Автор: Милаева Наталья Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д⁄с № 16 " Росинка"
Населённый пункт: г.Гуково Ростовская обл
Наименование материала: статья
Тема: Игровая деятельность у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Игра- необходимый элемент для успешного развития ребёнка дошкольного
возраста
Без игры нет и не может быть полноценного
Умственного развития…
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытли-
вости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на
занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры.
Исследователи ( Л. С. Выготский, Д.В. Эльконин, А.П.Усова и др.) отмечают
что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное
значение для развития ребёнка.
В теории игра рассматривается с различных позиций .С точки зрения
философского подхода игра ребёнка является главным способом освоения мира,
который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек
играющий –это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий.С
позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие
ребёнка : на формирование его восприятия, мышления, памяти, воображения.
Социальный аспект проявляется в том, что игра –это форма усвоения
общественного опыта, её развитие происходит под влиянием окружающих
детей взрослых.
К.Д.Ушинский определил игру как посильный для ребёнка способ вхождения во
всю сложность окружающего мира взрослых. Путём подражания ребёнок
воспроизводит в игре привлекательные ,но пока реально недоступные ему
формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию ,
дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые
будут реализованы впоследствии. Педагогический аспект игры связан с
пониманием её как формы организации жизни и деятельности детей.
Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (
творческие) игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной темати-кой,
строительные игры, игры с природным материалом ,театрализованные игры,
игры- забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры ( игры с предметами и
игрушками, словесные дидактические, настольно- печатные, музыкально-
дидактические игры) и подвижные ( сюжетные, бессюжетные ,с элементами
спорта).
Сюжетно- ролевая игра
Сюжетно- ролевая игра ребёнка в своём развитии проходит несколько стадий,
последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобрази-
тельная игра, сюжетно-отобразительная игра ,сюжетно-ролевая игра, игра –
драматизация. Вместе с игрой развивается и сам ребёнок: сначала его действия
с предметом – игрушкой носят манипулятивный характер, затем он осваивает
различные действия с предметами, в которых отражены его представления об
их существенных свойствах.
Д. Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого
характера , в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме
воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-
заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями
ребёнок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане.
Исследователи считают сюжетно-ролевую игру творческой деятельностью. В
ней дети воспроизводят всё то ,что они видят вокруг. А.А.Люблинская отме-
чает, что ролевая игра является формой отражения ребёнком действитель-ности,
сплетения реальности и вымысла. По мнению Д. Б. Эльконина, сам факт
принятия на себя роли и умение действовать в воображаемой ситуации есть акт
творчества: ребёнок творит, создавая замысел, разворачивая сюжет игры.
Творчество детей проявляется в ролевом поведении в соответствии с видением
роли и в то же время сдерживается наличием игровых правил. Развитие
игрового творчества связано прежде всего с постепенным обогащением
содержания игры.
Исследователи подчёркивают важную роль в развитии детского творчества
самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Именно самодеятельная игра детей
( то есть « делаю сам») составляет сущность воспитания. В творческой
самодеятельной игре ребёнок не просто запечатлевает увиденное. В ней, по
моему мнению, происходит творческая переработка, преобразование и усвоение
всего того, что он берёт из жизни.
Педагог должен помнить о том, что обогащение содержания игры во многом
зависит от того как организовано наблюдение за жизнью и деятельностью
взрослых и общение с ними. В этом помогут экскурсии по детскому саду и за
его пределы, встречи и беседы с представителями разных профессий, чтение
соответствующей литературы.
Большое значение придаётся в игре возникновению замысла. Педагог, прини-
мая на себя руководство игрой, в младших группах выступает в роли участ-
ника игры, а в старших чаще является советчиком, партнёром.
Подходить к игре творчески -это значит учить детей создавать необходимую
игровую среду: окружать себя предметами –игрушками и заместителями, ис-
пользовать и конструировать игровые зоны и уголки.
Проводить сюжетно-ролевую игру лучше в утренние и вечерние часы,
находить время для индивидуально-групповых игр в перерывах между
занятиями, специально отводить время для сюжетно –ролевой игры время после
дневного сна.
Дидактические игры
Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного воспита-
ния ; они известны как игры обучающего характера или игры с правилами, но
обучающая задача в них не выступает прямо, а скрыта от играющих детей ,для
которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь реализовать её,
они выполняют игровые действия, соблюдают правила игры. Дидактическая
игра имеет определённую структуру и включает в себя обучающую и игровую
задачи, игровое действие ,игровые правила.
Дидактическая задача позволяет воспитателю добиваться в игре конкретных
результатов, ориентированных на развитие тех или иных качеств детей ( фор-
мирование сенсорных способностей, развитие воображения, слухового восп-
риятия) на закрепление знаний, умений, навыков и представлений( напри-мер,
умения выделять признаки предметов).
Обучающая задача доводится до детей в виде игровой задачи, имеющей
характер практических заданий( рассмотреть картинку и найти несоответствия
и т.д).
Дидактическая игра планируется и вводится в занятие педагогом, поэтому
именно от него зависит, какие задачи будут поставлены, как будет проходить
игра, какого результата можно ожидать. Прежде всего ,воспитатель должен
хорошо объяснить детям игру: чётко поставить дидактическую задачу, позна-
комить с используемыми в игре предметами, рассказать о правилах игры. В
конце игры педагог выделяет её положительные моменты; в младших группах
благодарит всех детей за участие, а в старших- отмечает достижения каждого
участника( «Лена была требовательным ведущим, а Саше удалось сплотить
товарищей…»),акцентируя внимание на степени самостоятельности, нравствен-
ном поведении в игре.
Учёные отмечают роль дидактической игры в умственном ,сенсорном воспи-
тании детей. В раннем детстве ребёнок постигает действительность посредст-
вом чувственного восприятия и ощущения в ходе действий с предметами. В
процессе специально организованной деятельности он учится анализировать
,сравнивать, обобщать предметы.
В науке ещё нет единого мнения ,чем же в действительности является дидакти-
ческая игра: средством, формой, методом или видом деятельности. Главное
состоит в том, какие возможности открывает дидактическая игра в воспитании
и развитии детей, какие богатства для познания таит в себе, какие новые перс-
пективы в развитии игровых технологий указывает.
В настоящее время учёные обеспокоены состоянием игровой деятельности в
детском саду. Игра уходит на обочину жизнедеятельности детей в
образовательном процессе детского сада. В.В.Давыдов ,Н. Я. Михайленко и
другие видят опасную тенденцию превращения детского сада в мини-школу,
перечёркивания первенствующего значения игры в дошкольном учреждении
(дети не успевают полноценно и свободно поиграть из-за перенасыщения
режимного времени дополнительными занятиями, регламентированной дея-
тельностью).Ослабление внимания к сюжетно- ролевой игре происходит также
и в связи с непониманием практическими работниками роли игры в психи-
ческом развитии ребёнка недостаточностью профессиональных знаний и
умений в области игровой деятельности детей.
Список используемой литературы:
1.Эльконин Д.Б.Психология игры .- М.: Владос,1999.
2.Щербакова Е.И.Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре.:
Учебное пособие. М: Просвещение,1984.
3.Усова А.П.Роль игры в воспитании детей. Под ред.А.В.Запорожца.-
М.:Просвещение,1976.
4.Менджерицкая Д.В.Воспитателю о детской игре. Под ред. Т. А. Марковой.-М.:
Просвещение,1982.
5.Запорожец А.В.Игра и развитие ребёнка. Психология и педагогика игры
дошкольника. Под ред. А.В.Запорожца, А. П .Усовой.- М.: Просвещение ,1966.