Автор: Иванникова Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 9 "Лучик" с.Подгорное
Населённый пункт: Кемеровская область, село Подгорное
Наименование материала: конспект по рисованию подготовительная группа
Тема: "Русская матрешка"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по рисованию
Группа детей: подготовительная
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Вид продуктивной деятельности: рисование
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Тип НОД: упражнение детей в применении знаний,
Вид НОД:
по содержанию изображения: декоративное рисование,
по методу: с натуры,
по характеру выбора темы: на тему предложенную воспитателем,
по источнику замыслов: на тему литературных произведений;
Форма проведения: фронтальная
Тема НОД: «Русская матрешка»
Задачи: дать представление о традиционных русских промыслах и сувенирных игрушках -
матрёшках; учить детей создавать свой образ матрешки, используя декоративные
элементы той или иной росписи по дереву (лепестки, травка, завиток и т.д.); вызвать
интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров;
Оборудование, средства обучения: деревянная матрешка, наглядное пособие «Матрешки»,
шаблоны матрешек для росписи на каждого ребенка, восковые карандаши, акварель,
кисти, подставка для кистей, салфетки; магнитофон, аудиозапись «Русские наигрыши»
Предварительная работа: рассматривание альбома с изображением разных матрешек.
Чтение стихотворений о матрешке (Е.А.Николаева «Я открою вам секрет»)
Содержание организованной деятельности
I.
Создание игровой ситуации
Воспитатель рассказывает детям сказку (активизирует их внимание на теме
занятия):
«В некотором царстве, в некотором государстве жил был Художник, который больше
всего на свете любил рисовать и путешествовать. Так и на этот раз решил отправиться
Художник в далекие края, мир посмотреть и себя показать. Но прежде чем отправиться в
далекие страны, решил он взять с собой сувенир красивый предмет. Долго искал художник
сувенир и вот, наконец, нашел дивную игрушку.
II.
Актуализация знаний.
Ростом разные игрушки, Все они сидят друг в дружке,
Но похожи друг на дружку, А всего одна игрушка.
-Ребята, вы догадались, о какой игрушке идет речь? (Воспитатель показывает матрешек)
Полюбуйтесь красавицами! А какие они яркие да нарядные! Откуда же пришла к нам эта
игрушка?
Много, много лет тому назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькую
игрушечную куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок, вложенная одна в
другую. Кукла эта была японцем сердитым на вид. Художник Сергей Васильевич
Малютин переодел куклу в русский костюм, в яркий платочек, пестрый передник.
Нарисовал ей круглые голубые глаза, положил на щеки румянец, свесил из под алого
платочка толстую косу. Как же назвать русскую красавицу? И назвали Матрешей –
старинным русским именем. А через некоторое время появилась игрушечные девочки,
которые вкладывались одна в другую.
Полюбилась россиянам эта игрушка. Изготовляют их из липы и березы; дерево сначала
сушат, а затем распиливают на бруски. Затем вытачивают фигурки. Сначала самую
маленькую, которая не разбивается; затем следующую – побольше; затем – еще больше и
только в последнюю очередь – самую большую. Потом мастерицы фигурки расписывают
яркими красками, «одевали» их в пестрые сарафаны и цветастые платки, прорисовывали
лицо, чтобы на нем блестели глазки, розовели щечки. И ожила матрешка! Их делают до
сих пор: и под Москвой – в Сергиевом Посаде, и около Новгорода – в селе Семеново, и
недалеко от города Мурома – в Полхов-Майдане, поэтому они так и называются:
семеновские, сергиевопосадские, полховмайданские матрешки.
Матрешку знают во всем мире. Это русский сувенир.
- Сейчас мы внимательно рассмотрим рисунки разных матрешек.
На сергиевопосадской (загорской) матрешке (показывает рисунок) четко обозначены
головной платок, кофта, сарафан, фартук. Декоративная роспись скромно украшает платок
и край фартука. В их украшениях присутствуют краски: коричневые, желтые, черные в
сочетании со светлыми красками.
Семеновские матрешки (показывает рисунок) нарядные, в их убранстве много золота,
желтых, зеленых, красных цветов. Большой букет цветов занимает весь фартук. Край
платка украшает цепь небольших бутонов.
В Полхов-Майдане мастера выработали свой стиль росписи: у матрешек нет платка, нет
сарафана, и фартука. Вместо этого - условный овал, в овале лицо, а все остальное занято
крупными и яркими цветами в черном контуре. Мастера работали с зеленой, алой,
лиловой, желтой и оранжевой краской. В последнюю очередь подрисовывают травинки,
стебельки, усики.
- Сегодня вы станните мастерами – художниками и сами распишите матрешек (раздает
силуэты), но сначала мы немного отдохнем.
Динамическая пауза. (дети выполняют танцевальные движения под слова песенки)
Мы веселые матрешки, ладушки – ладушки,
На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки,
В сарафанах наших пестрых, ладушки – ладушки,
Мы похоже, словно сестры, ладушки – ладушки.
(дети садятся за столы)
- Сначала нарисуйте все детали одежды восковым карандашом, а затем разведите на
палитре необходимые акварельные краски и сделайте матрешек цветными и яркими.
III. Практическая часть . ( под аудиозапись дети приступают к работе, во время
работы воспитатель обращает внимание детей на колорит и композиционное построение
узора. По окончании работы оформляется выставка матрешек).
IV. Рефлексия.
- Давайте посмотрим, какие у нас получились матрешки.
звучат «Русские наигрыши»
- Веселая музыка, веселые нарядные матрешки.
– Какую матрешку Художник выберет в качестве сувенира? (Дети высказывают свои
предпочтения., характеризуя выразительные качества матрешек: эта самая нарядная, эта
самая красивая, эта похоже на семеновские матрешки и т.д.)