Авторы: Копылова Нина Алексеевна, Рыжкова Ольга Александровна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с №2 "Буратино"
Населённый пункт: город Аксай, Ростовская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Организация предметно – развивающей среды как одно из условий реализации системы экологического образования"
Раздел: дошкольное образование
Проект: «Организация предметно – развивающей среды как
одно из условий
реализации системы экологического образования».
Актуальность.
Одним из важных аспектов современного образования является экологическое
воспитание
дошкольников, так как именно в это
период
у них накапливаются
яркие,
образные
эмоциональные
представления,
первые
природоведческие
представления, закладывается фундамент правильного отношения к природным
объектам и явлениям.
Грамотно организованная предметно-развивающая среда на территории
дошкольного
учреждения
одно
из
обязательных
условий
эффективной
экологической работы с детьми.
Сказочные объекты на участках детского сада способствуют развитию
фантазии, созданию эмоционального комфорта, позволяют провести интересные
и познавательные прогулки с детьми с ранней весны и до поздней осени.
Особое
место
в
нашем
детском
саду
занимает
физкультурно-
оздоровительные
комплексы
на
физплощадке
и на
участках
групп. Они
помогают развивать интерес к физической культуре. Теннис, футбол, баскетбол –
любимые игры наших детей.
Но я считаю, что участок детского сада, на котором дети проводят немало
времени, это место и для игр, для наблюдений.
Эмоциональная насыщенность – неотъемлемая черта развивающей среды
территории
участка.
То,
что
привлекательно,
забавно,
интересно,
ярко,
выразительно пробуждает любопытство и довольно легко запоминается.
Красиво оформленная территория участка, композиции, сделанные своими
руками, имеют
большое
значение
не
только
для
эстетического, но
и для
экологического воспитания ребёнка.
Среда должна удовлетворять потребность ребёнка исследовать, продуктивно
и творчески выражать своё настроение, умение общаться с взрослыми.
Проявив творчество и фантазию, можно превратить участок в любимое место
прогулок.
Поэтому перед собой я поставила цель:
Преобразование
своего
участка,
дополнив
его
содержание
сказочными
персонажами и композициями из природного и бросового материала.
Задачи:
- ознакомление детей с нетрадиционными способами оформления участка;
-
формирование
у
детей
предпосылок
исследовательской
деятельности,
экологических навыков;
- воспитание у них любви и бережного отношения к объектам окружающей среды;
-
воспитание
эстетического
вкуса,
навыков
сотрудничества,
интеллектуальной
инициативы.
Перед тем, как оборудовать свой участок нетрадиционными композициями,
провела предварительную работу:
- рассматривание иллюстраций в журналах,
- сбор бросового и природного материала,
-
воспользовалась
услугами
интернета
по
технологии
изготовления
поделок
из
пустых бутылок разной емкости;
- составление эскизов предполагаемых композиций;
- беседы с детьми о выбранных эскизах;
- подготовка посевного материала, земли для цветов
Совместно с родителями на нашем участке создана комфортная обстановка,
оформленная
нетрадиционным
оборудованием, Родители проявили творческую
активность, фантазию , смекалку, использовали бросовый и подручный материал .
Умелые
руке
взрослых
превратили
территорию
участка
в
яркую
,
красивую
,
волшебную страну, где можно организовать с детьми опытно – экспериментальную
деятельность , наблюдать , беседовать , играть.
Предметно-развивающая
среда
участка
объединена
не сколькими
нетрадиционно изготовленными композициями: композиция «Лебедь на озере»,
композиция «Прудик», композиция «Наше подворье».
Композиция
«Наше
подворье»;
где
живут
«поросята»,
вырезанные
из
пластиковых бутылок, раскрашенные акриловыми красками, затем покрытые лаком.
Ёжик приглашает всех посетить сельское подворье, которое огорожено плетнём с
крынками. Забавные поросята, лежавшие у корытца, необычные: это мини – клумбы
с разнообразными цветами.
В ходе экспериментальной деятельности, которая осуществлялась с детьми при
использовании нетрадиционного оборудования, созданного на участке, проводились
наблюдения за ростом и развитием цветов на мини – клумбах «Поросята», уход за
ними, полив и рыхление, делались зарисовки детьми, велся дневник наблюдений.
Композиция «Прудик», возле которого расположилась «Лягушка», сделанная из
старых шин, в одну из них вставлен пластмассовый тазик, наполненный водой.
На «Прудике» осуществлялась с детьми
опытно – экспериментальная работа с
водой,
которая
познакомила
их
с
некоторыми
свойствами
воды,
обращалось
внимание детей на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много
неизвестного.
Провели эксперимент « Изменение состояния воды в зависимости от
температуры воздуха в течение суток».
Опыты: « Тонет – не тонет», « Намокание бумаги», « Поможем воде стать чистой»,
«Помощница
вода»,
«Глина
растворяется
в
воде»,
«Круговорот
воды»,
«Соль растворяется в воде ».
Одновременно оформляем картотеку опытов и экспериментов.
А вот композиция «Лебедь на озере ».
Лотосы также изготовлены из пустых пластмассовых бутылок, пластмассовых
ложек, а грациозная лебедь сделана из старых шин. Был собран материал о жизни
лебедей: составлен паспорт о среде обитания, гнездования, питания и др. Делается
картотека стихов, рассказов и легенд о лебедях.
Создается картотека на тему: «Это интересно знать» - о необычном из жизни
лебедей, используя энциклопедический материал.
В
свободной
деятельности
дети
лепили
из
пластилина
лебедей
на
озере,
слушали музыкальные произведения об этой удивительной птице, украшали группу
фигурками лебедей, сделанными способом оригами. Детьми делались зарисовки,
придумывались экологические сказки о жизни птиц.
Вся работа была организована так, чтобы каждый ребенок участвовал в ней с
желанием и проявлял инициативу.
Оформление участка нетрадиционным оборудованием позволило проводить с
детьми
совместную
деятельность
по
образовательным
областям:
«Познание»,
«
Коммуникация»,
«Труд»,
помогала
развитию
свободного
общения
детей
и
взрослых, позволила решать задачи по формированию представлений о простейших
взаимосвязях в живой и неживой природе, осознанно – правильному отношению к
объектам природы, воспитанию уважения к труду взрослых.
Ожидаемый результат.
- дальнейшее обогащение предметно – развивающей среды участка поделками из
бросового материала;
- расширение знаний детей об объектах, расположенных на участке;
- повышение уровня экологического развития каждого ребенка;
- приобретение детьми навыков самостоятельной поисковой деятельности;
- воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, навыков сотрудничества.