Автор: Литвиненко Лариса Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 3"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка 2 класс "Приставка"
Раздел: начальное образование
УМК «Планета знаний» Конспект урока русского языка во 2 классе . Тема : «Приставка»
Цель : создание условий для организации деятельности учащихся по усвоению понятия приставка
Задачи: способствовать развитию речевой деятельности и обогащению словарного запаса,
совершенствовать навыки работы в парах;
воспитывать заботливое отношение к природе.
Планируемые результаты:
Личностные:
-формировать положительное отношение и интерес к русскому языку ,
и стремление к приобретению новых знаний;
-способность к самоконтролю и самооценке;
Метапредметные:
Регулятивные:
-обучать умению формулировать цель урока
-умению работать по плану, сохраняя учебную задачу
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль (самоконтроль)
Познавательные:
-развивать умение строить речевые высказывания.;
-осуществлять поиск необходимой информации;
-устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные :
-формировать умение сотрудничать с одноклассниками, слушать и понимать других,
допускать возможность существования у людей различных точек зрения , в том числе не совпадающих с его
собственной, учитывать мнение друг друга , высказывать свою точку зрения ;
Предметные:
-способствовать формированию понятия приставка;
-организовать наблюдение за лексическим значением приставок;
-содействовать формированию умения подбирать однокоренные слова,
находить общую часть в группах слов.
Методы обучения : проблемный , частично-поисковый , аналитический.
Формы организации педагогической деятельности:
индивидуальная, работа в парах, фронтальная.
Тип урока : урок – исследование .
Оборудование : программа « Планета Знаний», учебник «Русский язык « 2 класс ;
карточки с приставками, карточки для самостоятельной работы
.
План урока.
1.Мотивирование учебной деятельности.
2. Введение темы урока
3.Формулировка и разработка темы урока.
4. ФИЗМИНУТКА
5.Организация усвоения способов деятельности
6. Самостоятельная работа
7. Дом. задание.
8. Подведение итогов . Рефлексия
Ход урока
Этапы урока
Задачи этапа
урока
Ход урока
Формирование УУД
1.Мотивирование
Учебной
деятельности
Организационный
момент. Учебник «
Р. Яз.» стр. 88-89
Привлечь внимание , вызвать
интерес к языку и готовность
к учебной деятельности
Прозвенел звонок для нас ,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели , спинки прямо .
Все с улыбочкой вздохнем
И наш урок начнем.
Откройте тетради, запишите число
.Классная работа и покажите готовность к
дальнейшей работе .
Регулятивные
Оценивают
готовность к уроку
на уровне
адекватной
самооценки и
самоконтроля (я
готов к уроку)
Личностные
Участвуют в
обсуждении
проблемного
вопроса.
2.Введение темы
урока .Фиксация
затруднения в
учебном действии
Актуализация
знаний .
Постановка цели и
задач урока
Создать условия для
осознания темы урока. Помочь
детям сделать открытие в
познании
части слова-приставки.
Слово делится на части ,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Составить слово из частей.
Коммуникативные
Формулируют и
аргументируют
собственные
мнения
Познавательные
Учатся
воспринимать и
выполнять задание ,
самостоятельно
делать выводы.
Расставь знаки
окончание. корень.
приставка. суффикс.
Посмотрите на знаки обозначения частей
слова.
Расставьте их так, как они могут стоять
в слове.(ученик работает на магнитной
доске)
Что такое корень?
(корень –общая часть родственных слов.
главная часть слова .В корне содержится
смысл слова.)
А какие еще части слова вы знаете?
Что такое суффикс?
(суффикс –это часть слова, которая стоит за
корнем и служит для образования новых
слов. Суффикс имеет значение.)
Может ли слово быть без суффикса?
Объясните.
Может ли слово быть без корня?
Объясните.
Обратите внимание на местонахождение
частей слова.
Какая часть слова осталась для нас
незнакомой?
Сегодня на уроке мы узнаем где она стоит
,для чего служит.
Коммуникативные
Используют
речевые средства в
соответствии с
целями и
условиями общения
Регулятивные
Оценивают
правильность
ответов на вопросы
3. Формулировка
и разработка
темы урока.
Орфографическая
минутка.
Создать условия для
соблюдения
орфографического режима и
актуализации новых знаний
Снится ночью пауку
Чудо -юдо на суку .
Длинный клюв и два крыла .
Прилетит –плохи дела .
А кого паук боится ?
Угадали? Это…(птица)
Наступила зима. Перелетные птицы
улетели в теплые края. Зимующие
переселяются ближе к жилью людей.
Каких птиц можно увидеть в городе?
Синица, дятел, снегирь,
воробей, сорока, ворона
По какому признаку можно разделить эти
слова?
Запишите в тетради буквосочетание -оро-
Как пишется это буквосочетание ?
Составьте предложение с этими
словами.
В нашей природной полосе зимуют воробьи,
вороны и сороки. Запишите.
Вывод по исследованию 1.
Вы справились, т.к. старались писать
красиво и запоминали правописание
буквосочетаний в словарных словах.
Исследование 1 правописание
буквосочетаний
- оро-
Восстановите предложение.
Познавательные
Стремятся
приобрести новые
знания
Регулятивные
Учатся составлять
план и определять
последовательность
действий
птицы стужу на кормушку в
зимнюю
летят
В зимнюю стужу птицы летят на кормушку.
Найдите и подчеркните главные члены
предложения.
Первичное
усвоение новых
знаний
Выпишите глагол.
(летят)
Определите корень.
Образуйте однокоренные глаголы от данного
с корнем –лет-
Слайд «Птицы в полете»
Проведем наблюдение , как
образуются слова.
Используйте данные части.
при- у- на- от- под- пере- с-
Что нужно сделать чтобы новое слово
читалось?
( Приставить часть , присоединить)
Соединяют на доске. Пишут в тетради.
Прилетят,
улетят,
налетят, отлетят,
подлетят,
перелетят, слетят.
Как приставленная
часть пишется со словом?
Познавательные
Осуществляют
поиск необходимой
информации
Регулятивные
Оценивают
правильность
выполнения
действий на уровне
адекватной оценки
Объясните смысл слова.( сразу после
записи)
Прилетят- появятся
Улетят-исчезнут
Налетят-соберутся вместе
Отлетят-отсоединятся ото всех
Подлетят-приблизятся
Перелетят-переместятся с одной ветки на
другую
Слетят-пропадут, опустятся вниз.
Как образовывали новые слова?
(приставляли части)
Эта часть слова называется приставкой
и выделяется знаком.
Определите ее место в схеме слова.(перед
корнем-на магнитной доске)
Выделите приставки в словах.
Вывод по исследованию 2
С исследованием вы справились , т. к. ее
местоположение определили в слове.
Исследование 2
Часть слова
Перед корнем
Имеет значение
Обобщение.
Создать условия для
первичного закрепления
новых знаний
Какая часть слова называется приставкой?
Для чего служит приставка?
Как пишется со словом?
Познавательные
Осуществляют
выделение главного
Прочитайте правило.
на стр. 88учебника
в информации
4.ФИЗМИНУТК
А (подвижная )
Профилактика
утомления .
Коррекция нарушения осанки.
Физическая и эмоциональная
разгрузка
Скачет шустрая синица .
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок.
Прыг-скок.
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку.
Почесала клювом грудку.
И с дорожки на плетень
Тири-тень. Тири-тень.
5. Организация
усвоения способов
деятельности.
(Первичное
закрепление.)
Вырабатывать умение
применять новые знания в
сходных ситуациях
Определим алгоритм нахождения
приставки.
Можно ли сразу назвать приставку?
1.выделить корень , подобрав однокоренные
слова.
2.выделить приставку.
Выходит, подходит, уходит.
Коммуникативные
Учатся выражать
свои мысли
,участвуют в
обсуждении,
сотрудничают .
6.Самостоятельная
работа.
Отработать умение выбирать
нужную приставку в
соответствии со смыслом
словосочетания.
Возьмите карточку, прочитайте задание.
Впишите в слова подходящие по смыслу
приставки.
…шла зима. Леса и поля ….крылись
белым пушистым снегом. Трудно птицам
найти корм. Вот и …летели они к жилью
людей.
Взаимопроверка ( смотрите слайд)
Поменяйтесь тетрадями .Исправьте ошибки.
Коммуникативные
соблюдают нормы
речи и законченную
интонацию
предложения,
формируют умение
работать в группе.
Пришла зима.Леса и поля покрылись белым
пушистым снегом. Трудно птицам найти
корм . Вот и полетели они к жилью людей .
(Индивидуальная работа у доски)
Ребята …весили для пернатых кормушки,
…готовили корм. ….мните ! Птицам
страшен голод. Почему важно помогать
пернатым зимой ?
Кто из вас помогает уже птицам?
Здорово. Последнее исследование прошло
успешно, т.к. вы самостоятельно выбирали
подходящую приставку. У вас это
получилось.
Исследование 3
Книга- ученик
7.Домашнее
задание
Предотвратить возможные
ошибки.
Выучить правило.
Домашним заданием будет упр.7 стр.88
Прочитайте задание.
Кому не понятно?
Кто может объяснить, как он будет делать
задание ?
Регулятивные
Применяют
практические
навыки в написании
и осуществляют
пошаговый
контроль
8.Подведение
итогов урока.
Создать условия для
обобщения проделанной
Часть слова .которая стоит после корня и
служит для образования новых слов
Коммуникативные
Используют
(звучит музыка)
Рефлексия.
работы .
Организовать
рефлексивный анализ учебной
деятельности.
Организовать учащимися
оценивание собственной
деятельности.
СУФФИКС
Главная часть слова КОРЕНЬ
Изменяемая часть слова , служит для связи
слов в предложении ОКОНЧАНИЕ
Часть слова , которая стоит перед корнем и
служит для образования новых слов.
ПРИСТАВКА
Какие части слова служат для образования
новых слов?
Закройте глаза и подумайте .что сегодня
происходило на уроке.
О чем бы вы хотели рассказать своим
родителям?
Кого вы бы хотели особенно отметить
сегодня?
Регулятивные
Осуществляют итоговый
контроль(самоконтроль)
речевые средства в
соответствии с
целями и
условиями общения