Напоминание

Образовательная область "Художественное творчество" . "Дымковска игрушка"


Автор: Камшукова Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №112
Населённый пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Образовательная область "Художественное творчество" . "Дымковска игрушка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект непосредственно – образовательной деятельности.

Образовательная область «Художественное творчество»

Тема: «Дымковская игрушка».

2 младшая группа.

Цель: знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать

эстетическое отношение к предметам народных промыслов.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить и расширить представления детей о происхождении дымковской

игрушки;

-

закрепить

у

детей

знания

об

основных

средствах

выразительности

дымковской

игрушки:

яркость,

нарядность

цвета,

декоративность,

разнообразие элементов росписи;

-

учить

детей

самостоятельно

выбирать

приемы

и

элементы

росписи,

сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

-

закрепить

навыки

рисования

элементов

дымковской

росписи

при

украшении заданной формы;

- совершенствовать речь как средство общения;

-

обогащать

музыкальные

впечатления

детей,

вызывать

яркий

эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки.

Развивающие:

- продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности,

русской художественной культуре;

- способствовать формированию целостной картины мира и расширению

кругозора;

развивать

музыкально

художественную

деятельность,

воображение, фантазию;

- развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками;

- развивать всесторонние познавательное и творческие способности детей.

Воспитательные:

воспитывать

у

детей

уважительное

отношение

к

труду

народных

мастеров, испытывать гордость за мастерство русского народа;

— воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Предварительная работа: сбор произведений устного народного

творчества; чтение книг, стихов, потешек; рассматривание иллюстраций,

эскизов, игрушек; знакомство с декоративными приемами рисования;

используя шаблоны.

Оборудование: компьютерная презентация, фонограммы с записями русской

народной

музыки,

дымковские

игрушки,

силуэты

фигурок

(из

бумаги),

материалы

для

продуктивной

деятельности

(гуашь,

ватные

палочки,

трубочки, салфетки).

Интеграция образовательных областей: художественное – эстетическое

развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие,

физическое развитие.

Используемые технологии: игровые, обучающие

Ход занятия.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня я принесла вам на занятие

волшебную шкатулку. А что в ней вы должны угадать.

Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.

У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.

Шелковиста её грива,

Весела она, игрива.

У неё так шёрстка гладка,

Это к нам бежит …

Воспитатель: Ребята, у вас всех есть игрушки, а из чего они сделаны?

Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, дерева,

ткани. А как вы думаете, из чего сделана эта игрушка? (из глины)

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось, бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Воспитатель: Посмотрите, у меня в шкатулке игрушки, да не

простые.

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымковские

игрушки. Откуда же такое удивительное название? Эти игрушки родились в

заречной большой слободе Дымково близ города Вятка. В давние времена

жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к

весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,

обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой

дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали

называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для

старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала

называться «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим?

Рассматривание дымковских игрушек.

Дымковская барышня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Посмотри, как хороша,

Эта девица-душа,

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

Даже кони в праздничных нарядах.

Кони глиняные мчатся.

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержатся,

Если гриву упустил.

Воспитатель: Мастер брал кусок глины и лепил из нее фигурку. А глина

мягкая. Мягче, чем пластилин! Слепит игрушку и в печь, обжигать.

Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной.

После обжига игрушку белили мелом, который разводили на молоке - и она

становилась белой. А затем начинали ее украшать. Изготовление игрушки, от

лепки и до росписи — процесс уникальный и творческий. Много труда надо

вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной.

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?

Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми

узорами.

Воспитатель: А как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку?

Дети: Белой. На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются. Игрушки

делались к празднику, поэтому они такие яркие и нарядные.

Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?

Дети: Они использовали яркие цвета: красный, синий, малиновый, желтый,

оранжевый, зеленый.

Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?

Дети: На игрушках кружочки, точки, линии, клеточки, полоски, волны.

Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?

Дети: Лошадка, петушок, олень, баран, барышня.

Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: барыни, няньки с

детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени,

молодые люди, скоморохи.

Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и

расписать трафареты дымковской игрушки.

Напечатанные трафареты раздается детям. Широкой трубочкой печатают

большие круги, ватной палочкой – маленькие кружки. Дети начинают с

удовольствием «расписывать».

В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям

полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.

Го т о в ы е

р а б о т ы

в ы к л а д ы в а ю т

н а

о б щ и й

с т о л ,

д е т и

и х

рассматривают. Воспитатель

хвалит

детей,

отмечает

что

все

«игрушки»

получились очень разные, не похожие друг на друга.

Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия

устраивается выставка.

А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.

Игра «Лошадка»

А теперь мы причешем нашей лошадке гриву, причешем хвостик и поедем

кататься…

Едем, едем на лошадке: «Но, но, но!»

Рады, рады все ребятки: «Но, но, но!»

Рады, рады прокатиться: «Но, но, но!»

Звонко цокают копытца: «Но, но, но!»



В раздел образования