Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии в воспитательно - образовательном процессе"


Автор: Сурнина Татьяна Федотовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Кудринский детский сад
Населённый пункт: д. кудрино Воткинского района Удмуртской Республики
Наименование материала: выступление на РМО воспитателей
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в воспитательно - образовательном процессе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Кудринский детский сад

Выступление на РМО воспитателей

Здоровьесберегающие технологии в

воспитательно-образовательном процессе

Подготовила: Сурнина Т.Ф.

воспитатель МБДОУ

Кудринского детского сада

д.Кудрино

2018 г.

Выступление на тему

«Здоровьесберегающие технологии в воспитательно – образовательном

процессе».

Добрый день, уважаемые коллеги!

Начать свое выступление я хочу с небольшой разминки.

Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека)

На рисунке вы видите воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте

человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит

солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас

настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги,

здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш

воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно

избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть

вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

(Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Выступающий

записывает их на доске. Если слова повторяются, то ставятся плюсы. Затем

определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по

важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место -

семья и т.д.

Уважаемые педагоги! Давайте возьмёмся за руки и с поклоном

произнесём «Здравствуйте», желая друг другу в первую очередь здоровья.

Древние утверждают, что во время поклона часть энергии как бы стекает с

головы человека, т.е. кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.

Мы все связаны и тем воздухом, которым мы дышим и общей энергетикой и

интересами. Сегодня нас объединило РМО.

Мы не ошибёмся, если скажем, что во все времена человеческой

истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой

абсолютной ценностью. «Будьте здоровы!»- говорят люди друг другу.

«Желаем вам самого главного – здоровья», говорят наши близкие. По

большому счету здоровье было и остаётся дороже власти и

богатства. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым

популярным и наиболее ёмким следует принять определение, данное

Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние

полного физического, психического и социального благополучия, а не просто

отсутствие болезней или физических дефектов». (слайд 2)

Видеть красивого и здорового ребёнка – желание каждого, кто находится

рядом с ним, кого волнует и заботит его здоровье. (слайд 3)

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого

формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства

ребёнок выносит то, что сохранит потом на всю жизнь.

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать

комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка.

Существуют

разнообразные

формы

и

виды

деятельно сти,

направленные

на

сохранение

и

укрепление

здоровья

воспитанников.

Их

комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие

технологии»

(слайд 4)

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая

взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,

направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и

развития.

Выделяют три группы здоровьесберегающих технологий: (слайд 5)

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

3. Коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования: (слайд 6)

- Динамические паузы

- Подвижные и спортивные игры

- Релаксация

- Гимнастика пальчиковая

- Гимнастика для глаз

- Гимнастика дыхательная

- Гимнастика пробуждения

Технологии обучения здоровому образу жизни: (слайд 7)

- Физкультурные занятия

- Точечный массаж

- Проблемно – игровые и коммуникативные игры

Коррекционные технологии: (слайд 8)

- Сказкотерапия

- Песочная терапия

- Арт –терапия

- Су-Джок терапия

- Музыкотерапия

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить

дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него

необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить

использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачами здоровьесбережения являются: (слайд 9)

1. Создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей.

2. Сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и

умственной работоспособности .

3. Создание положительного эмоционального настроя и снятие

психоэмоционального напряжения.

Для улучшения состояния здоровья и обеспечения гармоничного

развития детей, в нашем детском саду проводится полный комплекс

физкультурно-оздоровительных мероприятий: утренняя гимнастика,

физкультурные занятия, подвижные игры, гимнастика после сна, массаж,

витаминизация блюд, прогулки, спортивные соревнования, физкультурные

праздники. Ежегодно наши воспитанники принимают участие в районной

спартакиаде «Малыши открывают спорт», занимают призовые места.

В каждой группе создан центр двигательной активности, в котором

имеется нестандартное спортивное оборудование, изготовленное

воспитателями совместно с родителями. На участке оборудована спортивная

площадка.

Формы организации здоровьесберегающей работы (слайд 10)

Каждый день ребёнка в детском саду начинается с утренней

гимнастики, которая позволяет получить заряд бодрости. (слайд 11)

В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка,

в это время проходит образовательная деятельность, которая требует от детей

длительного напряжения, зрительной нагрузки. (слайд12)

В

связи

с

этим

в

учебно-воспитательный

процесс

мы

включаем

следующие виды деятельности:

-

Одним

из

наиболее

простых

и

распространенных

видов

здоровьесбережения

являются физминутки. (слайд 13)

Их еще называют

динамиче скими

паузами.

Это

кратковременные

перерывы

в

интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети

выполняют несложные физические упражнения. Большинство физминуток

сопровождается стихотворным текстом или же выполняется под музыку.

- Пальчиковая гимнастика (слайд 14) – комплекс упражнений, который

применяется для развития мелкой моторики, ручной умелости и координации

движений рук, что, в свою очередь, способствует развитию речевого центра

головного

мозга.

Используется

на

всех

видах

занятий

и

в

свободной

деятельности.

-

Дыхательная

гимнастика

(слайд

15)

система

дыхательных

упражнений,

направленных

на

развитие

дыхательного

аппарата

путем

тренировки

речевого

и

голосового

аппарата,

сочетающаяся

с

соответствующими

движениями.

Используем

в

режимных

моментах,

как

часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности,

в

утренней

гимнастике,

после

дневного

сна,

на

прогулке,

в

игровой

деятельности и т.д.

- Гимнастика для глаз (слайд 16) необходима для снятия напряжения,

предупреждения

утомления,

тренировки

глазных

мышц.

Если

мы

хотим,

чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях

уделять

достаточно

много

времени

гимнастике

для

глаз.

Детям

бывает

сложно фокусировать взгляд на движущихся предметах, поэтому используем

яркие игрушки.

- Гимнастика после сна (слайд 17) – поднимает настроение и мышечный

тонус, а также служит для профилактики нарушений осанки и профилактики

плоскостопия (слайд 18).

Подвижные игры также являются средством физического развития и

занимают важное место в режиме дошкольного учреждения. Они являются

неотъемлемой частью двигательного режима. Очень любят наши дети

подвижные игры с элементами соревнований. (слайд 19)

В своей практике мы также используем:

- Сказкотерапию (слайд 20)

Возможности сказки необъятны. С помощью сказки ребенок может ставить

себя в предлагаемую ситуацию, отождествляя себя с главными героями и тем

самым проживая их действия. Правильно подобрав сказку, можно решить

многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить волю и

смелость. Сказка учит ребенка, но не ругает, не затрагивает его личные

чувства, все происходит на примере героев. Терапия сказкой помогает

ребенку справиться со многими внутренними переживаниями. Маленькому

человечку всегда проще передать нормы поведения и умение

ориентироваться в разных жизненных ситуациях в игровой форме. Важно,

что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их

положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально.

- Музыкальное воздействие (слайд 21)

Использование музыки на занятиях содействует формированию у детей

правильных представлений о характере движений, вырабатывает у них

точность и выразительность при выполнении упражнений, положительно

сказывается на эстетическом, нравственном и физическом развитии

учащихся, способствует формированию правильной осанки , движения

становятся красивыми, ловкими. Технологию музыкального воздействия

часто используем на занятиях по рисованию. У детей поднимается

настроение, они становятся более спокойными, увлеченные творческим

процессом.

- Эстетическое воздействие (слайд 22). В процессе работы с карандашом,

кистью и другими изобразительными средствами у детей укрепляется мелкая

мускулатура пальцев, совершенствуется координация движений.

- Релаксацию (слайд 23)

Это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на

более или менее сознательном расслабление мышц. Обучая детей методом

релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение,

успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное

состояния покоя. Упражнения на релаксацию выполняются в тихой,

спокойной обстановке в любом подходящем помещении, желательно

использовать спокойную музыку, звуки природы.

- Су-Джок терапию. (слайд 24) Это высокоэффективный, универсальный,

доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления путем

воздействия на активные точки специальными массажными шариками.

- Песочную терапию(слайд 25)

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки,

ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из

мокрого песка замки, с помощью формочек делать куличики, да и просто

приятно сыпать его сквозь пальцы, однако, песок не так прост.

Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для

психического здоровья и развития детей. Песок - это натуральный материал,

он не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя

негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные

заряды. Песок очень податливый и демократичный инструмент творчества,

он позволяет работать с собой каждому и объекты из него можно легко

изменять в любой момент без особого сожаления. Так как песок состоит из

мельчайших песчинок - в процессе взаимодействия с ним активизируются

чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладони,

что положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем

человеческого организма.

Все это позволяет создать положительный настрой, устранить замкнутость,

снять усталость, напряжение.

В ДОУ ведётся активная работа с семьями воспитанников: оформляются

папки-передвижки, где представлены рекомендации по оздоровительным,

закаливающим мероприятиям, проводятся родительские собрания,

консультации, анкетирование по вопросам здорового образа жизни. (слайд

26)

Родители принимают активное участие в физкультурных праздниках.

(слайд 27)

Таким образом, можно сказать, что только системный подход к

организации физкультурно- оздоровительных, профилактических

мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и

сохранению здоровья детей, даст позитивную динамику оздоровления

детского организма, позволит достичь положительных результатов:

повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса

здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам

здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития

детей.

Работая по здоровьесбережению , мы можем отметить положительный

результат. У нас снизилась заболеваемость детей по сравнению с прошлым

учебным годом, детский сад не закрывался на карантин в связи с подъемом

заболеваемости.

И в завершение хочется сказать: купить здоровье нельзя, его можно

только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы

сохранить здоровье ребёнка, необходимо объединить усилия всех взрослых,

окружающих его, с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной

потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Знания,

умения и навыки, заложенные в детском возрасте, станут прочным

фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного

здоровья во взрослой жизни.



В раздел образования