Автор: Дубовцова Любовь Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №54"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Кемерово ведение 4 класс.
Раздел: начальное образование
1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 54»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
_________
Протокол №_______
«____»_________ г.
«Согласовано»
заместитель директора по УВР
____________
«____»_________ г.
Утверждено на заседание
Педагогического совета
Протокол №___
«____»_________ г.
Директор МБОУ «СОШ№54»
____________
Рабочая программа «Кемерово ведение» 4 класс.
Составила:
Дубовцова Л.М.
Учитель истории
МБОУ «СОШ №54»
Кемерово, 2017
Содержание.
1
2
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета..........................2
2. Содержание учебного предмета................................................................4
3.Тематическое планирование с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы…......................6
4.Литература………………………………………………………………..9
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Краеведение играет огромное значении в воспитании патриотических
чувств школьников, расширении кругозора, развитии интеллектуального и
творческого потенциала. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая
его
окружает,
семья,
дом,
школа,
это
и
памятные
места
города,
его
исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это
и известные люди, гордость и слава нашего края.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении
учащимися
под
руководством
учителя
в
учебно-воспитательных
целях
определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся
наблюдательность,
мышление,
воспитание
воли,
любознательности,
познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.
В связи с необходимостью углубленного изучения родного края предлагаем
интегрированный курс «Кемерово ведение». В тематическом поурочном
планировании курса отражен опыт работы по интегрированному изучению
курсов «история Кемерово» и «география Кемерово и Кемеровской области».
Предполагаемое планирование содержит основные периоды развития
города Кемерово.
- Середина XVII века.
- XVIII век.
- XIX- начало XX века
- от революции 1917 года до настоящего времени.
По каждому периоду рассматриваются : особенности развития экономики и
городского хозяйства, развитие культуры и общественной жизни, городские
территории, особенности архитектуры.
2
3
Особенностью данной программы является организация индивидуальной и
коллективно-творческой
деятельности
учащихся
по
приобретению
новых
знаний
об
истории
и
культуре
родного
края
из
разных
источников
информации,
творческая
переработка
информации
и
создание
с а м о с т о я т е л ь н ы х
и с с л е д о в а н и й ,
п р о е к т о в .
Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом
нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать
школьников
на
примерах
мужества,
героизма
кемеровчан,
развивать
интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства
гражданственности и патриотизма. Изучение истории города в классе должно
происходить
с
использованием
наглядно-иллюстрированного
материала
(рисунки, фотографии, картосхемы и др.) и сопровождаться экскурсиями по
городу и музеям во внеурочное время.
Рекомендуются возможные маршруты по городу : В музей «Красная горка»,
Краеведческий музей, ИЗО.
В программу включены важнейшие разделы курса «География Кемерово и
Кемеровской области» о географическом положении и историческом
формировании территории Кемеровской области, особенностях рельефа и
геологического строения, климата, населения, отраслях народного хозяйства
и экологической обстановки Кемерово Кемеровской области.
Предусматриваются
экскурсии
во
внеурочно е
время
с
ц е л ь ю
экологического изучения местного водоема (озера, реки), ближайшего парка
или лесопарка.
Основная цель – формирование патриотического сознания школьников на
основе изучения истории и культуры города Кемерово.
Задачи:
Обучающие
Развитие познавательного интереса к своей малой родине через
различные формы работы;
формирование желания и умения участвовать в разнообразной
поисковой, творческой созидательной деятельности в природе,
социуме;
формирование у учащихся комплексных знаний о родном городе;
обучение способам действий работы с информацией: поиск, анализ,
преобразование, передача, хранение информации, ее использование в
учебной деятельности и повседневной жизни;
освоение историко – обществоведческих знаний об окружающем мире,
3
4
распределенных во времени и пространстве (история улиц, площадей,
зданий, города, рода);
умение строить монологическое высказывание (по предложенной теме,
по заданному вопросу).
Развивающие
воображение как основы для решения творческих задач;
мышление как умение анализировать, сравнивать, обобщать факты;
выявлять степень достоверности и вариативности оценки одних и тех
же событий в разных исторических источниках;
Воспитательные
формирование культуры общения и поведения в социуме;
воспитание положительной привычки учащихся начальных классов в
организации собственного досуга на основе реализации
деятельностного подхода;
воспитание творческой личности в процессе осуществления речевой,
трудовой и эстетической деятельности;
воспитание бережного отношения к этнокультурному наследию
родного края.
В результате изучения обучающиеся должны:
знать (понимать)
· основные этапы и ключевые события истории города, области с
древности до наших дней;
· важнейшие достижения культуры и системы ценностей,
сформировавшиеся в ходе исторического развития города, области;
· изученные виды исторических источников;
уметь
4
5
· соотносить даты событий истории края с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий истории
города, области;
· использовать текст исторического источника при ответе на
вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства
разных источников;
· показать на исторической карте территории расселения народов,
границы города, области, места значительных исторических событий;
· рассказать о важнейших исторических событиях и их
участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов;
давать описание исторических событий и памятников культуры на
основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов
исторических источников; использовать приобретенные знания при
написании творческих работ
· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и
событий; группировать исторические явления и события по заданному
признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и
терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических
событий и явлений; определять на основе учебного материала причины
и следствия важнейших исторических событий;
· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и
личностям истории города, области, достижениям культуры;
· использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
· понимания исторических причин и исторического значения
событий и явлений современной жизни;
· высказывания собственных суждений об историческом наследии
народов города, края;
· объяснения исторически сложившихся норм социального
поведения;
· использования знаний об историческом пути и традициях
народов города, области в общении с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности.
Содержание учебного предмета
1. Введение (1ч)
Что такое “Краеведение”, что будем изучать на этом занятии. Понятие
Родина, родной край, область, район.
5
6
1.Тема : Наша край на карте . Особенности географического положения
Кемеровской области , города Кемерово. (2ч.)
2.Тема: Наш край на карте России. Города и села Кузбасса на карте области.
Сформировать представление о территории области, городах и поселках, ее
размерах.(1ч.)
3.Тема: Символика области. Герб, флаг. Гимн.(1ч.)
4.Тема:. Рельеф Кемерово и Кемеровской области. Полезные ископаемые.
Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства Как добывают,
где используют. Значение для области и страны. Ограниченность и
невосполнимость запасов полезных ископаемых.(1ч.).
5.Тема: Климат Кемеровской области. Особенности климата Кемерово.
Агроклиматические ресурсы области.(1ч.)
6.Тема: Водные ресурсы Кемерово. Река Томь.(2ч.)
7.Тема: Почвы Кемеровской области. Земельные ресурсы.(1ч.)
8.Тема: Растительный и животный мир Кемерово и Кемеровской области.
Типичные ландшафты. Разнообразие животного мира. Птицы нашего края,
Перелетные и зимующие. (1ч.)
9.Тема: Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Кемеровской
области. (1ч.)
10.Тема: Заказники и заповедники Кемеровской области. Красная книга.
Правила поведения в природной среде. Охрана и значение животного мира.
(1ч.)
11.Тема: История заселения и освоения территории Кемерово. Древнейшее
прошлое нашего края .Открытие Михайло Волковым каменного угля в
«горелой горе» . (3ч.)
12.Тема: История исследования и изучения родного края.(1ч.)
Тема: Почему и как появился Кемерово. Как выглядел наш город в начале
своей жизни (2ч.)
13.Тема: Кемерово в конце XIX в.(1ч.)
14.Тема: Кемерово в начале XX в.(1ч.)
15.Тема: "Копикуз", наш город на кануне февральской революции, "АИК-
Кузбасс"(3ч.)
16.Тема: Кемерово в 30-е г.г., Кемерово в годы Великой Отечественной
войны, их имена в памяти народа (3ч.)
17.Тема: Кемерово после ВОВ (1ч.)
18.Тема: Кемерово в 90-е г.г. хх в.(1ч.)
19.Тема: Улицы города Кемерово: история и современность, история в лицах.
почетные граждане города, Образование и наука, архитектура и искусство :
6
7
- музеи (ИЗО, Краеведческий, Красная Горка);
- театральная , музыкальная и литературная жизнь Кемерово. (4ч.)
20.Тема: Промышленность края. Крупные предприятия обл. Дать первичные
сведения об экономики края, познакомить с предприятиями области. Что
выпускают, где находятся.(1ч.)
Итоговое занятие.(1ч.)
Тематическое планирование с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Наименование темы,
раздела
Количество часов
Формы контроля
теория
практика
Введение
1
1
1.
Что такое
краеведение:
зачем и как
изучать свой край.
1
Беседа
2. Географическое
положение Кемерово и
Кемеровской области на
карте. Площадь.
историко-культурная
справка
1
1
3. ГП Кемерово и
Кемеровской области.
Главные области.
Главные
1
1
Тест
7
8
административные
районы.
4. История Кемерово,
визитная карточка
города. Герб, флаг и
гимн города.
1
5. Рельеф Кемерово и
Кемеровской области.
Полезные ископаемые
1
1
творческое задание
6. Климат Кемеровской
области. Особенности
климата Кемерово.
Агроклиматические
ресурсы области.
1
1
Исторический диктант
7. Водные ресурсы
Кемерово. Река Томь.
Водные ресурсы
Кемеровской области.
1
1
8. Растительный и
животный мир
Кемерово и
Кемеровской области.
Типичные ландшафты.
1
Тест
9. Растительный и
животный мир
Кемерово и
Кемеровской области.
Типичные ландшафты.
1
10. Хозяйственная
оценка природных
условий и ресурсов
Кемеровской области.
1
Беседа
11. Заказники и
заповедники
Кемеровской области.
Красная книга. Правила
поведения в природной
среде.
1
1
Решение кроссворда
8
9
12. История заселения и
освоения территории
Кемерово
1
1
Терминологический
диктант
13. Древнейшее
прошлое нашего края.
1
Сообщения
14. Наш край с
древнейших времен до
середины XVII века:
- характеристика
природных условий
края;
1
1
15. Открытие Михайло
Волковым каменного
угля в «горелой горе»
1
Устный опрос
16. Из истории
исследования и
изучения родного края
1
Тест
17. Почему и как
появился Кемерово . .
1
18. Как выглядел наш
город в начале своей
жизни
1
Беседа
19. Кемерово в конце
XIX в.
1
Исторический диктант
20. Кемерово в начале
XX в
1
Письменное задание
21. "Копикуз"
1
1
Тест
22. Наш город на кануне
февральской
революции.
1
1
Устный опрос
23."АИК- Кузбасс"
1
Устный опрос
24. Кемерово в 30-е г.г.
1
25. Кемерово в годы
Великой Отечественной
1
Беседа
9
10
войны
26. Их имена в памяти
народа
1
Решение кроссворда
27. Кемерово после
ВОВ.
1
Беседа
28. Кемерово в 90-е г.г.
хх в.
1
Тест
29. Улицы города
Кемерово: история и
современность.
1
30. История в лицах.
Почетные граждане
города
1
31. Образование и
наука.
1
Сообщения
32. Архитектура и
искусство :
- музеи (ИЗО,
Краеведческий, Красная
Горка);
- театральная ,
музыкальная и
литературная жизнь
Кемерово.
1
Тест
33. Место Кемерово в
экономике России
1
Беседа
34. Итоговое занятие.
1
Литература
1. История Кузбасса. - Кемерово, 1967. Т. 1,2.
10
11
2. История Сибири. - М.Л., 1964. Т. 1,2.
3. Народы Сибири - М., 1956.
4. Кимеев В. М. Шорцы. Кто они? - Кемерово, 1989.
5. Из истории Кузбасса. - Кемерово, 1964.
6. Историческая энциклопедия Кузбасса. - Кемерово 1996
7. Кузбасс: прошлое, настоящее, будущее. - Кемерово 1978
8. Сорокин М. У горы фабричной. - Кемерово, 1992
9. Повествование о земле Кузнецкой. - Кемерово, 1992
10. Мартынов А. Писаница на Томи. - Кемерово 1987
11