Напоминание

"Дифференциация гласных а-я"


Автор: Шарова Татьяна Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ средняя школа №401
Населённый пункт: город Колпино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дифференциация гласных а-я"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект открытого урока по логопедии

Дифференциация гласных "А" — "Я" 4 класс

Логопедическая: «Дифференциация А – Я».

Грамматическая: «Безударные гласные в корне слова».

Лексическая: «Инопланетяне с планеты Дифференциация».

Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

- закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я;

- познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков, нормами их артикуляции;

- учить выделять звуки [А], [Й,А] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки

с буквами, и символами

Образовательные:

-отрабатывать навык проверки безударных гласных в корне слова

- отрабатывать навык написания сочетаний ча-ща

- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

- формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;

- развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;

Воспитательные:

- развивать навыки самоконтроля;

- совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;

Методы: продуктивный и репродуктивный, частично поисковый, наглядности, постановки

проблемы, поиска решения, подводящий диалог, метод контроля и самоконтроля.

Приёмы: активизации внимания, мотивирующий прием, игра

Ход занятия:

1 часть. Орг.момент:

Здравствуйте ребята! Сейчас сядет тот, в чьем имени 2 слога, 3

слога, чье имя начинается с гласного звука

Сообщение лексической темы занятия.

-

Сегодня нам нужно будет быть особенно внимательными, потому

что мы должны помочь нашим героям отправиться на планету

Дифференциация

-Кто это? ( инопланетяне)

-

Давайте узнаем как их зовут. Для этого вам нужно быть очень

внимательными. В их именах….

-Первая буква в слове Насос,

последняя буква в слове кошкА,

вторая в слове оКно….. НАК

________________________

- Вторая буква в слове кНига,

первая в слове Яблоко,

последняя в слове ящиК…. НЯК

-

Как вы думаете какие буквы помогут нам сегодня отправить наших

гостей? (А-Я)

Работа над связью буквы и звука.

Дайте характеристику звуку А

–Буква «Я» обозначает гласный или согласный звук?

-Из скольких звуков состоит буква «Я»?

- Когда она обозначает 2 звука?

–Какой буквой на письме обозначаются звуки «Й,А»?

Сегодня мы будем учиться различать гласные буквы «А» и «Я».

Развитие фонематического восприятия.

- Давайте с ними поздороваемся на инопланетном языке..

Развитие фонематического анализа и синтеза

- Нак и Няк не могут отправиться в полет, пока не разберутся с

проблемой.. Назовите картинки, в названии которых мы будем писать

Синонимы

Инопланетяне -

пришельцы

Игра с мячом: ма-

мя, та- тя, ла –

ля….

Та-тя-та, бя-ба-бя,

_________________

На доске картинки:

Пряник, чайка,

щавель, моряк, мяч,

ящик, рябина,

дятел, маяк

букву А. ( щавель, чайка – вспоминаем правило ЧА-ЩА)

- А теперь найдите такие предметы, в названии которых буква Я будет

обозначать 2 звука .

- На пути нам встречаются 2 летающие тарелки .

-Помогите найти картинку, которая бы подходила к схеме,

изображенной на них.

2 часть. Работа над материалом:

- Нашим гостям на Земле понравились фрукты, название которых

начинается на букву я. ( яблоки).

- Давайте соберем их. Для этого нужно вставить в слова пропущенные

буквы и записать слова в тетрадь)

- Пора садиться в летающую тарелку и отправляться в путь.

- Чтобы зайти, прочтем слова и составим предложения.

МАЛ – МЯЛ, РАД- РЯД, САД-СЯДЬ, ЗАВАЛ- ЗАВЯЛ

Какой гласный влияет на смягчение согласных?

Пальчиковая гимнастика

-Откроем замок…

Развитие слогового анализа и синтеза. Повторение словарных слов

- А вот и первое препятствие на нашем пути. Что это?

прдгнкгрштмавсфнгкртмдпзк

ааааааасааааааааааатааеааа

яяяяяяяяряяяяяяояяяяяяияяяяя

ааяяаяаядааяяаяааяяаяыаяаая

- Из первой строчки вычеркните все согласные буквы

-из 2 – вычеркните буквы А

-из 3 – все буквы Я

-из 4 – все буквы А и Я -Какое слово получилось?

Астероиды – небольшие небесные тела Солнечной системы ( куски

металла и камня) , которые двигаются по орбите вокруг Солнца.

-Их нужно срочно облететь! Составьте из слогов слова и зашифруйте их

в тетрадь.

( маяк, ящик)

Маяк, моряк, ящик

На доске яблоня.

На яблоках слова с

пропущенными

буквами

( пр_жа, м_со,

по_с, м_рка,

шл_па, _хта,

в_гоны, соб_ка,

лос_та, м_та,

_ртист )

-------------------------

«Замок». Цепочка,

Стульчик, Флажок

Отстучим ритм.

------------------------

На доске

астероиды:

( на обратной

стороне слова

разделены на

слоги- нужно

собрать, чтобы

получилось слово)

Попутно

вывешиваются

картинки со

словарными

словами--------------

------------------------

го-я- да …

в тетради _я_ __

_а_

(ни-зем-ка-ля, са-пас-жир, навт- кос-мо, я-ал-ле, рев-ня-де, мят-па-ник,

скур- эк- я – си, си- Рос –я)

- А теперь вспомните и назовите все слова, которые мы шифровали.

Добавление слогов до слова

ЛА-ЛЯ :

аку_,

Иг_, , пет_,

шка_,

вёс_

саб_,

Ко_,

мар_,

пу_,

Ал_,

цап_

зем_

ска_,

косу_

туф_

То_.

неде_

иг_

( На карточках) Пришелец не может справиться с заданием. Давайте

ему поможем.

- Найдите и подчеркните слова, в которых буква Я будет тоже

обозначать 2 звука.

( Слова на карточке: сегодня, ящерица, лисья , мячик, заяц, авария,

пятница, ящики, колья, Коля, потеря, месяц, армия, братья )

ящериц

а

сегодн

я

потеря

брать

я

мясо

лисья

армия

дядя

месяц

колья

заяц

Коля

ящик

мячик

пятниц

а

авария

Работа на уровне словосочетаний

Задание от инопланетян.

- Помогите Наку и Няку составить правильно словосочетания. Но

будьте внимательны, потому что поблизости находится пришелец

Чащак.

-Какое правило мы должны помнить? ( ЧА-ЩА ПИШИ с А)

Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания

прилагательных?

Сч__стлив___ лини__

Осенн___ одежд__

Пр__м___ семь__

Колюч___ соб__к__

Ведущ___ ткань

П__хуч___ р__бот__

Запись в тетрадь

( проверка в парах)

С мячом Логопед

кидает мяч и

говорит начало

слова – ребенок

договаривает слово

и возвращает мяч)

Вспомнить случаи,

когда буква Я

обозначает 2

звука.

Проверка

Пособие с

окончаниями

прилагательных

Какая? –ая, -яя

Гонч___ погод__

Р__боч___ дорог__

Т__жел___ гер__нь

Тонч__йш___ кр__с__виц_

Итог занятия:

- Вы сегодня замечательно работали на уроке!

Какие буквы мы с вами учились различать на письме?

Что дает буква –я -?

Когда она бывает хитрая?

Рефлексия:

- Закрасьте пришельца зеленым цветом, если вам было все понятно

Желтым – если у вас остались сомнения , когда пишется А а когда Я

Красным – если вам на занятии было трудно

ящериц

а

сегодн

я

потеря

братья

ящериц

а

сегодня

потеря

братья

мясо

лисья

армия

дядя

мясо

лисья

армия

дядя

месяц

колья

заяц

Коля

месяц

колья

заяц

Коля

ящик

мячик

пятниц

а

авария

ящик

мячик

пятниц

а

авария

ящериц

а

сегодн

я

потеря

братья

ящериц

а

сегодня

потеря

братья

мясо

лисья

армия

дядя

мясо

лисья

армия

дядя

месяц

колья

заяц

Коля

месяц

колья

заяц

Коля

ящик

мячик

пятниц

а

авария

ящик

мячик

пятниц

а

авария

ящериц

а

сегодн

я

потеря

братья

ящериц

а

сегодня

потеря

братья

мясо

лисья

армия

дядя

мясо

лисья

армия

дядя

месяц

колья

заяц

Коля

месяц

колья

заяц

Коля

ящик

мячик

пятниц

а

авария

ящик

мячик

пятниц

а

авария

ящериц

а

сегодн

я

потеря

братья

ящериц

а

сегодня

потеря

братья

мясо

лисья

армия

дядя

мясо

лисья

армия

дядя

месяц

колья

заяц

Коля

месяц

колья

заяц

Коля

ящик

мячик

пятниц

а

авария

ящик

мячик

пятниц

а

авария



В раздел образования