Напоминание

Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ"


Автор: Тимчишина Алла Витальевна
Должность: преподаватель хора,теоретических дисциплин
Учебное заведение: филиал МБОУ ДО "ШРДШИ" "ДШИ с. Горки"
Населённый пункт: с Горки
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В

МЛАДШИХ КЛАССАХ ДШИ»

Преподаватель: Тимчишина Алла Витальевна

филиал «ШРДШИ» «ДШИ с. Горки»

2018г.

Развивать творческие способности детей с помощью творчества самих же

детей – задача современной музыкальной педагогики, т.к. детское творчество

является средством и методом воспитания разносторонней личности. Как говор

ил Сухомлинский, «музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а

прежде всего воспитание человека».

По словам В.Середы, «наиболее активной, содержательной формой

практического освоения закономерностей музыкальной организации является

система творческих заданий» на уроках сольфеджио, и обобщение и развитие

имеющегося

опыта

являются

перспективными

направлениями

методики

сольфеджио.

В музыкальной педагогике существует целая система музыкального

развития детей и юношества. Известный немецкий композитор и педагог К.Орф

ещё в середине XX века создал школу музыкально-творческого развития детей,

доказав, что творческое общение с музыкой, пусть на первых порах самого

элементарного

вида,

активизирует

весь

процесс

познания.

К.

Орф

назвал

музыкально-творческие импульсы "скрытыми способностями", и настаивал на

необходимости отыскания эффективных путей к каждому ребёнку. "Опыт, –

говорил

К.Орф,

-

убедил

меня,

что

редко

можно

встретить

совсем

немузыкальных детей, и почти к каждому ребёнку можно найти путь, у каждого

вызвать

отклик

и

таким

образом

содействовать

развитию

скрытых

способностей. Беспомощный педагог часто по невежеству "засыпает" живые

родники, препятствует развитию талантов".

Проблема развития творчески активных способностей детей очень важна

для

приобщения

учащихся

к

продуктивной

самостоятельной

деятельности.

Очевидно, что творческие способности, развитые в одной области, благотворно

сказываются

на

формировании

общих

способностей

личности,

умении

творчески

мыслить

и

созидать,

и

при

благоприятных

условиях

могут

переходить

на

другие

области

деятельности.

Срабатывает

так

называемая

теория

«переноса»,

которая

позволяет

надеяться,

что

способности

ребёнка,

развитые средствами музыки и приобщения к элементарной самостоятельной

деятельности и творчеству в процессе обучения, могут перейти в творческую

активность и стать творческими способностями, а может быть и свойством

личности.

Творческие задачи положительно влияют на развитие музыкального слуха,

памяти, воображения, а также эмоциональной восприимчивости к музыке. Всё

более

очевидным

становится,

что

на

уроках

сольфеджио

творческие

упражнения помогают учащимся овладевать голосом, развивать внутренний

слух,

наделяют

их

музыкальное

мышление

более

глубоким

образно-

э м о ц и о н а л ь н ы м

с о д е р ж а н и е м .

Систематические

занятия

по

сочинению

повышают

общую

музыкальность

учащихся,

помогают

им

глубже

понимать

и

лучше

и с п о л н я т ь

профессиональную музыку. Наконец, подобные занятия развивают и обогащают

духовный мир ученика.

Главным рычагом познавательного процесса у детей является игра. У игры

очень много преимуществ, по сравнению с другими видами деятельности. Она

никогда

не

утомляет,

идеально

мобилизует

эмоции

ребенка,

его

внимание,

интеллект,

служит

превосходной

двигательной

разрядкой.

Во

время

игры

ребенок, как правило, не отвлекается, игра поглощает его целиком. Именно в

игре ребенок живет наиболее яркой творческой жизнью. Вся задача заключается

в

том,

чтобы

ее

направить

в

нужное

для

учебы

русло,

умело

используя

врожденные

способности

лидерства

и

соперничества.

Действительно,

дети

очень требовательны друг к другу. Они стараются не допускать промахов,

ревниво следят друг за другом, и в этот момент у них формируются первые

навыки самооценки.

В

творческий

процесс

должны

быть

вовлечены

все

ученики

без

исключения,

независимо

от

уровня

способностей.

Элементы

творчества

целесообразно

включать

в

урок

как

можно

раньше.

У

дошкольников

необычайно богатое воображение, меньше развито чувство самокритичности, и

поэтому

они

более

свободно

импровизируют,

даже

если

их

сочинение

получается не совсем удачным. Если начинать вводить творческие задания

позже, то они часто встречают у школьников сопротивление из-за отсутствия

определенных

умений

и

уже

появившихся

повышенных

требований

к

результатам

собственной

деятельности.

Вместе

с

тем,

овладев

навыками

творчества в раннем возрасте, ученики охотно сочиняют и в старших классах.

Творческое воображение реализуется и развивается в творческой

деятельности, которая является главным условием развития воображения детей,

и для творческого процесса необходим ряд факторов. Например, сочинение

мелодии

не

мыслится

без

лада,

ритма,

интонационного

склада,

движения

мелодии, её развития с кульминацией и даже жанровых особенностей. В самых

младших группах дети ещё не в состоянии записать и грамотно оформить

сочинённую

песенку,

поэтому

акцент

делается

на

устное

творчество:

дети

охотно

допевают

ответные

фразы

на

предложенные

слова,

сочиняют

музыкальные

диалоги,

ритмические

фигурации

и

т.д.

Г.И.

Шатковский

предлагает: "Сначала научить детей "говорить" на элементарном музыкальном

языке, затем - читать и лишь затем - писать". Если ребенок овладеет языком

музыки

в

формах

элементарного

музицирования,

он

будет

со

временем

импровизировать и сочинять.

Непосредственно подготовительным этапом к собственно сочинению

может являться движение под музыку, т.к. ребёнок интуитивно включается в

творческий

процесс,

и

его

непроизвольные

движения

усиливают

эмоциональное воздействие музыки, способствуя накоплению ассоциативного

опыта. А ассоциативное мышление как известно лежит в основе гибкости,

креативности

мышления

личности. Под

креативностью

в

данном

случае

следует понимать развитие творческих умений в восприятии (слушательской

деятельности), сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.

Это также умения ритмопластического интонирования и свободное владение

музыкальными ЗУНами (знания, умения, навыки) в разных областях учебной

деятельности. Эмоциональная же вовлечённость детей в процесс слушания

развивает их интеллектуальные способности.

Одной из начальных ступенек творческого развития может быть тембровое

фантазирование:

-узнать тембр голоса или инструмента;

-создать тембровые импровизации на тему природы;

-сочинить сказку, излагая ход событий и имитируя голоса героев;

-составить музыкальную партитуру, используя тембры шумового оркестра;

После накопления детьми определённого опыта, от устного исполнения

необходимо переходить к письменному, предварительно определяя основные

моменты – тональность, может быть размер или заданный ритм и даже форму.

В силу того, что на первых порах обычная нотная запись вызывает у детей

затруднения,

следует

познакомить

учащихся

с

современными

способами

записи, т.к. нам необходимо, чтобы творчески мыслящий ученик мог выразить

свои

фантазии

в

звуках

и

закрепить

их

в

нотной

записи,

пусть

даже

и

схематической. Ведь для ребенка возможность увидеть реальные результаты

своего творчества является огромной радостью. Для облегчения записи можно

применить «образную нотацию», основанную на художественной графике.Для

формирования активного воображения ученика очень важным является такой

подбор графических элементов, который максимально четко соответствовал бы

замыслу сочинения: например, для изображения падающих снежинок можно

использовать

не

ноты

на

четкой

высоте,

а

просто

графический

элемент

снежинки, для дождя – капельки, для грома – кластеры, для молнии - линии.

Использование

линий

различного

рисунка

не

только

сплошных,

но

и

пунктирных, тонких и утолщенных, одинарных и двойных, параллельных и

расходящихся, прямых, ломаных и волнообразных, различных цветов и т. д.

увеличивает

поле

для

фантазии.

А

добавленные

динамика,

темп,

штрихи,

придают

законченный

вид.

Использование

такой

символики

в

сочетании

с

внетактовой

нотацией

позволяет

реализовать

самые

смелые

и

насыщенные

образные музыкальные конструкции, при минимуме затраченных письменных

усилий. Применение такой нотации имеет еще одно важное с психологической

точки

зрения

преимущество: сохранение

возможностей

для

дальнейшей

импровизации на этот же сюжет. Ведь хорошо известно, что ребенок, любящий

фантазировать на инструменте, никогда не сможет точно повторить только что

сыгранное.

Такой

же

вид

записи

оставляет

для

него

возможность

импровизировать на этот сюжет множество раз.

Хочу подчеркнуть, однако, что этот способ “образной нотации” должен

использоваться только наряду с формированием навыков классической записи,

отнюдь

не

отменяя,

а

лишь

дополняя

их,

чтобы

сочинение

музыки

не

превратилось в рисование картин.

Проанализировав первые опыты самостоятельного сочинения, нужно

ознакомить

детей

с

элементарными

правилами

композиции,

которые

необходимо соблюдать при сочинении мелодий:

-минимум средств - максимум выразительности (т.е., звуков как можно меньше,

а красоты и смысла - как можно больше);

-единство ритма;

-единство интонации;

-повторность

музыкальных

построений:

мотивы,

фразы,

предложения,

из

которых состоит тема, повторяются либо без всяких изменений (остинатность),

либо с изменениями высотного или ритмического характера (варьирование,

секвенция).

Если

нет

повторности

музыкальных

построений,

то

возникает

ощущение неоднородности целого, бесформенность;

-оригинальность мелодии: в ней должна быть какая-то изюминка.

Сочинённые мелодии обязательно исполняются авторами, т.к. творческое

соревнование

на

уроках

(кто

лучше?)

вызывает

положительные

эмоции,

интерес,

которые

способствуют

лучшему

запоминанию

музыкального

материала

на

уроке.

Чем

ярче

восприятие,

чем

оно

эмоциональнее,

интенсивнее, тем крепче и дольше запоминание, а затем быстрее узнавание и

полное воспроизведение материала. Чтобы занятия по импровизации были по

настоящему ценными в учебном отношении, упражнения должны проводиться

целенаправленно,

с

задействованием

нужного

теоретического

материала:

изучаемого

ритма,

размера,

интервалов,

ступеней,

аккордов,

ладов,

знакомыхмузыкальных оборотов (опевание, секвенции и т.п.).

Сфера деятельности, связанная с компьютером, непосредственная работа на

компьютере сама по себе обладает привлекательными чертами, особенно для

детей, учитывая ещё и тот факт, что, к сожалению, дети, проживающие в

небольших посёлках, ограничены в своих культурно-досуговых возможностях.

Использование

компьютерных

технологий

позволяют,

пусть

и

виртуально

познакомить учащихся с разнообразием мира искусства: дети могут «заглянуть»

в

залы

музеев

(например,

музыкальных

инструментов),

знакомиться

с

творчеством композиторов,

изучать нотную грамоту. Мультимедиа-занятия,

которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, позволяют

интегрировать

аудиовизуальную

информацию,

представленную

в

различной

форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулируют непроизвольное

внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в

динамике.

В настоящее время в музыкально-образовательной деятельности применяются

различные программы для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно

разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные

конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы

для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки, программы

для пения караоке.

Для

развития

творческих

способностей

учащихся

на

уроках

сольфеджио

интересна программа «Музыкальный класс», в которой в музыкальных играх

«Крестики-нолики» и «Музыкальные кубики» дети работают

с нотами и

длительностями, составляют музыкальный диктант из кубиков.

Прекрасно

дополняют

друг

друга

разделы

«История

музыкальных

инструментов»

и

«Электронное пианино». В первом разделе учащиеся получают сведения о

группах музыкальных инструментов, историю их создания, виды, а в другом

разделе исполняют произведение на любом из предложенных 10 инструментов.

Такое

сочетание

дает

хорошие

результаты,

так

как

ребята

не

только

теоретически

изучают

инструменты,

но

и

виртуально

играют

на

них.

Интересный синтез представляет собой использование на занятиях синтезатора

и

компьютера.

Детям

интересно

и

послушать

произведение

в

исполнении

педагога,

и

самому

самостоятельно

попробовать

исполнить

произведение

разными тембрами или просто поиграть понравившимся тембром.

Таким образом, можно говорить о компьютере, как о мощном инструменте в

педагогической

деятельности,

работа

на

котором

побуждает

к

освоению

различных музыкальных редакторов, программ по нотному набору. Обучающие

программы

-

презентаторы,

справочники,

тесты

-

способствуют

развитию

самостоятельности

в

музыкально-познавательной

деятельности

детей.

Это

направление

помогает

эффективно

решать

традиционные

задачи

освоения

необходимых знаний, умений и навыков и применять их на практике.

Используя компьютер на занятиях нельзя забывать о том, что мы общаемся с

искусством. Важно правильно выстроить акценты и «не подменить» музыку

общением с компьютером, помня о разумном использовании компьютера для

раскрытия, развития и реализации способностей ребенка.

В завершении хотелось сказать, что цель творческих заданий на уроках

сольфеджио

не «выростить» из ученика композитора (что при счастливом

совпадении

всех

факторов

было

бы

огромной

победой).

Главная

цель

пробудить у ребёнка интерес к глубокому и разностороннему изучению музыки

и

всего

искусства

в

целом,

и

сформировать

устойчивую

и

безусловную

потребность в развитии своих дарований.



В раздел образования