Автор: Булатова Елена Вавиловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №2
Населённый пункт: п. Жигалово, Иркутской области
Наименование материала: Открытый урок окружающего мира во 2 классе
Тема: "Все профессии важны"
Раздел: начальное образование
18
ДЕКАБРЯ.
Ур о к ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.
2 КЛАСС.
УЧИТЕЛЬ: Е.В.БУЛАТОВА.
Тема.
Все профессии важны.
Педагогические цели.
Образовательная - создать условия для ознакомления детей с
несколькими видами профессий; показать значение трудовой
деятельности в жизни человека.
Развивающая – развивать память, внимание, воображение, устную
речь, логическое мышление.
Воспитательная – воспитывать у детей уважительное и доброе
отношение к людям разных профессий
Тип урока.
Решение частных задач.
Планируемые результаты
(предметные).
Научатся: различать разные профессии людей.
Получат возможность научиться: выбирать для себя
понравившуюся профессию.
Личностные результаты.
Формирование уважительного отношения к иному мнению;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности формирование личностного смысла
учения.
Универсальные учебные
действия.
Регулятивные: планируют решение учебной задачи под
руководством учителя, учатся отличать верно выполненное задание
от неверно выполненного задания, учатся высказывать своё
предположение, оценивают свои достижения на уроке.
Познавательные: овладение способностью понимать учебную
задачу урока и стремиться её выполнить; отвечать на вопросы;
обобщать собственное представление; соотносить изученные
понятия с примерами из реальной жизни.
Коммуникативные: развивать способности слушать собеседника и
вести диалог; владеть диалогической формой речи.
Методы и формы
обучения.
Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, работа в
группах.
Образовательные
ресурсы.
Ноутбук, интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебник,
рабочая тетрадь, Толковый словарь русского языка, «чудо-мешок» с
предметами для спортсмена, выставка рисунков «Кем я хочу быть».
Внеурочная деятельность.
Чтение наизусть стихов. Подготовка сообщений о профессиях.
Исследовательская работа (Толковый словарь, опрос, подведение
итогов опроса).
Сценарий урока.
1.
Организационный момент.
– Помните, в первом классе я вам говорила, человеческая улыбка – одно из самых
удивительных
явлений
в
мире.
С
помощью
улыбки
человек
может
знакомиться
и
прощаться. Улыбка позволяет передать наши чувства. Попробуйте с помощью улыбки
передать свое настроение. Улыбнитесь друг другу, мне. Оглянитесь, улыбнитесь нашим
гостям. Начнём урок окружающего мира.
2. Сообщение темы и целей урока.
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение Д.Родари «Чем пахнут ремёсла?»
(Стихотворение прочитают Тихонова Саша и Рудых Игорь)
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Мимо столярной идёшь мастерской –
Стружкою пахнет и свежей доской.
Рыхлой землёю, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Куртка шофёра пахнет бензином.
Блуза рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только безделье не пахнет никак.
- О чём говорится в этом стихотворении? Значит, о чём мы будем говорить на уроке
окружающего мира? Да, сегодня мы узнаем, что такое профессии, об их роли в нашей
жизни. На слайде записана тема «Все профессии важны».
3. Изучение нового материала.
- Кто знает, что такое профессия? (Выслушиваются ответы детей.) Обратимся к Толковому
словарю. Группа ребят должна была выяснить, что такое профессия. «Профессия - это
основное занятие человека, его трудовая деятельность, специальность». (Слайд). Обратите
внимание на слово «трудовая». Что это значит? Какие пословицы о труде вы знаете? (Труд
создал человека. Труд кормит, а лень портит. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Кто
любит трудиться, тому без дела не сидится.)
- Людям каких профессий необходимо трудить? (Трудиться надо всем.)
- Ребята, а как вы считаете, сколько существует на земле профессий? (Ответы детей.)
- Я вам покажу букву, а вы назовёте дело (профессию) человека на эту букву. (Буквы на
слайде).
А – аптекарь, архитектор.
Б – бетонщик, булочник, бухгалтер, билетёр.
В – врач, водитель.
Г – геолог.
Д – доярка.
Е – егерь.
У – учитель.
- Вот, оказывается, сколько существует профессий, с которыми вы пока ещё не знакомы! И
это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и
специальности человека невозможно. Ни одна профессия не может существовать
изолированно от других. Многие связаны между собой и помогают друг другу. Например,
врач. Кто ему помогает? (Фармацевт, химик, медсестра, швея, уборщица, гардеробщица и
др.)
- Сравните труд рабочего на заводе с трудом уборщицы, учителя, директора школы.
Сделайте вывод. (Труд бывает физический и умственный.) Каким видом труда вы
занимаетесь в школе?
- Отгадайте загадки о профессиях.
Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз – и помнит вас. (Фотограф)
Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные,
Пахучие котлеты, салаты, винегреты, все завтраки, обеды? (Повар)
С огнём бороться мы должны – мы смелые и храбрые.
Мы очень людям всем нужны. Так кто же мы? (Пожарные)
Встаём мы рано, ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу. (Водители)
- А сейчас я назову вам профессию, а вы попробуйте отгадать, чем занимается этот
человек.
Кинолог – человек, который занимается изучением и разведением собак.
Ювелир – мастер по изготовлению и ремонту драгоценностей.
Эколог – специалист, следящий за состоянием природной среды (водоёмов, воздуха, лесов,
почвы), за растительным и животным миром нашей природы.
Космонавт – специалист по исследованию космического пространства.
Волшебник … Людей различных профессий можно назвать волшебниками, так как руки
мастеров создают предметы необыкновенной красоты.
4.
Физминутка.
«Чудо-мешок» со спортивными вещами.
- Я вам показываю вещь, вы изображаете действиями, для чего она нужна.
- Мяч, ракетка, шахматы, кроссовки, эстафетная палочка, свисток, секундомер, шайба…
- Человеку какой профессии необходимы эти вещи?
5. Изучение нового материала (продолжение).
- Откройте учебники на странице 124. Рассмотрите фотографии, прочитайте названия
профессий. Вы готовили небольшие сообщения о людях этих профессий. Давайте вас
послушаем.
- Сварщик. Швея. Пчеловод. Повар. Продавец. Строитель.
- О профессиях поэты слагали стихи. Послушаем?
З.Александрова «Учитель». (Читает Тарасова Софья).
Вышло солнышко недавно,
Растопив на окнах лёд.
К нам Татьяна Николавна
Из учительской идёт.
В первый раз она, робея,
На урок пришла сюда.
Малыши сдружились с нею.
Класс вести она умеет –
Ничего, что молода.
С.Михалков «Парикмахер». (Читаю Лебедев Алёша и Стрюков Алёша).
Папа к зеркалу садится:
- Мне подстричься и побриться!
Старый мастер всё умеет:
Сорок лет стрижёт и бреет.
Он из маленького шкафа
Быстро ножницы достал,
Простынёй укутал папу,
Гребень взял, за кресло встал,
Щёлкнул ножницами звонко.
Раз-другой взмахнул гребёнкой,
От затылка до висков
Выстриг много волосков,
Расчесал прямой пробор.
Зашипело в чашке мыло,
Чтобы бритва чище брила,
Фыркнул весело флакон
С надписью «Одеколон».
А.Барто «Ветеринарный врач». (Читает Данильчук Настя).
Я подумал вот о чём:
Хорошо бы стать врачом,
Но не детским, а кошачьим!
Детям больно – мы заплачем,
Разревёмся сгоряча,
Мама вызовет врача.
А бродячему коту
Если вдруг невмоготу?
Кто зовёт к нему врачей?
Он бродячий – он ничей!
6.
Представление результатов исследовательской работы.
- А сейчас группа ребят представит отчёт о проделанной работе по исследованию двух
вопросов.
Первый вопрос: Какая профессия, на твой взгляд, является самой престижной? Было
опрошено 47 учащихся 2, 3, 4 классов второй школы. Вот результаты:
Полицейский
14
Модельер
2
Работа на Буровой
1
Врач
6
Бухгалтер
1
Президент
2
Учитель
3
Директор школы
2
Дизайнер интерьера
1
Актёр
3
Таксист
1
Бизнесмен
1
Певец
1
Программист
1
Маршрутчик
1
Прокурор
2
Парикмахер
1
Механик
1
Футболист
1
Пожарный
1
Самой престижной ребята считают профессию полицейского (14 человек), на втором
месте – врач (6 человек), на третьем – учитель, актёр (3 человека). Ещё называли
профессии (см. таблицу).
Второй вопрос: Какая профессия является самой востребованной в нашем посёлке? Было
опрошено 47 учащихся 2, 3, 4 классов второй школы. Вот результаты:
Учитель
3
Повар
8
Врач
7
Уборщица
1
Продавец
7
Полицейский
2
Сварщик
1
Юрист
1
Водитель
4
Мэр
1
Стоматолог
1
Таксист
3
Парикмахер
1
Директор школы
1
Певец
1
Лётчик
1
Пожарный
3
Самой востребованной в нашем посёлке ребята считают профессию повара (8 человек), на
втором месте – врач и продавец (7 человек), на третьем – водитель (4 человека). Ещё
называли профессии (см. таблицу).
- С какой профессией соприкоснулись те, кто проводил исследование? (Социолог).
7. Проверка домашнего задания.
- О разных профессиях мы вспомнили сегодня. А кем хотели бы в будущем стать вы? Я
просила вас подготовить рисунки, на которых вы попытались изобразить свою будущую
профессию. Посмотрите на выставку ваших работ. Покажите свой рисунок и расскажите,
что вы изобразили.
- Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек,
который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком
человеке говорят, что он на своём месте или что у него золотые руки. Я желаю вам
правильно избрать свой путь.
8. Итог урока. Домашнее задание.
- В заключение стихотворение Л.Куклина я хочу вам прочитать.
- Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чём оно заставило вас задуматься?
- Мы с вами ещё продолжим разговор о профессиях, вы узнаете много нового. А сначала
поговорите дома с родителями, узнайте у них, где и кем они работают, чем занимаются на
работе.