Напоминание

"Обучение английскому языку в начальных классах"


Автор: Варежонкова Анна Павловна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Шахтинский педагогический колледж"
Населённый пункт: г.Шахты, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение английскому языку в начальных классах"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Обучение английскому языку в начальных классах

1)

За последние 30 лет сильно возросла роль именно английского языка, как показателя успешности

и образованности человека. Это влечет за собой его более интенсивное и глубокое преподавание в

большинстве учебных заведений нашей страны и, что немаловажно, начало обучения английскому

языку приходится на дошкольное образование или 1-2 класс начальной школы, которые традиционно

считаются наиболее благоприятными периодами для овладения языком.

Начало обучения английскому языку с 1-2 класса оправдано с точки зрения возрастной психологии.

Ведь именно в возрасте 7-10 лет огромную роль играет долговременная память. Все, что ребенок

учит, надолго запоминается, если то, что он изучает, отвечает его интересам. Поэтому легче всего

манипулировать памятью ребенка в начальной школе, но обязательно учитывать интересы детей при

организации учебной деятельности. Как показывают наблюдения, младшие школьники проявляют

большой интерес к людям другой культуры, эти детские впечатления сохраняются надолго и

способствуют развитию внутренней мотивации изучения иностранного языка. Я считаю, что

начинать изучение английского языка следует во 2 классе, используя преимущества детской памяти и

задействуя все механизмы запоминания: зрительный, слуховой, двигательный. В начальной школе

ребенок еще продолжает играть, а игра, как известно, создает прекрасные естественные условия для

овладения языком.

Главной целью обучения английскому языку в начальной школе, на мой взгляд, является развитие

коммуникативной компетенции школьников, другими словами обучение использованию английского

языка как средства общения. Для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать

языковые формы (грамматику и лексику), уметь их использовать для реальной коммуникации и

иметь представление о культуре изучаемого языка.

Второй по значимости целью является развитие личности ребенка средствами английского языка:

развитие памяти, мышления, творческих способностей, патриотизма, доброжелательности,

терпимости детей. Согласно ФГОС данная цель начального образования формулируется как

формирование универсальных учебных действий (фундаментального ядра образования),

обеспечивающих учащимся умение учиться, способность к самостоятельной работе, способность к

саморазвитию и самосовершенствованию.

Третьей по значимости, на мой взгляд, является привитие любви к английскому языку, осознание

значимости владения языком, формирование устойчивой мотивации к изучению данного языка и

желания продолжить его изучение в дальнейшем.

Я считаю, что на уроках иностранного языка на первый план выходят коммуникативные

универсальные учебные действия, которые способствуют продуктивному взаимодействию и

сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. В процессе формирования коммуникативных УД на

уроках иностранного языка учащиеся учатся четко выражать свои мысли в соответствии с задачами

и условиями коммуникации; учатся монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами языка; учатся слушать другого, участвовать в

коллективном обсуждении проблем. Для успешного решения коммуникативных задач учителю

необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее

атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий.

Специфика предмета «Иностранный язык» предполагает овладение учащимися коммуникативной

компетенцией как общению на иностранном языке. Однако в современном мире дети знакомятся с

мировым культурным фондом почти одновременно с родным, с помощью Интернета, иностранных

фильмов, музыкальных произведений.

Для того чтобы эффективно участвовать в межкультурном общении, человек должен обладать

межкультурной компетенцией. Для формирования у учащихся межкультурной компетенции

необходимо обеспечить их особыми знаниями и умениями межкультурного общения. К таким

базовым знаниям относятся:

- знание этикетных норм, присущих иноязычной культуре;

- знания о различиях между родной и изучаемой культурами, различия в системе ценностей.

Целями формирования межкультурной компетенции на уроках иностранного языка являются:

- ценностное отношение к иной культуре;

- преодоление предрассудков и стереотипов, касающихся представителей иной культуры

2)

На первом этапе обучения детей иностранному языку основной целью является динамичное

развитие устной речи (аудирования и понимания речи на слух). Важно ознакомить детей с несложной

лексикой, доступной и соответствующей их уровню развития, ввести элементарные языковые

конструкции. Далее дети обучаются чтению и письму на знакомом языковом материале.

Одним из важнейших приемов при обучении иностранному языку является игра. Факторы,

сопровождающие игру, - интерес, чувство удовлетворения, радости, - облегчают обучение. Игры

занимают важное место в жизни ребенка. Педагог может широко использовать подвижные,

полуподвижные и спокойные игры при объяснении и усвоении нового учебного материала. Игры

могут применяться с различными целями: при введении и закреплении знания лексики и моделей

иностранного языка; для формирования умений и навыков устной речи; как форма самостоятельного

общения детей на иностранном языке. Усложняя игру в процессе обучения, мы соблюдаем принципы

постепенности, последовательности и доступности в обучении.

Неизменным успехом у детей пользуется игра в сказку с распределением ролей. Под игрой в сказку

подразумевается разучивание сценок, в которых героями бывают поочередно все дети.

Разучивание рифмованного текста является полезным фонетическим упражнением, так как в

стихотворении ребенок особенно четко выговаривает слова. Поэтому рифмованный текст является

отличным материалом для запоминания слов. Методически-целенаправленным можно считать

и использование в процессе обучения иностранному языку песенок. Дети очень живо реагируют на

песенки, любят их, быстро запоминают и умеют использовать слова и фразы песенок в других

ситуациях общения.

Использование картинок и игрушек позволяет развивать образную и ассоциативную память,

воображение и мышление. Аудио- и видеоматериалы способствуют лучшему усвоению и

закреплению материала.

3)

Обучение детей английскому языку в начальных классах

Часть I.

Особенности процесса обучения английскому языку в начальных классах средней школы.

Возраст учащихся 6 – 7 лет считается наиболее благоприятными периодами для овладения вторым

языком. При обучении детей иностранному языку необходимо помнить, что «психолого-

педагогическая концепция, на которой строилось обучение иностранным языкам в разных

странах, основывалась на существовавшей до недавнего времени теории усвоения ребенком

языка. Согласно этой теории ребенок овладевает языком в результате подражания речи

взрослых, имитативным путем без целенаправленного обучения. Иными словами, никто не

расчленяет для ребенка поток речи на единицы усвоения, не дозирует речевые образцы, не

выстраивает их в определенную последовательность, не объясняет правил грамматики – и тем не

менее нормально развивающийся ребенок к пяти-шести годам уже настолько овладевает этой

сложнейшей грамматикой, что строит самостоятельные высказывания, успешно решая

коммуникативные задачи, а к семи-восьми годам, в речи ребенка появляются сложные

предложения, тексты значительной длины». И вторым языком согласно этой теории ребенок

овладевает так же как первым, - спонтанно, без вычленения правил, благодаря необыкновенной

способности к имитации, которая утрачивается с годами.

Доказательство – развитие ребенка в двуязычном окружении. Но имитация не является основным

механизмом овладения языком в детстве – возможность самостоятельного построения

высказывания достигается за счет огромной (разумеется, неосознанной) аналитической работы

ребенка, которые не столько имитирует, сколько расчленяет и обобщает все, что видит и слышит и

выводит системы правил, которые определяют выражение индивидуальных мыслей, интенций

ребенка.

Почему маленькие дети за короткое время запоминают сотни слов? Дело в том, что аналогичная

психологическая ситуация возникает в случае, когда английский язык выполняет в жизни ребенка те

же социальные функции, что и первый, например, необходимость играть с иноязычным

партнером, общаться с бабушкой, которая говорит на английском языке и т.д.

В таких условиях ребенок действительно быстрее и успешнее взрослого

научится говорить на английском языке и существует мнение, что усвоенное в детстве усваивается

навсегда. Но стоит чуть сузить сферу иноязычного

общения, как исчезают навыки и умения иноязычного общения, которыми ребенок успешно

оперировал, а с исчезновением этой сферы на продолжительное время эти навыки редуцируются

практически до нуля.

В чем же заключаются особенности организации учебного процесса

по изучению английского языка в начальных классах средней школы? Во-первых, необходимо

отметить общие особенности обучения иностранному языку.

При изучении английского языка, в связи с его особой фонетикой,

важно то, каким голосом преподаватель произносит слова и фразы и какое при этом выражение его

лица. Безусловно, голос преподавателя должен быть добрым, располагающим к общению, а

выражение лица должно соответствовать тону, который должен быть интригующим,

заговорческо-доверительным, или серьезным, деловым, выражающим радость встречи,

вселяющим успех. Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском

языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения.

Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой активно внедряю в

учебный процесс и другие формы: групповые, коллективные, а также проектные. Особенное

внимание уделяю игровым технологиям. Так как детям это интересно, наглядно, материал лучше

усваивается.

Дети должны изучать английский язык в процессе заинтересованного

общения и взаимодействия с различными персонажами: учителем, куклами.

«Дети, особенно начальных классов, должны изучать английский язык не только как средство

общения, но и как элемент приобщения их к английской культуре». На мой взгляд, этот момент

действительно важен, так как он способствует расширению общего кругозора детей, что

сказывается в последующем на их общей успеваемости, например, по географии, эстетике,

мировой художественной культуре, литературе и др. предметам. Для формирования

страноведческой мотивации можно помочь ребятам установить переписку, обмен открытками,

фотографиями, кассетами со сверстниками из Великобритании. Конечно, для младших

школьников эта процедура будет достаточно сложна.

Обучение младших школьников английскому языку с самых первых шагов

строится как диалог культур: русской и английской. И самое главное, в

процессе обучения английскому языку помнить: роль имитационного начала в процессе обучения

чрезвычайно низка, дети овладевают материалом осознанно, а не на основе имитации, поэтому

нужно организовать деятельность детей по овладению иностранным языком, чтобы они всегда

видели смысл в том, что они делают.

При обучении иностранному языку всегда учитывается родной язык

учащихся, так как при обучении произношению важен показ общего и

различного в произношении русских и английских звуков, при этом особое внимание уделяется

английским звукам и их сочетаниям, которые не имеют русских эквивалентов (например, звук,

выражаемый на письме сочетанием букв «th» в определенном артикле «the»).

В диалогическом обращении дети учатся пользоваться минимальными

языковыми средствами, соответствующими нормам современного литературно-разговорного

языка, например: «Ты куда?» – «В кино» (а не «Ты куда идешь?»

– «Я иду в кино», так как этот вариант не является характерным для

реального общения)». При обучении опосредованной форме общения (через книгу – чтению)

необходимо дифференцировать приемы работы овладения чтением с общим пониманием, полным

пониманием и поиском необходимой информации.

Часть II. Проблемы изучения английского языка в начальной школе средней школы

В данной главе мною будет раскрыт ряд проблем, возникающих при

изучении английского языка школьниками начальных классов и пути их преодоления.

«Трудность освоения неродного языка связана с владением

учащимися родным языком. Если бы на уроке иностранного школьник смог бы временно забыть

способы построения речи на родном языке, тогда бы он овладел способами речевой

деятельности на иностранном языке опираясь на мышление, память, эмоции и т.д., и не перенося

особенности родного языка на изучаемый иностранный». На уроках английского языка

происходит следующее: ученик невольно переводит на русский язык смысловые единицы

английского языка, то есть осознание им этих единиц происходит не с помощью английского языка, а

на русском языке. Эта тенденция закрепляется и в результате распространенного метода

обучения, при котором сами учителя

довольно часто прибегают к родному языку для объяснения отдельных слов и значений предметов.

Зачастую при попытках построить речевое высказывание на иностранном языке ученик использует

речевые структуры родного языка.

Основная проблема дошкольников и школьников начальных классов

неокончательная сформированность речевого механизма английского языка, поэтому речевой

механизм русского языка часто подменяет или даже вытесняет его.

Для эффективного обучения английскому языку, на мой взгляд,

следует использовать систему психолого-педагогических условий,

обеспечивающих должный уровень обучения английскому языку

Обеспечение процесса обучение на основе личностно-гуманного подхода;

Обеспечение успеха, то есть радости познания при освоении учащимися

английского языка;

Применение стимулирующих оценок.

Оценка в обучении – это процесс (порой даже познавательного

характера), во время которого на основе определенных способов, суждений, анализа, ведется

соотнесение результатов обучения с заданным эталоном. Отметка же является формально

материализованным результатом оценивания. Таким образом, боязнь получить плохую отметку за

допущенные в речи ошибки сковывает речевую инициативу школьника и тем самым препятствует

освоению им второго языка. Поэтому большинство уроков начального обучения английскому языку

может проходить без выставления ученикам отметок, но с необходимыми в каждом конкретном

случае оценками преподавателя и школьник будет воспринимать эти оценки в качестве

необходимого ориентира в дальнейшей работе по овладению иностранным языком, что

превратит эти замечания в

своеобразные стимуляторы учебного процесса. Умаление значения отметок на уроках

иностранного языка должно сопровождаться усилением роли стимулирующих оценок. Давая

оценку работе ученика на уроке, я, прежде всего, отмечаю положительные стороны в его речевых

навыках и умениях и на этом фоне высказывает свои замечания. Хотелось бы добавить, что

необходимо так оценивать работу учеников, чтобы они соглашались с оценкамии отметками

учителя, то есть считали их справедливыми и правильными. В ряде случае возможно привлечение

самих школьников к оценке знаний и умений.

Часть III.

В практической части работы мне бы хотелось сказать несколько

слов об УМК, по которой проводятся занятия. УМК по английскому языку взят УМК Биболетова

М.З.

Детям нравится «Игротека» («Let’s play together!»), которая содержит настольные

дидактические и подвижные игры на английском языке. Она предназначена для упрочнения в

памяти школьников изученного языкового материала, некоторого расширения языкового запаса

школьников за счет непроизвольного запоминания тех или иных языковых единиц. Игротека

явилась первым шагом на пути создания «разноуровневого» учебника, где учащиеся могут либо

ограничится выполнением задания из книги, либо выполнить несколько аналогичных или

близких по материалу заданий. Наличие игротеки позволяет надеяться, что количество встреч с

английским языком возрастет за счет самостоятельной работы.

Также на уроках дети проходит аудирование: учитель на английском языке называл

изображение (одна кошка, большая кошка, маленькая кошка, десять собак, собака). Дети в

зависимости от правильности понимания находят картинку.

Вывод: Итак, современность, расширение культурных границ, стремление к познанию мира

у школьников начальных классов обуславливает им практическую значимость изучения

английского языка. Многие дети уже с первых классов школы хотят стать переводчиками, чтобы

«путешествовать по различным странам» или «много зарабатывать», а к концу школы эти дети,

как правило, хотят стать филологами, чтобы глубже понимать язык;

Роль имитационного процесса на самом деле не так уж и велика, как на первый взгляд может

показаться. Дети уже осознанно подходят к изучению английского языка, поэтому влияние имитации

снижается. К изучению языка в детях пробуждает интерес рассказы о культуре Англии, быте

англичан, поэтому в процессе обучения полезно использовать такие пособия как, например,

«Игротека», где в доступной форме освещаются культура и традиции Англии.



В раздел образования