Авторы: Святенко Елена Александровна, Рушева Ольга Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 78
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: конспект
Тема: "Обследование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Обследование звуковой культуры речи у детей
дошкольного возраста
Цель:
Изучение звукопроизношения и развития разных сторон речи у детей
дошкольного возраста.
Задачи:
1. Выявить нарушенное произношение звуков.
2. Определить внятность речи.
3. Выявить качество речи (темп, ритмичность).
4. Определить выразительность речи.
5. Выявить уровень развития речевого слуха, слухового внимания и др.
Сторон речи.
6.Выявить уровень словарного запаса.
7.Выявить умения пользоваться грамматически правильным строем речи.
8.Выявить умения логически верно строить предложения, заканчивать
мысль.
9.Выявить умения составлять творческие рассказы.
Разделы диагностики:
1.Сила голоса,
темп речи.
2. Речевое дыхание.
3. Фонематический слух.
4.
Части речи.
5. Обобщающие понятия.
6.Смысловая сторона слова.
7.Образование мн.ч. имен сущ.(и.и. и р.п.п.).
8. Согласование сущ-ных с др.частями речи.
9. Словообразование (суфф. приств. способы).
10.
Логическая последовательность.
11. Завершенность.
12. Творчество.
Общие принципы обследования речи детей
Прежде чем приступить к работе по воспитанию правильного произношения,
воспитатель знакомится с речью каждого ребенка своей группы. Обследование
речи проводится дважды: осенью, чтобы правильно спланировать работу на год,
и весной, чтобы подвести итоги.
Планируя обследование, воспитатель должен четко представлять, что ему при
этом надо выявить в речи ребенка, знать, как проводить обследование, какой
материал использовать, как оформить результаты и какие сделать выводы. При
обследовании
речи
ребенка
педагог
обращает
внимание
на
состояние
звукопроизношения, словаря и фразовой речи. Если имеются нарушения словаря
(пропуски, перестановки слогов, звуков) и фразовой речи (не согласовывает
слова в предложении) или серьезные недостатки в звукопроизношении, следует
познакомиться с данными о здоровье ребенка, так как развитие речи тесно
с в я з а н о
с
е г о
п с и х о ф и з и ч е с к и м
р а з в и т и е м .
Различные
инфекционные
заболевания
в
первые
три
года
жизни
ребенка,
особенно болезни, связанные с расстройством питания (диспепсия, дизентерия и
др.), задерживают рост и развитие всего организма, в том числе и речи. Успех
работы по воспитанию правильного произношения у ослабленных и отстающих
в
развитии
детей
в
значительной
степени
зависит
от
строгого
выполнения
режима, предписанного врачом.
При формировании правильного звукопроизношения у детей большую роль
играет
подражание
речи
окружающих
взрослых.
Поэтому
воспитатель
непременно должен знать, как говорят члены семьи ребенка, чтобы привлекать к
занятиям
по
звукопроизношению
с
ребенком
дома
только
тех,
кто
говорит
правильно.
Сначала воспитатель изучает речь ребенка в образовательной деятельности, в
играх с детьми, где он может выявить запас слов, умение строить фразу, темп
речи (очень быстрый или замедленный), имеющиеся недостатки речи (заикание,
задержку
развития
речи
и
другие).
Затем
проводит
индивидуальное
обследование, при котором выявляет особенности речи ребенка. Обследование
лучше проводить тогда, когда в группе мало детей (во время прихода и ухода их
домой).
Иногда при индивидуальном обследовании ограничиваются тем, что предлагают
ребенку повторить за воспитателем отдельные слова или звуки. Это не дает
представления о самостоятельной речи детей. Подражая воспитателю, ребенок
часто
произно сит
звуки
лучше,
чем
в
само стоятельной
р еч и .
Опыт показал, что нельзя также проверять звукопроизношение, ограничиваясь
прослушиванием прочитанного ребенком стихотворения, так как в заученном со
слов взрослого стихотворении он произносит звуки лучше, чем в обычной речи.
Кроме
того,
в
стихотворении
могут
отсутствовать
звуки,
которые
нужно
проверить. Поэтому обследование проводится с использованием специального
материала, который должен быть в каждой группе.
Материал для обследования
Материал
подбирается
воспитателем
и
правильно
оформляется.
Для
обследования
звукопроизношения
надо
иметь
предметные
картинки
на
определенные звуки. Часто этот материал оформляется в виде альбомов. На
одной странице такого альбома обычно наклеивают 6—9 картинок. Но когда их
предлагают ребенку, у него рассеивается внимание. Кроме того, даже если ясно,
как ребенок произносит звук, все картинки приходится досматривать до конца,
так как это ему интересно. К тому же картинки, наклеенные в альбоме, не могут
быть использованы в дальнейшей работе. Поэтому целесообразнее вкладывать
картинки в конверты. Воспитатель так подбирает картинки, чтобы каждый из
обследуемых звуков находился в начале, в середине и в конце слова, так как в
разных положениях звук произносится не одинаково. Картинки должны быть
красочные и доступные как по содержанию, так и по исполнению. (Приложение
1).
Подбираются картинки для проверки следующих групп звуков:
1 -я группа — звонкие согласные в, б, д, г:
В — валенки, вата, вилка, вишни, ванна, волк, веник, ведро, сова, павлин.
Б — банка, бутылка, батон, бублик, боты, ботинки, бабочка, булавка, букет,
бананы, бубен.
Д — дом, дым, девочка, дождь, дыня, дудочка, диван, дедушка, удочка, лебеди.
Г — гуси, голубь, гамак, гусеница, вагон, попугай, иголка, газета.
2-я группа — свистящие с, с’, з, з’, ц:
С — собака, санки, стол, самолет, сумка, слон, стакан, лиса, бусы, весы, миска,
аист,
носки,
капуста,
насос,
глобус,
автобус,
лес,
фикус,
пылесос.
С' — листья, письмо, сосиски, велосипед, васильки, гусь, лось, рысь, такси.
3 — зайка, замок, зонт, звонок, завод, знамя, забор, занавеска, азбука, незабудка,
глаза,
мимоза,
язык,
звезда,
гнездо,
Незнайка,
ваза,
коза,
роза,
береза.
3´ — земляника, зебра, зеркало, зефир, озеро, землеройка, газета, магазин,
обезьяна, корзина, узел, козел.
Ц — огурец, заяц, колодец, палец, месяц, кузнец, цапля, цыпленок, цветок, цепь,
пуговица,
яйцо,
курица,
блюдце,
птица,
овца,
лестница,
полотенце,
солнце,
мотоцикл.
3-я группа — шипящие ш, ж, ч, щ:
Ш — шапка, шуба, шашки, шляпа, шар, шкаф, кошка, подушка, пушка, калоши,
шишка,
машина,
мишка,
катушка,
шалаш
мышь,
камыш,
душ,
ландыш,
карандаш.
Ж — жук, жаба, желуди, жакет, журавль, жеребенок, жираф флажок, художник,
медвежонок, снежинка, крыжовник, пожарник, ножницы, ежи, лыжи, ножи, ужи.
Ч — мяч, луч, печь, калач, ключ, кирпич, обруч, тачка, бочка очки, ручка,
мальчик,
качели,
летчик,
пчела,
чулки,
чайник
чемодан,
черепаха.
Щ
—
щенок,
щегол,
щипцы,
щука,
щетка,
овощи,
ящик,
клещи
ящерица,
каменщик,
часовщик,
уборщица,
плющ,
лещ,
скорая
п ом о щ ь .
4-я группа — сонорные л, л´, р, р´:
Л - лампа, лодка, лыжи, лук, лопата, лошадь, молоток, белка, кукла, платок,
полка,
клоун,
флаг,
платье,
стол,
стул,
пенал,
пол,
дятел,
футбол.
Л´ — лев, лиса, лист, лейка, лимон, хлеб, пальто, павлин, апельсин, цыпленок,
телефон, вафли, туфли, бинокль.
Р — рак, рама, рыба, ракета, ручка, роза, груша, ведро, пароход, Буратино, арбуз,
т р а м в а й ,
в о р о н а ,
в р ач ,
ко м а р ,
ш а р ,
с ы р ,
з а б о р ,
м у х о м о р .
Р
´—
ремень,
редиска,
репа,
река,
рюкзак,
береза,
варежки,
крючок,
гриб,
матрешка, веревка, дверь, фонарь, гири, три.
5-я группа — звук i в конце и начале слога:
Я
—
скамейка,
чайник,
лейка,
кофейник,
майка,
воробей,
сарай,
муравей,
трамвай.
Я «ia) — ягода, якорь, ягненок, ястреб, яблоко, одеяло, маяк, свинья, листья,
змея.
Е(iэ) — ели, ежи, ежевика, боец, поезд, наездник, платье.
Ё (io) — ёжик, ёлка, клеёнка, приёмник, бельё, ружье.
Ю (iу) — юбка, юла, Юра, Юля, юрта.
Проведение обследования
Подготовив материал, воспитатель начинает обследование звукопроизношения.
Он отмечает не только отсутствие или замену звука, но и его искажение, любую
неточность произношения. Когда не удается точно установить, как ребенок
произносит
звук,
но
на
слух
произношение
отличается
от
правильного,
воспитатель
отмечает,
что
звук
произнесен
нечетко.
Иногда
ребенок,
называя звук,
не
может
произнести
его
в
слове
правильно.
В
этом
случае
воспитатель предлагает малышу произнести звук по подражанию. Он говорит:
«Летит комарик и звенит — з-з-з. Позвени и ты, как комар». Если ребенок,
подражая
комару,
произнесет
звук
«з»
правильно,
это
означает,
что
изолированное произнесение звука возможно, хотя в речь ребенок его еще не
ввел.
В
таком
случае
необходимо
лишь
закрепление
этого
звука,
т.
е.
постепенное введение его в слова, фразы, потешки и т. д. Если ребенок заменит
звук другим или произнесет искаженно, значит, этого звука у него еще нет. В
этом случае надо сначала вызвать правильный звук и лишь, потом вводить его в
речь.
При обследовании речи детей педагог обращает внимание на темп их речи,
четкость, правильность произношения слов, звонкость голоса. Если имеются
какие-то недостатки, надо отмечать их.
Детей, у которых еще не сформирована фразовая речь или часто встречаются
неправильное построение предложений, нарушения в согласовании слов в роде,
числе, падеже, в управлении, обследуют с использованием сюжетных картинок.
С их помощью воспитатель уточняет ошибки, встречающиеся в оформлении
ребенком
фразы.
В
процессе
обследования
нельзя
повторять
неправильно
произнесенные ребенком звуки, слова, фразы. Это его не только травмирует, но
и способствует закреплению неправильного произношения.
Оформление результатов обследования
Проводя
индивидуальное
обследование,
воспитатель
все
ответы
детей
записывает в тетрадь с указанием даты обследования. В тетради на каждого
ребенка
отводят
одну-две
страницы.
При
обследовании
педагог
отмечает
наличие
грубых
видимых
дефектов
в
строении
артикуляционного
аппарата
(расщепление
губы,
нёба,
короткая
подъязычная
уздечка,
неправильное
строение зубного ряда, неправильный прикус), так как такие дети нуждаются в
консультации ортодонта.
Затем записывает в тетради состояние звукопроизношения: а) пропуск звука
(«коова», «ыба»); б) замену звука («колова», «лыба»); в) искажение звука (звук
имеется, но звучит неправильно); г) смешение звуков (в одном случае звук
употребляется правильно, в другом заменяется: «У Маши красный сарф»).
Отмечается также состояние словаря: а) соответствует ли словарь возрасту; б)
правильно
ли
ребенок
произносит
слова
или
искажает
их
(сокращает,
пропускает слоги, звуки; переставляет слоги, звуки; называет только отдельные
слоги).
Проверяя
состояние
фразовой
речи,
воспитатель
отмечает:
а)
как
говорит
ребенок — фразами, или только словами; б) правильно ли строит фразу —
согласовывает ли члены предложения в роде, числе, падеже, употребляет ли
предлоги в своей речи и т. д.; в) состояние связной речи — может ли ребенок
рассказать
о
событии,
со ставить
рассказ
по
картинке
и
т.
д .
Воспитатель записывает в тетради и другие особенности, встречающиеся в речи
ребенка: крикливая, слишком быстрая, захлебывающаяся, невнятная речь и т. п.
Проведенное
обследование
позволяет
педагогу
четко
представить
общую
картину состояния речи каждого ребенка. Составление сводной таблицы дает
возможность представить состояние речи детей всей возрастной группы.
В течение года воспитатель отмечает в таблице все изменения в речи детей, это
наглядно показывает результаты его работы. В этой таблице имеются графы с
данными о словаре, фразовой речи и о звукопроизношении каждого ребенка.
В графе «Запас слов» воспитатель отмечает, каков запас слов — достаточный
или не соответствует возрасту (когда ребенок не знает основных слов, которыми
пользуются дети его возраста).
В
графе
«Строение
слова»
отмечается,
как
ребенок
произносит
основные
обиходные слова: правильно или сокращает, пропускает звуки, слоги, называет
лишь отдельные слоги.
В
графе
«Фразовая
речь»
отмечается,
как
говорит
ребенок:
фразами
или
отдельными словами, правильно строит фразу или нет, согласовывает ли члены
предложения в роде, числе и падеже, правильно ли пользуется предлогами.
В графе «Звукопроизношение» отмечается следующее: если ребенок произносит
звук правильно, то в соответствующей клетке нужно ставить плюс (+ ); если
ребенок пропускает звук, то в соответствующей клетке нужно ставить минус
(—);
при
замене
одного
звука
другим
в
соответствующей
клетке
следует
записать
звук-заменитель;
при
искажении
звука
нужно
отметить
характер
и с к а ж е н и я
и л и
х о т я
б ы
у к а з а т ь :
« П р о и з н о с и т
н е
ч е т к о » .
В графе «Примечание» нужно отмечать, как говорит ребенок: крикливо, тихо,
слишком
быстро,
замедленно,
захлебываясь,
на
вдохе,
невнятно,
гнусаво,
с
заиканием и т. д. Если перечисленных отклонений нет, то ставится плюс ( + ).
В подготовительной к школе группе вместо граф «Запас слов» (который в этом
возрасте достигает большого объема), «Строение слова» (дети уже овладели
различной структурой слов), «Фразовая речь» (дети уже согласовывают все
слова в предложении) дается графа «Дифференциация звуков», где отмечается
следующее: если ребенок различает сходные звуки и правильно их употребляет
в собственной речи, то в соответствующей клетке ставится плюс ( + ); если
ребенок путает сходные звуки, то в соответствующей клетке нужно ставить
минус ( —).
Когда ребенок начинает различать и правильно употреблять сходные звуки в
речи, в соответствующей графе ( —) заменяется плюсом ( + ). Желательно новые
пометки делать карандашом другого цвета, чтобы нагляднее была представлена
динамика развития речи детей.
Выводы по результатам обследования
После
подведения
итогов
по
обследованию,
в
конце
сентября
или
начале
октября, воспитатель проводит родительское собрание. Он знакомит родителей с
состоянием речи их детей; объясняет, что неправильное произношение звуков
может закрепиться, отразиться на письме при обучении грамоте; рассказывает, в
чем
будет
заключаться
помощь
родителей
по
воспитанию
правильного
произношения.
С
родителями,
у
детей
которых
выявлены
более
серьезные
нарушения
в
словаре,
во
фразовой
речи,
в
темпе
и
ритме
речи
и
т.
д.,
воспитатель беседует отдельно, рекомендует им обратиться к логопеду, строго
выполнять все его указания. Сам педагог также поддерживает связь с логопедом,
показывает
ему
детей,
если
возникает
необходимость,
направляет
их
в
специализированный детский сад (для детей с недостатками речи). Если это
необходимо,
он
обеспечивает
консультацию
врачей
разных
специальностей:
невропатолога, отоларинголога, ортодонта и др. Во всей своей дальнейшей
работе
педагог
учитывает
особенности
речи
каждого
ребенка,
постоянно
и
настойчиво,
используя
фронтальные,
индивидуальные
занятия,
помощь
родителей, воспитывает у детей правильную речь.
Планирование работы
Основной формой работы с детьми по воспитанию правильного произношения
является совместная деятельность, которая может осуществляться фронтально,
подгруппами и индивидуально.
Фронтальная работа проводится 1 раз в неделю со всей группой детей согласно
перспективному планированию на месяц, на год.
Проводя фронтальную работу, воспитатель может увидеть разницу в освоении
программного материала каждым ребенком, заметить трудности, возникающие у
отдельных
детей.
Это
даст
педагогу
возможность
продумать,
что
делать
с
ребенком дальше, над чем и как с ним работать.
Подгрупповую
работу
проводят
с
теми
детьми,
которые
не
усвоили
программный материал фронтального занятия. Она проводится 2—3 раза в
неделю в утренние часы (до завтрака) или вечером (после дневного сна и перед
уходом домой). Состав подгруппы (не более 4—6 детей) может меняться, так
как во время фронтальной работы затруднения могут возникать у разных детей.
Одним
могут
быть
трудны
подготовительные
упражнения
для
правильного
произнесения звука, другим уточнение изолированного звука или произнесение
его в словах. В эти подгруппы включаются и те дети, которые отсутствовали на
фронтальном
занятии.
Работая
с
подгруппами,
воспитатель
ликвидирует
разницу в умениях и навыках детей, а дети получают возможность осваивать
последующий
программный
материал
на
фронтальных
занятиях
со
всей
группой.
Индивидуальная работа проводится в удобное для воспитателя время с теми
детьми,
которые
не
овладевают
материалом
по
звукопроизношению,
предусмотренным для всей группы. Работа с детьми должна проводиться по
индивидуальному
плану,
который
составляется
на
основе
результатов
обследования и наблюдений за ребёнком в ходе фронтальной работы. Активное
участие в ней должны принимать родители, выполняющие дома, определенные
задания,
данные
воспитателем.
К
индивидуальным
занятиям
в
случае
необходимости привлекаются дети, позже поступившие в детский сад или много
пропустившие
по
болезни.
С
такими
детьми
индивидуально
отрабатывают
материал,
пройденный
со
всей
группой.
Дети,
с
которыми
проводят
индивидуальные занятия, не освобождаются от участия в общей фронтальной
работе по звукопроизношению.