Напоминание

Родительское собрание "Игрушка как средство психического развития ребёнка в раннем и дошкольном возрасте"


Автор: Гречишникова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: статья
Тема: Родительское собрание "Игрушка как средство психического развития ребёнка в раннем и дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Родительское собрание “Игрушка как средство психического развития

ребёнка в раннем и дошкольном возрасте”

Цель: дать родителям знание о значении игрушки, её роли в игре ребёнка.

Задачи:

1.

Дать представление родителям о том, что такое игрушка;

2.

Показать значимость игрушки в жизни ребёнка;

3.

Познакомить с видами игрушек и предъявляемыми к ним

требованиями.

Предварительная работа: анкетирование родителей; беседа с детьми, с

целью выявления их игровых предпочтений; подготовка консультаций.

Оборудование: ноутбук, проектор , набор игрушек.

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на

родительском собрании “Игрушка как средство психического развития

ребёнка”.

В ходе собрания мы с вами выявим значимость игрушек в жизни ребёнка,

познакомимся с видами игрушек и анти игрушек, рассмотрим требования к

выбору игрушек.

Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек.

Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать

окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Как невозможно

представить ребёнка вне игры, так почти ни одна игра не обходится без

игрушек. Она помогает уточнять, осмысливать представления ребёнка об

окружающем и способствует развитию её сюжета. Игра, как самостоятельная

детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка.

Игрушка, в данном случае, выступают в качестве своеобразного эталона тех

предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с

которыми, надлежит ребёнку.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни

игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку.

Для годовалого ребёнка интересны и полезны будут пластмассовые

пирамидки из 3-4 колец разного цвета, мисочки разных размеров,

вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляции с этими

игрушками не только развивает интеллект малыша, но и доставляет

удовольствие и радость, когда у ребёнка что-то получается так же, как и у

взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.

Для 2-летних детей очень хороши: большой разноцветный мяч, который не

закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые

игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень

хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста

будет приучать ребёнка к самостоятельности, т.к. в них должны складываться

после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в

этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек

свой домик.

К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой

формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые

малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая

удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться

замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе

ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций,

что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с

проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок

выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает.

Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах ( большая кукла,

большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских

наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита,

мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности.

Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о

новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное

требование – “ бытовые игрушки” должны быть похожи на “оригинал” и быть

достаточно прочными.

К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности

ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся

ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные

предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой,

зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в

кукольной квартире. Именно в этом возрасте наибольшую пользу ребёнку

принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже

сделанные своими руками.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и

перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы

зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции

ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных

вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и

воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир

обогащается.

Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные

игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и

самолётов, красивым фломастерам и замечательной настольной игре,

разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Дети любят в

этом возрасте делать игрушки-подарки ( кухонные прихватки, салфетки,

украшения). Любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить и кому-то

подарить, должно приветствоваться родителями. Если они хотят развивать в

ребёнке трудолюбие. Усидчивость и желание что-то в жизни давать другим.

Игрушечные магазины уходят на второй план. А наибольший интерес у детей

вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительные

материалы, нитки и пуговицы. Ребёнок сам готовит себя к смене вида

деятельности и школьному обучению.

Виды игрушек

В современной педагогике более подробной классификацией игрушек,

принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является

классификация Е.А. Флёриной. В основе этой классификации лежат

различные аспекты психического и физического развития ребёнка:

1.

Игрушки моторно-спортивные – мяч, обруч, прыгалки, кегли, мозаика и

т.д. – способствуют развитию мелкой и крупной моторики, глазомера.

2.

Игрушки сюжетные – люди, животные, транспорт, мебель и пр. –

содействуют развитию творческой подражательной игре, через

которую ребёнок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный

опыт.

3.

Творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал,

конструкторы и пр. – развивает конструкторские способности и

изобретательство.

4.

Техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные

фотоаппараты, калейдоскопы и др. – развивает конструкторские

способности, расширяет технический кругозор.

5.

Настольные игры – способствуют развитию сообразительности,

внимания, знакомству с формой, цветом, величиной, усвоению

грамоты, счёта, а также организует детский коллектив в играх с

правилами.

6.

Весёлая игрушка – прыгающий зайчик, крякающая утка и др. –

воспитывает чувство юмора.

7.

Музыкальные игрушки – служат средством развития музыкального

слуха.

8.

Театральная игрушка – теневой театр, театр игрушек, марионеток –

подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают

детское художественное восприятие.

Ведущий:

- Каково на ваш взгляд значение детской игрушки?

Значение детской игрушки:

1.

Для общества игрушка – важнейший элемент культуры (“зеркало

культуры”).

2.

Для взрослого – важнейшая составная часть образовательной среды.

3.

Для ребёнка – источник радости, предмет для творчества,

психологическое средство овладения ребёнком предметного мира и

собственного поведения.

Функции игрушек:

1.

Познавательная ( игрушка позволяет исследовать мир).

2.

Креативная (игрушка способствует формированию творческих

способностей).

3.

Психо-терапевтическая (игрушка позволяет выражать и проживать свои

чувства).

4.

Коммуникативная (общение с игрушкой способствует формированию

внутреннего диалога и внутреннего мира; учит общению с другими

людьми).

5.

Становление образа “Я” ( игрушка способствует осознанию своих

возможностей; расширение сферы автономности и компетентности

ребёнка).

6.

Релаксационная.

Для того, чтобы игрушка выполняла перечисленные выше функции

необходимо очень внимательно относиться к её выбору.

Современные игрушки и антиигрушки для детей

Современные игрушки для детей представляют собой широкий ассортимент

товаров на любой возраст, вкус и кошелёк. В отличии от далёкого прошлого, в

нашей стране сейчас нет жёстких ограничений и нормативов на продажу

детских товаров, поэтому производители стараются продать всё, что имеет

спрос, а иногда – и искусственно этот спрос “подогреть”. Так среди детских

игрушек появляются и “анти игрушки”.

Антиигрушка

– игрушка, которая не отвечает духовно-нравственной

безопасности.

Некоторые примеры анти игрушек:

- игрушки-гермафродиты (куклы с внешностью девочек, но с первичными

половыми органами мальчиков), крайне разрушительны для детской

психики, внедрявшие в сознание детей сексуальные перверсии и иных

психофизические деструкции;

- игрушки, формирующие садистские наклонности, в частности, предлагается

“интерактивная игрушка” под названием “Бешеная курица”, в описании

которой производителем заявлено следующее: “ Курица машет крыльями и

двигает ножками; она отлично танцует под музыку; но если вы возьмёте её за

шею, она начинает издавать предсмертные стоны и попытается вырваться из

рук. Такое представление пропустить нельзя. А стоит её отпустить “Бешеную

курицу”, как она продолжит концерт, весело приплясывая и помахивая

крылышками под зажигательную музыку “;

- на рынке появились “игрушки” в форме микробов, вирусов, имитирующие

человеческие фекалии.

Требования и принципы экспертизы игрушки

Каждый взрослый, родитель и воспитатель, должен уметь выбирать игрушки

для детей, исходя из критериев:

1.

Медицинские и экологические требования: из чего сделана игрушка,

есть ли сертификат качества, прочно ли прикреплены мелкие детали.

2.

Педагогические требования: чему научит игрушка? Какие разовьёт

умения и навыки, творческие способности?

3.

Психологические требования: что несёт в себе игрушка? Какие чувства

пробудит у ребёнка?

4.

Эстетические требования: соответствует игрушка представлениям о

красоте, развивает она чувство прекрасного, гармонии?

5.

Духовно-нравственные требования: какие ценности транслирует

игрушка, способствует ли она формированию морального сознания,

совести, различия добра и зла, стремлению следовать нравственным

нормам?

Заключение:

Игрушка – способ детского развития, его атрибут и условие. Игрушке

принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и

игрушки окружают ребёнка, во многом зависит его интеллектуальное и

личностное развитие – способностей, воображения и творчества,

эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок.

Чем же должна быть игрушка для ребёнка? “Источником радости, мотивом

для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающейся

жизни”.

Рекомендуемая литература:

Смирнова Елена Во что играют дети? Игры и игрушки в зеркале психологии.



В раздел образования