Автор: Ахмедова Наиля Рышатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №61"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Русский язык с увлечением"
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык с увлечением»
(направление «Научно-познавательное») для 2 класса составлена на основе ФГОС НОО,
примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана.
Цель
данного
курса:
формирование
у
обучающихся
позитивного
эмоционально-
ценностного отношения к русскому языку, развитие
познавательных универсальных
учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи данного курса:
Способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроке знаний;
Расширять лингвистический кругозор школьников;
Воспитывать языковое чутье;
Повышать общую языковую культуру обучающихся;
Развивать
и
совершенствовать
психологические
качества
школьников:
любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;
Выявлять одаренных в лингвистическом отношении обучающихся.
В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности,
доступности ,систематичности и последовательности, связи теории с практикой.
Сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними
имеются
еще
такие
принципы,
которыми
определяются,
с
одной
стороны,
содержание, с другой- формы, виды и методы проведения занятий.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В
результате
изучения
данного
курса
обучающиеся
получат
возможность
формирования
Личностные результаты:
•
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
•
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
•
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
•
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний
других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка
или многоточие, точка или восклицательный знак
Метапредметные результаты :
Регулятивные УУД:
•
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться планировать свою деятельность на занятии;
Учиться определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
•
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
•
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
•
преобразовывать
информацию
из
одной
формы
в
другую:
подробно
пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
•
оформлять
свои
мысли
в
устной
и
письменной
форме
(на
уровне
предложения или небольшого текста);
•
слушать
и
понимать
речь
других;
пользоваться
приёмами
слушания:
фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
•
выразительно читать и пересказывать текст;
•
договариваться
с
одноклассниками
совместно
с
учителем
о
правилах
поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
•
учиться
работать
в
паре,
группе;
выполнять
различные
роли
(лидера,
исполнителя).
Содержание программы ( 35ч)
ФОНЕТИКА( 6 часов)
Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов.
Закодированные
слова.
Анаграммы,
Как
появились
и
зачем
нужны
звуки
речи.
Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и
звукопись. Звуки и рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и
согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных
слогов. Загадки- шарады.
Морфемика ( 6 часов)
Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах ( строительный материал слова), их
грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки.
Восстановление
пропущенных
звеньев
в
словообразовательной
цепи.
Опасности
при
разборе
слова
по
составу.
Чередование
гласных
и
согласных
звуков
в
морфемах.
Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторины «Приставки». Калейдоскопы и
кроссворды. Занимательные игры.
МОРФОЛОГИЯ ( 6 часов)
Где
живут
слова
и
как
они
находят
место.
Общее
грамматическое
значение,
морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и
переносное
значение
слов.
Подбор
к
поговоркам
соответствующих
частей
речи.
Фразеологизмы и глаголы - синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в
стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки, истории. Чайнворды.
ОРФОГРАФИЯ ( 7 часов)
Опасные
места
в
словах
и
способы
их
проверки.
Непроверяемые
слова
и
орфографический
словарь.
Занимательные
задания
на
правописание
слов
с
непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Веселая путаница частей слов
и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.
ЛЕКСИКА ( 10 часов)
Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные
и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы,
антонимы. Палиндром, или слова-перевертыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки.
Фразеологизмы. Логические задачи со словами.
Учебный план 2 класс ( 35 часов)
Календарно - тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол
ичес
тво
часо
в
Элементы содержания
Основные
понятия
Раздел 1
ФОНЕТИКА ( 6 часов)
1
По
законам
графики,
или звуки и буквы
1
Что изучает фонетика. Звуки и буквы. Игра
«Превращение
слов»
Метаграммы.
Цепочки
слов. Творческое задание для самостоятельной
работы
Фонетика
Звуки и буквы
Метаграм-ма
2
П о
п о р я д к у
становись!
1
Загадки об алфавите. Образование слов путем
расстановки
букв
в
алфавитном
порядке.
Закодированные слова. Групповое творческое
задание « Замени одним словом»
Алфавит
Загадка
3
Б у к в ы
в
с л о в е
переставим
-
много
новых слов составим!
1
Творческое
задание
«Составь
слова
из
предложенных букв и найди лишнее слово»,
игра «Из одного слова составь другое».
«Стихотворные
анаграммы
и
анаграммы
-
перевертыши.
Буквы
Звуки
Анаграм-
ма
4
Какие
они
разные-
гласные-согласные
1
З в у к о в ы е
о б р а з ы ,
и л и
з в у к о п и с ь .
Тр а н с к р и п ц и я
с л о в
и
п р е д л о ж е н и й .
Составление
предложений
с
использованием
звукописи. Логическая занимательная игра со
словами.
Игра - конкурс «Кто знает больше
разных слов?»
Г л а с н ы е
и
согласные
звуки
Транскрипция
Звукопись
5
Удар! Еще удар!
1
Слова,
в
которых
ударение
не
ставится.
Шуточный
рассказ
Ф.
Кривина
«Ударные
и
безударные».
Задания:
«Выбери
правильный
безударный гласный». Шарада. Игра
«Составь слова»
Ударение
Уд а р н ы е
и
безудар-
ные звуки
Шарада
6
П р и в е т,
с т р а н а
Олимпия!
1
Задания:
«Поставь
ударение»,
«
Звуковая
одеж да
и
буквенный
ко стюм».
И г р а
«Рассыпанные
слоги»
(составление
слов
из
разрозненных
слогов).
Загадки
-
шарады.
Вопросы - шутки
РАЗДЕЛ 2
МОРФЕМИКА ( 6 часов)
7
Морфемы и их роль в
1
Работа
со
стихотворением,
в
котором
Морфема
№
Разделы программы
Количество
часов
1
Фонетика
6
2
Морфемика
6
3
Морфология
6
4
Орфография
6
5
Лексика
10
резерв
1
итого
35
словах
пропущены
слова
-
термины,
называющие
значимые части слова-морфемы. Кроссворды.
Кроссворд
8
Смотри в корень!
1
Задания: «Найди лишнее слово», «Продолжи
цепочку
слов»,
«
Подбери
однокоренные
слова»
Корень слова
9
К
к о м у
и
з а ч е м
пристают приставки?
1
Ребусы.
Опасности
при
разборе
слов
по
составу.
Игра
«лишнее
слово»
(учитывая
характер
приставки,
исключить
«лишние»
слова) . Викторина «Приставки»
Приставка
Ребус
10
Суффикс-звучит
загадочно…
1
Загадки.
Образование
слов
при
помощи
суффикса.
Значение
суффиксов.
Игра
«Подбери к словам схему»
Суффикс
11
Образование сложных
слов,
или
кое-что
о
действии сложения
1
Калейдоскоп.
Игра
«Замени
предложение
одним
словом».
Задание
«Впиши
сложные
слова»
С л о ж н ы е
слова
Калейдос-
коп
12
П о ко й
м о р ф е м а м
только снится
1
Чередование
гласных и согласных звуков в
морфемах.
Основа
плюс
морфема,
или
как
делают
слова?
Словообразовательная
цепь.
Восстановление
пропущенных
звеньев
в
словообразовательной
цепи.
Задание
«
Подбери к схеме слово»
Словообразо
вание
Чередова-
ние звуков
Раздел 3
МОРФОЛОГИЯ ( 6 часов)
13
Где живут слова и как
они находят место?
1
О б щ е е
г р а м м а т и ч е с к о е
з н а ч е н и е ,
морфологические и синтаксические признаки
самостоятельных частей речи. Стихотворение
П. Чеснокова «О чем поспорили части речи?2.
Работа
с
текстом
Л.
Петрушевской
«Пуськи
бятые»
( Определить части речи). Задания: «Отгадай
сказку»,
« Найди имена собственные»,
«Раздели слова на группы»
Морфоло-
гия
Части речи
Граммати-
ческое
значение слов
14
Существительное-
значит существует
1
Ребусы.
Задания:
«Составь
слово»,
«Вставь
буквы в пустые клеточки», «Допиши рифму»,
« Отгадай слово по его определению».
Имя
существитель
ное
Ребусы
15
Живое-неживое?
С душою или без?
1
Одушевленные и неодушевленные имена
существительные. Задания:
«Раздели слова на группы»
«Вставь названия животных в известные
фразеологизмы». Викторина Каркуши.
Чайнворды. Ребусы.
Одушевленны
й
,
неодушевленн
ый.
Чайнворд
16
Встреча
с
именами
прилагательными
1
Дружба
именем
прилагательного
с
именем
существительным.
Прямое
и
переносное
значение
имен
прилагательных.
Подбор
к
поговоркам
соответствующих
по
значению
имен прилагательных
( «в рубашке родился»- значит « счастливый» и
т.д.) Игра « Подбери эпитет». Задание: соедини
существительное с прилагательным так, чтобы
получилось название дорожных знаков
Имя
прилагательн
ое
Поговорки
Эпитеты
17
Глагол- часть речи или
речь?
1
Значение
слова
«глагол»
в
Древней
Руси.
Глагол - часть речи. Задания: «Запиши одним
Глагол
Рифма
словом»(
замена
фразеологизмов
глаголами),
« Д о п о л н и
п о с л о в и ц ы
п о д х о д я щ и м и
глаголами», «Подбери рифму». Кроссворд
18
П р и в е т ,
с т р а н а
Олимпия!
1
Задания: «Образуй слова, добавляя одну лишь
букву», « Составь слово по закономерности».
Ф р а з е о л о г и з м ы - с и н о н и м ы .
Р е б у с ы .
Зашифрованная пословица
Раздел 4
ОРФОГРАФИЯ (6 часов)
19
Законы орфографии
1
Опасные
места
в
словах
и
способы
их
проверки.
Непроверяемые
слова,
или
Его
Величество
орфографический
словарь!
Занимательные
задания-игры:
«Подбери
слово», « Продолжи ряд», «Цепочка слов»
Орфограм-ма
20
Непроизносимые
согласные,
или
звуки
потерялись
1
Правописание
слов
с
непроизносимыми
согласными;
подбор
проверочных
слов.
Занимательные
задания:
«
Вставь
нужную
букву»,
«Расшифруй
слова»,
«
Исправь
ошибки»
Непроиз-
носимые
согласные.
21
Встреча
с
именами
собственными
1
Собственные
и
нарицательные
имена
существительные.
Творческие
задания
«Собери слово», «Третий лишний, « Подбери
пару»
(произведение
писатель).
Стихи
-
рифмовки. Загадки - логогрифы
И м е н а
собствен-
н ы е
и
нарицате-
льные
Логогри-
фы
22
Ве с елая
п у т а н и ц а
частей слов и речи
1
Приставка
или
предлог?
Способы
проверки
слитного
и
раздельного
написания
слов.
Проблемные
задания
со
скобками.
Игра
«Вставь словечко. Веселые шарады
Приставка
Предлог
Шарада
23
Дружба
звуков,
или
кое-что
о
п а р н ы х
согласных
1
Парные согласные по твердости и мягкости,
по звонкости и глухости. Задания:
«Охарактеризуй звук»,
«Загадочные
морские
п р и к л юч е н и я » .
Словесные шарады. Стихотворные загадки от
известных писателей и поэтов
Парные
согласные
24
П р и в е т ,
с т р а н а
Олимпия!
1
Конкурсы-задания: «Объясни одним словом»,
«Грамотей »,
«Составь
слово»,
«Четвертый
лишний»,
«Поэтическое буриме»
Буриме
Раздел 5
ЛЕКСИКА ( 10 часов)
25
С л о в а р ь ,
и л и
в с е л е н н а я
в
алфавитном порядке
1
О значениях прекрасных разных. Толковый
словарь и лексическое значение слова. Замена
определения и толкования слов одним словом
на заданную букву.
Лексика
Словарь
26
П о г о в о р и м
о
происхождении,
или
этимология слов
1
Калейдоскоп.
Значение
и
этимология
слова.
«Ложная», или «народная» этимология
Этимолгия
Калейдо-
коп
27
О д н о з н а ч н ы е
и
многозначные слова
1
Многозначные
слова.
Прямое
и
переносное
значение
слов.
Многозначные
слова
в
стихотворении
И.Токмаковой,
толкование
значения этих слов. Задание: «Допиши слова,
поясняющие
многозначность
предложенных
слов»(Колокольчик-цветок ,звонок и т.д.)
Однозначные
и
многозначные
слова
28
Э т и
м и л ы е
двойняшки,
или
в
гостях у омонимов
1
Омонимичность
слов.
Игра
«Подбери
к
рисунку
слово».
Одинаково
звучащие
слова,
которые являются различными частями речи.
С л о в а - о м о н и м ы
в
с т и х о т в о р е н и и
Я.Козловского. Шуточные вопросы.
Омонимы
29
Дружба слов.
Встреча с синонимами
1
Синонимы в пословицах. Игра «Найди пару».
Задания: «Впиши в пустые клетки синонимы,
состоящие из такого же количества букв»
Синонимы
30
К о г д а
з н а ч е н и я
спорят, или кое-что об
антонимах
1
Загадки.
Задание
«Подбери
антонимы,
обозначающие время, пространство, качества,
черты
характера».
Игра
«Найди
антоним,
подбери
синоним».
Задание:
« В с т а в ь
пропущенные
антонимы
в
пословицы
и
поговорки»
Антонимы
Палинд-
ром
31
Когда старость бывает
в радость, или кое-что
об архаизмах
1
Устаревшие
слова
и
их
«вторая
жизнь».
Викторина
«Знатоки
старинных
слов».
Что
такое палиндром. Игра «Слова-перевертыши».
Перевертыши-фразы.
Архаизмы
Палинд-
ром
32
В с т р е ч а
с
фразеологизмами, или
п о с т о и м
з а
устойчивость
1
Фразеологизмы-синонимы.
«Фразеологический
зверинец»-
задание:
« З а ко н ч и
ф р а з е о л о г и з м ы ,
п о д о б р а в
подходящие по смыслу названия животных».
Из каких профессий пришли фразеологизмы.
Фразеологизм
ы
33
Слово
плюс
слово-
пословица готова
1
Криптограммы.
Прямое
и
переносное
значение пословиц. Пословицы и поговорки из
«Толкового
словаря
живого
великорусского
языка»
В.И.
Даля.
Подбор
пословиц
к
иллюстрациям. Задания: «Вставь в пословицы
подходящие числа», «Составь пословицу»
Пословица
Криптограмм
а
34
П р и в е т ,
с т р а н а
Олимпия!
1
Задания:
«Поставь
буквы
на
свои
места»,
«буквы переставил -слова составил», «Цепочки
слов»,
«Подбери
однокоренные
слова».
З а г а д к и .
К р и п т о г р а м м ы .
Ш а р а д ы .
Фразеологизмы и глаголы - синонимы. Задания
на смекалку.
35
Резерв
1
Список литературы
1.
Агапова
Е.В.,
Коваленко
Л.Н.
«
Русский
язык
с
увлечением».
2
класс.
Образовательный курс. ООО «Планета»,2011
2.
Дик Н. Олимпиадные задания по русскому языку в начальной школе / Дик
Н.Ф. – Изд. 3-е , доп. и перераб.- Ростов-н/д:Феникс,2010.-283 с.-(Начальная
школа).
3.
А. Ундзенкова, О.Сагирова. Русский с увлечением! – Изд. Литература,2003
4.
Ходов Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 2-4 классы., М.:
Айрис- Пресс, 2010