Автор: Кравчук Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МАДОУ № 138
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ И РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель Кравчук Наталья Геннадьевна МАДОУ № 138
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИГРЫ
И
РАЗЛИЧНЫХ
ТИПОВ
ИГРОВЫХ
ОБУЧАЮЩИХ
СИТУАЦИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Оглавление
Введение
Цели и задачи экологического воспитания дошкольников
Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей
Использование
сюжетно-ролевой
игры
в
экологическом
воспитании.
Игровая
обучающая
ситуация
Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами
Игровые обучающие ситуации типа путешествий
Заключение
Литература
Введение
Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла.
В
настоящее
же
время
оно
стало
одним
из
важных
направлений
дошкольной
педагогики
и
реализуется
во
многих
дошкольных
учреждениях
страны.
Практически
все
современные
комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников,
существует ряд дополнительных программ. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить
настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта
его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного
учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но
и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому
воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и
всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни [1].Достижением первых
семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает
понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем
предметно-природном мире, вычленять его ценности [8]. В этот период закладываются основы
взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую
ценность для всех людей [3]. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное
освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и
явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети
испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию
детей, расширению их представлений о мире. В последнее время идет интенсивный творческий
процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования
детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и
области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в
Липецке, Сочи).
Цели и задачи экологического воспитания дошкольников
Авторы
программ,
пособий
предлагают
разнообразные
формулировки
целей
и
задач
экологического воспитания дошкольников:
- «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева),
- «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении,
отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова),
- «воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева),
- «воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его
творческого потенциала (Н.Е.Орлихина),
- «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г.Филиппова).
-
Е.Ф.
Терентьева
предполагает,
что
«экологическое
воспитание
дошкольников
можно
рассматривать
как
процесс
формирования
осознанно-правильного
отношения
к
окружающей
природе».
С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление
осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и
созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».
От формулировок указанных авторов несколько отличается точка зрения Т.В. Потаповой.
Данный автор перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды,
среди которых указывает развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания;
элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли
умственного
и
физического
труда
человека
в
преобразовании
живой
и
неживой
природы;
элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека;
формирование
ценностных
установок,
основ
для
последующего
обучения
правам
человека
и
этической ответственности. В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели
программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке
эколого-осознанному
восприятию
явлений
окружающего
мира
и
экологически
грамотному
поведению в нем [1].
В
качестве
целей
и
задач
экологического
образования
авторы
чаще
всего
понимают
формирование
экологической
культуры,
экологического
сознания,
мотивации
определенного
поведения, бережного отношения и любви к природе.
Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и
приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике
получил
название
сюжетно-ролевой.
В
такой
игре
наиболее
интенсивно
формируются
все
психические
качества
и
особенности
личности
ребенка
[2].
Игровая
деятельность
влияет
на
формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных.
Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В
условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию
взрослых. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение
– раньше и легче всего выделяется ребенком в игре [8]. В формировании у детей эмоционального
отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые
по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры
закрепляют
первые
крупицы
знаний,
которые
дети
получают
в
наблюдениях
[7].
Большие
возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в
играх,
прежде
всего
дидактических.
Чем
разнообразнее
по
содержанию
игровые
действия,
тем
интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на
знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы
обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и
связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и
выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности
в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками
сюжету,
он
должен
запомнить
все
обозначения,
должен
быстро
сообразить,
как
поступить
в
неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс
практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс
преднамеренного обучения, ребенок учится - играя [6]. Проведение игр в естественных условиях
имеет
свои
сложности:
дети
легко
отвлекаются,
переключают
свое
внимание
на
посторонние
предметы,
на
людей
и
т.
д.
Поэтому
в
таких
играх
целесообразно
применять
наглядный
художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять
всех
детей
решением
единой
задачи
[3].
В
своей
практике
воспитатели
прибегали
к
помощи
сказочного героя - Гриба-лесовика, в наряд которого переодевался педагог. При помощи сказочного
героя можно провести любую игру, например "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик
животному", "Приготовь лекарство" и т. д. (приложение 1). Игру можно оформить и музыкальным
сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на
свои знания. Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения,
направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой
природы. На занятиях по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и
игровым упражнениям проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых
ребенок
должен
воспроизвести
знакомые
ему
образы
зверей,
птиц,
насекомых,
деревьев
и
т.д.
Образно-подражательные
движения
развивают
у
дошкольников
творческую
двигательную
деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию
и
т.д.
(приложение
2).
Знания,
полученные
на
занятиях
в
виде
игры,
дети
"проверяют"
в
самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно
элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два
начала:
учебное
-
познавательное
и
игровое
-
занимательное.
Игровой
мотив
усиливает
эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-
опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и
прочными [9].
Использование
сюжетно-ролевой
игры
в
экологическом
воспитании.
Игровая
обучающая
ситуация.
Сюжетная игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном
произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями
педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как
воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и
игрушками [4]. В развитой форме самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все
эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Главное условие игры -
наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их
конкретно-ситуативном поведении. Эти знания (или знание литературного произведения), служат
источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить
две
формы
сюжетно-ролевых
игр:
игры
самостоятельные
и
игры,
организуемые
воспитателем,
проходящие под его руководством. Широкое использование в педагогическом процессе последних
обеспечивает развитие первых [5]. Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально
организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель,
можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).
ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра [5]. Ее характеризуют
следующие моменты:
*
она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или
сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
* оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство
и предметная среда;
* в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все
ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
* игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на
себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
* воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми,
ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через
которые и осуществляется дидактическая цель.
Можно
выделить
несколько
видов
ИОС,
с
помощью
которых
успешно
решаются
различные
программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.
Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами.
Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных
или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном
исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не
так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра,
грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж.Родари «Приключения
Чиполлино» [5]. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет
можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на
основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-
предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С
помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно
делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и
неживыми объектами. ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных
группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на
картинах, наглядных пособиях. Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую
форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на
экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы,
просмотром
слайдов,
видеофильмов.
Во
всех
случаях
они
помогут
в
формировании
у
ребят
отчетливых
реалистических
представлений
о
природе.
В
отдельных
случаях
игрушку-аналог
целесообразно
демонстрировать
до
знакомства
с
животным.
Это
относится
к
некоторым
млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции,
желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только
интересно
сконструированная
заводная
игрушка,
которая
воспроизводит
элементы
поведения
(например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы).
Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им
глубже понять специфику живого.
Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений,
хорошо знакомых детям [5]. Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов воспринимаются
детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом
воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной
биографии
-
главных
событий,
характерных
ситуаций,
ярких
особенностей
поведения.
В
ИОС
сказочные Герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных
ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения. Для реализации целей
экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или
иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре
таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба»
«Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок,
можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи
ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков. Каждая отдельно взятая
ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа его вопросов,
высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке
ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной
биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении. Рассмотрим
некоторых персонажей сказок, которых можно использовать для построения ИОС. Таким образом,
литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка,
которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий
дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои
типичные особенности, т.е. действует в своем «амплуа», и взаимодействует непосредственно с ними.
Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой
игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего,
хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного
простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей - устами персонажа
сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит).
Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации
имеющихся
у
детей
представлений
о
природе
[3;5;6].
Еще
одно
обстоятельство
имеет
принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задает
вопросы,
поучает,
рассказывает,
объясняет
-
он
взрослый
и
умнее
детей.
При
использовании
персонажа-простачка
(например,
Незнайки),
который
проявляет
полную
неосведомленность
в
событиях, статус детей меняется: уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: учат ее,
поправляют,
сообщают
то,
что
сами
знают.
Такое
соотношение
позиций
в
ИОС
придает
дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. Действует сильная
игровая мотивация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти
игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем
самым
упражняются
в
применении
своих
знаний,
уточняют
и
закрепляют
их.
Иначе
говоря,
использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма
обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации [3;5;6].
Игровые обучающие ситуации типа путешествий.
Еще один тип ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания
детей. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения
выставок,
сельскохозяйственных
ферм,
зоопарка,
салона
природы
и
пр.,
в
экскурсии,
походы,
экспедиции, поездки и путешествия [5], Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные
места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре
"роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет
воспитатель.
Именно
через
него
дошкольники
знакомятся
с
новыми
местами,
животными,
растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в
ней. В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая
новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов,
экскурсантов,
посетителей.
В
рамках
ролевого
поведения
дети
слушают
пояснения,
«фотографируют»,
рассуждают.
Чтобы
игра
была
полноценной
и
через
нее
воспитатель
смог
реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для
контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Игра
захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую
ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с
завалами
или
болотистыми
местами,
жаркой
пустыни,
арктических
льдов).
Обучение
с
использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это
не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у
детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект [3;5].
Заключение: В
работе
с
дошкольниками
по
их
экологическому
воспитанию
должен
быть
использован
интегрированный
подход,
предполагающий
взаимосвязь
исследовательской
деятельности,
музыки,
изобразительной
деятельности,
физической
культуры,
игры,
театральной
деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации
самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка. При
использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии было отмечено, что дети стали более
внимательными.
Они
с
интересом
слушают
рассказы
о
животных
и
растениях,
задают
много
дополнительных интересующих их вопросов. На этапе дошкольного детства складывается начальное
ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает
представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы
экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если
взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для
всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир
природы,
помогают
маленькому
человеку
прекрасный
мир
природы,
помогают
наладить
взаимоотношения с ним.
Литература
1. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников //
Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.
2. Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.:
Просвещение, 1989. – 188 с.
3. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.
Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.
4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов
высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. – 336с.
5. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.
Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие
для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 с.
6. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002.
N 10. С. 40-49.
7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.
8. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-
Пресс, 1997. – 384 с.: ил.
9. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития,
1997. – 164 с.