Автор: Шарова Татьяна Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ средняя школа №401
Населённый пункт: город Колпино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Дифференциация гласных а-я"
Раздел: начальное образование
Конспект открытого урока по логопедии
Дифференциация гласных "А" — "Я" 4 класс
Логопедическая: «Дифференциация А – Я».
Грамматическая: «Безударные гласные в корне слова».
Лексическая: «Инопланетяне с планеты Дифференциация».
Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я;
- познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков, нормами их артикуляции;
- учить выделять звуки [А], [Й,А] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки
с буквами, и символами
Образовательные:
-отрабатывать навык проверки безударных гласных в корне слова
- отрабатывать навык написания сочетаний ча-ща
- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
- формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;
- развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;
Воспитательные:
- развивать навыки самоконтроля;
- совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;
Методы: продуктивный и репродуктивный, частично поисковый, наглядности, постановки
проблемы, поиска решения, подводящий диалог, метод контроля и самоконтроля.
Приёмы: активизации внимания, мотивирующий прием, игра
Ход занятия:
1 часть. Орг.момент:
Здравствуйте ребята! Сейчас сядет тот, в чьем имени 2 слога, 3
слога, чье имя начинается с гласного звука
Сообщение лексической темы занятия.
-
Сегодня нам нужно будет быть особенно внимательными, потому
что мы должны помочь нашим героям отправиться на планету
Дифференциация
-Кто это? ( инопланетяне)
-
Давайте узнаем как их зовут. Для этого вам нужно быть очень
внимательными. В их именах….
-Первая буква в слове Насос,
последняя буква в слове кошкА,
вторая в слове оКно….. НАК
________________________
- Вторая буква в слове кНига,
первая в слове Яблоко,
последняя в слове ящиК…. НЯК
-
Как вы думаете какие буквы помогут нам сегодня отправить наших
гостей? (А-Я)
Работа над связью буквы и звука.
Дайте характеристику звуку А
–Буква «Я» обозначает гласный или согласный звук?
-Из скольких звуков состоит буква «Я»?
- Когда она обозначает 2 звука?
–Какой буквой на письме обозначаются звуки «Й,А»?
Сегодня мы будем учиться различать гласные буквы «А» и «Я».
Развитие фонематического восприятия.
- Давайте с ними поздороваемся на инопланетном языке..
Развитие фонематического анализа и синтеза
- Нак и Няк не могут отправиться в полет, пока не разберутся с
проблемой.. Назовите картинки, в названии которых мы будем писать
Синонимы
Инопланетяне -
пришельцы
Игра с мячом: ма-
мя, та- тя, ла –
ля….
Та-тя-та, бя-ба-бя,
…
_________________
На доске картинки:
Пряник, чайка,
щавель, моряк, мяч,
ящик, рябина,
дятел, маяк
букву А. ( щавель, чайка – вспоминаем правило ЧА-ЩА)
- А теперь найдите такие предметы, в названии которых буква Я будет
обозначать 2 звука .
- На пути нам встречаются 2 летающие тарелки .
-Помогите найти картинку, которая бы подходила к схеме,
изображенной на них.
2 часть. Работа над материалом:
- Нашим гостям на Земле понравились фрукты, название которых
начинается на букву я. ( яблоки).
- Давайте соберем их. Для этого нужно вставить в слова пропущенные
буквы и записать слова в тетрадь)
- Пора садиться в летающую тарелку и отправляться в путь.
- Чтобы зайти, прочтем слова и составим предложения.
МАЛ – МЯЛ, РАД- РЯД, САД-СЯДЬ, ЗАВАЛ- ЗАВЯЛ
Какой гласный влияет на смягчение согласных?
Пальчиковая гимнастика
-Откроем замок…
Развитие слогового анализа и синтеза. Повторение словарных слов
- А вот и первое препятствие на нашем пути. Что это?
прдгнкгрштмавсфнгкртмдпзк
ааааааасааааааааааатааеааа
яяяяяяяяряяяяяяояяяяяяияяяяя
ааяяаяаядааяяаяааяяаяыаяаая
- Из первой строчки вычеркните все согласные буквы
-из 2 – вычеркните буквы А
-из 3 – все буквы Я
-из 4 – все буквы А и Я -Какое слово получилось?
Астероиды – небольшие небесные тела Солнечной системы ( куски
металла и камня) , которые двигаются по орбите вокруг Солнца.
-Их нужно срочно облететь! Составьте из слогов слова и зашифруйте их
в тетрадь.
( маяк, ящик)
Маяк, моряк, ящик
На доске яблоня.
На яблоках слова с
пропущенными
буквами
( пр_жа, м_со,
по_с, м_рка,
шл_па, _хта,
в_гоны, соб_ка,
лос_та, м_та,
_ртист )
-------------------------
«Замок». Цепочка,
Стульчик, Флажок
Отстучим ритм.
------------------------
На доске
астероиды:
( на обратной
стороне слова
разделены на
слоги- нужно
собрать, чтобы
получилось слово)
Попутно
вывешиваются
картинки со
словарными
словами--------------
------------------------
го-я- да …
в тетради _я_ __
_а_
(ни-зем-ка-ля, са-пас-жир, навт- кос-мо, я-ал-ле, рев-ня-де, мят-па-ник,
скур- эк- я – си, си- Рос –я)
- А теперь вспомните и назовите все слова, которые мы шифровали.
Добавление слогов до слова
ЛА-ЛЯ :
аку_,
Иг_, , пет_,
шка_,
вёс_
саб_,
Ко_,
мар_,
пу_,
Ал_,
цап_
зем_
ска_,
косу_
туф_
То_.
неде_
иг_
( На карточках) Пришелец не может справиться с заданием. Давайте
ему поможем.
- Найдите и подчеркните слова, в которых буква Я будет тоже
обозначать 2 звука.
( Слова на карточке: сегодня, ящерица, лисья , мячик, заяц, авария,
пятница, ящики, колья, Коля, потеря, месяц, армия, братья )
ящериц
а
сегодн
я
потеря
брать
я
мясо
лисья
армия
дядя
месяц
колья
заяц
Коля
ящик
мячик
пятниц
а
авария
Работа на уровне словосочетаний
Задание от инопланетян.
- Помогите Наку и Няку составить правильно словосочетания. Но
будьте внимательны, потому что поблизости находится пришелец
Чащак.
-Какое правило мы должны помнить? ( ЧА-ЩА ПИШИ с А)
Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания
прилагательных?
Сч__стлив___ лини__
Осенн___ одежд__
Пр__м___ семь__
Колюч___ соб__к__
Ведущ___ ткань
П__хуч___ р__бот__
Запись в тетрадь
( проверка в парах)
С мячом Логопед
кидает мяч и
говорит начало
слова – ребенок
договаривает слово
и возвращает мяч)
Вспомнить случаи,
когда буква Я
обозначает 2
звука.
Проверка
Пособие с
окончаниями
прилагательных
Какая? –ая, -яя
Гонч___ погод__
Р__боч___ дорог__
Т__жел___ гер__нь
Тонч__йш___ кр__с__виц_
Итог занятия:
- Вы сегодня замечательно работали на уроке!
Какие буквы мы с вами учились различать на письме?
Что дает буква –я -?
Когда она бывает хитрая?
Рефлексия:
- Закрасьте пришельца зеленым цветом, если вам было все понятно
Желтым – если у вас остались сомнения , когда пишется А а когда Я
Красным – если вам на занятии было трудно
ящериц
а
сегодн
я
потеря
братья
ящериц
а
сегодня
потеря
братья
мясо
лисья
армия
дядя
мясо
лисья
армия
дядя
месяц
колья
заяц
Коля
месяц
колья
заяц
Коля
ящик
мячик
пятниц
а
авария
ящик
мячик
пятниц
а
авария
ящериц
а
сегодн
я
потеря
братья
ящериц
а
сегодня
потеря
братья
мясо
лисья
армия
дядя
мясо
лисья
армия
дядя
месяц
колья
заяц
Коля
месяц
колья
заяц
Коля
ящик
мячик
пятниц
а
авария
ящик
мячик
пятниц
а
авария
ящериц
а
сегодн
я
потеря
братья
ящериц
а
сегодня
потеря
братья
мясо
лисья
армия
дядя
мясо
лисья
армия
дядя
месяц
колья
заяц
Коля
месяц
колья
заяц
Коля
ящик
мячик
пятниц
а
авария
ящик
мячик
пятниц
а
авария
ящериц
а
сегодн
я
потеря
братья
ящериц
а
сегодня
потеря
братья
мясо
лисья
армия
дядя
мясо
лисья
армия
дядя
месяц
колья
заяц
Коля
месяц
колья
заяц
Коля
ящик
мячик
пятниц
а
авария
ящик
мячик
пятниц
а
авария