Автор: Чепурных Любовь Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Основная общеобразовательная Обуховская школа"
Населённый пункт: Старооскольский городской округ, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы с обучающимися, имеющими высокую мотивацию к учебно–познавательной деятельности в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование
Организация работы с обучающимися, имеющими
высокую мотивацию к учебно-познавательной
деятельности в условиях реализации ФГОС
“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего
мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг)
Причины изучения одаренности.
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно
чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным
образом изменяет цели и задачи школьного образования.
Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание
личности
активной,
творческой,
осознающей
глобальные
проблемы
человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать
новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной
ситуации.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и
помощь
каждому
ученику.
Развитие
индивидуальных
способностей,
для
проявления личности каждого ученика.
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном
плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать,
решать
сложные
логические
задачи.Однако
опыт
современной
школы
показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с
более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к
творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи.
Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы,
любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Характеристика одарённых детей.
Начнем с того, что определимся с самим понятием:
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких,
незаурядных
результатов
в
одном
или
нескольких
видах
деятельности.
Одарённость определяется опережающим познавательным развитием,
психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на
дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению
образовательного
пространства
предмета.
Поэтому
работа
с
одарёнными
детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности
Урочная деятельность
К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
-информационно-коммуникативные
технологии
для
удовлетворения
познавательной мотивации
развития
способностей
(разноуровневые
тесты,
презентации,
тренажёры),
- творческие и нестандартные задания.
Проблемно-развивающее обучение
Большинство учителей, работающие с одарёнными детьми, успешно
реализуют технологию проблемного обучения. Учителя создают на занятиях
ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники поставлены
перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой
темы
одной
или
несколькими
мыслительными
операциями:
анализом,
синтезом,
сравнением,
аналогией,
обобщением
и
др.
Это
позволяет
организовать
активную
самостоятельную
деятельность
учащихся,
в
результате
чего
происходит
творческое
овладение
знаниями,
навыками,
умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектно-исследовательская деятельность
Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является
проектирование.
Проектный
метод
представляет
такой
способ
обучения,
который,
можно
охарактеризовать
как
«обучение
через
делание»,
когда
учащийся
самым
непосредственным
образом
включён
в
активный
познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему,
осуществляет
сбор
необходимой
информации,
планирует
возможные
варианты
решения
проблемы,
делает
выводы,
анализирует
свою
деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый
учебный жизненный опыт
Внеурочная деятельность.
К ней относятся следующие виды деятельности:
- факультативы,
- предметные недели,
- олимпиады и конкурсы по предметам.
Факультативы.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование
факультативов.
Здесь,
работая
в
малых
группах,
педагоги
максимально
реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя
разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с
научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть
различные потребности и возможности одарённых детей.
Предметные недели.
Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в
частности,
на
раскрытие
творческого
потенциала
учащихся,
являются
предметные недели. При проведении недели у детей появляется возможность
использовать свой творческий потенциал в полной мере.
Олимпиады и конкурсы по предметам.
Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение
школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк
заданий олимпиад по различным образовательным областям.
Для успешной работы с одаренным ребенком необходимо найти его сильную
сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и
поверить
в
свои
возможности.
Проявить
сильную
сторону
означает
возможность
отступать
от
школьной
программы,
не
ограничиваться
ее
рамками.
Обучение талантливого ученика и выработка у него умения
самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который
должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить школьнику
вкус
к
серьезной,
включающей
в
себя
элементы
творческого
подхода
к
работе.Кроме
того,
вводя
талантливого
ребенка
в
предмет
исследования,
приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно,
развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и
проблемам, а также придумывание ребенком своих, качественно новых идей.