Напоминание

Кемерово ведение 4 класс.


Автор: Дубовцова Любовь Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №54"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Кемерово ведение 4 класс.
Раздел: начальное образование





Назад




1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 54»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________

Протокол №_______

«____»_________ г.

«Согласовано»

заместитель директора по УВР

____________

«____»_________ г.

Утверждено на заседание

Педагогического совета

Протокол №___

«____»_________ г.

Директор МБОУ «СОШ№54»

____________

Рабочая программа «Кемерово ведение» 4 класс.

Составила:

Дубовцова Л.М.

Учитель истории

МБОУ «СОШ №54»

Кемерово, 2017

Содержание.

1

2

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета..........................2

2. Содержание учебного предмета................................................................4

3.Тематическое планирование с указанием

количества часов, отводимых на освоение каждой темы…......................6

4.Литература………………………………………………………………..9

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Краеведение играет огромное значении в воспитании патриотических

чувств школьников, расширении кругозора, развитии интеллектуального и

творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая

его

окружает,

семья,

дом,

школа,

это

и

памятные

места

города,

его

исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это

и известные люди, гордость и слава нашего края.

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении

учащимися

под

руководством

учителя

в

учебно-воспитательных

целях

определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся

наблюдательность,

мышление,

воспитание

воли,

любознательности,

познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.

В связи с необходимостью углубленного изучения родного края предлагаем

интегрированный курс «Кемерово ведение». В тематическом поурочном

планировании курса отражен опыт работы по интегрированному изучению

курсов «история Кемерово» и «география Кемерово и Кемеровской области».

Предполагаемое планирование содержит основные периоды развития

города Кемерово.

- Середина XVII века.

- XVIII век.

- XIX- начало XX века

- от революции 1917 года до настоящего времени.

По каждому периоду рассматриваются : особенности развития экономики и

городского хозяйства, развитие культуры и общественной жизни, городские

территории, особенности архитектуры.

2

3

Особенностью данной программы является организация индивидуальной и

коллективно-творческой

деятельности

учащихся

по

приобретению

новых

знаний

об

истории

и

культуре

родного

края

из

разных

источников

информации,

творческая

переработка

информации

и

создание

с а м о с т о я т е л ь н ы х

и с с л е д о в а н и й ,

п р о е к т о в .

Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом

нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать

школьников

на

примерах

мужества,

героизма

кемеровчан,

развивать

интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства

гражданственности и патриотизма. Изучение истории города в классе должно

происходить

с

использованием

наглядно-иллюстрированного

материала

(рисунки, фотографии, картосхемы и др.) и сопровождаться экскурсиями по

городу и музеям во внеурочное время.

Рекомендуются возможные маршруты по городу : В музей «Красная горка»,

Краеведческий музей, ИЗО.

В программу включены важнейшие разделы курса «География Кемерово и

Кемеровской области» о географическом положении и историческом

формировании территории Кемеровской области, особенностях рельефа и

геологического строения, климата, населения, отраслях народного хозяйства

и экологической обстановки Кемерово Кемеровской области.

Предусматриваются

экскурсии

во

внеурочно е

время

с

ц е л ь ю

экологического изучения местного водоема (озера, реки), ближайшего парка

или лесопарка.

Основная цель – формирование патриотического сознания школьников на

основе изучения истории и культуры города Кемерово.

Задачи:

Обучающие

Развитие познавательного интереса к своей малой родине через

различные формы работы;

формирование желания и умения участвовать в разнообразной

поисковой, творческой созидательной деятельности в природе,

социуме;

формирование у учащихся комплексных знаний о родном городе;

обучение способам действий работы с информацией: поиск, анализ,

преобразование, передача, хранение информации, ее использование в

учебной деятельности и повседневной жизни;

освоение историко – обществоведческих знаний об окружающем мире,

3

4

распределенных во времени и пространстве (история улиц, площадей,

зданий, города, рода);

умение строить монологическое высказывание (по предложенной теме,

по заданному вопросу).

Развивающие

воображение как основы для решения творческих задач;

мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты;

выявлять степень достоверности и вариативности оценки одних и тех

же событий в разных исторических источниках;

Воспитательные

формирование культуры общения и поведения в социуме;

воспитание положительной привычки учащихся начальных классов в

организации собственного досуга на основе реализации

деятельностного подхода;

воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой,

трудовой и эстетической деятельности;

воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию

родного края.

В результате изучения обучающиеся должны:

знать (понимать)

· основные этапы и ключевые события истории города, области с

древности до наших дней;

· важнейшие достижения культуры и системы ценностей,

сформировавшиеся в ходе исторического развития города, области;

· изученные виды исторических источников;

уметь

4

5

· соотносить даты событий истории края с веком; определять

последовательность и длительность важнейших событий истории

города, области;

· использовать текст исторического источника при ответе на

вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства

разных источников;

· показать на исторической карте территории расселения народов,

границы города, области, места значительных исторических событий;

· рассказать о важнейших исторических событиях и их

участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов;

давать описание исторических событий и памятников культуры на

основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов

исторических источников; использовать приобретенные знания при

написании творческих работ

· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;

выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и

событий; группировать исторические явления и события по заданному

признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и

терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических

событий и явлений; определять на основе учебного материала причины

и следствия важнейших исторических событий;

· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и

личностям истории города, области, достижениям культуры;

· использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

· понимания исторических причин и исторического значения

событий и явлений современной жизни;

· высказывания собственных суждений об историческом наследии

народов города, края;

· объяснения исторически сложившихся норм социального

поведения;

· использования знаний об историческом пути и традициях

народов города, области в общении с людьми другой культуры,

национальной и религиозной принадлежности.

Содержание учебного предмета

1. Введение (1ч)

Что такое “Краеведение”, что будем изучать на этом занятии. Понятие

Родина, родной край, область, район.

5

6

1.Тема : Наша край на карте . Особенности географического положения

Кемеровской области , города Кемерово. (2ч.)

2.Тема: Наш край на карте России. Города и села Кузбасса на карте области.

Сформировать представление о территории области, городах и поселках, ее

размерах.(1ч.)

3.Тема: Символика области. Герб, флаг. Гимн.(1ч.)

4.Тема:. Рельеф Кемерово и Кемеровской области. Полезные ископаемые.

Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства Как добывают,

где используют. Значение для области и страны. Ограниченность и

невосполнимость запасов полезных ископаемых.(1ч.).

5.Тема: Климат Кемеровской области. Особенности климата Кемерово.

Агроклиматические ресурсы области.(1ч.)

6.Тема: Водные ресурсы Кемерово. Река Томь.(2ч.)

7.Тема: Почвы Кемеровской области. Земельные ресурсы.(1ч.)

8.Тема: Растительный и животный мир Кемерово и Кемеровской области.

Типичные ландшафты. Разнообразие животного мира. Птицы нашего края,

Перелетные и зимующие. (1ч.)

9.Тема: Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Кемеровской

области. (1ч.)

10.Тема: Заказники и заповедники Кемеровской области. Красная книга.

Правила поведения в природной среде. Охрана и значение животного мира.

(1ч.)

11.Тема: История заселения и освоения территории Кемерово. Древнейшее

прошлое нашего края .Открытие Михайло Волковым каменного угля в

«горелой горе» . (3ч.)

12.Тема: История исследования и изучения родного края.(1ч.)

Тема: Почему и как появился Кемерово. Как выглядел наш город в начале

своей жизни (2ч.)

13.Тема: Кемерово в конце XIX в.(1ч.)

14.Тема: Кемерово в начале XX в.(1ч.)

15.Тема: "Копикуз", наш город на кануне февральской революции, "АИК-

Кузбасс"(3ч.)

16.Тема: Кемерово в 30-е г.г., Кемерово в годы Великой Отечественной

войны, их имена в памяти народа (3ч.)

17.Тема: Кемерово после ВОВ (1ч.)

18.Тема: Кемерово в 90-е г.г. хх в.(1ч.)

19.Тема: Улицы города Кемерово: история и современность, история в лицах.

почетные граждане города, Образование и наука, архитектура и искусство :

6

7

- музеи (ИЗО, Краеведческий, Красная Горка);

- театральная , музыкальная и литературная жизнь Кемерово. (4ч.)

20.Тема: Промышленность края. Крупные предприятия обл. Дать первичные

сведения об экономики края, познакомить с предприятиями области. Что

выпускают, где находятся.(1ч.)

Итоговое занятие.(1ч.)

Тематическое планирование с указанием

количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Наименование темы,

раздела

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

Введение

1

1

1.

Что такое

краеведение:

зачем и как

изучать свой край.

1

Беседа

2. Географическое

положение Кемерово и

Кемеровской области на

карте. Площадь.

историко-культурная

справка

1

1

3. ГП Кемерово и

Кемеровской области.

Главные области.

Главные

1

1

Тест

7

8

административные

районы.

4. История Кемерово,

визитная карточка

города. Герб, флаг и

гимн города.

1

5. Рельеф Кемерово и

Кемеровской области.

Полезные ископаемые

1

1

творческое задание

6. Климат Кемеровской

области. Особенности

климата Кемерово.

Агроклиматические

ресурсы области.

1

1

Исторический диктант

7. Водные ресурсы

Кемерово. Река Томь.

Водные ресурсы

Кемеровской области.

1

1

8. Растительный и

животный мир

Кемерово и

Кемеровской области.

Типичные ландшафты.

1

Тест

9. Растительный и

животный мир

Кемерово и

Кемеровской области.

Типичные ландшафты.

1

10. Хозяйственная

оценка природных

условий и ресурсов

Кемеровской области.

1

Беседа

11. Заказники и

заповедники

Кемеровской области.

Красная книга. Правила

поведения в природной

среде.

1

1

Решение кроссворда

8

9

12. История заселения и

освоения территории

Кемерово

1

1

Терминологический

диктант

13. Древнейшее

прошлое нашего края.

1

Сообщения

14. Наш край с

древнейших времен до

середины XVII века:

- характеристика

природных условий

края;

1

1

15. Открытие Михайло

Волковым каменного

угля в «горелой горе»

1

Устный опрос

16. Из истории

исследования и

изучения родного края

1

Тест

17. Почему и как

появился Кемерово . .

1

18. Как выглядел наш

город в начале своей

жизни

1

Беседа

19. Кемерово в конце

XIX в.

1

Исторический диктант

20. Кемерово в начале

XX в

1

Письменное задание

21. "Копикуз"

1

1

Тест

22. Наш город на кануне

февральской

революции.

1

1

Устный опрос

23."АИК- Кузбасс"

1

Устный опрос

24. Кемерово в 30-е г.г.

1

25. Кемерово в годы

Великой Отечественной

1

Беседа

9

10

войны

26. Их имена в памяти

народа

1

Решение кроссворда

27. Кемерово после

ВОВ.

1

Беседа

28. Кемерово в 90-е г.г.

хх в.

1

Тест

29. Улицы города

Кемерово: история и

современность.

1

30. История в лицах.

Почетные граждане

города

1

31. Образование и

наука.

1

Сообщения

32. Архитектура и

искусство :

- музеи (ИЗО,

Краеведческий, Красная

Горка);

- театральная ,

музыкальная и

литературная жизнь

Кемерово.

1

Тест

33. Место Кемерово в

экономике России

1

Беседа

34. Итоговое занятие.

1

Литература

1. История Кузбасса. - Кемерово, 1967. Т. 1,2.

10

11

2. История Сибири. - М.Л., 1964. Т. 1,2.

3. Народы Сибири - М., 1956.

4. Кимеев В. М. Шорцы. Кто они? - Кемерово, 1989.

5. Из истории Кузбасса. - Кемерово, 1964.

6. Историческая энциклопедия Кузбасса. - Кемерово 1996

7. Кузбасс: прошлое, настоящее, будущее. - Кемерово 1978

8. Сорокин М. У горы фабричной. - Кемерово, 1992

9. Повествование о земле Кузнецкой. - Кемерово, 1992

10. Мартынов А. Писаница на Томи. - Кемерово 1987

11



В раздел образования