Напоминание

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ И РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ"


Автор: Кравчук Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МАДОУ № 138
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ И РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ИГРОВЫХ ОБУЧАЮЩИХ СИТУАЦИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель Кравчук Наталья Геннадьевна МАДОУ № 138

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ИГРЫ

И

РАЗЛИЧНЫХ

ТИПОВ

ИГРОВЫХ

ОБУЧАЮЩИХ

СИТУАЦИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Оглавление

Введение

Цели и задачи экологического воспитания дошкольников

Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей

Использование

сюжетно-ролевой

игры

в

экологическом

воспитании.

Игровая

обучающая

ситуация

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

Игровые обучающие ситуации типа путешествий

Заключение

Литература

Введение

Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла.

В

настоящее

же

время

оно

стало

одним

из

важных

направлений

дошкольной

педагогики

и

реализуется

во

многих

дошкольных

учреждениях

страны.

Практически

все

современные

комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников,

существует ряд дополнительных программ. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить

настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта

его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного

учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но

и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому

воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и

всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни [1].Достижением первых

семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает

понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем

предметно-природном мире, вычленять его ценности [8]. В этот период закладываются основы

взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую

ценность для всех людей [3]. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное

освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и

явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети

испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию

детей, расширению их представлений о мире. В последнее время идет интенсивный творческий

процесс в регионах России. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования

детей с учетом местных природных и социальных условий, национальных традиций (в Петербурге и

области, в Якутии, Перми, Екатеринбурге, Тюмени, Нижнем Новгороде, на Дальнем Востоке, в

Липецке, Сочи).

Цели и задачи экологического воспитания дошкольников

Авторы

программ,

пособий

предлагают

разнообразные

формулировки

целей

и

задач

экологического воспитания дошкольников:

- «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева),

- «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении,

отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова),

- «воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева),

- «воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его

творческого потенциала (Н.Е.Орлихина),

- «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г.Филиппова).

-

Е.Ф.

Терентьева

предполагает,

что

«экологическое

воспитание

дошкольников

можно

рассматривать

как

процесс

формирования

осознанно-правильного

отношения

к

окружающей

природе».

С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление

осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и

созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».

От формулировок указанных авторов несколько отличается точка зрения Т.В. Потаповой.

Данный автор перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды,

среди которых указывает развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания;

элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли

умственного

и

физического

труда

человека

в

преобразовании

живой

и

неживой

природы;

элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека;

формирование

ценностных

установок,

основ

для

последующего

обучения

правам

человека

и

этической ответственности. В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели

программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке

эколого-осознанному

восприятию

явлений

окружающего

мира

и

экологически

грамотному

поведению в нем [1].

В

качестве

целей

и

задач

экологического

образования

авторы

чаще

всего

понимают

формирование

экологической

культуры,

экологического

сознания,

мотивации

определенного

поведения, бережного отношения и любви к природе.

Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и

приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике

получил

название

сюжетно-ролевой.

В

такой

игре

наиболее

интенсивно

формируются

все

психические

качества

и

особенности

личности

ребенка

[2].

Игровая

деятельность

влияет

на

формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных.

Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В

условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию

взрослых. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение

– раньше и легче всего выделяется ребенком в игре [8]. В формировании у детей эмоционального

отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые

по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры

закрепляют

первые

крупицы

знаний,

которые

дети

получают

в

наблюдениях

[7].

Большие

возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в

играх,

прежде

всего

дидактических.

Чем

разнообразнее

по

содержанию

игровые

действия,

тем

интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на

знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы

обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и

связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и

выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности

в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками

сюжету,

он

должен

запомнить

все

обозначения,

должен

быстро

сообразить,

как

поступить

в

неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс

практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс

преднамеренного обучения, ребенок учится - играя [6]. Проведение игр в естественных условиях

имеет

свои

сложности:

дети

легко

отвлекаются,

переключают

свое

внимание

на

посторонние

предметы,

на

людей

и

т.

д.

Поэтому

в

таких

играх

целесообразно

применять

наглядный

художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять

всех

детей

решением

единой

задачи

[3].

В

своей

практике

воспитатели

прибегали

к

помощи

сказочного героя - Гриба-лесовика, в наряд которого переодевался педагог. При помощи сказочного

героя можно провести любую игру, например "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик

животному", "Приготовь лекарство" и т. д. (приложение 1). Игру можно оформить и музыкальным

сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на

свои знания. Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения,

направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой

природы. На занятиях по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и

игровым упражнениям проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых

ребенок

должен

воспроизвести

знакомые

ему

образы

зверей,

птиц,

насекомых,

деревьев

и

т.д.

Образно-подражательные

движения

развивают

у

дошкольников

творческую

двигательную

деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию

и

т.д.

(приложение

2).

Знания,

полученные

на

занятиях

в

виде

игры,

дети

"проверяют"

в

самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно

элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два

начала:

учебное

-

познавательное

и

игровое

-

занимательное.

Игровой

мотив

усиливает

эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-

опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и

прочными [9].

Использование

сюжетно-ролевой

игры

в

экологическом

воспитании.

Игровая

обучающая

ситуация.

Сюжетная игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном

произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями

педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как

воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и

игрушками [4]. В развитой форме самостоятельной игровой деятельности старших дошкольников все

эти элементы функционально взаимосвязаны в едином игровом процессе. Главное условие игры -

наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их

конкретно-ситуативном поведении. Эти знания (или знание литературного произведения), служат

источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить

две

формы

сюжетно-ролевых

игр:

игры

самостоятельные

и

игры,

организуемые

воспитателем,

проходящие под его руководством. Широкое использование в педагогическом процессе последних

обеспечивает развитие первых [5]. Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально

организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.

Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель,

можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).

ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра [5]. Ее характеризуют

следующие моменты:

*

она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или

сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

* оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство

и предметная среда;

* в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все

ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

* игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на

себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

* воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми,

ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через

которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно

выделить

несколько

видов

ИОС,

с

помощью

которых

успешно

решаются

различные

программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами.

Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных

или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном

исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не

так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра,

грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи, фигурки героев сказки Дж.Родари «Приключения

Чиполлино» [5]. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет

можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на

основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-

предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С

помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно

делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и

неживыми объектами. ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных

группах, причем сопоставлять их можно не только с живыми объектами, но и с их изображениями на

картинах, наглядных пособиях. Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую

форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на

экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы,

просмотром

слайдов,

видеофильмов.

Во

всех

случаях

они

помогут

в

формировании

у

ребят

отчетливых

реалистических

представлений

о

природе.

В

отдельных

случаях

игрушку-аналог

целесообразно

демонстрировать

до

знакомства

с

животным.

Это

относится

к

некоторым

млекопитающим (кошка, собака, кролик и др.), которые вызывают у детей яркие и сильные эмоции,

желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только

интересно

сконструированная

заводная

игрушка,

которая

воспроизводит

элементы

поведения

(например, собака, которая продвигается вперед, виляет хвостом, лает, поднимается на задние лапы).

Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им

глубже понять специфику живого.

Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений,

хорошо знакомых детям [5]. Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов воспринимаются

детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом

воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной

биографии

-

главных

событий,

характерных

ситуаций,

ярких

особенностей

поведения.

В

ИОС

сказочные Герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных

ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения. Для реализации целей

экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или

иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре

таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба»

«Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающими главных героев сказок,

можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи

ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков. Каждая отдельно взятая

ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа его вопросов,

высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке

ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать ее литературной

биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении. Рассмотрим

некоторых персонажей сказок, которых можно использовать для построения ИОС. Таким образом,

литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка,

которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий

дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои

типичные особенности, т.е. действует в своем «амплуа», и взаимодействует непосредственно с ними.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой

игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего,

хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного

простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей - устами персонажа

сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, так, как это делает доктор Айболит).

Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации

имеющихся

у

детей

представлений

о

природе

[3;5;6].

Еще

одно

обстоятельство

имеет

принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он задает

вопросы,

поучает,

рассказывает,

объясняет

-

он

взрослый

и

умнее

детей.

При

использовании

персонажа-простачка

(например,

Незнайки),

который

проявляет

полную

неосведомленность

в

событиях, статус детей меняется: уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: учат ее,

поправляют,

сообщают

то,

что

сами

знают.

Такое

соотношение

позиций

в

ИОС

придает

дошкольникам уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. Действует сильная

игровая мотивация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти

игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем

самым

упражняются

в

применении

своих

знаний,

уточняют

и

закрепляют

их.

Иначе

говоря,

использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма

обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации [3;5;6].

Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

Еще один тип ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания

детей. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения

выставок,

сельскохозяйственных

ферм,

зоопарка,

салона

природы

и

пр.,

в

экскурсии,

походы,

экспедиции, поездки и путешествия [5], Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные

места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре

"роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которую исполняет

воспитатель.

Именно

через

него

дошкольники

знакомятся

с

новыми

местами,

животными,

растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в

ней. В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая

новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов,

экскурсантов,

посетителей.

В

рамках

ролевого

поведения

дети

слушают

пояснения,

«фотографируют»,

рассуждают.

Чтобы

игра

была

полноценной

и

через

нее

воспитатель

смог

реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль (слова для

контакта с посетителями, содержательные сообщения, возможные игровые и ролевые действия). Игра

захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую

ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, летнего леса с

завалами

или

болотистыми

местами,

жаркой

пустыни,

арктических

льдов).

Обучение

с

использованием игр-путешествий может в ряде случаев выходить за рамки отведенного времени - это

не опасно, так как качественное проведение игры, создавая определенный эмоциональный настрой у

детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект [3;5].

Заключение: В

работе

с

дошкольниками

по

их

экологическому

воспитанию

должен

быть

использован

интегрированный

подход,

предполагающий

взаимосвязь

исследовательской

деятельности,

музыки,

изобразительной

деятельности,

физической

культуры,

игры,

театральной

деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации

самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка. При

использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии было отмечено, что дети стали более

внимательными.

Они

с

интересом

слушают

рассказы

о

животных

и

растениях,

задают

много

дополнительных интересующих их вопросов. На этапе дошкольного детства складывается начальное

ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает

представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы

экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если

взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для

всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир

природы,

помогают

маленькому

человеку

прекрасный

мир

природы,

помогают

наладить

взаимоотношения с ним.

Литература

1. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников //

Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42.

2. Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.:

Просвещение, 1989. – 188 с.

3. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни.

Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с.

4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов

высших пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. – 336с.

5. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.

Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие

для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 с.

6. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002.

N 10. С. 40-49.

7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с.

8. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-

Пресс, 1997. – 384 с.: ил.

9. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития,

1997. – 164 с.



В раздел образования