учителя

трудового

обучения,

классные

руководители.

7

Воспитательные мероприятия с группой

обучающихся.

Еженедельно

по вторникам в

течение

1

и

4

четвертей.

Воспитатели.

8

Общественно-полезный труд по

благоустройству школьной территории.

В

т е ч е н и е

учебного года

Инструктор

по

труду,

воспитатели

9

В р е м е н н о е

т р у д о у с т р о й с т в о

обучающихся (воспитанников).

В

т е ч е н и е

учебного года

Инструктор

по

труду,

воспитатели

10

В

рамках

блока

в о с п и т ат е л ь н о й

программы

« Трудовое

воспитание» - 2 беседы, 2 практических

занятиях.

В

т е ч е н и е

каждой

четверти

Воспитатели

11

Мероприятия

с

группой

обучающихся

по санитарно-просветительной работе.

2

р а з а

в

учебном году в

каждом

классе

(группе).

Школьный врач -

педиатр.

12

Инструктажи с обучающимися.

Согласно

установленны

м

н о р м а м

проведения

инструктажей.

Классные

руководители,

воспитатели.

13.

Рассмотрение

вопросов

духовно-

нравственного

развития

и

воспитания

обучающихся

(воспитанников)

на

заседания методических объединениях,

семинарах, совещаниях при директоре,

педагогических советах.

не менее 1 раза

в четверть.

Руководители

МО,

заместители

д и р е кто р а

п о

у ч е б н о й

и

воспитательной

работе.



В раздел образования