Напоминание

Торговля, или обмен "правило покупки"


Автор: Паращук Оксана Евгеньевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Каховские ромашки"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Внеклассное занятие–игра
Тема: Торговля, или обмен "правило покупки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Воспитатель ГБУ ЦССВ «Каховские ромашки»

Паращук Оксана Евгеньевна.

Внеклассное занятие - игра

«Торговля, или обмен (правила покупки)»

Цель: Создать условия для формирования познавательных знаний об основных правилах покупок.

Задачи занятия-игры:

проиллюстрировать механизмы торгового обмена;

познакомить с правилами покупки;

сформировать представление о природе обмена.

воспитывать интерес к предмету.

Материалы: деньги, или символы денег, товары (рулон туалетной бумаги; пачка жевательной резинки;

2-литровая бутылка пепси-колы).

Ход

Воспитатель. Каждый из нас не раз бывал в роли покупателя.

Существует анекдот о том, какую цену мы платим за свои покупки: владелец оптического магазина учит

своего сына, как выжимать деньги из покупателей:

- Сынок, после того, как ты подберешь покупателю очки, и он спросит, сколько они стоят, ответь: «Десять

долларов». Затем подожди немного и смотри. Если он не вздрогнет, говори: «Это за оправу. Стекла стоят еще

десять долларов». Выжди еще, но поменьше, и если покупатель опять не вздрогнет, добавь: «За каждое».

Какие же правила покупки необходимо знать, приобретая вещи? Об этом и пойдет речь на занятии.

1.

Тема

Воспитатель (объявляя тему, записывает её на доске с ошибкой). «Торговля - это обман».

Дети. Ошибка!

Воспитатель (исправляя ошибку). Психологи утверждают, что любая ошибка неслучайна. Почему я

ошибся?

Дети. Наверное, вас обманывали в магазине… Продавцы всегда обсчитывают… Торговля получает

прибыль обманным путём…

Продавец, обман, прибыль – ключевые слова обычного ассоциативного ряда проблемы торговли.

Дождавшись, чтобы назвали эти понятия, можно ставить проблему занятия.

Воспитатель. А кто, по-вашему, виноват в обмане?

Дети. Нечестные продавцы!

Воспитатель. Неужели они такие плохие и злые люди?

Дети. Они, может, и не злые, но обманывают, чтобы получить больше выгоды.

Воспитатель. Именно! Существует даже поговорка «Не обманешь – не продашь». И она становится

эпиграфом нашего занятия (можно записать на доске). Только в конце предложения мне бы хотелось

поставить знак вопроса. Потому что избежать обмана всё же можно.

Проблема поставлена. Воспитанники пока убеждены в злой воле продавцов и готовы сделать всё,

чтобы не попасться на их удочку. Самое время использовать азарт воспитанников в игре.

2.

Игра

Игра на занятии – необыкновенно эффективный приём. Подробно принципы игростроительства на

занятии будут рассмотрены в следующей главе, а пока только одно: переход к игре невозможен без

изменения стиля подачи воспитателя.

Воспитатель. Внимание! Леди и джентльмены, объявлен аукцион супертоваров! Спешите и будьте

активны. Первый лот аукциона «Кот в мешке». Участвуют только те, кто готов купить товар вслепую! Итак,

мы начинаем.

В

качестве

оплаты

можно

принимать

символы

денег

игровые

купюры

или

карманные

деньги

воспитанников. Второй вариант предпочтительнее, ибо делает игру более реальной. Опыт показывает, что

воспитанники имеют необходимые для игры суммы. После игры деньги, конечно, возвращаются.

Воспитатель (показывает

мешок

с

неизвестным

товаром).

Я

готов

предоставить

минимальную

информацию

о

товаре.

Это

гениальное

изобретение

человечества.

До

сих

пор

этот

предмет

является

признаком

интеллигентной

семьи.

В

застойные

годы

в

СССР

этот

товар

находился

в

оппозиции

официальной прессе. Начинаю торги. Начальная цена – 1 р.

Дети (перебивая друг друга). 5! 10! 15! 20!

Воспитатель. 20 р. раз, 20 р. два, 20 р. три! Продано!

Счастливый воспитанник направляется за товаром. Самое время проанализировать его мысли и

чувства.

Воспитатель. Как тебе кажется, что в мешке?

Воспитанник. Может быть, книга или редкий журнал.

Воспитатель (достаёт из мешка загадочный товар). Это… рулон туалетной бумаги.

Несмотря на разочарование «счастливца», приходится признать точность информации о товаре:

туалетная бумага – и гениальное изобретение, и признак интеллигентности, и оппозиция газетам.

Воспитатель. Какие чувства ты испытываешь?

Воспитанник. Меня обманули.

Необходимо проанализировать игровой опыт и закрепить его на конкретных понятиях.

Воспитатель. Скажите, какую ошибку совершил покупатель?

Дети. Купил неизвестное… Приобрёл «кота в мешке»…

Воспитатель. Сформулируем

и

запишем первое

правило

покупки:

необходимо

иметь

полную

информацию о товаре.

Объявляю второй лот! Жевательная резинка «Орбит» (показывает пачку жвачки). Стоимость резинки в

магазине – 8 р.! Начальная цена лота – 5 р.!

Дети. Я! Мне! 10 р.!

Воспитатель. 10 р. Раз, два, три. Продано!

Воспитатель. Я обещал жевательную резинку «Орбит». Получайте! (Выдаёт одну пластинку из пачки

«Орбит».)

Формально продавец опять прав: договора о количестве или весе не заключалось. Покупатель снова

должен пенять на свою доверчивость и самоуверенность.

Воспитатель. Вы можете уличить меня во лжи?

Дети. Нет.

Воспитатель. Какую ошибку совершил покупатель на этот раз?

Дети. Не всё узнал о товаре… Не спросил, сколько товара покупает…

Воспитатель.

Правильно!

Можно

записать второе

правило

покупки:

необходимо

согласовать

количество покупаемого товара.

Воспитатель. Теперь, мы, наверное, знаем всё о вариантах обмана и больше нас никто не обманет! Я

объявляю третий лот нашего аукциона! Если у вас перехватило дыхание и пересохло в горле, вам просто

необходима нежная, пузырящаяся, холодная пепси-кола. На торги выставляется 2 л супернапитка! Спешите!

Вы без обмана приобретаете ровно 2 л пепси-колы. Стоимость бутылки в магазине – 20 р. На нашей

распродаже только 10! Начальная цена 10 р. (Ученики торгуются. Обычно торговля в этом лоте идёт до 50

р.)

Воспитатель. 50 р. Продано. Примите товар, но деньги вперёд! Пожалуйста. (Словно спохватываясь.) Я

обещал, что продам 2 л пепси-колы?

Дети. Да-а!

Воспитатель. Но я ничего не говорил о том, что продаю бутылку. Уважаемый покупатель, вам придётся

выпить напиток прямо сейчас!

Многократно

повторенный

опыт

гарантирует:

выпить

залпом

2

л

пепси

не

сможет

никто.

Энтузиазм самых азартных воспитанников исчезает после трёх-четырёх стаканов.

Воспитатель. Вы заплатили за пепси 50 р.?

Воспитанник (чуть живой). Заплатил…

Воспитатель. Готов избавить вас от мучений. Доплатите ещё 10 р., и я заберу содержимое обратно.

В конце даже самый упорный сдаётся и платит… за возврат товара! Ничего парадоксального в этом

нет. Работает правило снижения полезности блага.

Воспитанник. Согласен!

Воспитатель. И снова ошибка при покупке. Кто виноват на сей раз?

Дети. Покупатель. Он не знал об условиях продажи.

Воспитатель (записывает). Третье правило покупки: необходимо иметь информацию об условия

купли-продажи.

Скорее всего, существую другие способы «честного» обмана покупателя, но все они укладываются в

принцип

неполной

информации.

Продолжение

игры

неэффективно

и

неинтересно.

Кроме

того,

троекратное повторение ситуации на занятии (три лота торгов) достаточно для долговременного

запоминания. Занятие незаметно переходит в стадию анализа, правда, опять-таки с помощью игры.

Воспитатель. Уважаемые трижды обманутые покупатели! Я объявляю последний лот на торгах. Будьте

бдительны и расторопны, ибо это пятерка по предмету! Начальная цена – 10 р.! Купивший приобретает

пятёрку по предмету и моё расположение. (Тут ребята начинают задавать вопросы, которые уточняют

качество товара и правила его покупки.) Раз, два, три! Продано! (Воспитанник подходит за товаром.)

Воспитатель. Вы приобрели товар и честно его получаете.

Воспитатель. Он ваш!! Но позвольте спросить, в чём разница между пятеркой и печеньем?

Дети. Доказательство знаний… Больше будут уважать…

Воспитатель. То есть вы покупаете себе уважение?!

Воспитанник. Ну да…

Воспитатель. А разве купленные пятерки делают вас умнее, лучше, авторитетнее?

Дети. Наверно, нет…

Воспитатель. Значит, вы обманываете себя, заплатив деньги за псевдоуважение! Не кажется ли вам,

что обман покупателей начинается с их самообмана? Вспомним. Первый покупатель был уверен, что ему

продают книгу, а не туалетную бумагу, так как желал, чтобы его больше уважали. Второй и не предполагал,

что его могут обмануть, и переоценил уважение к себе. Третий не думал, что над ним так поиздеваются, ибо

он-то себя уважает. Наконец, четвёртый решил просто прикупить уважение.

Отметим четвёртое – главное правило покупки: нельзя обмануть того, кто сам себя не обманывает.

Анализ завершён, и занятие подходит к концу. Наступает момент истины, когда требуется узнать,

что поняли воспитанники из занятия-игры. Получилось ли из занятия экономики занятие эконософии.

Воспитанники непредсказуемы. Они такие же авторы занятия, как и воспитатель. Не имеет смысла

писать подробных конспектов занятия. Настоящий педагог тот, кто всегда знает, с чего занятие

начнётся, и никогда не знает, чем он закончится.

3.

Анализ игры

Дети усвоили информацию каждый на своём уровне: кто-то на предметно-действенном, кто-то на

эмоциональном,

кто-то

на

логическом,

а

кое-кто

и

на

мировоззренческом.

Подобная

дидактическая

вариативность принципиально важна, ибо одним дано уметь, другим чувствовать, третьим знать, а иным

понимать действительность. Для детей все способы отражения реальности равноправны.

Содержательная сторона занятия построена на принципе разноуровневой достаточности.

Уровень практического навыка. Часть ребят в ходе занятия просто потренирую навык действия при

покупке:

внимательность,

активность

в

защите

своих

прав.

На

следующем

занятии

они

вряд

ли

сформулируют 4 правила покупки, но в подобной экономической ситуации сделают гораздо меньше ошибок.

Уровень фактических знаний. Вторая группа ребят усвоит чёткий алгоритм поведения покупателя,

зафиксированный в 4 правилах. Эта памятка станет для них предпосылкой правильных действий при

покупке.

Уровень экономического мировоззрения. Кто-то сможет уловить глубинную связь между этикой,

психологией и экономикой в поведении человека. Это подтолкнёт ребенка к анализу других экономических

ситуаций, в которых он может оказаться.

Содержательная идея занятия заключена в парадоксальном, на первый взгляд, утверждении, что в

обмане покупателя виноват… сам покупатель! Подобное критическое отношение к собственным поступкам

может показаться однобоким. Однако также однобоко одностороннее обвинение продавца. Для полной

картины происходящего в торговле следующее занятие предпочтительно посвятить поведению продавца и

изучении правил продажи товара.

Психологическая

сторона

занятия

проста

и

прозрачна:

игра

позволяет

оптимизировать

процесс

усвоения знаний и подключить к мыследеятельности максимальное количество воспитанников.



В раздел образования