Автор: Шестакова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад "Ёлочка"
Населённый пункт: г.Железногорска - Илимского, Иркутской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Квест - игра - современная игровая технология в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Квест-игра — современная игровая технология в ДОУ
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно,
а потому не только не следует этому мешать,
но нужно принимать меры к тому,
чтобы всегда у них было что делать».
Я.Коменский
Детство – это самый незабываемый отрезок жизни человека, когда он активно
познает окружающий мир. Всё, что нам удается изучить в детстве, становится
частью бесценного опыта, помогающего ориентироваться во взрослой жизни.
Мир
детства
–
это
мир
любопытнейших
приключений,
захватывающих
путешествий в неизведанные миры: дома и улицы, двор и детская площадка, люди и
профессии.
В
последние
годы
в
связи
с
реализацией
федерального
государственного
стандарта
в
дошкольном
образовании
произошли
существенные
изменения.
Воспитатели используют в своей деятельности современные технологии и методы
работы.
Главным
образом
изменился
подход
к
образовательной
деятельности
дошкольников.
Одним
из
ведущих
методов
при
проведении
образовательных
ситуаций, в том числе и в группе младшего дошкольного возраста, может быть квест
– игра.
«Квест» – это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по
точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой
деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку
или сюрприз-одобрение к выполнению следующего, что является эффективным
средством
повышения
двигательной
активности
и
мотивационной
готовности
к
познанию и исследованию.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и
саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной
познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Главное
преимущество квеста
в
том,
что
такая
форма
организации
образовательной
деятельности
ненавязчиво,
в игровом,
занимательном
виде
способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
С
помощью
такой
игры
можно
достичь
образовательных целей:
реализовать
проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить
имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Детские
игры-квесты —
эта
такая
форма
проведения
развлекательных
мероприятий,
которая
представляет
собой
комплекс
проблемных
задач,
поставленных с определенной целью. Такой праздник напоминает театрализацию:
составляется «приключенческий» сюжет
с
участием
популярных
среди
детей
сказочных
или
мультипликационных
героев.
Продумываются
декорации
и
материалы для заданий. Нередко квесты для детей проводятся на свежем воздухе.
Дошкольники
принимают
активное
участие
в
проце ссе
игры,
о н и
становятся «искателями», героями сказочных сюжетов.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
образовательные (участники
усваивают
новые
знания
и
закрепляют
имеющиеся);
развивающие
(в
процессе
игры
происходит
повышение
образовательной
мотивации,
развитие
творческих
способностей
и
индивидуальных
положительных психологических качеств, формирование исследовательских
навыков, самореализация детей);
воспитательные
(формируются
навыки
взаимодействия
со
сверстниками,
доброжелательность, взаимопомощь и другие).
При разработке и проведении квестов важно использовать следующие принципы:
1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть
спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий
таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5.
Использование
разных
видов
детской
деятельности
во
время
прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить 4 основных условия:
1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи,
которые связаны с риском для здоровья.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять
танцевать, если ребенок стеснителен.
4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Вариант квеста – поиск по запискам – мероприятие, требующее минимальной
подготовки и практически не нуждающееся в ведущем. В самом простом варианте
ребенок получает записку, указывающую на тайник, в тайнике другая записка с
адресом
следующего
тайника.
Переходя
от
одного
тайника
к
другому,
ребенок
достигает финальной сокровищницы. Аттракцион несложный, но, тем не менее,
неизменно пользующийся успехом. Идеально подходит для праздников без гостей и
частого использования.
Вот только как быть, если ребенок не умеет читать?
Есть
несколько
способов,
позволяющих
обойти
эту
проблему.
Например,
в
записке может содержаться план комнаты, на котором крестиком помечен очередной
тайник (но
научить
ребенка
искать
по
плану
нужно
заранее).
Так
же
можно
нарисовать
тайник,
вложить
его
фотографию
или
картинку
с
изображением
аналогичного объекта.
Варианты квестов:
1. Поиск по запискам.
2. Поиск по карте.
3. Поиск по подсказкам (картинкам, указателям).
Темы квестов могут быть самыми различными:
1. Поиск сокровищ (пиратские вечеринки, путешествие на необитаемый остров, в
поисках приключений).
2 . П о м о щ ь
г е р о я м
и л и
г е р о ю (сказки,
мультфильма,
ф и л ь м а ).
Например, «Помогите
Дед
Морозу
найти
посох», «Найдите
игрушки
для
ёлочки», «Поможем
Винни-Пуху
добыть
мёд», «Найдём
Кая
для
Герды», «По
дорогам Цветочного города с Незнайкой».
3.Познавательные (по
временам
года,
изучаем
и
закрепляем
животных,
растения,
птиц,
рыб).
Например, «Отправляемся
в
путешествие
к
Лесовичку», «Ищем
клад
в
подводном
царстве», «В
гостях
у
морского
царя», «Мастерград».
4. С многообразием опытов и экспериментов «Фокусы от Бима».
5. Литературные квесты (по произведениям автора, либо по произведениям на
конкретную
тему). «В
гостях
у
сказки», «Животные
в
сказках», «По
сказкам
Корнея Ивановича Чуковского».
6. Физкультурные праздники.
Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:
• загадки;
• ребусы;
• игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;
• пазлы;
• творческие задания;
• игры с песком; с водой;
• опыты, эксперименты;
• лабиринты;
• спортивные эстафеты.
Таким
образом,
для
дошкольников
эффективнее
организовывать
сюжетные,
красочные
детские квесты.
Сценарии
разрабатываются
с
учетом
поставленных
целей, количества участников и многих других факторов.
ВЫВОД:
Образовательная деятельность в формате квест - игры замечательно вписывается
в
концепцию,
заданную
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом дошкольного образования. Она становится отличной возможностью для
педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.
Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн,
помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения
поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное
с легкостью и заинтересованностью.