Напоминание

«Использование дидактических игр в процессе реализации технологии культурных практик–восприятие художественной литературы и фольклора»


Авторы: Куцепина Татьяна Викторовна, Сидоренкова Марина Алексанровна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБУ Школа №26, с⁄п детский сад "Тополек"
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарская обл.
Наименование материала: статья
Тема: «Использование дидактических игр в процессе реализации технологии культурных практик–восприятие художественной литературы и фольклора»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использования дидактических игр в процессе реализации технологии

культурных

практик-восприятие

художественной

литературы

и

фольклора»

Детский сад «Тополёк» уже несколько лет занимается инновационной

деятельностью

по

теме: «Реализация

технологии

культурных

практик

(восприятие

художе ственной

литературы

и

фольклора)

в

образовательном процессе ДОО». Данная технология является авторской.

Она разработана нашим научным руководителем.

Основной

целью

данной

технологии

является формирование

у

дошкольников направленности на мир общественных отношений

в

соответствии с ФГОС ДО.

Специфика данной технологии заключается в том, что, реализуя её в

образовательном

процессе,

педагог

решает

задачи

сразу

трёх

образовательных областей.

Произведения художественной литературы используются как средство,

обеспечивающее усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе,

включая

моральные

и

нравственные

ценности,

решаются

задачи

образовательной

области «Социально-коммуникативное

развитие».

Данная технология является также эффективным средством решения задач

образовательной области «Речевого развитие» и образовательной области

«Художественно-эстетического развитие».

Произведения

художественной

литературы

и

фольклора

являются

основным

педагогическим

средством

и

одновременно содержанием

культурной практики детей. Поэтому подбор произведений для восприятия

детьми не случаен.

В мире общественных отношений нами выделены основные виды, в

каждом виде мира общественных отношений выделены тематические поля.

Поэтому

произведения

художественной

литературы

и

фольклора

подбираются педагогом на основе того тематического поля, которое сейчас

осваивается детьми на данный момент.

В

мире

общественных

отношений

нами

были

выделены

следующие

виды миров: «Мир семьи», «Мир детей». «Мир взрослых», «Мир природы»,

«Мир искусства», «Мир Родины».

Для каждого вида мира общественных отношений , а их 6, нами были

сформулированы по 5 тематических полей. Итого 30 тематических полей

осваивается

детьми

совместно

со

взрослыми

в

ходе

реализации

рассматриваемой нами данной

педагогической технологии. На слайде вы

видите пример тематических полей «Мира детей».

Данная технология состоит из определенных шагов, для каждого из

которых определены цели и задачи.

1.

Ценностно-орентационный шаг

2.

Содержательный шаг

2.1«Ознакомление»

2.2 «Освоение»

2.3 «Проживание»

3. Рефлексирующий шаг

4. Шаг совершенствования

На различных шагах реализации технологии педагогами организовываются

специфические, наиболее эффективные образовательные формы совместной

деятельности с детьми.

1. Ценностно-ориентировочный шаг

Беседа- обсуждение с детьми

Дидактические игры

Рассматривание альбомов

Прослушивание аудиозаписи

2. Содержательный шаг

2.1«Ознакомление»

Беседа с детьми нравственного содержания

Практикум для родителей

Семейные посиделки

Дидактические игры

2.2 «Освоение»

ООД

2.3 «Проживание»

Театрализованные игры

Семейный проект

Дидактические игры

Тематическая выставка

Выставка детско-родительского творчества

3.

Рефлексирующий шаг

Дидактические игры

Этическая беседа с детьми

Интеллектуально-познавательная викторина

Беседа с родителями

Семейный досуг

4.

Шаг совершенствования

Конкурс чтецов

Выставка–ярмарка

В основе этих форм лежат разнообразные виды детской деятельности:

конечно

же,

восприятие

художественной

литературы

и

фольклора,

коммуникативная.

Большое

внимание

педагоги

уделяли

игровой

деятельности детей. Воспитатели организовывали сюжетно-ролевые игры,

хороводные, подвижные.

Особое

место

в

реализации

технологии

на

каждом

шаге

занимали

дидактические игры. В них через естественную для ребенка деятельность-

игровую-

детьми

осваивались тематические

поля.

Под

которыми

мы

понимаем: круг

тематических

ориентиров,

в

рамках

которых

у

детей

формируются те или иные ценностные направленности к данному миру

Дидактические игры были разработаны педагогами, так как они имеют

некоторую специфику:

1)

– почти

для

каждой

дидактической

игры

было

подобрано

стихотворение для восприятия детьми. Прочтение стихотворения

перед

началом

игры

способствовало

актуализации

у

детей

определенных

представлений;

повышению

интереса

детей

к

осваиваемому тематическому полю;

2)

дидактические

игры

«раскрывают»

для

детей ценность,

значимость для них того объекта (растение, животное), субъекта

(члена семьи, члены общества, группы) в рамках определенного

тематического

поля,

а

не

просто

обобщают,

углубляют

представления о нем.



В раздел образования