Авторы: Куцепина Татьяна Викторовна, Сидоренкова Марина Алексанровна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБУ Школа №26, с⁄п детский сад "Тополек"
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарская обл.
Наименование материала: статья
Тема: «Использование дидактических игр в процессе реализации технологии культурных практик–восприятие художественной литературы и фольклора»
Раздел: дошкольное образование
«Использования дидактических игр в процессе реализации технологии
культурных
практик-восприятие
художественной
литературы
и
фольклора»
Детский сад «Тополёк» уже несколько лет занимается инновационной
деятельностью
по
теме: «Реализация
технологии
культурных
практик
(восприятие
художе ственной
литературы
и
фольклора)
в
образовательном процессе ДОО». Данная технология является авторской.
Она разработана нашим научным руководителем.
Основной
целью
данной
технологии
является формирование
у
дошкольников направленности на мир общественных отношений
в
соответствии с ФГОС ДО.
Специфика данной технологии заключается в том, что, реализуя её в
образовательном
процессе,
педагог
решает
задачи
сразу
трёх
образовательных областей.
Произведения художественной литературы используются как средство,
обеспечивающее усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе,
включая
моральные
и
нравственные
ценности,
решаются
задачи
образовательной
области «Социально-коммуникативное
развитие».
Данная технология является также эффективным средством решения задач
образовательной области «Речевого развитие» и образовательной области
«Художественно-эстетического развитие».
Произведения
художественной
литературы
и
фольклора
являются
основным
педагогическим
средством
и
одновременно содержанием
культурной практики детей. Поэтому подбор произведений для восприятия
детьми не случаен.
В мире общественных отношений нами выделены основные виды, в
каждом виде мира общественных отношений выделены тематические поля.
Поэтому
произведения
художественной
литературы
и
фольклора
подбираются педагогом на основе того тематического поля, которое сейчас
осваивается детьми на данный момент.
В
мире
общественных
отношений
нами
были
выделены
следующие
виды миров: «Мир семьи», «Мир детей». «Мир взрослых», «Мир природы»,
«Мир искусства», «Мир Родины».
Для каждого вида мира общественных отношений , а их 6, нами были
сформулированы по 5 тематических полей. Итого 30 тематических полей
осваивается
детьми
совместно
со
взрослыми
в
ходе
реализации
рассматриваемой нами данной
педагогической технологии. На слайде вы
видите пример тематических полей «Мира детей».
Данная технология состоит из определенных шагов, для каждого из
которых определены цели и задачи.
1.
Ценностно-орентационный шаг
2.
Содержательный шаг
•
2.1«Ознакомление»
•
2.2 «Освоение»
•
2.3 «Проживание»
3. Рефлексирующий шаг
4. Шаг совершенствования
На различных шагах реализации технологии педагогами организовываются
специфические, наиболее эффективные образовательные формы совместной
деятельности с детьми.
1. Ценностно-ориентировочный шаг
•
Беседа- обсуждение с детьми
•
Дидактические игры
•
Рассматривание альбомов
•
Прослушивание аудиозаписи
2. Содержательный шаг
2.1«Ознакомление»
•
Беседа с детьми нравственного содержания
•
Практикум для родителей
•
Семейные посиделки
•
Дидактические игры
2.2 «Освоение»
•
ООД
2.3 «Проживание»
•
Театрализованные игры
•
Семейный проект
•
Дидактические игры
•
Тематическая выставка
•
Выставка детско-родительского творчества
3.
Рефлексирующий шаг
•
Дидактические игры
•
Этическая беседа с детьми
•
Интеллектуально-познавательная викторина
•
Беседа с родителями
•
Семейный досуг
4.
Шаг совершенствования
•
Конкурс чтецов
•
Выставка–ярмарка
В основе этих форм лежат разнообразные виды детской деятельности:
конечно
же,
восприятие
художественной
литературы
и
фольклора,
коммуникативная.
Большое
внимание
педагоги
уделяли
игровой
деятельности детей. Воспитатели организовывали сюжетно-ролевые игры,
хороводные, подвижные.
Особое
место
в
реализации
технологии
на
каждом
шаге
занимали
дидактические игры. В них через естественную для ребенка деятельность-
игровую-
детьми
осваивались тематические
поля.
Под
которыми
мы
понимаем: круг
тематических
ориентиров,
в
рамках
которых
у
детей
формируются те или иные ценностные направленности к данному миру
Дидактические игры были разработаны педагогами, так как они имеют
некоторую специфику:
1)
– почти
для
каждой
дидактической
игры
было
подобрано
стихотворение для восприятия детьми. Прочтение стихотворения
перед
началом
игры
способствовало
актуализации
у
детей
определенных
представлений;
повышению
интереса
детей
к
осваиваемому тематическому полю;
2)
–
дидактические
игры
«раскрывают»
для
детей ценность,
значимость для них того объекта (растение, животное), субъекта
(члена семьи, члены общества, группы) в рамках определенного
тематического
поля,
а
не
просто
обобщают,
углубляют
представления о нем.