Автор: Гречишникова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: статья
Тема: Родительское собрание "Игрушка как средство психического развития ребёнка в раннем и дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание “Игрушка как средство психического развития
ребёнка в раннем и дошкольном возрасте”
Цель: дать родителям знание о значении игрушки, её роли в игре ребёнка.
Задачи:
1.
Дать представление родителям о том, что такое игрушка;
2.
Показать значимость игрушки в жизни ребёнка;
3.
Познакомить с видами игрушек и предъявляемыми к ним
требованиями.
Предварительная работа: анкетирование родителей; беседа с детьми, с
целью выявления их игровых предпочтений; подготовка консультаций.
Оборудование: ноутбук, проектор , набор игрушек.
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на
родительском собрании “Игрушка как средство психического развития
ребёнка”.
В ходе собрания мы с вами выявим значимость игрушек в жизни ребёнка,
познакомимся с видами игрушек и анти игрушек, рассмотрим требования к
выбору игрушек.
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек.
Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать
окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Как невозможно
представить ребёнка вне игры, так почти ни одна игра не обходится без
игрушек. Она помогает уточнять, осмысливать представления ребёнка об
окружающем и способствует развитию её сюжета. Игра, как самостоятельная
детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка.
Игрушка, в данном случае, выступают в качестве своеобразного эталона тех
предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с
которыми, надлежит ребёнку.
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни
игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку.
Для годовалого ребёнка интересны и полезны будут пластмассовые
пирамидки из 3-4 колец разного цвета, мисочки разных размеров,
вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляции с этими
игрушками не только развивает интеллект малыша, но и доставляет
удовольствие и радость, когда у ребёнка что-то получается так же, как и у
взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.
Для 2-летних детей очень хороши: большой разноцветный мяч, который не
закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые
игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень
хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста
будет приучать ребёнка к самостоятельности, т.к. в них должны складываться
после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в
этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек
свой домик.
К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой
формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые
малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая
удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться
замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе
ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций,
что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с
проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок
выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает.
Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах ( большая кукла,
большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских
наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита,
мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности.
Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о
новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное
требование – “ бытовые игрушки” должны быть похожи на “оригинал” и быть
достаточно прочными.
К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности
ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся
ненужными, т.к. детская фантазия способна превратить конкретные
предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой,
зелёные листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в
кукольной квартире. Именно в этом возрасте наибольшую пользу ребёнку
принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже
сделанные своими руками.
К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и
перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы
зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции
ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных
вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и
воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир
обогащается.
Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные
игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и
самолётов, красивым фломастерам и замечательной настольной игре,
разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Дети любят в
этом возрасте делать игрушки-подарки ( кухонные прихватки, салфетки,
украшения). Любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить и кому-то
подарить, должно приветствоваться родителями. Если они хотят развивать в
ребёнке трудолюбие. Усидчивость и желание что-то в жизни давать другим.
Игрушечные магазины уходят на второй план. А наибольший интерес у детей
вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительные
материалы, нитки и пуговицы. Ребёнок сам готовит себя к смене вида
деятельности и школьному обучению.
Виды игрушек
В современной педагогике более подробной классификацией игрушек,
принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является
классификация Е.А. Флёриной. В основе этой классификации лежат
различные аспекты психического и физического развития ребёнка:
1.
Игрушки моторно-спортивные – мяч, обруч, прыгалки, кегли, мозаика и
т.д. – способствуют развитию мелкой и крупной моторики, глазомера.
2.
Игрушки сюжетные – люди, животные, транспорт, мебель и пр. –
содействуют развитию творческой подражательной игре, через
которую ребёнок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный
опыт.
3.
Творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал,
конструкторы и пр. – развивает конструкторские способности и
изобретательство.
4.
Техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные
фотоаппараты, калейдоскопы и др. – развивает конструкторские
способности, расширяет технический кругозор.
5.
Настольные игры – способствуют развитию сообразительности,
внимания, знакомству с формой, цветом, величиной, усвоению
грамоты, счёта, а также организует детский коллектив в играх с
правилами.
6.
Весёлая игрушка – прыгающий зайчик, крякающая утка и др. –
воспитывает чувство юмора.
7.
Музыкальные игрушки – служат средством развития музыкального
слуха.
8.
Театральная игрушка – теневой театр, театр игрушек, марионеток –
подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают
детское художественное восприятие.
Ведущий:
- Каково на ваш взгляд значение детской игрушки?
Значение детской игрушки:
1.
Для общества игрушка – важнейший элемент культуры (“зеркало
культуры”).
2.
Для взрослого – важнейшая составная часть образовательной среды.
3.
Для ребёнка – источник радости, предмет для творчества,
психологическое средство овладения ребёнком предметного мира и
собственного поведения.
Функции игрушек:
1.
Познавательная ( игрушка позволяет исследовать мир).
2.
Креативная (игрушка способствует формированию творческих
способностей).
3.
Психо-терапевтическая (игрушка позволяет выражать и проживать свои
чувства).
4.
Коммуникативная (общение с игрушкой способствует формированию
внутреннего диалога и внутреннего мира; учит общению с другими
людьми).
5.
Становление образа “Я” ( игрушка способствует осознанию своих
возможностей; расширение сферы автономности и компетентности
ребёнка).
6.
Релаксационная.
Для того, чтобы игрушка выполняла перечисленные выше функции
необходимо очень внимательно относиться к её выбору.
Современные игрушки и антиигрушки для детей
Современные игрушки для детей представляют собой широкий ассортимент
товаров на любой возраст, вкус и кошелёк. В отличии от далёкого прошлого, в
нашей стране сейчас нет жёстких ограничений и нормативов на продажу
детских товаров, поэтому производители стараются продать всё, что имеет
спрос, а иногда – и искусственно этот спрос “подогреть”. Так среди детских
игрушек появляются и “анти игрушки”.
Антиигрушка
– игрушка, которая не отвечает духовно-нравственной
безопасности.
Некоторые примеры анти игрушек:
- игрушки-гермафродиты (куклы с внешностью девочек, но с первичными
половыми органами мальчиков), крайне разрушительны для детской
психики, внедрявшие в сознание детей сексуальные перверсии и иных
психофизические деструкции;
- игрушки, формирующие садистские наклонности, в частности, предлагается
“интерактивная игрушка” под названием “Бешеная курица”, в описании
которой производителем заявлено следующее: “ Курица машет крыльями и
двигает ножками; она отлично танцует под музыку; но если вы возьмёте её за
шею, она начинает издавать предсмертные стоны и попытается вырваться из
рук. Такое представление пропустить нельзя. А стоит её отпустить “Бешеную
курицу”, как она продолжит концерт, весело приплясывая и помахивая
крылышками под зажигательную музыку “;
- на рынке появились “игрушки” в форме микробов, вирусов, имитирующие
человеческие фекалии.
Требования и принципы экспертизы игрушки
Каждый взрослый, родитель и воспитатель, должен уметь выбирать игрушки
для детей, исходя из критериев:
1.
Медицинские и экологические требования: из чего сделана игрушка,
есть ли сертификат качества, прочно ли прикреплены мелкие детали.
2.
Педагогические требования: чему научит игрушка? Какие разовьёт
умения и навыки, творческие способности?
3.
Психологические требования: что несёт в себе игрушка? Какие чувства
пробудит у ребёнка?
4.
Эстетические требования: соответствует игрушка представлениям о
красоте, развивает она чувство прекрасного, гармонии?
5.
Духовно-нравственные требования: какие ценности транслирует
игрушка, способствует ли она формированию морального сознания,
совести, различия добра и зла, стремлению следовать нравственным
нормам?
Заключение:
Игрушка – способ детского развития, его атрибут и условие. Игрушке
принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и
игрушки окружают ребёнка, во многом зависит его интеллектуальное и
личностное развитие – способностей, воображения и творчества,
эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок.
Чем же должна быть игрушка для ребёнка? “Источником радости, мотивом
для живой игры, объектом для проявления всех инстинктов развивающейся
жизни”.
Рекомендуемая литература:
Смирнова Елена Во что играют дети? Игры и игрушки в зеркале психологии.