Напоминание

"Активизация процесса музыкально-эстетического воспитания через творчество обучающегося"


Автор: Хоменко Лилия Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ РК"КУВКИЛИ"
Населённый пункт: г. Керчь Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация процесса музыкально-эстетического воспитания через творчество обучающегося"
Раздел: среднее образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КЕРЧЕНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ-КОМПЛЕКС-

ИНТЕРНАТ ЛИЦЕЙ ИСКУССТВ»

«

Активизация процесса музыкально-эстетического воспитания

через творчество обучающегося

»

учитель музыки:

первой квалификационной категории

Хоменко Лилия Владимировна

Керчь, 2018

1

Урок-это зеркало общей и

педагогической культуры учителя,

мерило его интеллектуального

богатства, показатель его

кругозора и эрудиции.

.В.А.Сухомлинский.

Актуальность

темы.

В

настоящее

время

в

обществе

происходят

бурные

изменения. Для того чтобы выжить в этой ситуации, человек должен активизировать

творческий потенциал, обнаружить свою неповторимость и уникальность. Поэтому на

современном этапе развития общества художественное образование и воспитание детей

становится жизненно необходимым.

Согласно

требованиям

ФГОС уроки

музыки

нацелены

на художественно-

эстетическое

воспитание

и развитие

творческого

потенциала

личности

средствами

музыкального искусства. Сегодня музыка занимает большое место в жизни человека.

Поэтому очень важно с раннего детства учить детей понимать музыкальное искусство,

переживать его глубокий смысл. В процессе музыкальной деятельности, можно раскрыть

чувства

во

всём

их

разнообразии.

Именно

уроки

музыки

способствуют

развитию

креативности

ребёнка,

активно

формируют

его

духовность

и

способность

к

самовыражению.

Как известно, творческая деятельность развивает и творческое мышление.

,,Развивая творческое мышление, учитель пробуждает и развивает духовные силы,

которые создают основу для развития творческой личности, базу, без которой мы придём к

духовному опустошению”. (К. Орф).

Целью

моей

работы

является:

активизация

процесса

музыкально-эстетического

воспитания через творчество обучающегося.

Развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:

1. Накопление впечатлений;

2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных,

речевых направлениях;

3.

Импровизации

двигательные,

речевые,

музыкальные,

иллюстративность

в

рисовании;

4.

Создание

собственных

композиций,

являющихся

отражением

какого-нибудь

художественного

впечатления:

литературного,

музыкального,

изобразительного,

пластического.

Преодоление этих этапов осуществляется при решении следующих задач:

1. Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры

учащихся,

развитие

фантазии,

воображения

при

восприятии

художественных

произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим миром;

2.

Выявление

художественно-творческих

устремлений

на

основе

проблемных,

поисковых

методов

обучения:

беседы,

игровой

импровизации,

диалога,

наблюдения,

сравнения, а также знаний соответствующего типа;

Активизация творческой деятельности, проблемность в обучении требует нового

подхода

к

построению

и

наполнению

урока

музыки.

Одним

из

ведущих

методов

преподавания

искусства

в

школе

должен

стать

метод

художественно-педагогической

драматургии (ХПД). Он предполагает разработанную на основе проблемного обучения и

законов

театральной

драматургии

систему

целенаправленных

действий

учителя,

организующих на уроке общение учащихся с произведением искусства и обеспечивающих

целостное восприятие произведения, используя силу его эмоционального воздействия для

развития

духовного

мира

школьника,

а

так

же

получения

знаний,

необходимых

для

2

восприятия

различных

видов

искусств.

(

Из

работы

Предтеченской

Л.

Метод

художественно-педагогической

драматургии

в

преподавании

курса

«Мировая

художественная культура»)

Метод ХПД имеет ряд основных и ситуативных принципов:

1. Художественное название урока, основанное на его содержании.

2.Эпиграф, являющийся нравственным стержнем урока.

3. Композиция урока – логический ряд изложения материала в развитии (по законам

драматургии).

Композиция урока:

Вступление: создание эмоционального тона урока.

Экспозиция: представление темы, постановка проблемы.

Разработка: завязка сюжета, взаимосвязь материала урока, его развитие.

Кульминация: эмоциональный пик урока, разрешение проблемы, итог действия.

Реприза: обобщение материала урока, итог действия.

Последействие:

с

чем

ушли

обучающиеся

с

урока?

Интеллектуальное,

эмоциональное состояние как основа самостоятельного действия, творчества.

Метод открывает путь общения: интерес – эмоция – мысль – формирование чувства

– действие.

Младшие школьники. Метод позволяет учесть психологические особенности детей

младшего

возраста,

такие

как

неустойчивость

внимания,

необходимость

смены

эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, моторная активность, склонность к

непосредственному

переживанию,

стремление

конкретизировать

музыкальные

впечатления,

потребность

к

самовыражению

в

самых

разнообразных

формах.

Эмоционально-выразительная

активность,

любознательность,

интерес

к

новому,

синтетичность восприятия позволяет каждому ребенку раскрыться в подобном сюжетном

уроке. Появляется также возможность разнообразить формы работы и виды музыкальной

деятельности, часто переключая внимание с одного задания на другое, быстро менять

сами задания, чередовать материал по уровню сложности, включать большое количество

двигательных упражнений.

Сюжет урока позволяет органично включить в него игру, что является одним из

главных средств познания для ребенка младшего школьного возраста. Можно применять

самые

различные

виды

игр:

развивающие,

обучающие,

закрепляющие

определенные

умения и навыки, сюжетно-ролевые и творческие. Именно эти игры включают ученика в

активный

процесс

познания

музыки,

позволяют

активизировать

эмоции,

внимание,

память, интеллект. Играя, ребенок переживает в действии воспринимаемое и изучаемое,

познает все изнутри, постигая и суть и терминологию.

Что лежит в основе построения сюжета урока? Очень часто – это придуманная

история.

Двигательные,

инструментальные,

интонационно-речевые

импровизации

и

различные

комбинации

из

них,

умело

направляемые

и

организуемые,

позволяют

практически решить один из вечных вопросов музыкальной педагогики – обучение и

воспитание через творчество.

Обучающиеся

среднего

звена. При

сохранении

задач

музыкального

воспитания,

реализуемых в начальной школе, в среднем звене школы музыкальная работа приобретает

в большей степени обучающую направленность. На новый уровень поднимается общение

учителя и учащихся по поводу прослушиваемых и исполняемых на уроке произведений –

это уже сотрудничество, совместный поиск решения учебно-художественных проблем,

при чутком отношении к вкусам, интересам и потребностям учащихся. Формирование

музыкальной культуры учащихся 5-7-х классов происходит в опоре на приобретенный ими

ранее музыкальный опыт, а также на совокупность учебных тем обобщающего, ключевого

характера.

Важнейшее

условие

формирования

музыкально-познавательных

интересов

обучающихся - это такая организация работы, при которой каждый из них “добывает” и

3

осмысливает музыкальные знания в посильном самостоятельном труде. С этой целью я не

сообщаю учащимся готового понятия. А ставлю перед ними задачу – самостоятельно

определить

это

понятие,

раскрыть

его

сущность.

Уроки

музыки

дают

ученикам

возможность

развивать

воображение,

формируют

художественную

интуицию,

высказывать свое собственное мнение.

Проблемная ситуация, предполагающая поисковую деятельность, успешно решается

в условиях групповой, коллективной работы, формирует умение сотрудничать с другими

членами классного коллектива.

Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Большое значение для

развития

поисковой

активности

имеет

познавательная

деятельность.

А

это

значит

потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции

радости,

интереса.

Интерес

способствует

появлению

творчества

и

инициативы

в

самостоятельном приобретении знаний.

А. Т. Шумилин, изучив механизмы и закономерности творчества, утверждает, что все

качества

личности,

необходимые

для

созидания,

успешно

развиваются

в

процессе

обучения и творческой деятельности, что каждому человеку доступны самые высокие

творческие достижения, которые обусловлены трудолюбием и обучением. Для этого лишь

необходимо

грамотное

руководство

со

стороны

педагога

и

знание

последним

физиологических

закономерностей

личности

ученика,

участвующего

в

творческом

процессе.

Составляющие творческого процесса. А. Т. Шумилин, изучив механизмы и

закономерности творчества, утверждает, что все качества личности, необходимые для

созидания, успешно развиваются в процессе обучения и творческой деятельности, что

каждому человеку доступны самые высокие творческие достижения, которые обусловлены

трудолюбием и обучением. Для этого лишь необходимо грамотное руководство со стороны

педагога

и

знание

последним

физиологических

закономерностей

личности

ученика,

участвующего в творческом процессе.

Составляющие творческого процесса:

цельность

восприятия

способность

воспринимать

художественный

образ

целиком, не дробя его;

• оригинальность мышления — способность субъективно воспринимать предметы и

явления

окружающего

мира

посредством

чувств,

через

личностное,

оригинальное

восприятие и материализовывать в определенных оригинальных образах;

• гибкость, вариативность мышления — способность переходить от одного предмета

к другому, далекому по содержанию (например, музыка и литература);

легкость

генерирования

идей

способность

легко,

в

короткий

промежуток

времени выдавать несколько разнообразных идей;

сближение

понятий

-

способность

находить

причинно-следственные

связи,

ассоциировать отдаленные понятия;

• способность запоминать, узнавать, воспроизводить информацию обеспечивается

индивидуальным объемом и надежностью памяти;

работа

подсознания

необходимое

условие

при

выдвижении

гипотез

и

генерировании идей, поэтому предвидение или интуиция - необходимая составляющая для

любого творческого процесса;

способность

к

открытию

-

это

установление

неизвестных

ранее,

объективно

существующих закономерностей предметов и явлений окружающего нас мира, вносящих

коренные изменения в уровень познания;

• способность к рефлексии — способность к оценочным действиям;

• воображение или фантазия - способность не только воспроизводить, но и создавать

образы или действия.

Итак, получилось 10 психофизиологических механизмов, составляющих творческий

процесс.

4

Далее все они будут рассмотрены подробнее, но, что более существенно, будут

приведены

творческие

приемы,

которые

в

известной

степени

условности

призваны

развивать именно свой механизм и при систематическом, последовательном применении

дадут гарантированную результативность.

Задача творческого развития школьников заключается в том, чтобы, с одной стороны,

целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятия любым видом

творчества, в данном случае музыкальным и художественным, способности учащихся:

оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость и т. д., а с

другой стороны - формировать потребность в творчестве и общении с искусством.

Необходимо, чтобы каждый ребенок не только смог научиться читать заложенный в

том или ином произведении искусства авторский замысел, включающий в себя отношение

автора к изображаемому, его чувства и мысли, но и смог свободно овладеть языком

искусства как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным

явлениям жизни.

Работа

по

раскрытию

и

активизации

творческих

возможностей

вплетается

в

обычный урок музыки, сочетается с пением, нотной грамотой, слушанием музыки и

другими формами.

Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому

развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление сделать что-то свое, новое,

лучшее.

Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его.

Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в

себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.

“Каждый,

кто

хоть

немного

ощутил

в

какой-либо

сфере

искусства

радость

творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой

сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает”. (Б. В.

Асафьев.)

Список литературы:

1.

Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования.- М.: Про-

свещение, 2008.- 335с.

2.

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта.- М.: ВЛА-

ДОС, 2000.- 336с.

3.

Государственные образовательные стандарты в системе общего образова-

ния. Теория и практика. / Под ред. В.С.Леднева, Н.Д. Никандрова, Н.В. Рыжакова.- М.,

2002.- 348с.

4.

Кабалевский Д.Б. О музыкально-эстетическом и нравственном воспитании

детей / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева Теория музыкального образования.- М.: «Акаде-

мия», 2004.- 247с

5.

Психология музыкальной деятельности: теория и практика / под ред. Г.М.-

Цыпина.- М.: «Академия», 2003.- 368с

6.

Раппорт С.Х. Книга по эстетике для музыкантов. – М.,1982. – 213с.

7.

Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя: Из опыта ра-

боты. – М.: Просвещение, 1991. – 158с.

5

6



В раздел образования