Напоминание

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей


Автор: Тараканова Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №5 "Звездочка"
Населённый пункт: город Новосибирск, область Новосибирская
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих

способностей детей

Тараканова Елена Евгеньевна

воспитатель

высшей квалификационной категории

Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не

просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят

в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.

В.Л.Сухомлинский

В

нашем

деском

саду

имеются

все

условия

для

занятий

изобразительной

деятельностью с детьми. Большое внимание уделяется обучению детей традиционной

технике

рисования.

Однако,

на

мой

взгляд,

недостаточно

места

отводится

нетрадиционной технике рисования. Более 5 лет я углубленно работаю по проблеме:

«Развитие

творческих

способностей

детей

средствами

нетрадиционных

техник

рисования».

Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными

способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной

жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей,

а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют

что-то новое сами. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования,

который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают

обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться,

так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое,

и

ребенок

обретает

уверенность

в

себе.

Рисование

нетрадиционными

способами,

увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

В своей работе я использую пособие Р.Г. Казаковой «Рисование с детьми дошкольного

возраста», Программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки».

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации

предметно — развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий

характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с

его

индивидуальными

возможностями,

доступной

и

соответствующей

возрастным

особенностям

детей.

Сколько

дома

ненужных

интересных

вещей (зубная

щётка,

расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д). Гуляя с детьми на

прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки,

листочки, камушки, семена растений.

Всеми этими предметами обогатили уголок

изобразительной

деятельности.

Необычные

материалы

и

оригинальные

техники

привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем

хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети

ощущают

незабываемые,

положительные

эмоции,

а

по

эмоциям

можно

судить

о

настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Работая

в

этом

направлении,

я

убедилась

в

том,

что

рисование

необычными

материалами,

оригинальными

техниками

позволяет

детям

ощутить

незабываемые

положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от

умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты

по технологии и напоминают игру.

Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник я провожу в блоке

совместной деятельности во второй половине дня. Для занятий я стараюсь приготовить

красивые

и

разнообразные

материалы,

предоставляю

детям

возможность

выбора

средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все

это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и

скуку,

обеспечивает

живость

и

непосредственность

детского

восприятия

и

деятельности.

Знакомить

детей

с

нетрадиционными

техниками

рисования

лучше

с

рисования

пальчиками и ладонями

– это самый простой способ получения изображения. В

младшей группе использую технику рисования ладонями и пальчиками. С помощью

отпечатка ладони можно создать уникальные и неповторимые картины, которые можно

оставить на память. Это могут быть различные животные, цветы, птицы, деревья. Все

что нужно для рисования – желание и фантазия. Рисование пальчиками уже немного

сложнее, чем ладошкой, но ребенок научится сосредотачиваться и рисовать различные

картины, на которых будут изображены лошади, коты, цветы, деревья, солнышко,

тучки.

Отпечатки

можно

дорисовывать

различными

фигурами,

а

при

помощи

нескольких пальчиков, можно создать пушистый цветок, плывущую по небу тучку,

бегущую вдаль реку. Пальчиковое рисование развивает у детей восприятие мира,

обостряет их тактильные ощущения, позволяет прикоснуться к яркому и красочному

миру. Когда ребенок научится рисовать пальчиками, для него будет намного проще

научиться

пользоваться

карандашами,

красками,

фломастерами,

он

научится

передавать

свое

настроение

и

восприятие. Позднее я учу детей рисовать обеими

руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или

рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя

ими

синхронно

(например,

«новогоднюю

мишуру»,

« с а л ют » ) .

Для

развития

воображения

в

старшем

дошкольном

возрасте

я

предлагала

детям

отпечатать ладошку, затем внимательно рассмотреть рисунок и подумать, на что это

похоже, как рисунок можно преобразовать, изменить, добавив недостающие детали. И

создать новый образ. Дети рисовали с большим интересом, проявляли фантазию. В

ладошке они увидели дерево, петуха, дракона.

Уже с младшей группы мы рисуем пробками и печатками из картошки и морковки.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из

его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и

т.д.

Со средней группы я учу детей рисовать тычками. Ребенок опускает в гуашь кисть,

ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При этом гуашь должна быть густой и

сухой. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или

шаблон. Эту технику я использую, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или

колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние животные»,

«Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик», «Ежик». В этом же возрасте

начинаем

пользоваться

техникой «тампонирование». Делаю тампон из поролона.

Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет, нужно взять другие

поролон и мисочку. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое,

воздушное, прозрачное. У нас получались очень необычные «Цыплята», «Облака»,

«Елочки».

Детям

очень

нравится

рисовать свечкой или восковыми мелками. Мы рисовали

свечкой рисунок, а потом сверху на все изображение кистью или поролоном наносили

акварельную краску. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение

свечой

¬

рисунок

как

бы

появляется

внезапно

перед

глазами

ребят,

проявляясь.

Особенно интересными и оригинальными получились рисунки на зимнюю тематику:

«Снежинки», «Портрет зимы», «Сова», «Зимние узоры».

Со старшей группы мы учимся рисовать техникой «Монотипия». Складываем лист

бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем половину изображаемого предмета.

Затем

снова

складываем

лист

пополам.

В

этой

технике

в

основном

рисуем

симметричные предметы. Интересно были выполнены работы на следующие темы:

«Чудесные бабочки», «Павлин», «Чудесный букет». Подобные задания активизируют

прошлый

опыт,

пробуждают

интерес,

дают

выход

эмоциям

детей,

способствуют

развитию

воображения.

Хорошо

развивают

воображение

игры

с

кляксами (кляксография).

Ребенок

зачерпывает

гуашь

пластиковой

ложкой

и

выливает

на

бумагу.

В

результате

получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и

прижимается.

Дети

рассматривают

изображение,

определяют:

«А

на

что

же

это

похоже?» дорисовывают недостающие детали. А еще мы ставим большую яркую

кляксу, берем трубочку для коктейля и осторожно дуем на каплю. Побежала она вверх,

оставляя за собой след. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть

встретятся. А на что же похожи их следы?

Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с детьми на участке детского

сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и

окраске.

Листья

покрываем

гуашью,

затем

окрашенной

стороной

кладем

на

лист

бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А

можно

приложить

листок

к

бумаге

и

раскрашивать

лист

полностью,

тогда

пространство под листочком будет не закрашенным. А еще мы приклеивали листья

деревьев к листу бумаги, все раскрашивали, потом сверху прикладывали другой лист

б у м а г и ,

н а

н е м

п о л у ч а л с я

о т п е ч а т о к .

Со старшей группы используем «набрызг». Его суть – в разбрызгивании капель с

помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка

и

стека.

Зубной

щеткой

в

левой

руке

набираем

немного

краски,

а

стекой

будем

проводить по поверхности щетки быстрыми движениями, по направлению к себе.

Брызги полетят на бумагу. Темы для рисования могут быть следующие: «Салфетка для

мамы»,

«Закружилась

осень

золотая»,

«Снегопад»,

«Звездное

н е б о».

В

подготовительной группе интересно были выполнены работы в технике «Монотипия

пейзажная». На одной половине листа дети рисовали пейзаж, на другой получается его

отражение в реке, озере (отпечаток). В старшем дошкольном возрасте дети часто

выполняют работы, применяя сразу несколько техник рисования, что позволяет им

создать более выразительный образ.

Для того, чтобы заинтересовать родителей своей работой, я регулярно организую

выставки детских работ. Работы моих детей по рисованию занимают призовые места в

районных конкурсах и городских. Провожу

консультации, на которых показывалю

родителям, как рисовать традиционными и нетрадиционными техниками рисования.

Педагог-психолог

подготовила

консультацию

на

тему:

«Рисованием

развиваем

воображение». Для коллег педагогов провожу

мастер классы:

«Удивительные

открытки для Деда Мороза», изготовление коллажа.

Итак,

обучение

рисованию

нетрадиционными

способами

дошкольников

на

занятиях

в

настоящее

время

имеет

важное

значение.

Нетрадиционное

рисование

позволяет

раскрыть

творческий

потенциал

ребенка,

постоянно

повышать

интерес

к

художественной

деятельности,

развивать

психические

процессы.

Оно

позволяет

детям

чувствовать

себя

раскованнее,

смелее,

непосредственнее,

развивает

воображение, дает полную свободу для самовыражения.



В раздел образования