Напоминание

"Жанр попурри как перспективная форма развития творческих способностей детей"


Автор: Томина Елена Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО Анжеро–Судженского городского округа "Музыкальная школа №56"
Населённый пункт: г. Анжеро–Судженск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Жанр попурри как перспективная форма развития творческих способностей детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Анжеро-Судженского городского округа

«Музыкальная школа №56»

Жанр попурри

как перспективная форма развития

творческих способностей детей

Автор работы:____________

Е.Н. Томина - преподаватель

по классу фортепиано

Анжеро–Судженск

2018

Пояснительная записка

«Всеобщая музыкальная грамотность» - именно в этом направлении, на

мой взгляд, должна развиваться детская музыкальная педагогика (Девиз взят из

названия монографии замечательного деятеля культуры, музыканта, методиста -

Елены Петровны Макуренковой).

Главная и наиболее ответственная, трудноразрешимая задача педагога,

работающего

с

детьми

сделать

так,

чтобы

работа

на

музыкальном

инструменте не внушала ребенку острой и стойкой неприязни. Для начальных

занятий

этого

хватит.

В

дальнейшем,

при

умелом

и

гибком

руководстве,

приходят интерес и увлеченность. Как этого добиться- секрет каждого опытного

педагога. А самое интересное, что подобные секреты заново открываются с

каждым учеником. Самые сложные технические проблемы получают решение,

если ученику интересно работать, если он увлечен. Важно, чтобы НАДО в

занятиях на каком-то этапе перешло в ХОЧУ. Синоним слова НАДО – обязан.

Это как то сковывает и угнетает. А синоним ХОЧУ – желаю, что стимулирует

качество

занятий.

Стратегия

педагога

обратить

НАДО

в

ХОЧУ.

Здесь

возможны различные приемы и способы активизации учащегося. Одним из

способов я применяю работу в жанре попурри.

Целью обучения детей в ДМШ и ДШИ является подготовка в большинстве

своём музыкантов – любителей, которые обладают навыками музыкального

творчества,

могут

самостоятельно

разобрать

и

выучить

музыкальное

произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, подобрать любую

мелодию

и

аккомпанемент

к

ней.

Научить

музицировать

можно

любого

ученика, имеющего даже весьма средние музыкальные данные. Всё это требует

от

педагога

высокого

профессионализма,

творческого

подхода

к

обучению

ребёнка и большой к нему любви и уважения.

Перемены,

происходящие

в

общественной

жизни

нашей

страны,

в

значительной степени затронули систему образования и культуры. Не секрет,

что престиж фортепианного обучения в музыкальных школах в последние годы

снизился,

и

к

числу

причин

падения

интереса

к

детскому

музыкальному

обучению, я думаю, можно отнести сольно-инструментальную специализацию,

закрепленную достаточно жесткими программными требованиями. Принятый

«индивидуальный подход» к ученику на деле осуществляется лишь частично.

Регламент программных требований подчас препятствует последовательному

проведению принципа « индивидуального подхода». Ведь естественные и столь

различные

для

каждого

ребенка

темпы

музыкально

-

художественного

и

технического

развития

отнюдь

не

всегда

соответствуют

программным

инструкциям. Практически каждый преподаватель специальных дисциплин в

ДМШ и ДШИ понимает, что редкий ученик способен сам, без помощи учителя

разобрать произведение. Более того – без активного участия педагога процесс

разбора

пьесы

растягивается

порой

на

недели.

Поэтому

на

уроке

на

музицирование и творчество не остаётся времени. В результате выпускник

образовательного

учреждения

это

нередко

беспомощный

перед

нотным

2

текстом ребёнок, который вряд ли когда – либо сядет за инструмент (во многом

именно по причине страха перед нотами). Это тем более досадно, поскольку год

от года рынок нотной литературы пополняется оригинальными изданиями –

популярной

классикой,

современными

отечественными

и

зарубежными

шлягерами.

Хотя, несомненно, сегодня мы уже стараемся предпринимать ощутимые

шаги к изменению этого положения. Необходимо ввести в программы всех

отделений ДМШ и ДШИ элемент творчества. Творческая работа включает в

себя

все

виды

творчества,

начиная

от

простейшего

досочинения

или

вариантного

изложения

простой

мелодии

и

заканчивая

развернутыми

импровизациями

на

основе

каданса,

вариациями,

попурри,

джазовыми

импровизациями,

сочинениями

все,

что

рождает

творческое

воображение

ученика и реализуется с помощью его музыкального багажа и технических

возможностей. Творчество ребенка становится не только более многогранным и

увлекательным, но и одновременно простым и продуктивным. Замечено, что

учащиеся, занимающиеся музыкальным творчеством, как правило, показывают

и более высокие результаты по исполнительной специальности и , тем более ,

по теоретическим дисциплинам. То есть музыкальное воспитание детей должно

быть комплексным и основываться

на интенсивном развитии музыкального

слуха,

творческого

и

гармонического

мышления,

выявлении

и

развитии

творческих задатков учащихся.

Ещё 100 лет назад чтение с листа было нормой домашнего музицирования,

излюбленным времяпровождением людей из разных слоёв общества. Не будучи

профессионалами, они обладали высоким уровнем знаний в области искусства.

Эти

просвещённые

любители

составляли

основу

русской

интеллигенции.

Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день

ситуации в сфере культурно – эстетического воспитания детей. Бесплатное

образование

ушло

в

прошлое,

поставив

педагогов

в

сложные,

фактически

рыночные

условия.

Рушится

выработанная

десятилетиями

образовательная

система, на смену ей приходят новые формы. Адаптируется к новой ситуации

содержание и структура учебного процесса : дети принимаются в ДМШ и ДШИ

без

конкурсного

отбора,

а

поэтому

некоторые

виды

работы

упрощаются

(например, снижаются требования к техническому зачёту, к чтению нот с листа)

или вовсе исчезают. Зачастую часы по специальности приходится «делить» с

синтезатором

инструментом,

стремительно

входящим

в

музыкальную

практику. Проблема усложняется ещё и тем, что здоровье современных детей

серьёзно отличается от физических параметров их сверстников 60- 80-х годов

прошлого

века.

Добавьте

к

этому

всё

возрастающую

учебную

нагрузку

в

общеобразовательной школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в

виде компьютерных игр, интернета и прочее. Как естественный результат –

современному ребёнку трудно сосредоточиться на определённой задаче. А ведь

это качество – умение продолжительно концентрировать внимание – чтением с

листа воспитывается в первую очередь. Для этой формы работы необходима

способность быстро и синхронно считывать сразу несколько информационных

слоёв

текста:

нотный,

ритмический,

динамический,

агогический

и

другие.

3

Понятно,

что

при

отсутствии

такого

специфического

зрительно-моторного

навыка эта задача часто вызывает у ребёнка затруднение, а порой и страх.

Обычно педагог направляет свои усилия на те виды деятельности ученика,

которые

связаны

с

подготовкой

программ

академических

концертов

и

экзаменов.

А

пока

внимание

преподавателей

занято

выучиванием

текста,

нюансов, бессмысленной «зубрёжкой» 2-3 пьес в течение полугодия, учащиеся

задерживаются в своём музыкальном развитии: по мере усложнения репертуара

знакомство с каждым новым произведением становится для него всё большей

пыткой. В результате ребёнок может возненавидеть и музыку, и учителя, и

школу. Развитие средств

звукозаписи, телевидения, музыкальных центров,

домашних кинотеатров безмерно облегчило доступ музыки и информации к

слушателю: он может получать её, не прилагая для этого никаких усилий, - тем

самым

свелось

на

«нет»

домашнее

музицирование.

Сейчас,

в

новом

тысячелетии,

растет

поколение

детей,

отличающееся

от

прежних,

так

называемое поколение «NEXT». Наши дети очень активные, импульсивные,

раскрепощенные.

Они

не

терпят

каких-либо

ограничений,

рамок

(хотя,

несомненно, эти рамки должны присутствовать). Их музыкальные способности

очень

средние

и

часто

даже

слабые:

ограниченность

музыкальных

способностей,

нарушения

психофизического

и

двигательно-моторного

характера

(плохая

координация,

вялость

мышечного

тонуса

и

др.),

загруженность

в

общеобразовательных

школах.

Преобладающую

часть

контингента

ДШИ

и

ДМШ

составляют

ученики

со

средними

и

слабыми

способностями. Детям сейчас не нравится кропотливо работать над пассажами

или просто трудными фрагментами пьесы. К сожалению, в последнее время

редко можно услышать действительно « живое исполнение», содержательное,

логичное, стильное. Мало кому из детей удается ярко раскрыть художественный

замысел фортепианными средствами и своими исполнительскими средствами,

показать

образно-художественное

содержание

музыкального

произведения.

Поэтому приходится отступать от установленных программных норм. Умение

пианиста - педагога оптимизировать процесс работы ученика над музыкальным

произведением принадлежит к числу важнейших профессиональных качеств.

Ученик должен представлять, понимать и переживать музыку, которую ему

предстоит разучивать. Необходимо побуждать ученика к приобретению новых

музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков, а главное, воспитать у

него творческое отношение к выполняемой работе. В связи с этим, в работе с

детьми я стала применять такой жанр как попурри. Как показала практика,

ребятам нравится исполнять такой музыкальный

«коктейль» на

известные

эстрадные

,

классические,

джазовые

мелодии,

песни

из

кинофильмов,

мультфильмов.

Масштаб

фантазии,

экспериментов,

вариантов,

как

я

убедилась, не имеет границ. Можно варьировать и порядок мелодий, и стиль, и

голос

(тембр

каждой

мелодии,

если

занимаемся

на

синтезаторе).

Сейчас

актуальны

ремиксы на классическую музыку. Этот вид работы вызывает

большой

и

живой

интерес

у

детей.

Ребятам

очень

интересно,

как

можно

исполнить или как звучит, например «К Элизе» Бетховена или « Шутка» Баха в

современной обработке или фрагмент «Серенады» Шуберта в стиле рэп. Дети с

удовольствием сами подбирают стиль, темп, сочиняют связки между частями,

4

каденции, коды. Происходит целый творческий процесс. Меня радует, что, во-

первых, дети сами имеют возможность исполнить классику (ведь далеко не

каждый

ребенок

может

исполнить

к

примеру

вальс

Шопена

целиком),

во-

вторых, ребята делают все это с огромным удовольствием и, что самое важное,

они очень разносторонне развиваются, имеют возможность соприкоснуться с

множеством всевозможных мелодий. Особенно, ребятам доставляют огромное

удовольствие различные публичные выступления: на классных концертах перед

своими

сверстниками

и

родственниками.

Так

же

их

выступления

могут

дополнить и украсить любое аттестационное мероприятие.

Актуальность

предлагаемого

материала

очевидна:

проблема

обучения

детей

со

скромными

музыкальными

способностями,

не

склонных

к

профессиональной деятельности в музыкальной сфере, существует и требует

детального, вдумчивого и творческого подхода для своего разрешения. Время

нам

диктует

применение

конкретных

методических

приемов

в

обучении.

Особое внимание следует обратить на то, чтобы у менее способных детей не

возникло ощущение своей неполноценности, так как, это будет тормозить их

развитие и может привести к утрате веры в себя. Поэтому, задача педагога –

найти

оптимальное

соотношение

индивидуальных

особенностей

развития

учащегося и предлагаемого к обучению материала.

К написанию этой работы и занятиям такого рода меня натолкнули две

основные проблемы, с которыми я сталкиваюсь довольно часто в процессе

работы с детьми:

1.

Очень

медленно

и

затянуто

происходит

этап

ознакомления

с

музыкальным произведением ( детальная работа дается далеко не всем детям).

2.

Проблема игры наизусть, плохая память учащихся (иногда некоторым

детям так и не удается выучить наизусть даже небольшую пьесу).

Обязательное

присутствие

в

программе

ученика

крупной

формы,

полифонии,

этюдов

также

создает

большие

трудности

для

многих

детей.

Поэтому, чтобы удерживать интерес ученика к обучению и дать возможность

ему соприкоснуться с большим количеством музыкальных произведений (пусть

даже частично) я прибегаю к такого рода формам занятий.

Цель данной работы:

1.Максимально приблизить обучение игре на музыкальном инструменте к

запросам учащихся и родителей.

2.

Активировать

творческие

возможности

ученика,

помочь

приобрести

навыки и умения, которые помогут свободно общаться со своим инструментом,

выражать

свое

настроение

в

музыке.

Обеспечить

возможность

каждому

учащемуся, независимо от его природных способностей, максимально проявить

свои

творческие

возможности

на

самом

интересном

для

него

и

любимом

музыкальном материале, вселить уверенность в своих возможностях.

Задачи:

1.

Определить

максимально

точно

природные

музыкальные

задатки

ученика и выявить перспективы и пути их развития.

2.

Обеспечить доступность художественного материала по музыкальным

и техническим задачам.

5

3.

Приобщить

ученика

к

различным

видам

музыкального

творчества

(подбор по слуху, импровизации, сочинению, самоаккомпанементу).

4.

Воспитание и развитие метроритмического чувства.

5.Развитие ладогармонического мышления.

6.Формирование навыков чтения с листа, способствующих быстрому и

грамотному разбору текста.

7. Частично вернуться к исполнению по нотам.

8. Разбудить творческую фантазию ребенка, чтобы ученик мог предлагать

творческие

идеи,

а,

не

только

искать

решение

творческими

задачами,

предложенными учителем.

Итак, что же такое попурри? Эта музыкальная «смесь» похожа на винегрет:

берется

все,

что

вкусно,-

овощи

разные,

мясо

или

рыба,-

нарезается,

перемешивается и подается на стол - приправы по вкусу. У французов для

такого блюда есть название – Попурри (от франц. Pot-

pourri – смешанное

блюдо, всякая всячина), инструментальная пьеса, составленная из популярных

мотивов какой – либо оперы, оперетты, балета, из мелодий определенного

композитора, из народных песен, танцев, маршей, мелодий из кинофильмов,

мультфильмов и т.п. Обычно мелодии в попурри не развиваются, а следуют

одна

за

другой.

Между

отдельными

мелодиями

вводятся

короткие

связки,

осуществляющие модуляции и тематическое переключение. Попурри получили

распространение

с

19

в.,

они

создаются

для

различных

инструментальных

составов, чаще для эстрадных и духовых оркестров.

Я использую этот жанр для работы в ансамбле, в работе с синтезатором, с

более способными учениками и для сольного исполнения, был опыт работы с

инструментальной

группой.

Даже

в

младших

классах

можно

использовать

принцип

попурри

например

чередовать

мелодии

из

мультфильмов

или

русских народных песен.

Структура занятий:

1.

Подбор

репертуара.

Историко-теоретический

анализ

выбираемой

музыки.

Определение

образно

-

художественного

содержания

выбранных

мелодий. Распределение подобранных мелодий в жанр попурри.

2.

Выбор стиля. В зависимости от стиля, в котором будет исполняться

попурри

(танго,

джаз,

романтика,

классика,

диско,

рок

и.

т.д.),

провожу

следующую работу:

а) Гармоническая схема попурри и отдельных фрагментов. Тональность.

Фактура.

Изменение

метра

и

ритма,

вплоть

до

переосмысления

общего

характера музыки ( например, превращение классики в джаз).

б) Распределение партий и функций каждой партии.

в) Основные элементы музыкальной формы (части, их последовательность,

вступление, связки, переходы, кульминация, заключение).

г) Выбор темпа.

д)

Определение

динамического

плана

отдельных

фрагментов

и

всего

музыкального материала.

3. Поиск общего звукового баланса. Достижение целостности исполнения,

единства музыкального материала.

6

Этот

этап

самый

долгожданный.

Уже

разучены

партии,

выстроена

драматургия, чувствуется некоторый подъем – приближаемся к концертному

исполнению.

Чего же мы добиваемся на этом этапе:

1.

Синхронность

исполнения:

можно

проиграть

в

медленном

темпе,

вслушиваясь в каждое созвучие, в каждую фразу.

2.

Ясное слышание фактуры и умение передать мелодическую линию: все

наиболее важное должно звучать достаточно выпукло, второстепенное – более

тихо, прозрачно.

3.

Согласованность в вопросах фразировки.

4.

Ритмическая точность, ощущение пульса, точное выполнение пауз.

5.

Общее

эмоциональное

состояние,

отражающее

настроение,

образ,

смысл произведения.

Ход занятий

Итак, мы прослушали множество музыкального материала, рассмотрели

несколько вариантов объединения музыкальных фрагментов. Конечно, при этом

важно учитывать художественный замысел композитора, уважать его права. Но

по моему опыту хочу сказать,что порой аранжировка ( а, именно, с ней мы

сталкиваемся

в

процессе

работы,)

может

зайти

так

далеко,

что

и

совсем

заменяет

исходную

музыку

другой,

даже

не

созвучной

оригиналу.

Но

это,

конечно, может происходить со взрослыми и опытными музыкантами. Так,

например, с одной группой мы исполняли композицию, в которой « Песня о

далекой родине» М. Таривердиева звучала в стиле « Hard – RoK».

Сразу

хочу

обратить

внимание

на

то,

что

точное

соблюдение

установленного

порядка

выполнения

заданий

невозможно

при

постановке

художественной

задачи.

В

любой

момент

может

понадобиться

самое

неожиданное решение, требующее нарушения последовательности изложения

изучаемого материала. Также невозможно точно определить время прохождения

каждого из этапов обучения, оно может варьироваться от полугодия до 1-2-х

лет,

в

зависимости

от

уровня

изначальной

подготовки

ученика

ее,

как

правило, нет) и его способностей, а главное, я думаю, от заинтересованности,

увлеченности. На уроке важно разумно распределить время с учетом того, что,

учащиеся имеют очень разные музыкальные данные. Объединять в ансамбль

«можно и полезно разных учеников, как по способностям, так и по степени

подготовки. В этом случае слабый ученик будет тянуться за сильным и лучше

развиваться, с другой стороны, эмоциональное дарование одного учащегося,

может быть дополнено техническими данными другого. Старшеклассники уже

обладают определенными знаниями некоторых гармонических оборотов, они с

удовольствием

применяют

модуляции

и

отклонения

в

разные

тональности,

применяя знания, которые они получают на уроках сольфеджио.

Кроме того, игра в ансамбле – прекрасное средство приобщения учащихся

к живому музицированию. При игре в ансамбле развивается такое важное

качество, как умение слышать не только себя, но и партнера, а также общее

звучание всей фактуры пьесы, активизируются фантазия и творческое начало;

воспитывается

умение

увлечь

своим

замыслом

товарища,

или,

когда

это

необходимо, подчиниться его интересам. Т.е. работа над ансамблем, попурри

7

развивает

дисциплину

мышления,

приучает

к

большой

организованности,

укрепляет

чувство

ритма.

Ребята

учатся

не

только

импровизировать

на

заданную тему (элементы импровизации всегда присутствуют), но и получают

навыки сочинения и умение видоизменять музыкальную мысль, анализировать,

придумывать варианты. А главное, дети учатся свободно общаться со своим

инструментом, выражать свое настроение в музыке. Такие занятия расширяют

кругозор

учеников,

подготавливают

их

к

практической

деятельности

после

окончания школы.

Заключение.

Своими

занятиями

над

попурри

я

пытаюсь

подготовить

будущих

просвещенных любителей музыки. Как известно, музицирование способствует

более

разностороннему

развитию

музыкального

мышления,

эстетического

кругозора, а также пианистических навыков. Ведь для нас важно воспитать

творчески активную личность вообще, которая сможет проявить себя не только

в области музыки, но и в других областях деятельности. Какую бы профессию в

дальнейшем

не

получил

юный

пианист,

ему

необходимо

самому

уметь

импровизировать на инструменте, не бояться браться за исполнение любой

музыки, ведь ее можно переложить для более доступного исполнения, чему, я

думаю, непосредственно способствует этот мой вид работы. Конечно, итог

обучения,

его

результат

зависит

от

степени

одаренности

ученика,

его

заинтересованности и трудолюбия. Главное – сформировать у детей начальные

умения

и

навыки

музицирования,

навыки

самостоятельности.

Подобные

занятия, как я убедилась, находят отклик у детей и их родителей. И тем, и

другим нравится, что они могут, пусть и не целиком, исполнить, например,

танго « Брызги шампанского» или румбу « Bessame mucho». Значит, на мой

взгляд, нужно идти в ногу со временем, идти навстречу детям и их родителям,

ведь наша цель – научить детей мыслить в звуках, привить способности к

различным

видам

музицирования,

воспитать

хороший

музыкальный

вкус,

умение рассказывать о музыке и увлекать ею слушателей, дать возможность

каждому ребенку осуществить желание: играть ту музыку, которую он выбирает

сам,

что

конечно

же,

способствует

успешной

личностной

и

творческой

реализации в различных жизненных сферах и разнообразных профессиях. Ведь

многие

люди,

работая

экономистами,

программистами,

поварами

или

летчиками,

в

душе

чуть-чуть

чувствуют

себя

артистами,

художниками

или

музыкантами.

Музыкальная педагогика – искусство, требующее от людей посвятивших

себя этой профессии, громадной любви и безграничного интереса к своему

делу.

Учитель

должен

не

только

довести

до

ученика

так

называемое

«содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и

дать ему анализ формы, гармонии, мелодии, полифонии. Одна из главных задач

педагога

сделать

как

можно

скорее

и

основательнее

так,

чтобы

быть

ненужным ученику, то есть привить ему ту самостоятельность мышления и

методов

работы,

которые

называются

зрелостью,

за

которым

начинается

мастерство.

8

Свою работу мне бы хотелось закончить словами Б. Л. Яворского: « Не

должно делать всех музыкантов композиторами, но необходимо, чтобы каждый

мог произвести на языке своего искусства хотя бы простейшее выражение

своих мыслей…».

Примерная программа на 1 полугодие:

1. Попурри на темы мелодий из песен, кинофильмов, мюзиклов:

9

А. «Бель», «Крёстный отец», «Титаник», «Как упоительны в России

вечера», «Уesterday» из «Вeatles», «Призрак оперы», «Песня о далёкой родине»

М. Таривердиева. Данную композицию можно исполнять в стиле «Баллада» или

«Рок- баллада».

Б. Композиция в стиле "Disco «История любви», «Время для нас» (из

кинофильма

«Ромео

и

Джульетта»),

«Жаворонок»

(из

передачи

мире

животных", Вальс из к-ма «Мой ласковый и нежный зверь», «Золотые зёрна

кукурузы», квикстеп "Hey - NAH - NEH - NAH" (из репертуара В. Кондиос).

2. Попурри на классические мелодии: «И.С.Бах. «Шутка», Ф.Шуберт

«Серенада», Бетховен «К Элизе», В. Моцарт «Турецкое рондо», Симфония N40

главная партия, Бетховен «Аллегро» из сонаты N 17.

3. Попурри на новогоднюю тему: «Кабы не было зимы», «Пять минут»,

«Новогодняя», песня зайца и волка из мультфильма "Ну, погоди!", «Нарру New

Year» из репертуара группы «АВВА».

Примерная программа на 2 полугодие:

1. Ко Дню Защитника Отечества: песни

«Пора

домой», «Служу

России», «Город, которого нет», «Брат мой десантник», «Комбат», «Не плачь,

девчонка», «Идёт солдат по городу», «От чего так в России берёзы шумят»,

«Граница», «Отчизне служи»(из сериала «Солдаты»).

2.

К

Международному

Женскому

дню

8

Марта: «Колыбельная

Светланы», «Погода в доме», «Прости за любовь», «Понимаешь», «Очарована,

околдована», «Мамины глаза», «Мама» (О. Газманов).

3. Музыка бальных танцев: (Танго «Кумпарсита», румба «Натали»,

румба «Sway», Венский вальс «Мадемуазель Париж», медленный фокстрот

«Лунная серенада» (Г. Миллер), самба «Тико-тико», фокстрот «Цветущий май».

4.Попурри на тему: "Песни военных лет": «Катюша», «Тёмная ночь»,

«Смуглянка»,

«В

землянке»,

«День

победы»,

«Тучи

в

голубом»(из

сериала

«Московская сага». Песни «Три танкиста», «Шёл Ленинградский паренёк»,

«Комбат», «Там за туманами».

5. Джазовая композиция: Джайв «Twist Again», «Чаттануга Чу-Чу»,

Буги-вуги, М. Невин «Свинг», рэг-тайм «Артист эстрады».

6. Мелодии и песни итальянской, французской эстрады: П. Мориа

«Мелодия», С. Кутуньо «L, Italiano», «Soly», Дж. Дассен "Salut", «Индейское

лето» из репертуара Джо Дассена, М.Легран музыка из к-ма «Шербургские

зонтики», «Эммануэль».

7.Попури на мелодии популярных вальсов: Шопен вальс cis Грибоедов

вальс е- moll, Шопен вальс h -mo11, Штраус "Сказки венского леса", «Голубой

Дунай», А.Петров вальс из к-ма «Петербургские тайны», вальс из к-ма «Мой

ласковый и нежный зверь».

8. Попурри на известные танго: «Кумпарсита», «Брызги шампанского»,

«Чёрные глаза», «Эль-Чокло», «О, моё солнце», «Besame mucho».

Список литературы

10

1. В.А. Коваленко, Н.С. Цеханская «Работа над музыкальным

произведением в фортепианном классе».

2. Е.К. Кулова "Роль и значение репертуара в воспитании музыканта".

3. .Е. И. Гудова. С. А. Чернышков. «Музыкальный инструмент

фортепиано» (вариативная программа для ДМШ и музыкальных отделений

ДШИ).

4. Е. А. Проняева. «Музицирование» (вариативная программа для

учащихся фортепианного отделения).

5. М. В. Булучевская. З. Г. Дорошенко. Т. Н. Комарова. Т. Г. Печенева. Н.

М. Романова. Е. А.Чернигова. «Комплексная программа фортепиано»

(примерная программа для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ).

6.Е. А. Конышева «Музицирование в классе аккордеона и баяна»

(примерная программа для ДМШ и ДШИ).

7.В .В.Рыжков «Композиция» (примерная программа для ДМШ, эстрадно-

джазовых школ и эстрадно - джазовых отделений ДШИ).

8.А.Артоболевская

«Хрестоматия

маленького

пианиста».

Учебное

пособие. Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург» 2006 г.

9.А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие. Изд-во

«Композитор. Санкт-Петербург» 2005 г.

10.«Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа»

младшие и средние классы ДМШ. Составитель Л. Криштоп. Изд-во «Санкт-

Петербург» 1994 г.

11.Е.М.Тимакин «Воспитание пианиста». Методическое пособие. Изд-во

«Москва. Сов. композитор» 1989 г.

12.Т.Камаева, А.Камаев «Чтение с листа на уроках фортепиано». Игровой

курс. Изд-во «Москва. Классика – XXI век» 2007 год.

13.В.М.Катанский «Школа игры на фортепиано». Учебно-методическое

пособие. Москва 1998 г.

11

12



В раздел образования