Автор: Славинская Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 109 "Воробушек"
Населённый пункт: города Брянска
Наименование материала: проект по формированию целостной картины мира
Тема: "Времена года"
Раздел: дошкольное образование
Проект по формированию целостной картины мира «Времена
года»
для детей средней группы
Тип проекта: познавательно-творческий.
Задачи проекта:
познакомить детей с сезонными изменениями природы, с цветовой
гаммой, присущей тому или иному времени года;
научить
детей
отражать
в
рисунках
признаки
природы
в
разные
времена года, используя различные способы и средства изображения;
познакомить
с
нетрадиционными
техниками
рисования:
печать
листьями, кляксография, цветной и черно-белый граттаж, монотипия,
скатывание бумаги и др.;
формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру,
родной природе;
воспитывать
у
детей
эмоциональное,
положительное
отношение
к
природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
Результаты детской продуктивной деятельности, планирующиеся в ходе
реализации проекта:
тематические выставки детских работ: “Осень золотая”, “Волшебница-
зима”, “Портрет весны”, “Ах! Лето”;
экспозиция детских работ на тему “Волшебные пальчики”;
изготовление альбома с детскими рисунками “Времена года”;
Последовательность разворачивания проекта
Октябрь–ноябрь
1-й блок. Вводная беседа с детьми на тему “Как природа рисует красками”,
рассматривание
иллюстраций
художников:
И. Шишкина,
И. Левитана,
И. Грабаря, К. Юона, К. Коровина, П. Трубецкого.
Цель: развивать
эстетическое
восприятие
детей,
формировать
навыки
эстетических
контактов
с
произведениями
искусства.
Обратить
внимание
детей,
какими
выразительными
средствами
пользовались
художники,
передавая
красоту
родной
природы.
Какие
цвета
были
использованы
художником.
2-й блок. Экскурсия в природу.
Цель: познакомить
с
разнообразием
осенних
красок.
Побуждать
в
детях
способность наслаждаться изяществом и многообразием форм, красок, звуков
окружающей их природы.
3-й
блок. Чтение
художественной
литературы,
стихов,
загадок,
примет.
Заучивание
стихотворений:
“Осень”
К.Д. Бальмонта,
“Скучная
картина”
А.Н. Плещеева,
“Листопад”
И.А. Бунина,
“Листопадничек”
И. Соколова-
Микитова, “Лес осенью” А. Твардовского.
Дидактические игры: “Времена года”, “Когда это бывает”, “Сложи картинку”,
“Такой листик, лети ко мне”.
Цель: формировать у детей смекалку, сообразительность.
4-й
блок. Прослушивание
аудиозаписи
А.
Вивальди
“Осень”
из
цикла
“Времена года”. П. Чайковский: “Осенняя песня”, “Октябрь”.
5-й блок. Рассматривание гербария.
Цель: закрепить в памяти детей названия деревьев.
Дидактические игры: “С какого дерева листок”, “Не ошибись”, “К дереву
беги”.
6-й блок. Занятия по изобразительному искусству по теме “Осень золотая”.
–
“Волшебные
краски
осени”. Цель: познакомить
с
техникой
печатания
листьями.
–
“Грибочки
в
лукошке”,
“Дары
осени”. Цель: печать
сырой
картошкой.
– “Я шагаю по ковру из осенних листьев”. Цель: знакомить детей с техникой
"монотипия".
–
“Портрет
осени”. Цель: продолжать
знакомить
с
техникой
"цветной
граттаж".
–
“Ветка
рябины”. Цель: познакомить
детей
с
новой
техникой
печатания
косметическими ватными палочками.
7-й блок. Музыкальное развлечение “Праздник осени”.
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе
осенью;
создать
эмоциональный
настрой:
радостный,
приподнятый;
формировать эстетический вкус и приобщение к миру прекрасного.
Взаимодействие с семьей:
1.
Привлечь родителей к изготовлению костюмов к развлечению.
2.
Помощь в организации и проведении экскурсии в природу.
Декабрь–февраль
1-й блок. Посещение выставки в музее города Моршанска
Цель: познакомить
детей
с
картинами
местных
художников.
Воспитывать
любовь к природе родного края.
2-й блок. Экскурсия в зимний сквер.
Цель: научить детей видеть красоту и мощь природы. Обратить внимание на
тихую грусть “засыпания” природы с наступлением зимы.
3-й блок. Знакомство с искусством – рассматривание “зимних” пейзажей.
Выставки-загадки.
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о
жанре изобразительного искусства – пейзаже.
Игра “Времена года”, “Узнай по описанию”
Цель: развивать
внимание,
сообразительность.
Рассказ-загадка
о
разных
предметах и явлениях природы.
4-й
блок. Рассматривание
репродукций
картин
по
теме
“Зима”:
К.Юона
“Русская зима”, И. Шишкина “Сосна”, И. Грабаря “Февральская лазурь”.
Цель: обратить
внимание
детей,
какими
выразительными
средствами
пользовались
художники
для
более
яркой
передачи
зимнего
пейзажа.
Развивать
эстетическое
восприятие,
формировать
навыки
эстетических
контактов с произведениями искусства.
5-й блок. Прослушивание аудиозаписи. П.Чайковский “Декабрь – Святки”
“Времена года”. В. Шаинский “Снежинки”, А. Внукова “Если снег идет”.
Стихи, пословицы, поговорки, приметы о зиме.
Цель: учить детей понимать смысл пословиц и народных примет, помочь в
придумывании своих. Развивать связную речь, умение грамотно составлять
предложения.
6-й
блок. Заучивание
стихотворений:
И.
Суриков
“Зима”,
А.
Федоров
“Мороз”, Л. Толстой “Декабрь”.
7-й блок. Занятия по изобразительному искусству по теме “Волшебница-
зима”.
–
“Мои
волшебные
снежинки”. Цель: упражнять
в
рисовании
(свеча
и
акварель).
–
“Первый
снег”,
“Зима
в
городе”. Цель: закрепить
умение
рисовать
п а л ь ч и к а м и ,
о т т и с к
п е ч а т к а м и .
– “Мое любимое дерево зимой”, “Птички на ветке”. Цель: закрепить навыки
рисования
гуашью,
сочетать
в
работе
скатывание
бумаги,
комканье
и
рисование.
– “Зимняя сказка”, “Я в волшебном лесу”. Цель: совершенствовать навыки в
экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в разных
нетрадиционных техниках. Развивать творчество, воображение.
Взаимодействие с семьей:
1.
Привлечь родителей к оформлению изостудии (изготовление картин из
тестопластики).
2.
Разучивание стихов с детьми о зиме.
3.
Экскурсия в картинную галерею города Норильска.
Март–май
1-й блок. Дидактическая игра “Времена года”.
Цель: закрепить представления детей о последовательности (цикличности)
изменений
в
природе
весной,
летом,
зимой,
осенью
по
существенным
признакам.
2-й
блок. Приметы,
пословицы,
поговорки,
стихи
о
весне.
Разучивание
стихов
Ф.
Тютчев
“Весна”,
“Весенние
воды”,
С.
Есенин
“Черемуха”,
А.Майков “В мае”.
Цель: развивать связную речь, память; продолжать учить детей понимать
смысл пословиц, поговорок.
3-й блок. Рассматривание фотографий, открыток о весне.
Цель: показать
детям,
как
фотографы
передавали
неповторимость,
очарование этого времени года.
4-й блок. Беседа на тему “Весна”.
Цель: побуждать
детей
к
составлению
рассказа
об
этом
времени
года;
формировать
у
детей
эстетическое
отношение
к
природе,
умению
погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно,
полно, четко выстраивать композицию рассказа.
5-й
блок. Прослушивание
русской
народной
песни
“Кулик
–
весна”,
Н.
Любарский “Дождик”, П. Чайковский “Времена года”, В. Моцарт “Весенняя”.
6-й
блок. Оформить
альбом
с
иллюстрациями,
детскими
работами,
фотографиями, песнями, стихами, народными приметами на тему “Времена
года”.
7-й
блок. Занятия
по
изобразительному
искусству
“Ветка
с
первыми
листочками”, “Весенний букет”, “Березы весной”, “Цветущий сад”, “Грачи
прилетели”.
Цель: совершенствовать
умения
и
навыки
в
изобразительных
техниках,
развивать чувство композиции. Учить использовать необычные материалы
для создания выразительного образ.
Взаимодействие с семьей:
1.
Привлечь родителей к оформлению альбома “Времена года”.
2.
Изготовление информационного стенда для родителей.
3.
Привлечь родителей к подбору бросового и природного материала.
Июнь–август
1-й блок. Игра “Когда это бывает”.
Цель: закрепить основные приметы времен года.
Разучивание песен о лете.
2-й блок. Экскурсия в природу.
Цель: учить наблюдать за изменениями в погоде, уметь описывать погоду,
используя эпитеты, образные выражения.
3-й блок. Беседа “Как я отдыхал летом”.
Цель: побуждать
детей
к
составлению
рассказа
о
своем
отдыхе;
учить
отбирать нужные приметы лета.
4-й блок. Изготовление картин о лете из природного и бросового материала.
Цель: развивать художественный вкус, воображение.
5-й блок. Занятия по изобразительному искусству “Летнее настроение”, “На
реке Цна”, “Летом в деревне”, “Любимые цветы лета”.
Цель: познакомить
с
новой
техникой
рисования
мыльными
пузырями,
кляксографией.
Слушание
музыки:
А.
Вивальди
“Времена
года”,
Н.
Римский-Корсаков
“Полет шмеля”, С. Прокофьев “Полет шмеля”, Г. Свиридов “Дождик”.
6-й блок. Лето в народном календаре.
Цель: знакомить детей с народными приметами.
Дидактические
игры: “Отвечай
быстро”,
“Укрась
слово”,
“Кузовок”,
“Испорченный телефон”.
7-й блок. Развлечение “Круглый год”.
Цель: закрепить знания о сезонных изменениях, происходящих в природе;
создать
эмоциональный
настрой:
радостный,
приподнятый; формировать
эстетического вкуса и приобщение к миру прекрасного.
Взаимодействие с семьей:
1.
Посещение краеведческого музея.
2.
Изготовление атрибутов, костюмов к развлечению “Круглый год”.