Автор: Хоменко Лилия Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ РК"КУВКИЛИ"
Населённый пункт: г. Керчь Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация процесса музыкально-эстетического воспитания через творчество обучающегося"
Раздел: среднее образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КЕРЧЕНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ-КОМПЛЕКС-
ИНТЕРНАТ ЛИЦЕЙ ИСКУССТВ»
«
Активизация процесса музыкально-эстетического воспитания
через творчество обучающегося
»
учитель музыки:
первой квалификационной категории
Хоменко Лилия Владимировна
Керчь, 2018
1
Урок-это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального
богатства, показатель его
кругозора и эрудиции.
.В.А.Сухомлинский.
Актуальность
темы.
В
настоящее
время
в
обществе
происходят
бурные
изменения. Для того чтобы выжить в этой ситуации, человек должен активизировать
творческий потенциал, обнаружить свою неповторимость и уникальность. Поэтому на
современном этапе развития общества художественное образование и воспитание детей
становится жизненно необходимым.
Согласно
требованиям
ФГОС уроки
музыки
нацелены
на художественно-
эстетическое
воспитание
и развитие
творческого
потенциала
личности
средствами
музыкального искусства. Сегодня музыка занимает большое место в жизни человека.
Поэтому очень важно с раннего детства учить детей понимать музыкальное искусство,
переживать его глубокий смысл. В процессе музыкальной деятельности, можно раскрыть
чувства
во
всём
их
разнообразии.
Именно
уроки
музыки
способствуют
развитию
креативности
ребёнка,
активно
формируют
его
духовность
и
способность
к
самовыражению.
Как известно, творческая деятельность развивает и творческое мышление.
,,Развивая творческое мышление, учитель пробуждает и развивает духовные силы,
которые создают основу для развития творческой личности, базу, без которой мы придём к
духовному опустошению”. (К. Орф).
Целью
моей
работы
является:
активизация
процесса
музыкально-эстетического
воспитания через творчество обучающегося.
Развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:
1. Накопление впечатлений;
2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных,
речевых направлениях;
3.
Импровизации
двигательные,
речевые,
музыкальные,
иллюстративность
в
рисовании;
4.
Создание
собственных
композиций,
являющихся
отражением
какого-нибудь
художественного
впечатления:
литературного,
музыкального,
изобразительного,
пластического.
Преодоление этих этапов осуществляется при решении следующих задач:
1. Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры
учащихся,
развитие
фантазии,
воображения
при
восприятии
художественных
произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим миром;
2.
Выявление
художественно-творческих
устремлений
на
основе
проблемных,
поисковых
методов
обучения:
беседы,
игровой
импровизации,
диалога,
наблюдения,
сравнения, а также знаний соответствующего типа;
Активизация творческой деятельности, проблемность в обучении требует нового
подхода
к
построению
и
наполнению
урока
музыки.
Одним
из
ведущих
методов
преподавания
искусства
в
школе
должен
стать
метод
художественно-педагогической
драматургии (ХПД). Он предполагает разработанную на основе проблемного обучения и
законов
театральной
драматургии
систему
целенаправленных
действий
учителя,
организующих на уроке общение учащихся с произведением искусства и обеспечивающих
целостное восприятие произведения, используя силу его эмоционального воздействия для
развития
духовного
мира
школьника,
а
так
же
получения
знаний,
необходимых
для
2
восприятия
различных
видов
искусств.
(
Из
работы
Предтеченской
Л.
Метод
художественно-педагогической
драматургии
в
преподавании
курса
«Мировая
художественная культура»)
Метод ХПД имеет ряд основных и ситуативных принципов:
1. Художественное название урока, основанное на его содержании.
2.Эпиграф, являющийся нравственным стержнем урока.
3. Композиция урока – логический ряд изложения материала в развитии (по законам
драматургии).
Композиция урока:
Вступление: создание эмоционального тона урока.
Экспозиция: представление темы, постановка проблемы.
Разработка: завязка сюжета, взаимосвязь материала урока, его развитие.
Кульминация: эмоциональный пик урока, разрешение проблемы, итог действия.
Реприза: обобщение материала урока, итог действия.
Последействие:
с
чем
ушли
обучающиеся
с
урока?
Интеллектуальное,
эмоциональное состояние как основа самостоятельного действия, творчества.
Метод открывает путь общения: интерес – эмоция – мысль – формирование чувства
– действие.
Младшие школьники. Метод позволяет учесть психологические особенности детей
младшего
возраста,
такие
как
неустойчивость
внимания,
необходимость
смены
эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, моторная активность, склонность к
непосредственному
переживанию,
стремление
конкретизировать
музыкальные
впечатления,
потребность
к
самовыражению
в
самых
разнообразных
формах.
Эмоционально-выразительная
активность,
любознательность,
интерес
к
новому,
синтетичность восприятия позволяет каждому ребенку раскрыться в подобном сюжетном
уроке. Появляется также возможность разнообразить формы работы и виды музыкальной
деятельности, часто переключая внимание с одного задания на другое, быстро менять
сами задания, чередовать материал по уровню сложности, включать большое количество
двигательных упражнений.
Сюжет урока позволяет органично включить в него игру, что является одним из
главных средств познания для ребенка младшего школьного возраста. Можно применять
самые
различные
виды
игр:
развивающие,
обучающие,
закрепляющие
определенные
умения и навыки, сюжетно-ролевые и творческие. Именно эти игры включают ученика в
активный
процесс
познания
музыки,
позволяют
активизировать
эмоции,
внимание,
память, интеллект. Играя, ребенок переживает в действии воспринимаемое и изучаемое,
познает все изнутри, постигая и суть и терминологию.
Что лежит в основе построения сюжета урока? Очень часто – это придуманная
история.
Двигательные,
инструментальные,
интонационно-речевые
импровизации
и
различные
комбинации
из
них,
умело
направляемые
и
организуемые,
позволяют
практически решить один из вечных вопросов музыкальной педагогики – обучение и
воспитание через творчество.
Обучающиеся
среднего
звена. При
сохранении
задач
музыкального
воспитания,
реализуемых в начальной школе, в среднем звене школы музыкальная работа приобретает
в большей степени обучающую направленность. На новый уровень поднимается общение
учителя и учащихся по поводу прослушиваемых и исполняемых на уроке произведений –
это уже сотрудничество, совместный поиск решения учебно-художественных проблем,
при чутком отношении к вкусам, интересам и потребностям учащихся. Формирование
музыкальной культуры учащихся 5-7-х классов происходит в опоре на приобретенный ими
ранее музыкальный опыт, а также на совокупность учебных тем обобщающего, ключевого
характера.
Важнейшее
условие
формирования
музыкально-познавательных
интересов
обучающихся - это такая организация работы, при которой каждый из них “добывает” и
3
осмысливает музыкальные знания в посильном самостоятельном труде. С этой целью я не
сообщаю учащимся готового понятия. А ставлю перед ними задачу – самостоятельно
определить
это
понятие,
раскрыть
его
сущность.
Уроки
музыки
дают
ученикам
возможность
развивать
воображение,
формируют
художественную
интуицию,
высказывать свое собственное мнение.
Проблемная ситуация, предполагающая поисковую деятельность, успешно решается
в условиях групповой, коллективной работы, формирует умение сотрудничать с другими
членами классного коллектива.
Такое обучение влияет на развитие гибкости мышления детей. Большое значение для
развития
поисковой
активности
имеет
познавательная
деятельность.
А
это
значит
потребность в новой информации, в новых впечатлениях, это положительные эмоции
радости,
интереса.
Интерес
способствует
появлению
творчества
и
инициативы
в
самостоятельном приобретении знаний.
А. Т. Шумилин, изучив механизмы и закономерности творчества, утверждает, что все
качества
личности,
необходимые
для
созидания,
успешно
развиваются
в
процессе
обучения и творческой деятельности, что каждому человеку доступны самые высокие
творческие достижения, которые обусловлены трудолюбием и обучением. Для этого лишь
необходимо
грамотное
руководство
со
стороны
педагога
и
знание
последним
физиологических
закономерностей
личности
ученика,
участвующего
в
творческом
процессе.
Составляющие творческого процесса. А. Т. Шумилин, изучив механизмы и
закономерности творчества, утверждает, что все качества личности, необходимые для
созидания, успешно развиваются в процессе обучения и творческой деятельности, что
каждому человеку доступны самые высокие творческие достижения, которые обусловлены
трудолюбием и обучением. Для этого лишь необходимо грамотное руководство со стороны
педагога
и
знание
последним
физиологических
закономерностей
личности
ученика,
участвующего в творческом процессе.
Составляющие творческого процесса:
•
цельность
восприятия
—
способность
воспринимать
художественный
образ
целиком, не дробя его;
• оригинальность мышления — способность субъективно воспринимать предметы и
явления
окружающего
мира
посредством
чувств,
через
личностное,
оригинальное
восприятие и материализовывать в определенных оригинальных образах;
• гибкость, вариативность мышления — способность переходить от одного предмета
к другому, далекому по содержанию (например, музыка и литература);
•
легкость
генерирования
идей
—
способность
легко,
в
короткий
промежуток
времени выдавать несколько разнообразных идей;
•
сближение
понятий
-
способность
находить
причинно-следственные
связи,
ассоциировать отдаленные понятия;
• способность запоминать, узнавать, воспроизводить информацию обеспечивается
индивидуальным объемом и надежностью памяти;
•
работа
подсознания
—
необходимое
условие
при
выдвижении
гипотез
и
генерировании идей, поэтому предвидение или интуиция - необходимая составляющая для
любого творческого процесса;
•
способность
к
открытию
-
это
установление
неизвестных
ранее,
объективно
существующих закономерностей предметов и явлений окружающего нас мира, вносящих
коренные изменения в уровень познания;
• способность к рефлексии — способность к оценочным действиям;
• воображение или фантазия - способность не только воспроизводить, но и создавать
образы или действия.
Итак, получилось 10 психофизиологических механизмов, составляющих творческий
процесс.
4
Далее все они будут рассмотрены подробнее, но, что более существенно, будут
приведены
творческие
приемы,
которые
в
известной
степени
условности
призваны
развивать именно свой механизм и при систематическом, последовательном применении
дадут гарантированную результативность.
Задача творческого развития школьников заключается в том, чтобы, с одной стороны,
целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятия любым видом
творчества, в данном случае музыкальным и художественным, способности учащихся:
оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость и т. д., а с
другой стороны - формировать потребность в творчестве и общении с искусством.
Необходимо, чтобы каждый ребенок не только смог научиться читать заложенный в
том или ином произведении искусства авторский замысел, включающий в себя отношение
автора к изображаемому, его чувства и мысли, но и смог свободно овладеть языком
искусства как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным
явлениям жизни.
Работа
по
раскрытию
и
активизации
творческих
возможностей
вплетается
в
обычный урок музыки, сочетается с пением, нотной грамотой, слушанием музыки и
другими формами.
Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому
развитию учащихся, т. е. вырабатывать в них стремление сделать что-то свое, новое,
лучшее.
Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его.
Радость собственного преодоления и успеха в труде способствует приобретению веры в
себя, уверенности в своих силах, воспитывает целостную, творческую личность.
“Каждый,
кто
хоть
немного
ощутил
в
какой-либо
сфере
искусства
радость
творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой
сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает”. (Б. В.
Асафьев.)
Список литературы:
1.
Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования.- М.: Про-
свещение, 2008.- 335с.
2.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта.- М.: ВЛА-
ДОС, 2000.- 336с.
3.
Государственные образовательные стандарты в системе общего образова-
ния. Теория и практика. / Под ред. В.С.Леднева, Н.Д. Никандрова, Н.В. Рыжакова.- М.,
2002.- 348с.
4.
Кабалевский Д.Б. О музыкально-эстетическом и нравственном воспитании
детей / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева Теория музыкального образования.- М.: «Акаде-
мия», 2004.- 247с
5.
Психология музыкальной деятельности: теория и практика / под ред. Г.М.-
Цыпина.- М.: «Академия», 2003.- 368с
6.
Раппорт С.Х. Книга по эстетике для музыкантов. – М.,1982. – 213с.
7.
Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя: Из опыта ра-
боты. – М.: Просвещение, 1991. – 158с.
5
6