Напоминание

"Времена года"


Автор: Славинская Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 109 "Воробушек"
Населённый пункт: города Брянска
Наименование материала: проект по формированию целостной картины мира
Тема: "Времена года"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект по формированию целостной картины мира «Времена

года»

для детей средней группы

Тип проекта: познавательно-творческий.

Задачи проекта:

познакомить детей с сезонными изменениями природы, с цветовой

гаммой, присущей тому или иному времени года;

научить

детей

отражать

в

рисунках

признаки

природы

в

разные

времена года, используя различные способы и средства изображения;

познакомить

с

нетрадиционными

техниками

рисования:

печать

листьями, кляксография, цветной и черно-белый граттаж, монотипия,

скатывание бумаги и др.;

формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру,

родной природе;

воспитывать

у

детей

эмоциональное,

положительное

отношение

к

природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Результаты детской продуктивной деятельности, планирующиеся в ходе

реализации проекта:

тематические выставки детских работ: “Осень золотая”, “Волшебница-

зима”, “Портрет весны”, “Ах! Лето”;

экспозиция детских работ на тему “Волшебные пальчики”;

изготовление альбома с детскими рисунками “Времена года”;

Последовательность разворачивания проекта

Октябрь–ноябрь

1-й блок. Вводная беседа с детьми на тему “Как природа рисует красками”,

рассматривание

иллюстраций

художников:

И. Шишкина,

И. Левитана,

И. Грабаря, К. Юона, К. Коровина, П. Трубецкого.

Цель: развивать

эстетическое

восприятие

детей,

формировать

навыки

эстетических

контактов

с

произведениями

искусства.

Обратить

внимание

детей,

какими

выразительными

средствами

пользовались

художники,

передавая

красоту

родной

природы.

Какие

цвета

были

использованы

художником.

2-й блок. Экскурсия в природу.

Цель: познакомить

с

разнообразием

осенних

красок.

Побуждать

в

детях

способность наслаждаться изяществом и многообразием форм, красок, звуков

окружающей их природы.

3-й

блок. Чтение

художественной

литературы,

стихов,

загадок,

примет.

Заучивание

стихотворений:

“Осень”

К.Д. Бальмонта,

“Скучная

картина”

А.Н. Плещеева,

“Листопад”

И.А. Бунина,

“Листопадничек”

И. Соколова-

Микитова, “Лес осенью” А. Твардовского.

Дидактические игры: “Времена года”, “Когда это бывает”, “Сложи картинку”,

“Такой листик, лети ко мне”.

Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность.

4-й

блок. Прослушивание

аудиозаписи

А.

Вивальди

“Осень”

из

цикла

“Времена года”. П. Чайковский: “Осенняя песня”, “Октябрь”.

5-й блок. Рассматривание гербария.

Цель: закрепить в памяти детей названия деревьев.

Дидактические игры: “С какого дерева листок”, “Не ошибись”, “К дереву

беги”.

6-й блок. Занятия по изобразительному искусству по теме “Осень золотая”.

“Волшебные

краски

осени”. Цель: познакомить

с

техникой

печатания

листьями.

“Грибочки

в

лукошке”,

“Дары

осени”. Цель: печать

сырой

картошкой.

– “Я шагаю по ковру из осенних листьев”. Цель: знакомить детей с техникой

"монотипия".

“Портрет

осени”. Цель: продолжать

знакомить

с

техникой

"цветной

граттаж".

“Ветка

рябины”. Цель: познакомить

детей

с

новой

техникой

печатания

косметическими ватными палочками.

7-й блок. Музыкальное развлечение “Праздник осени”.

Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе

осенью;

создать

эмоциональный

настрой:

радостный,

приподнятый;

формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.

Взаимодействие с семьей:

1.

Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.

2.

Помощь в организации и проведении экскурсии в природу.

Декабрь–февраль

1-й блок. Посещение выставки в музее города Моршанска

Цель: познакомить

детей

с

картинами

местных

художников.

Воспитывать

любовь к природе родного края.

2-й блок. Экскурсия в зимний сквер.

Цель: научить детей видеть красоту и мощь природы. Обратить внимание на

тихую грусть “засыпания” природы с наступлением зимы.

3-й блок. Знакомство с искусством – рассматривание “зимних” пейзажей.

Выставки-загадки.

Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о

жанре изобразительного искусства – пейзаже.

Игра “Времена года”, “Узнай по описанию”

Цель: развивать

внимание,

сообразительность.

Рассказ-загадка

о

разных

предметах и явлениях природы.

4-й

блок. Рассматривание

репродукций

картин

по

теме

“Зима”:

К.Юона

“Русская зима”, И. Шишкина “Сосна”, И. Грабаря “Февральская лазурь”.

Цель: обратить

внимание

детей,

какими

выразительными

средствами

пользовались

художники

для

более

яркой

передачи

зимнего

пейзажа.

Развивать

эстетическое

восприятие,

формировать

навыки

эстетических

контактов с произведениями искусства.

5-й блок. Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский “Декабрь – Святки”

“Времена года”. В. Шаинский “Снежинки”, А. Внукова “Если снег идет”.

Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.

Цель: учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в

придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять

предложения.

6-й

блок. Заучивание

стихотворений:

И.

Суриков

“Зима”,

А.

Федоров

“Мороз”, Л. Толстой “Декабрь”.

7-й блок. Занятия по изобразительному искусству по теме “Волшебница-

зима”.

“Мои

волшебные

снежинки”. Цель: упражнять

в

рисовании

(свеча

и

акварель).

“Первый

снег”,

“Зима

в

городе”. Цель: закрепить

умение

рисовать

п а л ь ч и к а м и ,

о т т и с к

п е ч а т к а м и .

– “Мое любимое дерево зимой”, “Птички на ветке”. Цель: закрепить навыки

рисования

гуашью,

сочетать

в

работе

скатывание

бумаги,

комканье

и

рисование.

– “Зимняя сказка”, “Я в волшебном лесу”. Цель: совершенствовать навыки в

экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в разных

нетрадиционных техниках. Развивать творчество, воображение.

Взаимодействие с семьей:

1.

Привлечь родителей к оформлению изостудии (изготовление картин из

тестопластики).

2.

Разучивание стихов с детьми о зиме.

3.

Экскурсия в картинную галерею города Норильска.

Март–май

1-й блок. Дидактическая игра “Времена года”.

Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности)

изменений

в

природе

весной,

летом,

зимой,

осенью

по

существенным

признакам.

2-й

блок. Приметы,

пословицы,

поговорки,

стихи

о

весне.

Разучивание

стихов

Ф.

Тютчев

“Весна”,

“Весенние

воды”,

С.

Есенин

“Черемуха”,

А.Майков “В мае”.

Цель: развивать связную речь, память; продолжать учить детей понимать

смысл пословиц, поговорок.

3-й блок. Рассматривание фотографий, открыток о весне.

Цель: показать

детям,

как

фотографы

передавали

неповторимость,

очарование этого времени года.

4-й блок. Беседа на тему “Весна”.

Цель: побуждать

детей

к

составлению

рассказа

об

этом

времени

года;

формировать

у

детей

эстетическое

отношение

к

природе,

умению

погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно,

полно, четко выстраивать композицию рассказа.

5-й

блок. Прослушивание

русской

народной

песни

“Кулик

весна”,

Н.

Любарский “Дождик”, П. Чайковский “Времена года”, В. Моцарт “Весенняя”.

6-й

блок. Оформить

альбом

с

иллюстрациями,

детскими

работами,

фотографиями, песнями, стихами, народными приметами на тему “Времена

года”.

7-й

блок. Занятия

по

изобразительному

искусству

“Ветка

с

первыми

листочками”, “Весенний букет”, “Березы весной”, “Цветущий сад”, “Грачи

прилетели”.

Цель: совершенствовать

умения

и

навыки

в

изобразительных

техниках,

развивать чувство композиции. Учить использовать необычные материалы

для создания выразительного образ.

Взаимодействие с семьей:

1.

Привлечь родителей к оформлению альбома “Времена года”.

2.

Изготовление информационного стенда для родителей.

3.

Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.

Июнь–август

1-й блок. Игра “Когда это бывает”.

Цель: закрепить основные приметы времен года.

Разучивание песен о лете.

2-й блок. Экскурсия в природу.

Цель: учить наблюдать за изменениями в погоде, уметь описывать погоду,

используя эпитеты, образные выражения.

3-й блок. Беседа “Как я отдыхал летом”.

Цель: побуждать

детей

к

составлению

рассказа

о

своем

отдыхе;

учить

отбирать нужные приметы лета.

4-й блок. Изготовление картин о лете из природного и бросового материала.

Цель: развивать художественный вкус, воображение.

5-й блок. Занятия по изобразительному искусству “Летнее настроение”, “На

реке Цна”, “Летом в деревне”, “Любимые цветы лета”.

Цель: познакомить

с

новой

техникой

рисования

мыльными

пузырями,

кляксографией.

Слушание

музыки:

А.

Вивальди

“Времена

года”,

Н.

Римский-Корсаков

“Полет шмеля”, С. Прокофьев “Полет шмеля”, Г. Свиридов “Дождик”.

6-й блок. Лето в народном календаре.

Цель: знакомить детей с народными приметами.

Дидактические

игры: “Отвечай

быстро”,

“Укрась

слово”,

“Кузовок”,

“Испорченный телефон”.

7-й блок. Развлечение “Круглый год”.

Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе;

создать

эмоциональный

настрой:

радостный,

приподнятый; формировать

эстетического вкуса и приобщение к миру прекрасного.

Взаимодействие с семьей:

1.

Посещение краеведческого музея.

2.

Изготовление атрибутов, костюмов к развлечению “Круглый год”.



В раздел образования