Напоминание

"Подходы к развитию речи детей дошкольного возраста"


Автор: Овсянникова Инна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ "Школа" № 2129 ДП "Детство"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Подходы к развитию речи детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подходы к развитию речи детей дошкольного возраста

Внимание к вопросам развития речи в своих трудах обращали еще древнегреческие философы -

Платон, Аристотель, Сократ .

Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский (1592-

1672). Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию - «Материнская

школа, или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», в котором раскрыл задачи,

содержание и методику воспитания детей. Развитию речи в ней посвящается целая глава.

Коменский писал, что: «человеку от природы присущи разум и речь, этим он отличается от

животного». Ум и язык человека следует развивать». До трех лет главное внимание Я.А.

Коменский уделяет правильному произношению, на четвертом, пятом и шестом годах - на основе

восприятия вещей - обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит.

В качестве средства развития речи Коменский предлагает использовать ритмические прибаутки,

стихи, обращать внимание детей на различия между простой речью и поэзией, рекомендует учить

понимать образную речь, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественные

рассказы, басни, сказки о животных. Дает круг предметов, с которыми следует знакомить детей в

соответствии с их возрастом. Коменский уделяет большое внимание наглядности,

последовательности и постепенности усложнения материала [15, с. 109].

Речевое развитие, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов: нужно

учить самим вещам, а не словам, их обозначающим. И.Г. Песталоцци (1746-1827) раскрыл

социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. Язык является

необъятным искусством, которым овладел человеческий род [8, с. 68].

В обучении языку он выдвинул три основные задачи:

обучение звуку, или средству развития органов речи;

обучение слову, или средств ознакомления с отдельными предметами;

обучение речи, или средству научиться ясно, выражаться о предметах.

Ф. Фребель (1782-1852) считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а предпосылкой

для его развития является богатство внутреннего мира малыша. Задачу воспитателя Фребель

видел в обогащении содержания жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок всё хорошо рассматривал,

а педагог давал ему необходимый словарь. Следует обозначать словарем не только сами

предметы, но и их свойства, качества, отношения предметов друг к другу. Развитие речи Фребель

тесно связывал с наблюдением и игрой [16, с. 126].

Особая роль в создании системы первоначального обучения отечественному языку принадлежит

К.Д. Ушинскому (1824-1870). В системе Ушинского можно выделить целый ряд вопросов,

характеризующих её именно как систему в современном понимании: роль родного языка в жизни

общества, в развитии и воспитании личности; его место в обучении; цели преподавания;

дидактические принципы; средства, методы и приемы обучения родному языку и развития речи.

Свои взгляды на обучение родному языку Ушинский реализовал в учебных книгах «Родное слово»

и Детский мир». И хотя основные труды адресованы начальной школе, методические идеи,

выдвинутые и обоснованные им, имеют большое значение для развития дошкольной педагогики.

В основу своей системы К.Д. Ушинский положил принцип народности. являющийся ключом к

пониманию его взглядов. Учение о родном языке занимает в ней центральное место .

Также Ушинский доказал необходимость подготовительного обучения до школы, накопления у

детей знаний о предметах, их окружающих, совершенствования сенсорной культуры, развития

речи на основе развития знаний и мышления. Он обратил внимание на психологические

особенности детей дошкольного возраста, указав на образную природу детского мышления, на

необходимость наглядности в работе с ними.

А.С. Симонович (1840-1933) составила словарь детской речи, написала работу «О детском языке».

Особенности речи детей учитывались ею в организации работы с детьми. С младшими детьми

практиковались рассматривание и рассказывание по картинкам, со старшими - чтение рассказов,

статеек, сопровождавшееся беседами .

Е.А. Аркин подчеркивал, что «культура речи, являясь одной из основных проблем воспитания в

ранние годы, представляет собой сложнейшую задачу, требующую от педагога для своего

правильного разрешения большого искусства и опыта» [7, с. 53]. Он приходит к выводу о

необходимости руководства развитием ребенка, определения его задач.

Одним из основных средств речевого развития, наряду с наблюдением окружающей жизни, была

признана художественная литература.

Е.И. Тихеева активно участвовала в разработке теории и практики на основе творческого

использования классического педагогического наследия, изучения опыта детских садов в России и

за рубежом, собственного педагогического опыта [31, с. 131]. Основное место в ее педагогической

деятельности заняли вопросы речевого развития детей. Она создала свою систему развития речи

детей дошкольного возраста в условиях общественного дошкольного воспитания.

Теоретическую основу разработанной Тихеевой системы составляю следующие положения:

развитие речи осуществляется в единстве с умственным развитием.

речь детей развивается в социальной среде, при условии расширения социальных связей,

в процессе общения с взрослыми и сверстниками.

Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей;

речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд

создают условия для самостоятельной деятельности в области языка;

руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и

первый год жизни;

обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого

развития дошкольников;

развитие речи связано со всеми педагогическим процессом детского сада.

Е.И.Тихеева [31, с. 131] определила основные задачи работы по развитию речи детей в детском

саду:

1)

развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха;

2)накопление содержания речи:

3)работа над формой речи, её структурой.

Наиболее полно ею разработаны и представлены виды детского рассказывания: рассказы по

заглавиям, по началу рассказа, по картинкам, из опыта и др.

Е.А. Флериной [34, с. 388] принадлежит заслуга разработки общих основ эстетического воспитания

дошкольников. Она обращает внимание на «правильное смысловое употребление слов и

пополнение словаря, развитие структуры речи», «чистое произношение», на использование

художественной литературы как метода речевого развития. Основными видами речевой работы с

детьми признаются разговор, беседа, рассказывание и художественное чтение. В более поздних

трудах говорится об игре и других средствах развития речи.

В «Руководстве для воспитателя детского сада» [16, с. 98] развитие речи детей впервые

выделяется в самостоятельный раздел. Главное внимание в Руководстве уделялось культуре

речевого общения, выразительности детской речи. В качестве основного средства решения задач

выдвигалось чтение и рассказывание детям.

В обобщении опыта работы воспитателей по родному языку заметную роль сыграла О.И.

Соловьева. На основе обобщения опыта и собственных исследований, она опубликовала

методическое пособие «Родной язык в детском саду», в котором охватываются разные стороны

речевого развития, раскрывается методика развития речи в возрастных группах [1, с. 202].

Соловьева очень много сделала для совершенствования работы детских садов по развитию речи

детей, а позднее, в 1956г., подготовила первое учебное пособие по методике для дошкольных

педучилищ, в котором освещается развитие всех сторон речи, впервые излагается методика

формирования грамматической стороны речи.

В связи с созданием объединенных дошкольных учреждений «ясли - сад» в конце 50-х гг. активно

исследуются и обсуждаются проблемы речевого развития детей раннего возраста. Значительный

вклад в изучение речи детей раннего возраста внесли Н.М. Щелованов, Ф.И. Фрадкина, Г.Л.

Розенгарт-Пупко, Н.М. Аксарина, Г.М. Лямина. Материалы исследований легли в основу

разработки единой программы воспитания и обучения в детском саду (1962).

Ф.А. Сохин (1929-1992) являлся знатоком детской речи, лингвистом и психологом. Он убедительно

доказал, что развитие детской речи имеет своё самостоятельное значение и не должно

рассматриваться только лишь как аспект ознакомления с окружающим миром. Исследования Ф.А.

Сохина, О.С. Ушаковой и их сотрудников, опиравшиеся на более глубокое понимание процесса

развития речи, сложившееся к началу 70-х гг., во многом изменили подход к содержанию и

методике развития речи детей. В центре внимания находятся вопросы развития семантики

детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и

речи [9, с. 12].

Выводы, полученные в этих исследованиях, имеют не только теоретическое, но и практическое

значение. На их основе были разработаны программы речевого развития детей, методические

пособия для воспитателей, отражающие комплексный подход к речевому развитию и

рассматривающие овладение речью как творческий процесс [2, с. 42].

Большое влияние на вопросы развития речи оказала Н.К. Крупская. Она считала речь основой

умственного воспитания. В духе традиционной отечественной и европейской педагогики

призывала развивать речь посредством живых наблюдений. Крупская неоднократно

подчеркивала роль книги в развитии детской речи. Язык книги должен быть прост, поскольку в

дошкольном возрасте ребенок легко запоминает сова и вводит их в свой лексикон.



В раздел образования