Напоминание

Поговорим о родительском авторитете


Автор: Янь Ольга Семеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребенка" - детский сад № 36 "Улыбка"
Населённый пункт: город Саянск, Иркутской области
Наименование материала: Заседание дискуссионного клуба
Тема: Поговорим о родительском авторитете
Раздел: дошкольное образование





Назад




Заседание дискуссионного клуба «Поговорим о родительском авторитете».

Составила Янь О.С. воспитатель первой категории

МДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад № 36 «Улыбка

Оборудование: тест для родителей: «Какие мы родители?»;

памятка для родителей «33 суждения правильного воспитания»;

материал для выступления родителей «Виды авторитетов» (раздается

заранее);

игровой материал «Цветик – семицветик» (на каждого родителя).

Участники: родители.

Перед заседанием раздается тест: «Какие мы родители?».

1.Выступление детей: Устные плакаты (рассказывают дети)

1. Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

2. У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать;

Нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.

3. Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка

несчастным,-

Это приучить его не встречать ни в чём отказа.

4. Взыскивать с детей за поступки, которые они не совершали,

Или хотя бы строго наказывать их за мелкие провинности –

Значит, лишиться всякого их доверия и уважения.

2.Вступителное слово:

Откуда берется родительский авторитет, как он формируется?

Вот сегодня мы об этом поговорим.

Те родители, у которых дети растут не послушными, склонны думать, что авторитет

дается от природы, что это - особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя.

Эти родители ошибаются. Авторитет может сформирован в каждой семье, и это даже не

очень трудное дело. К сожалению, встречаются родители, которые формируют авторитет

на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их

цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью.

Цель может быть только одна: правильное воспитание.

Те родители, которые о настоящих целях воспитания не думают, добиваются послушания

для самого послушания. Если дети послушны, родителям живется спокойнее. Всегда

выходит, что ни спокойствие, ни послушание не сохраняется долго.

Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает,

скоро все разрушается, не остается ни авторитета, ни послушания.

Бывает и так, родители добиваются послушания, но зато все остальные цели

воспитания в загоне: вырастают, правда, послушные дети, но слабые дети.

Есть много сортов (стилей) такого ложного авторитета. Вот сейчас мы их рассмотрим

несколько сортов такого авторитета, которые встречается очень часто в семье.

3. Дискуссия:

Какие виды авторитетов вы знаете?

☻ Авторитет подавления. Как вы его можете объяснить?

Это самый страшный сорт авторитета, хотя не самый вредный. Больше всего таким

авторитетом пользуются отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый

пустяк раздражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за ремень,

на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то это

и есть авторитет подавления. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но

и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой.

Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от попаши, он

вызывает детскую лож и человеческую трусость, и воспитывает в ребенке жестокость. Из

забитых и безвольных детей выходят никчемные люди, либо самодуры, в течение всей

жизни мстящие за подавленное детство.

☻ Авторитет расстояния. Есть такие отцы, да и матери, которые убеждены: чтобы

дети слушались, нужно поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка

только выступать в виде начальства. Здесь у отца (матери) отдельный кабинет, из которого

он показывается изредка. То есть у родителей своя жизнь, свои интересы, свои мысли.

Дети находятся в ведении бабушки или домработнице(няне).

Авторитет чванства(высокомерие). Некоторые люди считают, что они самые

знаменитые, заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность на каждом

шагу , показывают своим детям. Они толкуют о своих достоинствах, они высокомерно

относятся к остальным людям. Такое поведение родителей, очень часто передается детям.

Дети

начинают

хвастаться,

на

каждом

шагу

повторяя:

мой

папа

начальник,

знаменитость, командир.

☻ Авторитет педантизма. Родители очень много внимания уделяют детям, больше

работают, как бюрократы. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское

слово выслушивать с трепетом, что слово их – это святыня. Свои распоряжения они

отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Если папа

сказал что «Завтра будет дождь и гулять нельзя», то хотя бы и солнечная будет погода,

гулять нельзя раз сказал папа. Папе не понравился фильм, значит смотреть нельзя. Папа

наказал ребенка, потом обнаружилось, что ребенок не так виноват, но папа не отменит

своего наказания: раз я сказал, так и должно быть. Папа всегда прав.

Авторитет

резонерства.

Родители

заедают

детскую

жизнь

бесконечными

поучениями

и

назидательными

разговорами.

Вместо

того,

чтобы

сказать

ребенку

несколько слов, может даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и

начинает

скучную

и

надоедливую

речь.

Такие

родители

уверены,

что

в

поучениях

заключается главная педагогическая мудрость. Ребенок живет более эмоционально, более

страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями. Постоянные

разглагольствования родителей, постоянное их зудениеи и болтливость проходят почти

бесследно в их сознании.

☻ Авторитет любви. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно,

чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу

показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания,

ласки, признания сыплются на детей в избыточном количестве. Такая семья настолько

погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не

замечает. Здесь вырастает семейный эгоизм. Очень скоро они замечают, что папу и маму

можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением.

В.А. Сухомлинский «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь

матери и отца к детям уродует их».

Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. Детское послушание

организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а

уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Они все разрешают, им ничего не жаль,

они не скупые, они замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они готовы

чем угодно пожертвовать, только бы все было благополучно. Скоро дети начинают просто

командовать родителями и выполняют все желания, капризы и требования детей.

☻ Авторитет дружбы. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть

друзьями, но все же родители остаются старшими членами семейного коллектива, а дети

остаются

воспитанниками.

Если

дружба

достигнет

крайних

пределов,

воспитание

прекращается:

дети

начинают

воспитывать

своих

родителей.

В

семьях

дети

своих

родителей называют по имени, потешаются над ними, грубо обрывают их, поучают на

каждом шагу, ни о каком послушании не может быть и речи. Но здесь нет и дружбы, так

как никакая дружба невозможна без взаимного уважения.

Авторитет

подкупа. Когда

послушание

просто

покупается

подарками

и

обещаниями. Родители, не стесняясь, так и говорят: будешь слушаться – куплю тебе…,

будешь слушаться – пойдем в… .

Мы рассмотрели несколько видов ложного авторитета. Сейчас на ваше усмотрение

будет предложено вам несколько ситуаций, а вы, должны, определить к какому виду

ложного авторитета относится ситуация.

Ситуации:

1.

Мамочка, я опять сегодня задержусь на работе. Ты поцелуй моего зайчика перед

сном и скажи ему, что я его очень люблю, и пусть он будет умницей. Так изо дня в день: то

работа, то деловые встречи, то салон красоты и т. д. (авторитет расстояния).

То есть –

индифферентный (хаотичный)

стиль – низким уровнем контроля и холодными

отношениями.

Родители

не

устанавливают

для

детей

никаких

ограничений,

безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными

проблемами не остается сил на воспитание детей.

2.

Сыночек мой как я люблю тебя. Ой, разбилась вазочка, не переживай, купим новую,

еще красивее. Ой, ударил пальчик. Иди я его поцелую и пальчик заживет. Лапочка моя, я

люблю тебя, ты ведь тоже мамочку любишь?(авторитет любви). То есть - либеральный

стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родителями

слабо или совсем не регламентируется поведение ребенка. Хотя родители открыты

для

общения

с

детьми,

детям

предоставлен

избыток

свободы,

родители

не

устанавливают

каких-либо

ограничений. Дети

склонны

к

непослушанию

и

агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе.

3.

Ты сломал игрушку, получи ремня. Замолчи

или еще получишь. Как ты достал

меня, встань в угол и подумай как себя вести. Ты еще не встал в угол, тогда получи

(авторитет

подавления). То есть – авторитарный стиль характеризуется

высоким

контролем,

родители

ждут

неукоснительного

выполнения

своих

требований;

отношения

холодные,

отстраненные. Дети

замкнуты,

боязливы

и

угрюмы,

непритязательны и раздражительны. Девочки – пассивны и зависимы, мальчики –

неуправляемы и агрессивны.

4.

Правильное воспитание, то есть -

авторитетный стиль предполагает высокий

уровень

контроля,

когда

родители

признают

и

поощряют

растущею

автономию

своих детей, а также теплые отношения (родители открыты для общения, допускают

изменения

своих

требований). Дети

социально

адаптированы,

уверены

в

себе,

способны

к

самоконтролю,

обладают

высокой

самооценкой.

Пример

приводят

родители.

4.

В чем должен состоять настоящий родительский авторитет в нашей семье?

(ответы родителей)

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа

родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело,

родители

руководят

этим

делом

и

отвечают

за

него

перед

обществом,

перед

своим

счастьем и перед жизнью детей. Если родители живут честно, разумно, если перед ними

поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный

отчет в своих действиях и поступках. Это значит, что у них есть и родительский авторитет,

и не нужно искать никаких иных оснований, и тем более не нужно придумывать ничего

искусственного.

Детей учит то, что их окружает…

Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать.

Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.

Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.

Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виновным.

Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.

Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.

Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.

Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.

Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.

Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится

находить в этом мире любовь.

Ребенок - это личность, которую нельзя подавлять, но нельзя во всем потакать,

она просто требует к себе внимания, чуткого, нежного, дружного отношения и

участия в собственной жизни.

5.

Игра « Цветик – семицветик » по сказке Валентина Катаева.

Произнести слова: « Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по – моему вели.

Хочу чтобы мой сын (дочь) был(а)…».

Эту игру вы продолжите дома вместе с ребенком, записав семь желаний ребенка на

лепесточках. Вы, можете понять, правильно вы воспитываете ребенка или нет (если есть

затруднение, то обратитесь к психологу).

6.

Американский ученый Дэвид Льюис изучал психологический климат в семьях, где

росли одаренные дети. Он заметил, что при всем разнообразии этих семей есть многое,

что их объединяет, и прежде всего это – стиль родительского взаимодействия с ребенком.

По

результатам

своего

исследования

он

выявил

ряд

специфических

особенностей

родительского поведения, гарантирующего успешное развитие ребенка.

Предложенный список включает 33 суждения, позволит понять и оценить то, насколько

стиль

взаимодействия

родителей

с

ребенком

соответствует

практическим

находкам

наиболее одаренных родителей, добившихся успеха в воспитании своих детей.

1. Я отвечаю на все вопросы и высказывания ребенка.

2. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

3. Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.

4. Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или столе, если это связано с

творческим занятием и работа еще не закончена.

5. Я предоставил ребенку комнату (часть комнаты) исключительно для его занятий.

6. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

7. Я поручаю ребенку посильные работы.

8. Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.

9. Я беру ребенка в поездки по интересным местам.

10. Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.

11.

Я

помогаю

ребенку

нормально

общаться

с

детьми

из

разных

социальных

и

культурных слоев.

12. Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему

следовал.

13. Я никогда не говорю ребенку, что он лучше или хуже других детей.

14. Я никогда не наказываю ребенка унижением.

15. Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.

16. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.

17. Я регулярно читаю ребенку.

18. Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.

19. Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.

20. Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.

21. Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.

22. Я поощряю участие ребенка в планировании семейных дел и путешествий.

23. Я никогда не дразню ребенка за ошибки.

24. Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы, песни.

25. Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

26. Я побуждаю ребенка находить проблемы и решать их.

27. Я не хвалю ребенка беспредметно и неискренне.

28. Я честен в оценке своих чувств к ребенку.

29. Не существует тем, которое я исключаю для общения с ребенком.

30. Я даю ребенку возможность действительно принимать решения.

31. Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

32. Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему всегда.

33. Я поощряю в ребенке независимость.

7.

Анализ тестирования: «Какие мы родители?»

За каждый положительный ответ припишите себе 2 очка, за ответ «иногда» и за

отрицательный – 0.

Менее 6 очков.

О настоящем воспитании вы имеете довольно, смутное представление. Советуем вам,

не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.

От 7 до 14 очков.

Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими

итогами в этой области вам следовало бы задуматься.

А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям. И будьте

уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков.

Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не

удастся ли еще кое-что немного улучшить?



В раздел образования