Автор: Овсянникова Инна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа" № 2129 ДП "Детство"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Подходы к развитию речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Подходы к развитию речи детей дошкольного возраста
Внимание к вопросам развития речи в своих трудах обращали еще древнегреческие философы -
Платон, Аристотель, Сократ .
Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский (1592-
1672). Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию - «Материнская
школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», в котором раскрыл задачи,
содержание и методику воспитания детей. Развитию речи в ней посвящается целая глава.
Коменский писал, что: «человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от
животного». Ум и язык человека следует развивать». До трех лет главное внимание Я.А.
Коменский уделяет правильному произношению, на четвертом, пятом и шестом годах - на основе
восприятия вещей - обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит.
В качестве средства развития речи Коменский предлагает использовать ритмические прибаутки,
стихи, обращать внимание детей на различия между простой речью и поэзией, рекомендует учить
понимать образную речь, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественные
рассказы, басни, сказки о животных. Дает круг предметов, с которыми следует знакомить детей в
соответствии с их возрастом. Коменский уделяет большое внимание наглядности,
последовательности и постепенности усложнения материала [15, с. 109].
Речевое развитие, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов: нужно
учить самим вещам, а не словам, их обозначающим. И.Г. Песталоцци (1746-1827) раскрыл
социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. Язык является
необъятным искусством, которым овладел человеческий род [8, с. 68].
В обучении языку он выдвинул три основные задачи:
обучение звуку, или средству развития органов речи;
обучение слову, или средств ознакомления с отдельными предметами;
обучение речи, или средству научиться ясно, выражаться о предметах.
Ф. Фребель (1782-1852) считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а предпосылкой
для его развития является богатство внутреннего мира малыша. Задачу воспитателя Фребель
видел в обогащении содержания жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок всё хорошо рассматривал,
а педагог давал ему необходимый словарь. Следует обозначать словарем не только сами
предметы, но и их свойства, качества, отношения предметов друг к другу. Развитие речи Фребель
тесно связывал с наблюдением и игрой [16, с. 126].
Особая роль в создании системы первоначального обучения отечественному языку принадлежит
К.Д. Ушинскому (1824-1870). В системе Ушинского можно выделить целый ряд вопросов,
характеризующих её именно как систему в современном понимании: роль родного языка в жизни
общества, в развитии и воспитании личности; его место в обучении; цели преподавания;
дидактические принципы; средства, методы и приемы обучения родному языку и развития речи.
Свои взгляды на обучение родному языку Ушинский реализовал в учебных книгах «Родное слово»
и Детский мир». И хотя основные труды адресованы начальной школе, методические идеи,
выдвинутые и обоснованные им, имеют большое значение для развития дошкольной педагогики.
В основу своей системы К.Д. Ушинский положил принцип народности. являющийся ключом к
пониманию его взглядов. Учение о родном языке занимает в ней центральное место .
Также Ушинский доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у
детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развития
речи на основе развития знаний и мышления. Он обратил внимание на психологические
особенности детей дошкольного возраста, указав на образную природу детского мышления, на
необходимость наглядности в работе с ними.
А.С. Симонович (1840-1933) составила словарь детской речи, написала работу «О детском языке».
Особенности речи детей учитывались ею в организации работы с детьми. С младшими детьми
практиковались рассматривание и рассказывание по картинкам, со старшими - чтение рассказов,
статеек, сопровождавшееся беседами .
Е.А. Аркин подчеркивал, что «культура речи, являясь одной из основных проблем воспитания в
ранние годы, представляет собой сложнейшую задачу, требующую от педагога для своего
правильного разрешения большого искусства и опыта» [7, с. 53]. Он приходит к выводу о
необходимости руководства развитием ребенка, определения его задач.
Одним из основных средств речевого развития, наряду с наблюдением окружающей жизни, была
признана художественная литература.
Е.И. Тихеева активно участвовала в разработке теории и практики на основе творческого
использования классического педагогического наследия, изучения опыта детских садов в России и
за рубежом, собственного педагогического опыта [31, с. 131]. Основное место в ее педагогической
деятельности заняли вопросы речевого развития детей. Она создала свою систему развития речи
детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания.
Теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляю следующие положения:
развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием.
речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей,
в процессе общения с взрослыми и сверстниками.
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей;
речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд
создают условия для самостоятельной деятельности в области языка;
руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и
первый год жизни;
обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого
развития дошкольников;
развитие речи связано со всеми педагогическим процессом детского сада.
Е.И.Тихеева [31, с. 131] определила основные задачи работы по развитию речи детей в детском
саду:
1)
развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха;
2)накопление содержания речи:
3)работа над формой речи, её структурой.
Наиболее полно ею разработаны и представлены виды детского рассказывания: рассказы по
заглавиям, по началу рассказа, по картинкам, из опыта и др.
Е.А. Флериной [34, с. 388] принадлежит заслуга разработки общих основ эстетического воспитания
дошкольников. Она обращает внимание на «правильное смысловое употребление слов и
пополнение словаря, развитие структуры речи», «чистое произношение», на использование
художественной литературы как метода речевого развития. Основными видами речевой работы с
детьми признаются разговор, беседа, рассказывание и художественное чтение. В более поздних
трудах говорится об игре и других средствах развития речи.
В «Руководстве для воспитателя детского сада» [16, с. 98] развитие речи детей впервые
выделяется в самостоятельный раздел. Главное внимание в Руководстве уделялось культуре
речевого общения, выразительности детской речи. В качестве основного средства решения задач
выдвигалось чтение и рассказывание детям.
В обобщении опыта работы воспитателей по родному языку заметную роль сыграла О.И.
Соловьева. На основе обобщения опыта и собственных исследований, она опубликовала
методическое пособие «Родной язык в детском саду», в котором охватываются разные стороны
речевого развития, раскрывается методика развития речи в возрастных группах [1, с. 202].
Соловьева очень много сделала для совершенствования работы детских садов по развитию речи
детей, а позднее, в 1956г., подготовила первое учебное пособие по методике для дошкольных
педучилищ, в котором освещается развитие всех сторон речи, впервые излагается методика
формирования грамматической стороны речи.
В связи с созданием объединенных дошкольных учреждений «ясли - сад» в конце 50-х гг. активно
исследуются и обсуждаются проблемы речевого развития детей раннего возраста. Значительный
вклад в изучение речи детей раннего возраста внесли Н.М. Щелованов, Ф.И. Фрадкина, Г.Л.
Розенгарт-Пупко, Н.М. Аксарина, Г.М. Лямина. Материалы исследований легли в основу
разработки единой программы воспитания и обучения в детском саду (1962).
Ф.А. Сохин (1929-1992) являлся знатоком детской речи, лингвистом и психологом. Он убедительно
доказал, что развитие детской речи имеет своё самостоятельное значение и не должно
рассматриваться только лишь как аспект ознакомления с окружающим миром. Исследования Ф.А.
Сохина, О.С. Ушаковой и их сотрудников, опиравшиеся на более глубокое понимание процесса
развития речи, сложившееся к началу 70-х гг., во многом изменили подход к содержанию и
методике развития речи детей. В центре внимания находятся вопросы развития семантики
детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и
речи [9, с. 12].
Выводы, полученные в этих исследованиях, имеют не только теоретическое, но и практическое
значение. На их основе были разработаны программы речевого развития детей, методические
пособия для воспитателей, отражающие комплексный подход к речевому развитию и
рассматривающие овладение речью как творческий процесс [2, с. 42].
Большое влияние на вопросы развития речи оказала Н.К. Крупская. Она считала речь основой
умственного воспитания. В духе традиционной отечественной и европейской педагогики
призывала развивать речь посредством живых наблюдений. Крупская неоднократно
подчеркивала роль книги в развитии детской речи. Язык книги должен быть прост, поскольку в
дошкольном возрасте ребенок легко запоминает сова и вводит их в свой лексикон.