Напоминание

"Психолого–педагогические особенности младшего школьного возраста"


Автор: Валова Людмила Вадимовна
Должность: студентка
Учебное заведение: ГБОУ ВО "Ставропольский Государственный Педагогический Институт"
Населённый пункт: Город Буденновск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Психолого–педагогические особенности младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование





Назад




Психолого-педагогические особенности младшего школьного

возраста.

Валова Людмила

студентка 5 курса, группы В-62

филиала ГБОУ ВО

«Ставропольский

Государственный

Педагогический Институт» в г. Буденновск

Младший школьный возраст всегда являлся особым этапом развития

ребенка. Это период впитывания, накопления, период усвоения. На успешное

выполнение

этой важной функции влияют характерные особенности детей

этого

возраста:

доверчивое

подчинение

авторитету,

повышенная

восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из

того, с чем они сталкиваются [5].

Включение в учебную деятельность связано с новым типом отношений

ребенка, как в семье, так и в школе. Дома, с одной стороны, к его жизни, его

занятиям

более

уважительное

отношение,

чем

к

дошкольным

играм.

Одновременно к нему предъявляются более строгие требования. В школе

главное лицо - это учитель. От него исходят все основные требования.

Отношения с учителем совсем не похожи на отношения с родителями и с

воспитателем детского сада. Первое время учитель для ребенка - чужой

человек, и младший школьник невольно испытывает страх, робость перед ним.

Отношения с другими учениками тоже вначале не так просты: нет знакомых

детей, нет друзей, с которыми ребенок привык общаться. Не все дети легко

проходят период адаптации к школьной жизни.

В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он

представляет

собой

некую

индивидуальность,

которая,

безусловно,

подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в

процессе учения изменять себя. В то же время он знает, что отличается от

других и переживает свою уникальность, стремясь утвердить себя среди

взрослых и сверстников [3].

Умение объяснить свои действия, аргументировать их, найти и исправить

ошибки, лежат в основе рефлексии - способности к объективному анализу

собственного поведения в соответствии с требованиями деятельности

Основные новообразования младшего школьника:

1. личностная рефлексия;

2. интеллектуальная рефлексия.

Личностная рефлексия. У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает

формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также

появляются суждения о собственной социальной значимости - самооценка. Она

складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из

окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у

детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью,

теплотой и любовью. Младший школьный возраст - завершение развития

самосознания.

Рефлексия

интеллектуальная. Имеется

в виду рефлексия в плане

мышления. В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из

памяти совершенствуется, развивается метапамять. Дети не только лучше

запоминают, но и способны размышлять о том, как они это делают.

Умственное развитие. 7 - 11 лет - третий период умственного развития по

Пиаже - период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка

ограничено

проблемами,

касающимися

конкретных

реальных

объектов.

Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему

способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно

мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат [9].

Эмоциональное развитие. С момента, когда ребенок пошел в школу, его

эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который

он приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают восприятие окружающего

мира, рамки которого теперь расширяются. Время от времени у детей

школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная

боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не

симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это

может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь

быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях помогает

дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком

школы [7].

Игра. По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются

чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл

такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение,

равенство,

лидерство,

подчинение,

преданность,

предательство.

Игра

принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы,

секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы.

Выделяя характерные особенности детей данного возраста, мы должны в

то же время отметить, что дети разные.

Каждый из них обладает более

устойчивыми индивидуальными особенностями, которые не могут (да и не

должны) быть ликвидированы при всем старании преподавателя.

Пренебрежение

индивидуальными

особенностями

учащихся

при

обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет

путь достижения поставленных целей [3].

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок

сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого

снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в

поведении, у него появляется другая логика мышления [1].

Однако нужно учитывать, что возросшая физическая выносливость,

повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для

детей остается характерной высокая утомляемость.

Социальные мотивы учения. Среди разнообразных социальных мотивов

учения главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие

отметки для маленького ученика — источник других поощрений, залог его

эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно

учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям,

высокие отметки и прочие оценки обеспечивают соответствующий статус.

Другие широкие социальные мотивы учения — долг, ответственность,

необходимость получить образование («быть грамотным», как говорят дети).

Но эти мотивы остаются только «знаемыми», по выражению А.Н. Леонтьева.

Отметка — реально действующий мотив; чтобы получить высокую отметку или

похвалу, ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить

все задание.

Развитая познавательная мотивация, обеспечивающая интерес к изучению

какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко.

Большинству младших школьников присущи познавательные интересы не

слишком высокого уровня.

Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-

то узнал, понял, чему-то научился, — значит, у него развивается мотивация,

адекватная структуре учебной деятельности. К сожалению, даже среди хорошо

успевающих учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные

мотивы.

Многие отстающие в учении школьники проявляют интерес чаще всего к

наиболее легким, неосновным дисциплинам, иногда — только к одной, скажем,

к физкультуре или пению. Трудные, малопонятные учебные предметы,

связанные с постоянно низкими оценками — русский язык и математика, —

редко вызывают познавательный интерес.

Младший

школьный

возраст

можно

рассматривать

как

период

возникновения и закрепления очень важной личностной характеристики

ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой, определяет его успехи в

различных видах деятельности. В младшем школьном возрасте складываются

предпосылки для оформления мотивации достижения успехов.

Литература

1.

Аверин В.А. Психология детей и подростков — М.: Просвещение, 1994

— 132-138с.

2.

Аникеева

Н.П.

Психологический

климат

в

коллективе

М.:

Просвещение, 1989 — 97с.

3.

Бабанский Ю.К. Учет возрастных и индивидуальных особенностей

школьников в воспитательном процессе — Народное образование, 1982 — 168-

179с.

4.

Бабанский Ю.К. Выбор методов воспитания — М., 1981 — 144с.

5.

Баранов С.П. Принципы обучения — М., 1975 — 88с.

6.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте — М.:

Просвещение, 1993 — 46-52с.

7.

Болдырева Н.И. Организация и воспитание школьного коллектива — М.:

Вита-Пресс, 1998 — 107с.

8.

Валлон А. И. Псическое развитие ребенка — М.: Просвещение, 1967 —

85-86с.

9.

Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология — М.: Высшая школа, 1985 —

123-124, 136-139с.



В раздел образования