Автор: Тараканова Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №5 "Звездочка"
Населённый пункт: город Новосибирск, область Новосибирская
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих
способностей детей
Тараканова Елена Евгеньевна
воспитатель
высшей квалификационной категории
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не
просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят
в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
В.Л.Сухомлинский
В
нашем
деском
саду
имеются
все
условия
для
занятий
изобразительной
деятельностью с детьми. Большое внимание уделяется обучению детей традиционной
технике
рисования.
Однако,
на
мой
взгляд,
недостаточно
места
отводится
нетрадиционной технике рисования. Более 5 лет я углубленно работаю по проблеме:
«Развитие
творческих
способностей
детей
средствами
нетрадиционных
техник
рисования».
Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными
способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной
жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей,
а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют
что-то новое сами. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования,
который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают
обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться,
так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое,
и
ребенок
обретает
уверенность
в
себе.
Рисование
нетрадиционными
способами,
увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
В своей работе я использую пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного
возраста», Программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки».
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации
предметно — развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий
характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с
его
индивидуальными
возможностями,
доступной
и
соответствующей
возрастным
особенностям
детей.
Сколько
дома
ненужных
интересных
вещей (зубная
щётка,
расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д). Гуляя с детьми на
прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки,
листочки, камушки, семена растений.
Всеми этими предметами обогатили уголок
изобразительной
деятельности.
Необычные
материалы
и
оригинальные
техники
привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем
хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети
ощущают
незабываемые,
положительные
эмоции,
а
по
эмоциям
можно
судить
о
настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Работая
в
этом
направлении,
я
убедилась
в
том,
что
рисование
необычными
материалами,
оригинальными
техниками
позволяет
детям
ощутить
незабываемые
положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от
умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты
по технологии и напоминают игру.
Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник я провожу в блоке
совместной деятельности во второй половине дня. Для занятий я стараюсь приготовить
красивые
и
разнообразные
материалы,
предоставляю
детям
возможность
выбора
средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все
это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и
скуку,
обеспечивает
живость
и
непосредственность
детского
восприятия
и
деятельности.
Знакомить
детей
с
нетрадиционными
техниками
рисования
лучше
с
рисования
пальчиками и ладонями
– это самый простой способ получения изображения. В
младшей группе использую технику рисования ладонями и пальчиками. С помощью
отпечатка ладони можно создать уникальные и неповторимые картины, которые можно
оставить на память. Это могут быть различные животные, цветы, птицы, деревья. Все
что нужно для рисования – желание и фантазия. Рисование пальчиками уже немного
сложнее, чем ладошкой, но ребенок научится сосредотачиваться и рисовать различные
картины, на которых будут изображены лошади, коты, цветы, деревья, солнышко,
тучки.
Отпечатки
можно
дорисовывать
различными
фигурами,
а
при
помощи
нескольких пальчиков, можно создать пушистый цветок, плывущую по небу тучку,
бегущую вдаль реку. Пальчиковое рисование развивает у детей восприятие мира,
обостряет их тактильные ощущения, позволяет прикоснуться к яркому и красочному
миру. Когда ребенок научится рисовать пальчиками, для него будет намного проще
научиться
пользоваться
карандашами,
красками,
фломастерами,
он
научится
передавать
свое
настроение
и
восприятие. Позднее я учу детей рисовать обеими
руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или
рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя
ими
синхронно
(например,
«новогоднюю
мишуру»,
« с а л ют » ) .
Для
развития
воображения
в
старшем
дошкольном
возрасте
я
предлагала
детям
отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это
похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И
создать новый образ. Дети рисовали с большим интересом, проявляли фантазию. В
ладошке они увидели дерево, петуха, дракона.
Уже с младшей группы мы рисуем пробками и печатками из картошки и морковки.
Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из
его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и
т.д.
Со средней группы я учу детей рисовать тычками. Ребенок опускает в гуашь кисть,
ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При этом гуашь должна быть густой и
сухой. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или
шаблон. Эту технику я использую, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или
колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние животные»,
«Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик». В этом же возрасте
начинаем
пользоваться
техникой «тампонирование». Делаю тампон из поролона.
Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет, нужно взять другие
поролон и мисочку. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое,
воздушное, прозрачное. У нас получались очень необычные «Цыплята», «Облака»,
«Елочки».
Детям
очень
нравится
рисовать свечкой или восковыми мелками. Мы рисовали
свечкой рисунок, а потом сверху на все изображение кистью или поролоном наносили
акварельную краску. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение
свечой
¬
рисунок
как
бы
появляется
внезапно
перед
глазами
ребят,
проявляясь.
Особенно интересными и оригинальными получились рисунки на зимнюю тематику:
«Снежинки», «Портрет зимы», «Сова», «Зимние узоры».
Со старшей группы мы учимся рисовать техникой «Монотипия». Складываем лист
бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета.
Затем
снова
складываем
лист
пополам.
В
этой
технике
в
основном
рисуем
симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы:
«Чудесные бабочки», «Павлин», «Чудесный букет». Подобные задания активизируют
прошлый
опыт,
пробуждают
интерес,
дают
выход
эмоциям
детей,
способствуют
развитию
воображения.
Хорошо
развивают
воображение
игры
с
кляксами (кляксография).
Ребенок
зачерпывает
гуашь
пластиковой
ложкой
и
выливает
на
бумагу.
В
результате
получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и
прижимается.
Дети
рассматривают
изображение,
определяют:
«А
на
что
же
это
похоже?» дорисовывают недостающие детали. А еще мы ставим большую яркую
кляксу, берем трубочку для коктейля и осторожно дуем на каплю. Побежала она вверх,
оставляя за собой след. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть
встретятся. А на что же похожи их следы?
Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского
сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и
окраске.
Листья
покрываем
гуашью,
затем
окрашенной
стороной
кладем
на
лист
бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А
можно
приложить
листок
к
бумаге
и
раскрашивать
лист
полностью,
тогда
пространство под листочком будет не закрашенным. А еще мы приклеивали листья
деревьев к листу бумаги, все раскрашивали, потом сверху прикладывали другой лист
б у м а г и ,
н а
н е м
п о л у ч а л с я
о т п е ч а т о к .
Со старшей группы используем «набрызг». Его суть – в разбрызгивании капель с
помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка
и
стека.
Зубной
щеткой
в
левой
руке
набираем
немного
краски,
а
стекой
будем
проводить по поверхности щетки быстрыми движениями, по направлению к себе.
Брызги полетят на бумагу. Темы для рисования могут быть следующие: «Салфетка для
мамы»,
«Закружилась
осень
золотая»,
«Снегопад»,
«Звездное
н е б о».
В
подготовительной группе интересно были выполнены работы в технике «Монотипия
пейзажная». На одной половине листа дети рисовали пейзаж, на другой получается его
отражение в реке, озере (отпечаток). В старшем дошкольном возрасте дети часто
выполняют работы, применяя сразу несколько техник рисования, что позволяет им
создать более выразительный образ.
Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, я регулярно организую
выставки детских работ. Работы моих детей по рисованию занимают призовые места в
районных конкурсах и городских. Провожу
консультации, на которых показывалю
родителям, как рисовать традиционными и нетрадиционными техниками рисования.
Педагог-психолог
подготовила
консультацию
на
тему:
«Рисованием
–
развиваем
воображение». Для коллег педагогов провожу
мастер классы:
«Удивительные
открытки для Деда Мороза», изготовление коллажа.
Итак,
обучение
рисованию
нетрадиционными
способами
дошкольников
на
занятиях
в
настоящее
время
имеет
важное
значение.
Нетрадиционное
рисование
позволяет
раскрыть
творческий
потенциал
ребенка,
постоянно
повышать
интерес
к
художественной
деятельности,
развивать
психические
процессы.
Оно
позволяет
детям
чувствовать
себя
раскованнее,
смелее,
непосредственнее,
развивает
воображение, дает полную свободу для самовыражения.