Напоминание

"Формы организации групповой работы в начальной школе"


Автор: Абрамова Наталья Николаевна
Должность: Учитель
Учебное заведение: МБОУ СШ №23 имени А.С.Пушкина
Населённый пункт: Архангельск
Наименование материала: Статья
Тема: "Формы организации групповой работы в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




«Формы организации групповой работы на уроках в начальной школе»

Стандарты нового поколения требуют от учителя воспитывать

ученика, умеющего

учиться, нужно обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть

инициативным в получении новых знаний. Известно, что умение учиться в первую очередь

связано

с освоением формы учебного сотрудничества. Психологи давно определили, что

движущей силой самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не

индивидуальная работа под руководством взрослого, а сотрудничество в группах совместно

работающих детей.

Работа в системе образования и использование на уроках групповой работы способствует

тому, что:

возрастает

глубина

понимания

учебного

материала,

познавательная

активность

и

творческая самостоятельность учащихся;

меняется

характер

взаимоотношений

между

детьми:

исчезает

безразличие,

приобретается теплота, человечность;

сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и

самих себя;

растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя

контролируют;

учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность,

такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.

При построении учебного сотрудничества детей необходимо учитывать, что такой формы

общения в детском опыте еще не было.Важно учитывать подбор детей в группы.Конечно,

объединять надо с учетом их личных склонностей. Замечено, что самому слабому ученику

нужен не столько сильный, сколько терпеливый, доброжелательный партнер. Двух озорников

объединять опасно. Если

соединять детей по их желанию, то группы получаются разного

уровня знаний, начинаются обиды, разочарования, вплоть до нежелания работать в группе.

Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, учителю труднее. Я

начинаю формировать группы с того, что сама назначаю командира.(это дети примерно одного

уровня знаний).Далее каждый организатор выбирает одного ученика к

себе в группу из

названных учителем, каждый раз отбирая по одному ученику. Таким образом, равномерно

распределяются между собой сильные и слабые ученики, и группы получаются равносильные.

Для того чтобы группы срабатывались, нужны минимум 5-6 занятий. Потом можно

группы переформировать, чтобы дети получили опыт сотрудничества с разными партнерами.

Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в группе

( в классе). Для парной работы удобные обычные ряды, для групповой же работы парты надо

ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог

легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах

досягаемости от членов групп (чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая

завершение

работы).

Дети

любят

переставлять

парты,

предлагая

при

этом

самые

разнообразные варианты их размещения.

У группы должна быть ориентация только на мыслительную работу. «Мы группа, значит,

мы способны действовать»,- говорят дети, соединив вместе руки перед началом работы.

В группах обязательно надо распределить роли:

организатор – отвечает за работу группы в целом;

оратор – выступает перед классом с готовым решением группы;

секретарь – записывает высказанные идеи и решения;

критик – высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;

контролер – проверяет, все ли поняли принятое решение.

Важно, чтобы все члены группы побывали в каждой из выделенных ролей. Чтобы легче было

руководить процессами, протекающими в группе, Можно выдать детям алгоритм работы в

группе.

Алгоритм движения при выполнении задания в группе.

Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания.

Анализ условия (разграничение границ знаний для нахождения способа решения поставленной

задачи).

Выдвижение

версий

всеми

членами

группы

(формулировка

собственной

точки

зрения,

выяснение точек зрения партнеров, выявление разницы).

Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих для выполнения задания.

Совместное принятие решения.

Анализ решения задания, его оформление.

Проговаривание в группе выступления спикера.

Представление решения спикером.

При групповой форме работы нельзя:

- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

-разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

-групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в 1-2-хклассах, не более 20-30 минут –

в 3-4-х классах;

-нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями,

-прежде чем представит «продукт» совместного труда. В классе существует условный сигнал,

говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

-нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не

стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы

общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и

кропотливой работы.

В ходе уроков учитель должен демонстрировать как позитивные образцы взаимодействия

(поощрение

сработавшихся

групп

и

демонстрация

менее

удачливым

группам

веера

возможностей

группового

взаимодействия),

так

и

негативные

образцы

(задача:

обнажить.

Заострить конфликтную сторону взаимодействия). Негативные образцы помогают классу не

только интуитивно нащупать, но и вывести, осознать нормы и правила взаимодействия как

средство

предотвратить

обиды

и

другие

неприятности,

перевести

личный,

деструктивный

конфликт (ссору) в интеллектуальный, конструктивный конфликт (спор). Негативные образцы

взаимодействия на первых этапах обучения учитель демонстрирует сам (разыгрывая типичные

ситуации, практически никогда не называя имен детей, в чьей работе они наблюдались).

Варианты ''негативных'' образцов:

1) задания с выходом на вопрос: ''Сумели ли дети друг с другом договориться? Прийти к

единому мнению?''

2) задания с выходом на вопрос: ''что важнее – сделать все правильно и быстро или сделать

все по-честному и дружно?''

3)

задания

с

выходом

на

то,

что

никогда

нельзя

соглашаться

просто

так,

необходимо

требовать доказательства. Нельзя навязывать свою точку зрения.

4) задания-ловушки – являются эффективнейшими средствами запуска дискуссий.

Контроль учителя за групповой работой

Созданные группы могут быть зрелыми и достаточно, с точки зрения учебных целей,

самостоятельными.

То

есть,

когда

в

группе

есть

выраженная

позиция

организатора,

есть

понимание и умение точно следовать правилам групповой работы всех участников группы, в

группах протекают все обязательные процессы, группа всегда готова оформить результат своей

работы. В этом случае преподаватель оценивает работу группы в конце, в ходе доклада группы

об итогах работы.

Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный

контроль за ходом работы и группы, и ее организатора. Этот контроль осуществляется при

помощи введенных норм правильной организации групповой работы и с помощью объявленной

процедуры, т.е. точного описания последовательных операционных действий.

Когда процедура введена и зафиксирована, преподаватель начинает реагировать на

малейшее отклонение и останавливает работу, если, конечно, при этом видит, что организатор

проявил пассивность или не заметил нарушения процедуры. Преподаватель должен попросить

вспомнить

норму,

правило

и

убедиться,

что

всем

стала

очевидной

ситуация

нарушения

процедуры или нормы групповой работы. Только после этого работа группы может быть

продолжена.

Учитель должен распределять время на каждый этап работы и внимательно наблюдать за

работой группы :

- Как дети сидят?

- Внимательны ли они или отвлекаются?

- Как ведут себя: живо или апатично?

- Сфокусировано ли внимание на заданной проблеме или есть посторонние обсуждения?

- Слушают ли друг друга?

-

Демонстрируются

ли

в

ходе

работы

уважение,

доброжелательность,

готовность

к

сотрудничеству?

Обсуждение результатов групповой работы

Когда истекло отведенное для работы время или когда работа завершена, учитель организует

обсуждение результата работы групп.Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о

котором

сообщает

группа,

был

получен

не

интуитивно,

а

был

продуктом

определенном

мыслительной работы. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы

размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе,

не на ответе на задачу, даже если он правильный. Т.е. после того, как группа сделала сообщение,

надо спросить: ''А каким способом получен такой результат?''. Если этот вопрос для учащихся

окажется трудным, можно спросить: ''Почему вы так думаете?''. Могут быть, наверное, и другие

вопросы, но рамка способа должна оставаться главной.

Общие правила организации групповой работы

· При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой

формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует

культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя ''мелочей'', не

пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего.

· Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Несколько образцов разных стилей

взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.

· По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3

ошибок.

· Как соединять детей в группы? С учетом их личных склонностей, но не только по этому

критерию.

Самому

слабому

ученику

нужен

не

столько

''сильный'',

сколько

терпеливый

и

доброжелательный партнер.

· Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий.

·

При

оценке

работы

группы

следует

подчеркивать

не

столько

ученические,

сколько

человеческие добродетели.

· При организации групповой работы необходимо строго соблюдать следующее:

· Жесткая регламентация времени на группообразование.

· Нормирование будущей работы.

· Четкость и внятность поставленной задачи.

· Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).

· Недопустима группа из одних только слабых учеников.

· Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь

предложить.

· Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.

· Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.

·

Групповая

работа

эффективна

для

заданий,

которые

ученик

не

может

сделать

индивидуально.

Положительные моменты групповой работы:

1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками).

Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная

работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение

отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

2)

Ребята

занимаются

конкретным,

интересующим

их

делом,

а

не

повторной

работой,

результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с

этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля

знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.

3)

Развивается

самостоятельность,

повышается

работоспособность,

вырастает

чувство

ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.

4)

Знания

усваиваются

прочнее.

В

работе

детей

отмечается

осознанное

владение

теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только

работа в классе, но и домашняя.

5)

При

подготовке

к

занятию

учитывается

уровень

знаний

и

возможностей

каждого

школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он

предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны,

можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель

может дать оценку работе.

Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить

его.



В раздел образования