Напоминание

"Русский язык с увлечением"


Автор: Ахмедова Наиля Рышатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №61"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: рабочая программа по внеурочной деятельности
Тема: "Русский язык с увлечением"
Раздел: начальное образование





Назад




Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Русский язык с увлечением»

(направление «Научно-познавательное») для 2 класса составлена на основе ФГОС НОО,

примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана.

Цель

данного

курса:

формирование

у

обучающихся

позитивного

эмоционально-

ценностного отношения к русскому языку, развитие

познавательных универсальных

учебных действий, интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи данного курса:

Способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроке знаний;

Расширять лингвистический кругозор школьников;

Воспитывать языковое чутье;

Повышать общую языковую культуру обучающихся;

Развивать

и

совершенствовать

психологические

качества

школьников:

любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;

Выявлять одаренных в лингвистическом отношении обучающихся.

В основе создания данного курса лежат общедидактические принципы научности,

доступности ,систематичности и последовательности, связи теории с практикой.

Сознательности и активности, наглядности и перспективности. Наряду с ними

имеются

еще

такие

принципы,

которыми

определяются,

с

одной

стороны,

содержание, с другой- формы, виды и методы проведения занятий.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В

результате

изучения

данного

курса

обучающиеся

получат

возможность

формирования

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний

других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка

или многоточие, точка или восклицательный знак

Метапредметные результаты :

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться планировать свою деятельность на занятии;

Учиться определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать

информацию

из

одной

формы

в

другую:

подробно

пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять

свои

мысли

в

устной

и

письменной

форме

(на

уровне

предложения или небольшого текста);

слушать

и

понимать

речь

других;

пользоваться

приёмами

слушания:

фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться

с

одноклассниками

совместно

с

учителем

о

правилах

поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться

работать

в

паре,

группе;

выполнять

различные

роли

(лидера,

исполнителя).

Содержание программы ( 35ч)

ФОНЕТИКА( 6 часов)

Роль и значение современного русского алфавита. Образование слов.

Закодированные

слова.

Анаграммы,

Как

появились

и

зачем

нужны

звуки

речи.

Характеристика звуков. Транскрипция. Слова и дроби. Метаграммы. Звуковые образы и

звукопись. Звуки и рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и

согласных, ударных и безударных звуков. Слоги. Составление слов из разрозненных

слогов. Загадки- шарады.

Морфемика ( 6 часов)

Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах ( строительный материал слова), их

грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки.

Восстановление

пропущенных

звеньев

в

словообразовательной

цепи.

Опасности

при

разборе

слова

по

составу.

Чередование

гласных

и

согласных

звуков

в

морфемах.

Образование сложных слов. Ребусы. Загадки. Викторины «Приставки». Калейдоскопы и

кроссворды. Занимательные игры.

МОРФОЛОГИЯ ( 6 часов)

Где

живут

слова

и

как

они

находят

место.

Общее

грамматическое

значение,

морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и

переносное

значение

слов.

Подбор

к

поговоркам

соответствующих

частей

речи.

Фразеологизмы и глаголы - синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в

стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки, истории. Чайнворды.

ОРФОГРАФИЯ ( 7 часов)

Опасные

места

в

словах

и

способы

их

проверки.

Непроверяемые

слова

и

орфографический

словарь.

Занимательные

задания

на

правописание

слов

с

непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Веселая путаница частей слов

и речи. Дружба звуков, или парные согласные. Загадки умных слов.

ЛЕКСИКА ( 10 часов)

Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология слова. Однозначные

и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы,

антонимы. Палиндром, или слова-перевертыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки.

Фразеологизмы. Логические задачи со словами.

Учебный план 2 класс ( 35 часов)

Календарно - тематическое планирование

Тема занятия

Кол

ичес

тво

часо

в

Элементы содержания

Основные

понятия

Раздел 1

ФОНЕТИКА ( 6 часов)

1

По

законам

графики,

или звуки и буквы

1

Что изучает фонетика. Звуки и буквы. Игра

«Превращение

слов»

Метаграммы.

Цепочки

слов. Творческое задание для самостоятельной

работы

Фонетика

Звуки и буквы

Метаграм-ма

2

П о

п о р я д к у

становись!

1

Загадки об алфавите. Образование слов путем

расстановки

букв

в

алфавитном

порядке.

Закодированные слова. Групповое творческое

задание « Замени одним словом»

Алфавит

Загадка

3

Б у к в ы

в

с л о в е

переставим

-

много

новых слов составим!

1

Творческое

задание

«Составь

слова

из

предложенных букв и найди лишнее слово»,

игра «Из одного слова составь другое».

«Стихотворные

анаграммы

и

анаграммы

-

перевертыши.

Буквы

Звуки

Анаграм-

ма

4

Какие

они

разные-

гласные-согласные

1

З в у к о в ы е

о б р а з ы ,

и л и

з в у к о п и с ь .

Тр а н с к р и п ц и я

с л о в

и

п р е д л о ж е н и й .

Составление

предложений

с

использованием

звукописи. Логическая занимательная игра со

словами.

Игра - конкурс «Кто знает больше

разных слов?»

Г л а с н ы е

и

согласные

звуки

Транскрипция

Звукопись

5

Удар! Еще удар!

1

Слова,

в

которых

ударение

не

ставится.

Шуточный

рассказ

Ф.

Кривина

«Ударные

и

безударные».

Задания:

«Выбери

правильный

безударный гласный». Шарада. Игра

«Составь слова»

Ударение

Уд а р н ы е

и

безудар-

ные звуки

Шарада

6

П р и в е т,

с т р а н а

Олимпия!

1

Задания:

«Поставь

ударение»,

«

Звуковая

одеж да

и

буквенный

ко стюм».

И г р а

«Рассыпанные

слоги»

(составление

слов

из

разрозненных

слогов).

Загадки

-

шарады.

Вопросы - шутки

РАЗДЕЛ 2

МОРФЕМИКА ( 6 часов)

7

Морфемы и их роль в

1

Работа

со

стихотворением,

в

котором

Морфема

Разделы программы

Количество

часов

1

Фонетика

6

2

Морфемика

6

3

Морфология

6

4

Орфография

6

5

Лексика

10

резерв

1

итого

35

словах

пропущены

слова

-

термины,

называющие

значимые части слова-морфемы. Кроссворды.

Кроссворд

8

Смотри в корень!

1

Задания: «Найди лишнее слово», «Продолжи

цепочку

слов»,

«

Подбери

однокоренные

слова»

Корень слова

9

К

к о м у

и

з а ч е м

пристают приставки?

1

Ребусы.

Опасности

при

разборе

слов

по

составу.

Игра

«лишнее

слово»

(учитывая

характер

приставки,

исключить

«лишние»

слова) . Викторина «Приставки»

Приставка

Ребус

10

Суффикс-звучит

загадочно…

1

Загадки.

Образование

слов

при

помощи

суффикса.

Значение

суффиксов.

Игра

«Подбери к словам схему»

Суффикс

11

Образование сложных

слов,

или

кое-что

о

действии сложения

1

Калейдоскоп.

Игра

«Замени

предложение

одним

словом».

Задание

«Впиши

сложные

слова»

С л о ж н ы е

слова

Калейдос-

коп

12

П о ко й

м о р ф е м а м

только снится

1

Чередование

гласных и согласных звуков в

морфемах.

Основа

плюс

морфема,

или

как

делают

слова?

Словообразовательная

цепь.

Восстановление

пропущенных

звеньев

в

словообразовательной

цепи.

Задание

«

Подбери к схеме слово»

Словообразо

вание

Чередова-

ние звуков

Раздел 3

МОРФОЛОГИЯ ( 6 часов)

13

Где живут слова и как

они находят место?

1

О б щ е е

г р а м м а т и ч е с к о е

з н а ч е н и е ,

морфологические и синтаксические признаки

самостоятельных частей речи. Стихотворение

П. Чеснокова «О чем поспорили части речи?2.

Работа

с

текстом

Л.

Петрушевской

«Пуськи

бятые»

( Определить части речи). Задания: «Отгадай

сказку»,

« Найди имена собственные»,

«Раздели слова на группы»

Морфоло-

гия

Части речи

Граммати-

ческое

значение слов

14

Существительное-

значит существует

1

Ребусы.

Задания:

«Составь

слово»,

«Вставь

буквы в пустые клеточки», «Допиши рифму»,

« Отгадай слово по его определению».

Имя

существитель

ное

Ребусы

15

Живое-неживое?

С душою или без?

1

Одушевленные и неодушевленные имена

существительные. Задания:

«Раздели слова на группы»

«Вставь названия животных в известные

фразеологизмы». Викторина Каркуши.

Чайнворды. Ребусы.

Одушевленны

й

,

неодушевленн

ый.

Чайнворд

16

Встреча

с

именами

прилагательными

1

Дружба

именем

прилагательного

с

именем

существительным.

Прямое

и

переносное

значение

имен

прилагательных.

Подбор

к

поговоркам

соответствующих

по

значению

имен прилагательных

( «в рубашке родился»- значит « счастливый» и

т.д.) Игра « Подбери эпитет». Задание: соедини

существительное с прилагательным так, чтобы

получилось название дорожных знаков

Имя

прилагательн

ое

Поговорки

Эпитеты

17

Глагол- часть речи или

речь?

1

Значение

слова

«глагол»

в

Древней

Руси.

Глагол - часть речи. Задания: «Запиши одним

Глагол

Рифма

словом»(

замена

фразеологизмов

глаголами),

« Д о п о л н и

п о с л о в и ц ы

п о д х о д я щ и м и

глаголами», «Подбери рифму». Кроссворд

18

П р и в е т ,

с т р а н а

Олимпия!

1

Задания: «Образуй слова, добавляя одну лишь

букву», « Составь слово по закономерности».

Ф р а з е о л о г и з м ы - с и н о н и м ы .

Р е б у с ы .

Зашифрованная пословица

Раздел 4

ОРФОГРАФИЯ (6 часов)

19

Законы орфографии

1

Опасные

места

в

словах

и

способы

их

проверки.

Непроверяемые

слова,

или

Его

Величество

орфографический

словарь!

Занимательные

задания-игры:

«Подбери

слово», « Продолжи ряд», «Цепочка слов»

Орфограм-ма

20

Непроизносимые

согласные,

или

звуки

потерялись

1

Правописание

слов

с

непроизносимыми

согласными;

подбор

проверочных

слов.

Занимательные

задания:

«

Вставь

нужную

букву»,

«Расшифруй

слова»,

«

Исправь

ошибки»

Непроиз-

носимые

согласные.

21

Встреча

с

именами

собственными

1

Собственные

и

нарицательные

имена

существительные.

Творческие

задания

«Собери слово», «Третий лишний, « Подбери

пару»

(произведение

писатель).

Стихи

-

рифмовки. Загадки - логогрифы

И м е н а

собствен-

н ы е

и

нарицате-

льные

Логогри-

фы

22

Ве с елая

п у т а н и ц а

частей слов и речи

1

Приставка

или

предлог?

Способы

проверки

слитного

и

раздельного

написания

слов.

Проблемные

задания

со

скобками.

Игра

«Вставь словечко. Веселые шарады

Приставка

Предлог

Шарада

23

Дружба

звуков,

или

кое-что

о

п а р н ы х

согласных

1

Парные согласные по твердости и мягкости,

по звонкости и глухости. Задания:

«Охарактеризуй звук»,

«Загадочные

морские

п р и к л юч е н и я » .

Словесные шарады. Стихотворные загадки от

известных писателей и поэтов

Парные

согласные

24

П р и в е т ,

с т р а н а

Олимпия!

1

Конкурсы-задания: «Объясни одним словом»,

«Грамотей »,

«Составь

слово»,

«Четвертый

лишний»,

«Поэтическое буриме»

Буриме

Раздел 5

ЛЕКСИКА ( 10 часов)

25

С л о в а р ь ,

и л и

в с е л е н н а я

в

алфавитном порядке

1

О значениях прекрасных разных. Толковый

словарь и лексическое значение слова. Замена

определения и толкования слов одним словом

на заданную букву.

Лексика

Словарь

26

П о г о в о р и м

о

происхождении,

или

этимология слов

1

Калейдоскоп.

Значение

и

этимология

слова.

«Ложная», или «народная» этимология

Этимолгия

Калейдо-

коп

27

О д н о з н а ч н ы е

и

многозначные слова

1

Многозначные

слова.

Прямое

и

переносное

значение

слов.

Многозначные

слова

в

стихотворении

И.Токмаковой,

толкование

значения этих слов. Задание: «Допиши слова,

поясняющие

многозначность

предложенных

слов»(Колокольчик-цветок ,звонок и т.д.)

Однозначные

и

многозначные

слова

28

Э т и

м и л ы е

двойняшки,

или

в

гостях у омонимов

1

Омонимичность

слов.

Игра

«Подбери

к

рисунку

слово».

Одинаково

звучащие

слова,

которые являются различными частями речи.

С л о в а - о м о н и м ы

в

с т и х о т в о р е н и и

Я.Козловского. Шуточные вопросы.

Омонимы

29

Дружба слов.

Встреча с синонимами

1

Синонимы в пословицах. Игра «Найди пару».

Задания: «Впиши в пустые клетки синонимы,

состоящие из такого же количества букв»

Синонимы

30

К о г д а

з н а ч е н и я

спорят, или кое-что об

антонимах

1

Загадки.

Задание

«Подбери

антонимы,

обозначающие время, пространство, качества,

черты

характера».

Игра

«Найди

антоним,

подбери

синоним».

Задание:

« В с т а в ь

пропущенные

антонимы

в

пословицы

и

поговорки»

Антонимы

Палинд-

ром

31

Когда старость бывает

в радость, или кое-что

об архаизмах

1

Устаревшие

слова

и

их

«вторая

жизнь».

Викторина

«Знатоки

старинных

слов».

Что

такое палиндром. Игра «Слова-перевертыши».

Перевертыши-фразы.

Архаизмы

Палинд-

ром

32

В с т р е ч а

с

фразеологизмами, или

п о с т о и м

з а

устойчивость

1

Фразеологизмы-синонимы.

«Фразеологический

зверинец»-

задание:

« З а ко н ч и

ф р а з е о л о г и з м ы ,

п о д о б р а в

подходящие по смыслу названия животных».

Из каких профессий пришли фразеологизмы.

Фразеологизм

ы

33

Слово

плюс

слово-

пословица готова

1

Криптограммы.

Прямое

и

переносное

значение пословиц. Пословицы и поговорки из

«Толкового

словаря

живого

великорусского

языка»

В.И.

Даля.

Подбор

пословиц

к

иллюстрациям. Задания: «Вставь в пословицы

подходящие числа», «Составь пословицу»

Пословица

Криптограмм

а

34

П р и в е т ,

с т р а н а

Олимпия!

1

Задания:

«Поставь

буквы

на

свои

места»,

«буквы переставил -слова составил», «Цепочки

слов»,

«Подбери

однокоренные

слова».

З а г а д к и .

К р и п т о г р а м м ы .

Ш а р а д ы .

Фразеологизмы и глаголы - синонимы. Задания

на смекалку.

35

Резерв

1

Список литературы

1.

Агапова

Е.В.,

Коваленко

Л.Н.

«

Русский

язык

с

увлечением».

2

класс.

Образовательный курс. ООО «Планета»,2011

2.

Дик Н. Олимпиадные задания по русскому языку в начальной школе / Дик

Н.Ф. – Изд. 3-е , доп. и перераб.- Ростов-н/д:Феникс,2010.-283 с.-(Начальная

школа).

3.

А. Ундзенкова, О.Сагирова. Русский с увлечением! – Изд. Литература,2003

4.

Ходов Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 2-4 классы., М.:

Айрис- Пресс, 2010



В раздел образования