Автор: Поминова Вера Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 3"
Населённый пункт: Королев, Московская обл.
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Программа по литературе, 6 класс"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г.о. Королёв Московской области «Гимназия № 3»
«РАССМОТРЕНО»
«СОГЛАСОВАНО»
«УТВЕРЖДЕНО»
Руководитель
методического
объединения
_______ / Богданова Н.Н.
Протокол №__ от
«___»__________2018г.
Заместитель директора
по учебно-воспитательной
работе МБОУ
«Гимназия № 3»
________ / Васильева Н.Л.
«__»____________2018г
Директор МБОУ
«Гимназия № 3»
_____ / Бобылкина М.С.
Приказ № __ от
«__»__________2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литература»
для 6
класса "А"
Учитель Поминова Вера Васильевна
2018-2019 учебный год
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
(приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), с учётом Примерной
программы по учебному предмету «Литература», одобренной решением федерального учебно-
методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), на
основе
Основной
образовательной
программы
основного
общего
образования
МБОУ
«Гимназия
№3»
и
Программы
по
литературе
для
5-9
класса В.Я.Коровиной,
В.П.Журавлевой,
В.И.Коровина,
Н.В.Беляевой, обеспеченной УМК
под
редакцией
В.Я.Коровиной.
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
•
формирование
духовно
развитой
личности,
обладающей
гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием,
чувством патриотизма;
•
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых
для успешной социализации и самореализации личности;
•
постижение
обучающихся
вершинных
произведений
отечественной
и
мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства
слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи
искусства с жизнью, историзма;
•
поэтапное,
последовательное
формирование
умений
читать,
комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
•
овладение
возможными
алгоритмами
постижения
смыслов,
заложенных
в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного
текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
•
овладение
важнейшими
общеучебными
умениями
и
универсальными
учебными
действиями
(формулировать
цели
деятельности,
планировать
ее,
осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных
источников, включая Интернет, и др.);
•
использование
опыта
работы
с
произведениями
художественной
литературы
в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Задачи изучения предметного курса:
•
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее
месте в культуре страны и народа;
• помочь осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
•
помочь
освоить
теоретические
понятия,
которые
способствуют
более
глубокому
постижению конкретных художественных произведений;
•
помочь овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной
оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
• воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
• научить использовать литературу для повышения речевой культуры;
• совершенствовать устную и письменную речь.
II.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно
связан
с
предметом
«Русский
язык».
Русская
литература
является
одним
из
основных
источников
обогащения
речи
учащихся,
формирования
их
речевой
культуры
и
коммуникативных
навыков.
Изучения
языка
художественных
произведений
способствует
пониманию
учащимися
эстетической
функции
слова,
овладению
ими
стилистически
окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем,
что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения),
которая изучает это искусство.
Вторая ступень литературного образования (основная школа, 5-9 классы) охватывает три
возрастные
группы,
образовательный
и
психофизиологический
уровни
развития
которых
определяют основные виды учебной деятельности.
Курсы
литературы
в
5-8
классах
строятся
на
основе
сочетания
концентрического,
историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В 9 классе начинается
линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература
XVIII века – литература XIX века – обзор литературы XX века), который будет продолжен в
старшей школе. В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и
мировой истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте
развития
культуры,
общества
в
целом,
активно
привлекается
критическая,
мемуарная,
справочная
литература,
исторические
документы,
более
определённую
филологическую
направленность получает проектная деятельность учащихся.
Содержание
каждого
курса
включает
в
себя
произведения
русской
и
зарубежной
литературы,
поднимающие
вечные
проблемы
(добро,
зло,
жестокость,
сострадание,
великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни
писателя и читателя).
В каждом из курсов поднимается одна из ведущих проблем (5 класс – внимание к книге,
6 класс – характеры героев, 7 класс – отражение авторской позиции, изображение человека как
важнейшая проблема литературы; 8 класс – взаимосвязь литературы и истории; 9 класс –
начало курса на историко-литературной основе).
В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
Устное народное творчество
Древнерусская литература
Русская литература XVIII века
Русская литература XIX века
Русская литература XX века
Литература народов России
Зарубежная литература
Обзоры
Сведения по теории и истории литературы
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом,
дающим
учителю
возможность
развивать
интеллектуальные
способности
обучающихся,
формировать
их
ценностно-мировоззренческие
ориентиры,
которые
позволят
адекватно
воспринимать проблематику произведений отечественной классики. Приобщение к «вечным»
ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений
школьного литературного образования и способствует постановке его приоритетных целей:
•
воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и
внутреннем
обогащении,
расширении
культурного
кругозора
и
реализации
накопленного
духовного опыта в общественной практике;
•
формирование
гуманистического
мировоззрения,
базирующегося
на
понимании
ценности
человеческой
личности,
признании
за
нею
права
на
свободное
развитие
и
проявление ее творческих способностей;
•
формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в
обществе и в мире, активной жизненной позиции;
•
воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре,
уважения к истории и традициям других народов;
•
развитие
нравственно-эстетического
подхода
к
оценке
явлений
действительности,
стремления
к
красоте
человеческих
взаимоотношений,
высокие
образцы
которых
представлены в произведениях отечественной классики;
•
приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков,
необходимых
для
полноценного
усвоения
литературы
как
учебной
дисциплины
и
вида
искусства.
Ш.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации
предусматривает
обязательное
изучение
учебного
предмета
«Литература»
в
6
классе (35 учебных недели, 3 часа в неделю, 105 часа в год) на этапе основного общего
образования.
В рамках отведенного времени предусмотрены часы на внеклассное чтение и развитие
письменной речи обучающихся.
IV.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ЛИТЕРАТУРА»
Личностные результаты.
У ученика будут сформированы:
осознание российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности,
гуманистические,
демократические
и
традиционные
ценности
многонационального
российского
общества;
владение
языком,
культурой
своего
народа;
проявление
чувства
ответственности и долга перед Родиной;
ответственное
отношение
к
учению;
проявление
готовности
и
способности
к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
целостное восприятие мира, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной
практики,
учитывающее
социальное,
культурное,
языковое,
духовное
многообразие современного мира;
понимание определяющей роли литературы в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности;
способность анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства
окружающих,
строить
свои
взаимоотношения
с
их
учетом;
осознанно,
уважительно
и
доброжелательно
относиться
к
другому
человеку,
его
мнению,
мировоззрению,
культуре,
гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира;
проявление готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
способность владеть социальными нормами, правилами поведения, ролями и формами
социальной жизни в группах и сообществах;
способность проявлять нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и
ответственное отношение к собственным поступкам;
способность проявлять коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-
исследовательской, творческой деятельности;
способность проявлять основы экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
способность осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам семьи;
способность
проявлять
эстетическое
сознание
через
освоение
художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Ученик получит возможность для формирования:
способности проявлять готовность и способности к осознанному выбору и построению
индивидуальной
траектории
образования
на
базе
ориентировки
в
мире
профессий
и
профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
способности
участвовать
в
школьном
самоуправлении
и
общественной
жизни
в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
способности осознавать эстетическую ценность русской литературы;
способности оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; проявлять
моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного
выбора.
Метапредметные результаты (УУД)
Познавательные
Ученик научится:
осуществлять
поиск
нужного
иллюстративного
и
текстового
материала
в
дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
применять, знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебной литературе, для
решения учебных и познавательных задач;
строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений
разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей;
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных
признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с
использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
осуществлять сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно
выделенным основаниям (критериям);
строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
Регулятивные
Ученик научится:
самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учебе и познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия
в соответствии с изменяющейся ситуацией;
осуществлять контроль;
принимать решения в проблемных ситуациях;
оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно,
истинно, существенно, не существенно).
Ученик получит возможность научиться:
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения
учебных
и
познавательных задач;
владеть основами саморегуляции;
осуществлять познавательную рефлексию.
Коммуникативные
Ученик научится:
организовывать деловое сотрудничество; работать индивидуально и в группе (находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение);
оформлять
диалогическое
высказывание
в
соответствии
с
требованиями
речевого
этикета.
Ученик получит возможность научиться:
вступать в диалог;
в
процессе
коммуникации
достаточно
точно,
последовательно
и
полно
передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.
Предметные
Устное народное творчество
Ученик научится:
осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;
различать
фольклорные
и
литературные
произведения;
обращаться
к
пословицам,
поговоркам,
фольклорным
образам,
традиционным
фольклорным
приемам
в
различных
ситуациях
речевого
общения;
сопоставлять
фольклорную
сказку
и
ее
интерпретацию
средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений
о
нравственном
идеале
своего
и
русского
народов,
формирования
представлений о русском национальном характере;
видеть необычное в обычном; устанавливать неочевидные связи между предметами,
явлениями, действиями.
Ученик получит возможность научиться:
сравнивая
произведения
героического
эпоса
разных
народов,
определять
черты
национального характера;
выбирать
произведения
устного
народного
творчества
разных
народов
для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Древнерусская литература. Из русской литературы XVIII в.
Из русской литературы XIX–XX вв.
Из литературы народов России. Зарубежная литература
Ученик научится:
осознанно
воспринимать
художественное
произведение
в
единстве
формы
и
содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
интерпретировать прочитанное; устанавливать поле читательских ассоциаций; отбирать
произведения для чтения;
воспринимать
художественный
текст
как
произведение
искусства,
послание
автора
читателю, современнику и потомку;
определять
для
себя
актуальную
и
перспективную
цели
чтения
художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и
на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в
диалог с другими читателями.
Ученик получит возможность научиться:
выбирать
путь
анализа
произведения,
адекватный
жанрово-родовой
природе
художественного текста;
дифференцировать
элементы
поэтики
художественного
текста,
видеть
их
художественную и смысловую функцию;
сопоставлять
«чужие»
тексты
интерпретирующего
характера,
аргументировано
оценивать их;
оценивать
интерпретацию
художественного
текста,
созданную
средствами
других
искусств;
вести
самостоятельную
проектно-исследовательскую
деятельность
и
оформлять
ее
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
V.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
6 КЛАСС
ВВЕДЕНИЕ
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к
герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки,
веснянки,
масленичные,
летние
и
осенние
обрядовые
песни.
Эстетическое
значение
календарного обрядового фольклора.
Пословицы
и
поговорки.
Загадки.
Загадки
–
малые
жанры
устного
народного
творчества.
Народная
мудрость.
Краткость
и
простота,
меткость
и
выразительность.
Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность
загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры
фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество».
Развитие
речи.
Письменный
ответ
на
проблемный
вопрос.
Устное
рецензирование
выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись.
Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма,
ума, находчивости).
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Развитие речи. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные
ответы на вопросы.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве
баснописца.
«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над
ленью и хвастовством.
Особенности литературного языка XVIII столетия.
Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
Развитие речи. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного
чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя-баснописца. Самообразование поэта.
«Листы и корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и
народа
в
достижении
общественного
блага.
Басня
«Ларчик»
-
пример
критики
мнимого
«механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение
невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Проект.
Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
Контрольная работа № 2 по теме «Басня».
Развитие
речи.
Выразительное
чтение
наизусть
басен
И.А.
Крылова.
Устное
рецензирование
выразительного
чтения.
Характеристика
героев
басни.
Участие
в
коллективном диалоге.
Александр Сергеевич Пушкин
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Лицейские годы.
«Узник».
Вольнолюбивые
устремления
поэта.
Народно-поэтический
колорит
стихотворения.
«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни.
Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения.
Интонация как средство выражения поэтической идеи.
«И.И.
Пущину».
Светлое
чувство
дружбы
–
помощь
в
суровых
испытаниях.
Художественные особенности стихотворного послания.
«Повести
покойного
Ивана
Петровича
Белкина».
Книга
(цикл)
повестей.
Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
«Барышня-крестьянка».
Сюжет
и
герои
повести.
Приём
антитезы
в
сюжетной
организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль
случая в композиции повести. (Для внеклассного чтения).
«Дубровский».
Изображение
русского
барства.
Дубровский-старший
и
Троекуров.
Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян.
Осуждение
произвола
и
деспотизма,
защита
чести,
независимости
личности.
романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Проект.
Теория
литературы.
Эпитет,
метафора,
композиция
(развитие
понятий).
стихотворное послание (начальное представление).
Контрольная работа № 3 по повести А.С. Пушкина «Дубровский».
Развитие
речи.
Выразительное
чтение
стихотворений.
Устное
рецензирование
выразительного чтения. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
Составление
плана
анализа
стихотворения.
Выразительное
чтение
фрагментов
прозы.
Составление письменного ответа на проблемный вопрос.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы.
«Тучи». Чувство
одиночества
и
тоски,
любовь
поэта-изгнанника
к
оставляемой
им
Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
«Листок»,
«На
севере
диком…»,
«Утёс»,
«Три
пальмы».Тема
красоты,
гармонии
человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль,
амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальное представление).
Контрольная работа № 4 по стихотворениям М.Ю. Лермонтова.
Р.Р. Выразительное чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова.
Иван Сергеевич Тургенев
Краткий рассказ о писателе.
«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы
мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин
природы в рассказе.
Федор Иванович Тютчев
Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных,
переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта.
Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья»
— символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су-
деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет
Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять
незримые
усилья...»,
«Еще
майская
ночь»,
«Учись
у
них —
у д у б а ,
у
березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас ного.
Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм.
Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие
тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра -
зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в
пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Николай Алексеевич Некрасов
Краткий рассказ о жизни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис-
та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в
исторической поэме.
«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и
материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое образие
композиции
стихотворения.
Роль
пейзажа.
Значение
эпиграфа.
Сочетание
реальных
и
фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа
(начальные представления).
Николай Семенович Лесков
Краткий рассказ о писателе.
«Левша». Гордость
писателя
за
народ,
его
трудолюбие,
талантливость,
патриотизм.
Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками.
Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной
этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония
(начальные представления).
Антон Павлович Чехов
Краткий рассказ о писателе.
«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация.
Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА
Я.
Полонский. «По
горам
две
хмурых
тучи...»,
«Посмотри,
какая
мгла...»; Е.
Баратынский. «Весна,
весна!
Как
воздух
чист...»,
«Чудный
град...»; А.
Толстой. «Где
гнутся над нутом лозы...».
Выражение
переживаний
и
мироощущения
в
стихотворениях
о
родной
природе.
Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
Теория литературы. Лирика как род литературы, развитие представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Александр Иванович Куприн
Краткий рассказ о писателе.
«Чудесный доктор». Реальная основа рассказа. Композиция. Образ главного героя в
рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». Тема служения людям.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного
произведения
(начальное
представление).
Проблематика
произведения
(начальное
представление).
Александр Степанович Грин
Краткий рассказ о писателе.
«Алые
паруса». Жестокая
реальность
и
романтическая
мечта
в
повести.
Душевная
чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Андрей Платонович Платонов
Краткий рассказ о писателе.
«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.
Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...».
Д.С.Самойлов. «Сороковые».
Стихотворения,
рассказывающие
о
солдатских
буднях,
пробуждающие
чувство
скорбной
памяти
о
павших
на
полях
сражений
и
обостряющие
чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Виктор Петрович Астафьев
Краткий рассказ о писателе.
«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные
годы.
Нравственные
проблемы
рассказа
—
честность,
доброта,
понятие
долга.
Юмор
в
рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна),
особенности использования народной речи.
Теория литературы. Речевая характеристика героя.
Валентин Григорьевич Распутин
Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей
военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства,
свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.
Теория
литературы.
Рассказ,
сюжет
(развитие
понятий).
Герой-повествователь
(развитие понятия).
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ
Василий Макарович Шукшин
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
Рассказы «Чудик»
и «Критики».
Особенности
шукшинских
героев-«чудиков»,
правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости.
Образ «странного» героя в литературе.
Фазиль Искандер
Краткий
рассказ
о
писателе «Тринадцатый
подвиг
Геракла». Влияние
учителя
на
формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.
Теория
литературы.
Рассказ.
Сюжет
(развитие
понятий).
Герой-повествователь
(развитие понятий).
Рр Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь
и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство
радости
и
печали,
любви
к
родной
природе
родине
в
стихотворных
произведениях
поэтов
XX
век
Связь
ритмики
и
мелодики
стиха
с
эмоциональным
состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов
Краткий рассказ о поэте.
«Звезда
полей»,
«Листья
осенние»,
«В
горнице». Тема
Родины
в
поэзии
Рубцова.
Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).
Рр
Выразительное
чтение
стихотворений.
Устное
рецензирование
выразительного
чтения. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Габдулла Тукай «Родная деревня», «Книга»
Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта.
Любовь к малой родине, верность обычаям своей семье, традициям своего народа. Книга
в жизни человека. Книга – «отрада из отрад», путеводная звезда, «бесстрашное сердце»,
«радостная душа».
Кайсын Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой
народ…».
Краткий рассказ о жизни и творчестве балкарского поэта.
Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные
поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия
народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт – вечный должник своего
народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя
Авгия», «Яблоки Гесперид».
Геродот. «Легенда об Арионе».
Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер. Краткий рассказ о Гомере.
«Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги
в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного.
Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и
отец.
На
острове
циклопов.
Полифем.
«Одиссея»
—
песня
о
героических
подвигах,
мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Мигель де Сервантес
Краткий рассказ о писателе.
Роман «Дон
Кихот».
Проблема
ложных
и
истинных
идеалов.
Герой,
создавший
воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от
искусственных ценностей и приобщение к истинному народному пониманию правды жизни.
Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для
внеклассного чтения).
Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер
Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь
как
благородство
и
своевольный,
бесчеловечный
каприз.
Рыцарь
—
герой,
отвергающий
награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарские баллады (начальные представления).
Проспер Мериме
Рассказ о писателе.
Новелла «Маттео
Фальконе». Изображение
дикой
природы.
Превосходство
естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее
порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Джек Лондон
Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу,
заботиться
о
старших.
Уважение
взрослых.
Характер
мальчика
–
смелость,
мужество,
изобретательность,
чувство
собственного
достоинства
–
опора
в
трудных
жизненных
обстоятельствах. Мастерство писателя в изображении жизни северного народа.
Антуан де Сент-Экзюпери
Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта
о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая
ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).
Теория литературы. Притча (начальные представления).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД
Произведения для заучивания наизусть
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
VI.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.
Рабочие
программы.
Литература.
5–9
классы.
Предметная
линия
учебников
под
редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013.
2.
Коровина В. Я. Литература. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на
электрон. носителе : в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М.:
Просвещение, 2015.
3.
Беляева Н. В. Литература: 5–9 классы: проверочные работы: пособие для учителей
общеобразоват. учреждений / Н. В. Беляева. – М.: Просвещение, 2010.
VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
Содержание
Кол-во часов
Введение.
1
Устное народное творчество.
4
Из древнерусской литературы.
2
Из русской литературы ХVIII века
4
Из русской литературы XIX века.
53
Из русской литературы XX века.
24
Из литературы народов России
2
Зарубежная литература.
11
Повторение пройденного.
1
Резервные уроки.
3
Всего часов
105
VIII.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ЛИТЕРАТУРА. 6 КЛАСС
№п/п
Тема урока/тип урока
План
Факт
1.
Художественное произведение. Содержание и форма.
Урок-беседа.
2.
Обрядовый фольклор.
Урок -беседа
3.
Пословицы и поговорки.
Р.Р. Урок-исследование.
4.
Загадки.
Урок-игра.
5.
Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».
К.Р. Урок контроля.
6.
Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Из
«Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе».
Урок-беседа.
7.
Из «Повести временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Развитие
представлений о русских летописях.
Урок-беседа.
8.
Русские басни. И.И. Дмитриев. «Муха». Противопоставление труда и
безделья.
Урок -исследование
9.
Басни И.А. Крылова «Листы и корни», «Ларчик».
Урок-исследование.
10.
Басня И.А. Крылова «Осёл и Соловей», «Ларчик». Комическое изображение
невежественного судьи. Проект.
Р.Р. Урок-проект.
11.
Проектная работа по теме «Басни». Афиша к басне. Инсценировка.
К.Р. Урок-проект
12.
А.С. Пушкин.
«И.И. Пущину». Светлое чувство товарищества и дружбы в стихотворении.
Урок-исслдование
13.
А.С. Пушкин. «Узник».
Вольнолюбивые устремления поэта.
Урок «открытия» нового знания.
14.
А.С. Пушкин. «Зимнее утро».
Мотивы единства красоты человека и природы.
Урок-исследование.
15.
А.С. Пушкин. «Зимняя дорога». Тема дороги в лирике Пушкина.
Урок-исследование.
16.
Лирика А.С. Пушкина. Двусложные размеры стиха.
Р.Р. Урок-практика.
17.
А.С. Пушкин. «Дубровский». Изображение русского барства в повести.
Урок-беседа.
18.
Дубровский-старший и Троекуров в повести А.С. Пушкина «Дубровский».
Урок-исследование
19.
Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости в
повести А.С. Пушкина.
Р.Р. Урок-беседа.
20.
Бунт крестьян в повести А.С. Пушкина «Дубровский».
Р.Р. Урок -беседа.
21.
Осуждение произвола и деспотизма в повести А.С. Пушкина «Дубровский».
Урок-беседа.
22.
Защита чести, независимости личности в повести А.С. Пушкина
«Дубровский».
Урок-исследование.
23.
Романтическая история любви Владимира и Маши в повести А.С. Пушкина
«Дубровский».
Р.Р. Урок-беседа.
24.
Авторское отношение к героям повести «Дубровский»
Урок-исследование.
25.
Композиция повести. Подготовка к сочинению по повести А.С. Пушкина
«Дубровский».
К.Р. Урок-практика.
26.
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
Урок рефлексии.
27.
А.С. Пушкин. Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»:
«Барышня-крестьянка».
Урок-беседа.
28.
«Барышня-крестьянка». Образ автора-повествователя.
Р.Р. Урок-исследование.
29.
М.Ю.Лермонтов. Нарушение красоты и гармонии человека с миром в
стихотворении «Три пальмы»
Р.Р. Урок-исследование.
30.
М.Ю.Лермонтов. Антитеза как основной композиционный приём
стихотворения «Листок»
Р.Р. Урок-исследование.
31.
Символические характеры в стихотворениях М.Ю Лермонтова «Утёс», «На
севере диком стоит одиноко…»
Р.Р. Урок-исследование.
32.
Рр Выразительное чтение наизусть стихотворений М.Ю. Лермонтова.
К.Р. Урок-концерт
33.
И.С. Тургенев. Литературный портрет писателя.
Урок -беседа.
34.
Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе И.С. Тургенева
«Бежин луг».
Р.Р. Урок-исследование.
35.
Портреты и рассказы мальчиков в произведении И.С. Тургенева «Бежин луг».
Урок -практика
36.
Роль картин природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».
Урок -исследование.
37.
Ф.И. Тютчев. Литературный портрет.
Урок-беседа.
38.
Передача сложных состояний природы, отражающих внутренний мир поэта, в
стихотворениях Ф.И. Тютчева «Листья», «Неохотно и несмело..»
Урок-исследование.
39.
Противопоставление судеб человека и коршуна: земная обречённость
человека в стихотворении Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся...»
Урок-исследование.
40.
Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А.А. Фета «Ель рукавом мне
тропинку завесила…»
Урок -исследование.
41.
Переплетение тем природы и любви в стихотворении «Ещё майская ночь…»
Урок -практика.
42.
Изображение природы как естественного мира истинной красоты в
стихотворении «Учись у них – у дуба, у берёзы…» Краски и звуки в
пейзажной лирике А.А. Фета.
Урок -исследование.
43.
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного
труда.
Урок рефлексии.
44.
Народ - созидатель духовных и материальных ценностей в стихотворении
Н.А. Некрасова «Железная дорога».
Р.Р. Урок-беседа.
45.
Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа в стихотворении Н.А.
Некрасова «Железная дорога».
Урок-беседа.
46.
Своеобразие языка и композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная
дорога».
Урок-исследование.
47.
Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении Н.А.
Некрасова «Железная дорога».
Р.Р. Урок-практика.
48.
Н. С. Лесков. Литературный портрет писателя.
Урок-беседа.
49.
Гордость Н.С. Лескова за народ в сказе «Левша».
Урок-беседа.
50.
Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша». Сказовая форма
повествования
Р.Р. Урок-исследование.
51.
Сюжет и герои рассказа Н.С.Лескова «Человек на часах»
Урок-практика.
52.
Рр Мини-сочинение по творчеству Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова
К.Р. Урок развивающего контроля.
53.
А.П.Чехов. Устный рассказ о писателе.
Урок-беседа.
54.
Речь героев рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Роль художественной
детали.
Урок-исследование.
55.
Разоблачение лицемерия в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Роль
художественной детали.
Р.Р. Урок-исследование.
56.
Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о природе
Я.П.Полонского, Е.А.Баратынского
Урок-практика.
57.
А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…».
Урок-проект.
58.
Рр Выразительное чтение наизусть стихотворений
К.Р. Урок-концерт
59.
А.И. Куприн. Реальная основа и содержание рассказа «Чудесный доктор».
Урок-беседа.
60.
Образ главного героя в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». Тема
служения людям в рассказе.
Урок-исследование.
61.
Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.А.Грина «Алые
паруса»
Урок-беседа.
62.
Душевная чистота главных героев в повести А.С. Грина «Алые паруса».
Отношение автора к героям повести «Алые паруса».
Урок рефлексии.
63.
Отношение автора к героям повести «Алые паруса».
Урок-исследование.
64.
А.П. Платонов. Литературный портрет писателя.
Сказка-быль «Неизвестный цветок» .Прекрасное вокруг нас».
Урок-беседа.
65.
«Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.
Р.Р. Урок-беседа.
66.
Солдатские будни в стихотворении К.М.Симонова «Ты помнишь, Алёша,
дороги Смоленщины…».
Урок-исследование.
67.
Д.С. Самойлов. «Сороковые». Любовь к Родине в годы военных испытаний.
Урок-беседа.
68.
Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в
рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
Урок-исследование.
69.
Яркость и самобытность героев рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой
гривой». Юмор в рассказе.
Урок-беседа..
70.
Рр Творческий проект. Портрет героя.
К.Р. Урок-проект.
71.
Отражение трудностей военного времени в повести В.Г. Распутина «Уроки
французского».
Урок-исследование.
72.
Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина «Уроки
французского».
Урок-беседа.
73.
Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».
Урок-беседа.
74.
Особенности шукшинских героев-чудиков в рассказах «Чудик» и «Критики».
Урок-исследование.
75.
Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах
В.М. Шукшина.
Р.Р. Урок-беседа.
76.
Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе Ф.А.
Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
Урок -беседа.
77.
Чувство юмора как одно из ценных качеств человека в рассказе Ф.А.
Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».
Урок-исследование.
78.
Герой-повествователь в рассказе Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг
Геракла».
Урок-проект.
79.
А.А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном..». Чувство радости и
печали, любви к родной природе и Родине.
Урок-исследованпие.
80.
С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и
мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя.
А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…».
Урок-практика
81.
Человек и природа в «тихой» лирике Н.М. Рубцова.
Урок-исследование
82.
Любимые стихотворение русских писателей 20 века о родной природе
Урок-концерт
83.
РР Творческая работа. Мини-сочинение.
К.Р. Урок творчества.
84.
Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой
родине и своему родному краю.
Урок рефлексии.
85.
Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был
малым мой народ…». Тема бессмертия народа.
Урок-беседа.
86.
Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия».
Урок-беседа.
87.
Мифы Древней Греции. «Яблоки Гесперид».
Урок-игра.
88.
Геродот. «Легенда об Арионе».
Урок-беседа.
89.
Геродот. «Легенда об Арионе».
Р.Р. Урок-беседа
90.
«Илиада» и «Одиссея» Гомера как эпические поэмы.
Урок развития речи.
91.
Героический эпос Гомера. «Илиада» и «Одиссея».
Урок-исследование.
92.
Мигель де Сервантес Сааведра. Пародия на рыцарские романы. Мастерство
Сервантеса-романиста. «Дон Кихот».
Урок-беседа.
93.
Ф. Шиллер. Рыцарская баллада «Перчатка».
Урок-исследование.
94.
Изображение дикой природы в новелле П. Мериме «Маттео Фальконе».
Урок-исследование.
95.
Притча как жанр эпического произведения.
Урок-беседа
96.
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая
притча.
Урок-исследование.
97.
Чистота восприятия мира как высшая ценность в философской сказке
«Маленький принц»
Урок-беседа
98.
Обобщающий урок за курс литературы 6-й класс.
К.Р. Урок контроля.
99.
Выявление уровня литературного развития
К.Р. Урок контроля.
100.
Выявление уровня литературного развития
К.Р. Урок контроля.
101.
Путешествие в страну Литература-6.
Урок-праздник
102.
Путешествие в страну Литература-6.
Урок-праздник
103.
Резервные уроки.
104.
Резервные уроки.
105.
Резервные уроки.