Автор: Колотова Елена Васильевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ЦДТ пгт. Новомихайловский, МО Туапсинский район
Населённый пункт: пгт. Новомихайловский МО Туапсинский район
Наименование материала: Педагогический проект "Создание детского пресс - центра"
Тема: Педагогический проект "Создание детского пресс - центра"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества пгт. Новомихайловский
муниципального образования Туапсинский район
Проект
«Создание детского пресс-центра»
Автор: Колотова Е.В.,
педагог дополнительного образования МБОУ ДО ЦДТ пгт.
Новомихайловский
2018 год
1. Обоснование актуальности проекта.
1
Современное дополнительное образование подразумевает широкое
внедрение и использование инновационных методов и форм работы и
в первую очередь – компьютерных технологий, коммуникаций и СМИ.
При этом стоит отметить, что знакомство современных учащихся
именно
с
печатными
средствами
массовой
информации
на
сегодняшний день является инновационным, поскольку подростки в
обыденной жизни привыкли пользоваться лишь Интернет-ресурсами,
забывая
о
возможностях
печатной
прессы.
А
внедрение
информационно-образовательной
среды
в
педагогический
процесс
открывает
возможности
для
развития
творческого
потенциала
учащихся,
их
личностного
развития,
формирования
качеств,
необходимых
подростку
в
современных
социально-экономических
условиях.
Такой
формой
инновационной
работы
с
учащимися
в
сфере
дополнительного
образования
может
быть
разработка
и
развитие
собственного
пресс-центра
Центра
детского
творчества.
Данная
деятельность заключается в создании печатной газеты на базе Центра
под
руководством
педагога
дополнительного
образования.
Газета
Центра детского творчества пгт. Новомихайловский МО Туапсинский
район – это периодическое и сетевое издание, предназначенное для
учащихся, родителей, педагогов Центра детского творчества, а также
для жителей поселения.
Издание выпускается небольшим тиражом на оргтехнике Центра
детского творчества, распространяется среди учащихся учреждения,
школ поселения. Газета содержит в себе информацию о событиях и
мероприятиях Центра, жизни поселения, обсуждение актуальных тем,
интересных
подросткам,
статьи
о
педагогах,
почетных
жителях,
ветеранах войн и труда, учащихся и выпускниках Центра, и другую
познавательную
информацию.
Выпуски
газет
публикуются
в
сети
интернет на сайте Центра детского творчества.
Идея создания подростковых изданий не является новой, но ее
реализация
в
Центре
детского
творчества
пгт.
Новомихайловский
имеет ряд преимуществ. Во-первых, это широкий круг читателей, т.к.
на сегодняшний день в ЦДТ занимается около 1,5 тысяч детей в
возрасте от 4 до 17 лет. Во-вторых, организация работы в детском
пресс-центре позволит привлечь к подготовке материалов большое
количество учащихся, которые в процессе работы приобретут знания о
журналистике,
научатся
собирать
и
анализировать
информацию,
писать статьи, познакомятся с особенностями газетной журналистики,
программами
по
верстке
газет
и
обработке
информации,
смогут
принимать
участие
в
конкурсах
журналистской
направленности,
2
научатся
реализовывать
себя
в
проектной
деятельности.
Создание
газеты
в
учреждении
дополнительного
образования
является
актуальным
и
инновационным
направлением,
т.к.
на
сегодняшний
день еще не получило широкого распространения в образовании, в
частности
в
учреждениях
дополнительного
о б р а зо ва н и я
Краснодарского края.
2.
Цели проекта:
Цель – создание условий для обеспечения успешной социализации
учащихся путем включения их в журналистскую деятельность.
Цель проекта достигается путем реализации задач.
Предметные задачи:
научить основам журналистики;
познакомить с историей журналистики;
научить работать в программе по верстке газет и обработке
информации;
научить анализировать, применять, обрабатывать, передавать
информацию различного уровня и характера;
научить художественно-техническому оформлению газет;
научить объективно оценивать результаты своего труда.
Метапредметные задачи:
развивать познавательный интерес к журналистской и издательской
деятельности через вовлечение учащихся в различные формы
деятельности;
развивать межпредметные связи: литература, русский язык,
история, психология, этика;
развивать навыки безопасного использования современных ИК-
технологий.
Личностные задачи:
формировать культуру общения и поведения в социуме,
коммуникативные навыки;
формировать умение работать в команде, слушать и слышать
собеседника, вести диалог;
формировать общественно-активную личность, гражданскую
позицию;
формировать бережное отношение к слову, любовь к русскому
языку;
воспитывать трудолюбие и ответственность.
3
3.
Основное содержание
Концепцией
создания
детской
газеты
является
содействие
развитию
и
становлению
личности
и
социализации
подростков
посредством вовлечения их в социально-значимую журналистскую
деятельность.
Методика:
Создание
газеты
–
это
очень
сложное
и
кропотливое
дело,
требующее
больших
усилий.
Но
вместе
с
тем,
журналистика
выступает средством для проявления творчества, индивидуальности
учащихся,
а
также
оказывает
влияние
на
всестороннее
развитие
личности подростка: описывая те или иные мероприятия, подросток
становится
не
только
наблюдателем,
но
и
непосредственным
участником мероприятий, высказывает в статье свое мнение.
Кроме того, немаловажную роль играет коллективное творчество.
Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая
команда. В редакционную коллегию входит группа учащихся 8-11-х
классов.
Все
поручения
распределяются
на
добровольной
основе,
являются сменными в течение творческого процесса.
Работа
редакции
организованна
таким
образом,
что
каждый
участник процесса создания газеты чувствует себя важным звеном в
функционировании
единого
механизма
(планерки,
обсуждение
актуальных тем, выбор фотографий и др.), зная, что его мнение очень
важно и учитывается остальными участниками команды.
Технология:
1. Первичная встреча журналистов редакции газеты:
1.1. Обсуждение тематики номеров, «изюминки» выпусков;
1.2. «Мозговой штурм» возможных материалов номера;
1.3. Отбор актуальных, интересных, необходимых тем;
1.4. Соотнесение тем материалов рубрикам газеты;
1.5. Создание схематического макета будущей газеты;
1.6. Распределение журналистских заданий, определение сроков
выполнения.
2. Подготовительная самостоятельная (возможна групповая) работа:
- Наведение справок о том или ином явлении, событии или человеке;
- Составление вопросов для интервью и опросов;
4
- Обзор СМИ, Интернета;
- Подготовка необходимых технических средств;
- Согласование организационных вопросов.
3. Сбор информации:
- Посещение намеченного события;
- Проведение опросов, интервью;
- Съемка фотографий, создание иллюстраций;
- Написание запланированных материалов;
- Написание спонтанных материалов.
4. Обработка информации:
4.1. Самостоятельная корректировка материалов;
4. 2. Обсуждение материалов внутри редакции и индивидуально с
редактором;
4.3. «Придумывание» ярких заголовков к готовым работам.
5. Техническая обработка материалов:
5.1. Набор текстов;
5.2. Проверка набранных текстов, редактура;
5.3. Редактирование, доработка иллюстраций;
5.4. Вёрстка;
5.5. Создание оригинальных дизайнерских решений, присущих
конкретному номеру, но не противоречащих стилю газеты.
6. Доработка готовой газеты:
6.1. Обсуждение номера в редакции;
6.2. Вычитка;
6.3. Корректировка, правка;
7. Печать, тиражирование.
8. Распространение:
- Размещение газеты на интернет сайте Центра детского творчества;
- Распространение газеты.
9. Оценка популярности, успешности номера:
9.1. Обратная связь (работа с читателями):
- Наличие и содержание отзывов в Интернет;
- Обсуждение писем (смс) и записок читателей;
- Наблюдение за читательской реакцией в местах распространения
газеты.
5
9.2. Рефлексия внутри редакции, поощрение журналистов,
написавших
самые интересные, творческие, волнующие и популярные материалы.
4.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный - сентябрь 2018 года:
- анкетирование учащихся 8-11 классов «Есть ли необходимость
издания подростковой газеты в Центре детского творчества;
- выявление актуальных проблем;
- изучение литературы по теме проекта;
- создание творческой команды.
2. Функционирование редакции:
- выпуск номеров;
- распространение газет;
- собеседования с учащимися;
- работа в группах,
- деловая игра.
Из числа учащихся 8-11 классов формируется проектная группа,
разрабатывается концепция газеты, положение о газете, определяется
функционал
каждого
участника,
определяется
стиль
газеты,
содержание, название, с какой частотой будет выходить газета, каков
предполагаемый формат и объем газеты, разрабатывается план работы
пресс-центра.
Реализация работы пресс центра:
практическая
работа
с
программами InDesign,
Adobe Photoshop,
MS Word, MS PowerPoint;
практическая
работа
с
цифровым
фотоаппаратом,
сканером,
компьютером, принтером;
реализация плана работы пресс-центра (написание и обработка
материалов,
подготовка
публикаций,
верстка
газеты,
печать
и
распространение газеты);
презентация номеров газеты и их распространение.
Сроки реализации проекта: проект долгосрочный.
На
сегодняшний
день
в
Центре
Детского
творчества
для
реализации данного проекта есть компьютеры, принтер А4, сканер,
цифровой фотоаппарат, доступ в интернет.
6
Для
успешной
реализации
проекта
необходимо
лицензионное
программное обеспечение, принтер А3.
Смета:
Программное обеспечение InDesign – 25000 год, Adobe Photoshop –
15000 год;
Принтер А3 – цветной, керамический – 90000 рублей;
Расходные материалы: картридж – 5000 рублей, бумага – 600
рублей (500 листов)
ИТОГО: 140 тысяч рублей.
3.
Способы привлечения инвестиций:
Занятия
в
объединениях
Центра
детского
творчества
являются
бесплатными,
поэтому
реализация
проекта
по
созданию
детского
пресс-центра может быть осуществлена за счет внутренних и внешних
инвестиций.
Ко
внутренним
относятся
средства
Центра
детского
творчества, к внешним – спонсорская помощь населения.
4.
Ожидаемый результат проекта
В центре детского творчества созданы условия для обеспечения
успешной
социализации
учащихся
путем
включения
их
в
журналистскую деятельность.
Предметные результаты:
учащиеся получат знания основ журналистики;
учащиеся познакомятся с историей журналистики;
научатся
работать
в
программе
по
верстке
газет
и
обработке
информации;
научатся
анализировать,
применять,
обрабатывать,
передавать
информацию различного уровня и характера;
научатся художественно-техническому оформлению газет;
научатся объективно оценивать результаты своего труда.
Метапредметные результаты:
у
учащихся
будет
сформирован
познавательный
интерес
к
журналистской
и
издательской
деятельности
через
вовлечение
в
различные формы деятельности;
у
учащихся
будет
сформированы
навыки
использования
современных ИК-технологий.
7
Личностные результаты:
у учащихся будет сформирована культура общения и поведения в
социуме, коммуникативные навыки;
у
учащихся
будет
сформировано
умение
работать
в
команде,
слушать и слышать собеседника, вести диалог;
у учащихся будет сформирована гражданская позиция;
у
учащихся
будет
сформировано
бережное
отношение
к
слову,
любовь к русскому языку;
у учащихся будет воспитано трудолюбие и ответственность.
8