Авторы: Черевашенко Евгения Васильевна, Доценко Татьяна Александровна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №8 "Зоряночка"
Населённый пункт: г.Ессентуки, Ставропольский рай
Наименование материала: Проект "Кем быть "
Тема: По программе работы инновационной площадки "Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями ближайшего социума как пропедевтика профориентации"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Кем быть»
по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых
в подготовительной к школе группе
(По программе работы ДОУ как инновационной площадки по теме «Ознакомление
детей дошкольного возраста с профессиями ближайшего социума как пропедевтика
профориентации»
Черевашенко Е.В., Доценко Т.А.
Воспитатели МБДОУ детского сада №8 «Зоряночка» Г.Ессентуки
2018г.
Вид проекта: групповой, информационно - практика
ориентированный
Продолжительность проекта:
долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный
руководитель.
Актуальность темы : Помните эти всем известные строчки С.Михалкова «А что у вас?» - это книжка не просто
случайный разговор мальчишек и девчонок во дворе в стихах, так в ненавязчивой форме С. Михалков знакомит детей с
профессиями. А ваши дети знают, кем вы работает? Знакомство с профессией одно из самых важных в жизни ребёнка.
Чем ближе предварительное знакомство с профессией, тем меньше возможность разочарования в будущем. Так именно
профессия во многом определит окружение, ценности, нормы, правила и образ жизни. Детский сад –первая ступень
подготовки будущих трудящихся. Мы проводим систематическую работу по ознакомлению детей с различными
профессиями. Возможность работы обусловлена факторами:
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет
формировать у дошкольников активный интерес к профессиям. Родители детей работают ан предприятиях нашего
города, а для детей старшего возраста естественен интерес к их работе.
Для реализации проекта была спланирована деятельность взрослых и детей.
Цель проекта :Формирование у дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к
труду и профессиональному миру.
Задачи:
1.Формировать интерес детей к профессиям взрослых, способствовать сплочению семьи ребёнка общими интересами к
одному делу.
2.Воспитывать ценностное отношение к профессиям их труда.
3.Реализовать творческую инициативу, способность самостоятельно себя реализовать в различных видах труда.
4. Развивать речь у детей, как средство общения: учить участвовать в познавательных беседах, связно отвечать на
вопросы, задавать их самостоятельно; расширять словарь за счет новой информации; уметь делиться впечатлениями друг
с другом и взрослым.
5.Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания
детей в вопросах нравственного воспитания через совместные мероприятия детей, родителей и педагогов.
Механизм реализации проекта: самообразование, работа с детьми, педагогами ДОУ, родителями
.
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
НОД: занятия, беседы; выставка детского творчества, игры, экскурсии, видео-экскурсии, конкурсы, макетирование
Рассматривание книг, альбомов, иллюстраций.
Мастер-класс «Моя мама-врач» ,(повар, швея, парикмахер, учитель шофёр и т.д.)
Презентация «Как появились профессии»
Детская игровая деятельность.
Выставка в книжном уголке.
Литературно-музыкальное развлечение «Калейдоскоп семейных профессий».
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Традиция «Гость группы»
Оформление папок-ширм, буклетов, консультаций.
Изготовление макетов, атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевых игр профессиональной направленности,
помощь в
создании коллекций, макетов, газет и альбомов «Кем быть?».
Оформление фотовыставки «Династии профессии родителей».
Оформление родительского уголка.
Организация выставки совместного творчества «Вернисаж».
Консультации для родителей.
Анкетирование.
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ:
1.Подборка методической литературы по теме проекта.
2.Методичсекий инструментарий: составление перспективно- тематического планирования, конспектов НОД,
развлечений, картотека игр.
3.Художественая литература.
4.Мастер-классы.
5. Квесты.
6.Разаработка интерактивных профориентационных игр, профориентационных центров в группе.
ОБОРУДОВАНИЕ И ПОПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Подборка художественной литературы, стихов, загадок.
Выставка персонажей стихов в книжном уголке.
Картотека игр.
Оформление профориентационного центра в группе.
Оформление сюжетно-ролевых игр.
Предполагаемый результат:
Сформированность у дошкольников интереса к профессиям.
Воспитание уважения к труду взрослых и результатам их деятельности.
Вовлечение родителей в педагогический процесс, повышение их активности.
Расширено образовательное пространство (пополнена предметно-пространственная среда - иллюстрации, атрибуты к
играм, прослеживается интеграция с другими видами детской деятельности).
Доступность: Проект может быть использован в образовательном процессе других дошкольных учреждений.
Степень распространённости:
Представление проекта в ДОУ на педагогическом совете.
Публикация материалов проекта на сайте ДОУ.
Презентация проекта на городском методическом объединении для руководителей экспериментальных площадок города
Ессентуки.
План работы
Образовательные
области.
Методы и
приёмы
Вид детской деятельности
Познание
Презентация
Беседы
Рассматрива
ние
иллюстраций
Квест-игра
Выставка
Просмотр
мультфильма
НОД: «Как появились профессии»
«Встречи с интересными людьми различных профессий». «Трудовые династии».
«Все профессии важны, все профессии нужны», «Кем быть?», «Есть много профессий
хороших и нужных»
Сюжетные картины о профессиях.
Экскурсии-наблюдения.
Видеоматериалы и фоторепортажи о профессиях и людях труда.
Рассматривание рисунков, фотографий о профессиях.
«Все работы хороши, выбирай на вкус».
Создание фотовыставки «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», «Семейные
реликвии».
Малышам
и дошкольникам:
«В
мире профессий»,
«Дядя
Стёпа»,
«Простоквашино»,
мультсериал
«Калейдоскоп
профессий»,
«Сказка
о
чудесном
докторе»,
«Старый
сапожник»,
«
Все профессии нужны,
все профессии важны"
(мультфильм-песенка
для
малышей).
Коммуникация
Решение
проблемной
ситуации
Рассуждение о том, какая по вашему мнению, самая важная профессия?
Что надо сделать, если…
Чтение
художественной
литературы
Конкурс чтецов
Стихотворение Б. Заходера «Строители», Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла»
рассказ Н. Носова «Милиционер».
Б.Житков «Что я видел?», Г. Брагиловская «Наши мамы, наши папы», В. Маяковский
«Кем быть?», С. Маршак «Почта», Тувим «Все для всех»,
С. Михалков «Моя улица»,
С. Баруздин «Страна, где мы живём».
Пословицы и поговорки о труде, скороговорки. «Без труда не вытащищь и рыбку из
пруда».
«Любишь кататься, люби и саночки возить»
Пословицы, поговорки, Загадки о профессиях.
«Карусель профессий»
Социализация
Дидактическ
ие игры:
«Знаю все профессии», «Кому, что нужно для работы?», «Кто с кем сотрудничает», «Кем
быть?», лото «Профессии», «Кто чем занимается», «От слова к слову», Кто больше знает
профессий»,
«Подскажи
словечко»
(«Добавлялки»
слова
в
рифму),
«Профессии»
-
составление рассказа по плану,
«Доскажи словечко
»
,
пазлы
«Профессии»,
«Профессии
героев литературных произведений».
Сюжетно-
ролевые
игры:
«Почта»,
«Путешествие», «Поликлиника», «Супермаркет», «Дом быта», «Строители»,
«Юные водители», «Пожарные», «Служба спасения» и др.
Театрализова
нные игры:
Инсценировка стихотворений.
Драматизаци
я- игра
Инсценировка произведений.
Трудовое
воспитание
Самообслуживание, хозяйственно бытовой,
дежурство по столовой и занятиям, труд в
природе, ручной труд.
Экскурсии
Экскурсия по детскому саду, в аптеку, магазин, библиотеку, школу, пожарную часть,
рынок микрорайона «Стекляшка», музей, ателье, салон красоты, на стройку, полицию и
др.
Физическая
культура
Физкультурн
ое занятие
«Ярмарка профессий»
Подвижные
игры:
Физкультмин
утка
Пальчиковые
гимнастики
Игра – эстафета: «Пожарные на ученье».«Летчики», «Мы не скажем, а
покажем», «Найди свой дом», «Вкусный обед»
«Повар», «Портниха», «Пилот», «Военные», «Парикмахер», «Кузнец», «Мы в профессии
играли».
«Повар», «Строители», «Инструменты», «Иголка, нитка, узелок», «Будем мы варить
компот»,
«Много есть профессий знатных»
Литературно-
музыкальное
развлечение
«Калейдоскоп семейных профессий».
Музыка
Прослушива
ние песен:
Песенки о профессиях для детей ( Водитель автобуса. Милицейские будни. Хорошо
быть пилотом. Игры м грузовичком». Повар. Продавец.)
Художественное
творчество
Лепка:
Аппликация
«Люди разных профессий», «Кондитерские угощения».
Коллективная Изготовление макета календаря профессий
Рисование:
Конструиров
ание:
НОД: «Профессии моих родителей».
Раскраски «Профессии».
Выставка совместных детских с родителями работ «Вернисаж»
Конкурс рисунков «Кем быть?»,
Игровой макет «Профессии в моем городе».
Литература:
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А.
Михайлова и др. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 - 528с.
2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М:
Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 стр
3. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов -Балашов: Изд-во
«Николаев», 2004.
4. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова - М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина, Издательство ГНОМ и Д, 2011.
6.Бутылкина Г. Все профессии нужны все профессии важны // Ребенок в детском саду. - 2004. - №1. - С. 64.
Интернет-ресурсы.