Напоминание

"Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников"


Автор: Галайко Галина Петровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 4
Населённый пункт: с. Киевка Апанасенковский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование мотивации к занятиям физической культурой

у младших школьников

Введение

Одним из самых старейших проблем школьного обучения является формирование

мотивации к учению. Эта проблема рассматривается многими известными

психологами и педагогами, как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и т.п. Именно ими была

поднята проблема: как повысить у ребенка интерес к учению, т.е. формировать

мотив.

Школьный возраст, как и все возрасты, является переломным. Он определяется

моментом поступления ребенка в школу. У школьника начинается новая, по-своему

содержанию и по всей функции деятельность - деятельность учения. Переход к

новому положению, отношению с взрослыми и сверстниками, а также в семье

определяются, тем как они выполняют свои первые и важные обязанности, и все это

ведет к тем проблемам, которые связаны не только с семьей, но и с учебой.

Наряду с вопросами формирования у учащихся мотивации к учению, также

необходимо решать вопросы формирования потребности к самостоятельным и

систематическим занятиям физической культурой на базе создания представлений о

здоровом образе жизни. Приобретение данных знаний способствует изменению

отношения учащихся к физической культуре, побуждая стать сильными, хорошо

физически развитыми.

Мотивы, вызывающие потребность в систематических занятиях физической

культурой у младших школьников

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в

учебную деятельность, овладением видами учебных действий. Каждое из учебных

действий претерпевает свои процессы становления.

Этот возраст благоприятный для развития координационных и кондиционных

способностей, выносливости к умеренным нагрузкам и скоростно-силовых качеств.

В связи недостаточности развития ЦНС ребенка его организм не способен работать

в длительном мышечном напряжении, поэтому у детей быстро наступает утомление.

В этот период нельзя допускать переутомление у детей.

С первых же дней требования в школе у детей возникают позиция общественно

значимой и общественно оценивающей деятельности. Однако такая широкая

мотивация, определяемая новой социальной позицией, не может поддерживать учебу

в течение длительного времени и постепенно теряет свое значение.

Занятия физической культурой на школьных уроках позволяют лишь поддерживать

нормальное физическое состояние, но не улучшают физическое развитие учащихся.

Для этого необходимы и большая частота занятий, и большая физическая нагрузка.

Сделать это можно либо путем привлечения школьников к занятиям в спортивных

секциях, либо путем самостоятельных занятий учащихся физической культурой в

свободное время.

Учитель физкультуры должен развивать у учащихся потребность самостоятельно

заниматься физической культурой на базе создания у них представления о здоровом

образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к физической

культуре и спорту, побуждая их стать сильными, хорошо физически развитым.

Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких

направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к занятиям) могут уже к

середине этого возрасте преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес

к способам приобретения знаний), мотивы самообразования представлены пока

самой простой формой - интересом к дополнительным источником знания,

эпизодическим чтением дополнительных книг. В первом и втором классах

школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых,

но уже в третьем классе приобретают способность совершать волевые акты в

соответствии с собственными мотивами. Школьник может проявить настойчивость в

учебной деятельности, при занятиях физкультурой. Социальные мотивы в этом

возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение

учителя. Младшие школьники проявляют активность лишь для того, чтобы быть

хорошими исполнителями (А.И. Высоцкий), прежде всего для того, чтобы заслужить

расположение к себе взрослых, в том числе учителя. Мотивы сотрудничества и

коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом

общем проявлении. Интенсивно развивается в этом возрасте целеполагание в

учении. Младший школьник научается понимать и принимать цели, исходящие от

учителя, удерживает эти цели в течение длительного времени, выполняет действия

по инструкции.

Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом

деятельности и с ее результатом. В первом случае школьник удовлетворяет

потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества

(чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к

получению следующих результатов:

Школьники самостоятельно или с родителями занимаются физической культурой, но

делают это эпизодически, лишь в выходные дни или во время каникул. Задачей

учителя физической культуры является сделать эти занятия регулярными. А это

может осуществиться только в том случае, если у учащихся будет сформирована

потребность в самостоятельных систематических занятиях физической культурой

или, иными словами, если у них будет сформирована привычка к физической

нагрузке, к активной двигательной деятельности.

Привычка - это действия и поступки, выполнения которых стало для человека

потребностью (С.Л. Рубинштейн).

Говоря о роли положительных привычек, К Д. Ушинский писал: "Самое убеждение

только тогда делается элементом характера, когда переходит в привычку. Привычка и

есть тот процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью и мысль

переходит в дело" (Собр. соч. - М; Л., 1950. Т 8). Он выделял два пути воспитания

привычек: организация жизненного опыта и убеждение, разъяснение. Первый более

пригоден для младших школьников.

Привычки формируются в результате многократного длительного использования

определенных действий или форм поведения. Поэтому их выработка проходит через

ряд этапов, каждый из которых должен быть организационно обеспечен учителем

физической культуры.

Первый этап формирование положительного отношения к физической культуре. С

первого класса учитель должен ненавязчиво подчеркивать положительную роль

занятий физическими упражнениями в развитии детей и укреплении их здоровья.

Второй этап - формирование у учащихся самостоятельно заниматься физической

культурой.

Третий этап - осуществление школьником намерения самостоятельно заниматься

физической культурой. Этот этап связан с созданием условий для самостоятельного

выполнения школьниками физических упражнений. К таким условиям относятся:

приобретение родителями необходимого спортивного инвентаря, разработка

учащимися вместе с учителем физкультуры режима дня, в котором нашлось бы

место и для самостоятельного выполнения физических упражнений; разучивание на

уроке комплекса упражнений, которые ребята будут выполнять дома.

Четвертый этап - превращение желания школьников самостоятельно и регулярно

заниматься физическими упражнениями в привычку.

Учитывая, что младшие школьники часто выполняют задания не столько для себя,

сколько для других и что у них быстро теряется интерес к выполнению любого

задания, если они не видят на себе заинтересованного взгляда родителей или

старших братьев или сестер, лучшим вариантом на первых порах было бы

совместное выполнение физических упражнений младшими школьниками и

старшими в семье, или необходимо просто присутствие старших.

Основное средство воспитания устойчивого интереса к учению - использование

таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной

поисковой деятельности.

Большую роль в формировании интереса к учению играет создание проблемной

ситуации, столкновение учащихся с трудностью, которых они не могут разрешить

при позиции, имеющегося у них запаса знаний или применение старых в новой

ситуации. Интересна только работа, которая требует постоянного напряжения.

Легкий материал не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса.

Преодоление трудностей в учебной деятельности - важнейшее условие

возникновения интереса к ней.

Экспериментальное обоснование формирования у младших школьников

мотивации к занятиям физической культурой

Анкетирование проводилось с целью выявления мотивов, побуждающих младших

школьников к занятиям физической культурой. Также оно проводилось среди

родителей.

Анкеты для учащихся содержали вопросы по перечню типичных мотивов, которые

побуждали бы к занятиям физической культурой. Анкеты для родителей включали

вопросы, выявляющие их отношения к физической культуре и спорту.

Педагогическое наблюдение проводилось с целью изучения содержания

вариативного компонента в учебном процессе, выбора оптимальных методов

организации учащихся, выявления эффективности, применяемых средств, для

развития физических качеств.

Тестирование физической подготовленности младших школьников проводилось с

целью оценки уровня двигательной подготовленности, сбора статистического

материала для решения вопроса о влиянии предложенной методики на динамику

уровня физического развития и физической подготовленности. Тестирование

проводилось в начале и в конце года. Для исследования физического развития и

физической подготовленности нами использовались тесты широко используемые в

теории и практике физической культуры и спорта. Для оценки быстроты движений

использовался тест в беге с максимальной скоростью на дистанции 30 метров с

высокого старта. Уровень развития координационных способностей и скоростной

выносливости оценивали при помощи "Челночного" бега 3х10 метров. Прыжок в

длину с места - для характеристики скоростно - силовых качеств; мышечная сила

оценивалась по количеству подтягивание на перекладине и с положения виса на

прямых руках хватом сверху на ширине плеч, не касаясь ногами пола. А у девочек -

поднимание туловища лежа на спине за 10 секунд; прыжки через скакалку за 15

секунд - для характеристики координации движений, умений и навыков в

прыжковых упражнениях; Общая выносливость (аэробная) определялась побегу на

800 метров; Показатели гибкости позвоночного столба определялись выполнением

наклоны в перед в положении сидя.

Все тестовые задания выполнялись установленные количество раз, в зависимости от

характера тестового задания выводилось среднее арифметическая оценка.

Дополнительно к урокам физкультуры наши дети занимаются 1 раз в неделю на

секционных занятиях. Для повышения мотивации к данным занятиям я стараюсь

привлечь родителей.

На основе анализа были выявлены отношения учащихся к физическому

воспитанию, к традиционным средствам, мотивы побуждающие учащихся к

занятиям физической культурой, их уровень физической подготовленности и

физического развития.

Развитие двигательных способностей осуществляется с учетом индивидуальных

способностей индивида. Для функцианирования организационной - педагогической

системы использовались основные принципы реализации которых не обходимо для

эффективного развития физической культуры учащихся: принцип непрерывности

развития целостности развития, личностно ориентированного характера системы

развития физической культуры учащихся и перевода ее в режим самоорганизации и

саморазвития.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в связи с введением опытных

(интегрированных) уроков по физической культуре и обогащения секционных

занятий играми соревновательного характера, повысился интерес учащихся к

занятиям физической культурой и успеваемость в целом.

Заключение

Результаты проведенного исследования позволяют мне сделать следующие выводы:

1. Для формирования мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой, а

также в целях экономии учебного времени, можно с успехом интегрировать уроки;

2. Соревновательные игры вызывают повышенный интерес со стороны младших

школьников, так как способствуют полнейшему удовлетворению потребности в

движении;

3. Теоретические занятия по физической культуре необходимы для расширения

общего кругозора, в частности дают углубленные знания о здоровье, гигиене

4. Тесная связь с родителями помогает в формировании потребности в здоровом

образе жизни у учащихся.

Литература

Абрамова С.Л., Гриницилин Б.М., Золотых Л.К. "Формирование интереса к учению

у школьников" 1968г.

Баландин В.А. Развитие познавательных процессов детей с 6-10 лет средствами

физического воспитания ФК 2000г. №1

Быков В.С. Теория и практика формирование потребностей в физическом

воспитании у школьников ФК 2000г. №1

Габышев А.П. Формирование мотивов физической активности у школьников на

уроках физической культуры. Сборник тезисов, докладов на республиканской

научно-практической конференции 1999г.

Ильин Е.П. Психология физического воспитания М. 1987г.

Ильин Е.П. Мотив и мотивация С-П. 2000г.

Мухина В.С. Возрастная психология М. Академа 2002г.

Теория и практика физической культуры 2002г. №9,10,11,12.



В раздел образования