Напоминание

"Русская матрешка"


Автор: Иванникова Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад № 9 "Лучик" с.Подгорное
Населённый пункт: Кемеровская область, село Подгорное
Наименование материала: конспект по рисованию подготовительная группа
Тема: "Русская матрешка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по рисованию

Группа детей: подготовительная

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Вид продуктивной деятельности: рисование

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Тип НОД: упражнение детей в применении знаний,

Вид НОД:

по содержанию изображения: декоративное рисование,

по методу: с натуры,

по характеру выбора темы: на тему предложенную воспитателем,

по источнику замыслов: на тему литературных произведений;

Форма проведения: фронтальная

Тема НОД: «Русская матрешка»

Задачи: дать представление о традиционных русских промыслах и сувенирных игрушках -

матрёшках; учить детей создавать свой образ матрешки, используя декоративные

элементы той или иной росписи по дереву (лепестки, травка, завиток и т.д.); вызвать

интерес и воспитывать уважение к работе народных мастеров;

Оборудование, средства обучения: деревянная матрешка, наглядное пособие «Матрешки»,

шаблоны матрешек для росписи на каждого ребенка, восковые карандаши, акварель,

кисти, подставка для кистей, салфетки; магнитофон, аудиозапись «Русские наигрыши»

Предварительная работа: рассматривание альбома с изображением разных матрешек.

Чтение стихотворений о матрешке (Е.А.Николаева «Я открою вам секрет»)

Содержание организованной деятельности

I.

Создание игровой ситуации

Воспитатель рассказывает детям сказку (активизирует их внимание на теме

занятия):

«В некотором царстве, в некотором государстве жил был Художник, который больше

всего на свете любил рисовать и путешествовать. Так и на этот раз решил отправиться

Художник в далекие края, мир посмотреть и себя показать. Но прежде чем отправиться в

далекие страны, решил он взять с собой сувенир красивый предмет. Долго искал художник

сувенир и вот, наконец, нашел дивную игрушку.

II.

Актуализация знаний.

Ростом разные игрушки, Все они сидят друг в дружке,

Но похожи друг на дружку, А всего одна игрушка.

-Ребята, вы догадались, о какой игрушке идет речь? (Воспитатель показывает матрешек)

Полюбуйтесь красавицами! А какие они яркие да нарядные! Откуда же пришла к нам эта

игрушка?

Много, много лет тому назад в Россию из далекой Японии купцы привезли маленькую

игрушечную куколку, внутри которой оказались еще несколько фигурок, вложенная одна в

другую. Кукла эта была японцем сердитым на вид. Художник Сергей Васильевич

Малютин переодел куклу в русский костюм, в яркий платочек, пестрый передник.

Нарисовал ей круглые голубые глаза, положил на щеки румянец, свесил из под алого

платочка толстую косу. Как же назвать русскую красавицу? И назвали Матрешей –

старинным русским именем. А через некоторое время появилась игрушечные девочки,

которые вкладывались одна в другую.

Полюбилась россиянам эта игрушка. Изготовляют их из липы и березы; дерево сначала

сушат, а затем распиливают на бруски. Затем вытачивают фигурки. Сначала самую

маленькую, которая не разбивается; затем следующую – побольше; затем – еще больше и

только в последнюю очередь – самую большую. Потом мастерицы фигурки расписывают

яркими красками, «одевали» их в пестрые сарафаны и цветастые платки, прорисовывали

лицо, чтобы на нем блестели глазки, розовели щечки. И ожила матрешка! Их делают до

сих пор: и под Москвой – в Сергиевом Посаде, и около Новгорода – в селе Семеново, и

недалеко от города Мурома – в Полхов-Майдане, поэтому они так и называются:

семеновские, сергиевопосадские, полховмайданские матрешки.

Матрешку знают во всем мире. Это русский сувенир.

- Сейчас мы внимательно рассмотрим рисунки разных матрешек.

На сергиевопосадской (загорской) матрешке (показывает рисунок) четко обозначены

головной платок, кофта, сарафан, фартук. Декоративная роспись скромно украшает платок

и край фартука. В их украшениях присутствуют краски: коричневые, желтые, черные в

сочетании со светлыми красками.

Семеновские матрешки (показывает рисунок) нарядные, в их убранстве много золота,

желтых, зеленых, красных цветов. Большой букет цветов занимает весь фартук. Край

платка украшает цепь небольших бутонов.

В Полхов-Майдане мастера выработали свой стиль росписи: у матрешек нет платка, нет

сарафана, и фартука. Вместо этого - условный овал, в овале лицо, а все остальное занято

крупными и яркими цветами в черном контуре. Мастера работали с зеленой, алой,

лиловой, желтой и оранжевой краской. В последнюю очередь подрисовывают травинки,

стебельки, усики.

- Сегодня вы станните мастерами – художниками и сами распишите матрешек (раздает

силуэты), но сначала мы немного отдохнем.

Динамическая пауза. (дети выполняют танцевальные движения под слова песенки)

Мы веселые матрешки, ладушки – ладушки,

На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки,

В сарафанах наших пестрых, ладушки – ладушки,

Мы похоже, словно сестры, ладушки – ладушки.

(дети садятся за столы)

- Сначала нарисуйте все детали одежды восковым карандашом, а затем разведите на

палитре необходимые акварельные краски и сделайте матрешек цветными и яркими.

III. Практическая часть . ( под аудиозапись дети приступают к работе, во время

работы воспитатель обращает внимание детей на колорит и композиционное построение

узора. По окончании работы оформляется выставка матрешек).

IV. Рефлексия.

- Давайте посмотрим, какие у нас получились матрешки.

звучат «Русские наигрыши»

- Веселая музыка, веселые нарядные матрешки.

– Какую матрешку Художник выберет в качестве сувенира? (Дети высказывают свои

предпочтения., характеризуя выразительные качества матрешек: эта самая нарядная, эта

самая красивая, эта похоже на семеновские матрешки и т.д.)



В раздел образования