Напоминание

"Интеграция технологий проблемного обучения и проектно - исследовательской деятельности"


Автор: Сулимова Оксана Николаевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 12
Населённый пункт: город Муром, Владимирская область
Наименование материала: Авторская технология
Тема: "Интеграция технологий проблемного обучения и проектно - исследовательской деятельности"
Раздел: среднее образование





Назад




Материал по исследовательской и проектной работе

школьников в рамках научного общества учащихся

Научное общество учащихся «Генетик»

Работа научного общества направлена на исследовательскую деятельность

школьников, когда обеспечивается возможность познания и усвоения детьми

не только системы знаний, но и

ценностей, нравственно- этических и

правовых

норм

поведения

в

окружающей

среде.

Приоритетной

формой

деятельности

является

исследовательская

и

проектная

работа,

которая

развивает

познавательные

интересе

учащихся,

умения

самостоятельно

конструировать

свои

знания,

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

проявлять

компетенцию

в

вопросах,

связанных

с

темой

проекта

и

исследовательской

работы,

развитие

критического

мышления,

практические

работы.

Эти

методы

всегда

ориентированы

на

самостоятельную

индивидуальную,

парную

или

групповую

деятельность

учащихся, которую ребята выполняют в течение определенного промежутка

времени.

Работа секций школьного НОУ состоит из нескольких отделов: отдел

научной и технической информации; лекторская группа; отдел теоретических

исследований. В школьном НОУ занимаются учащиеся 5-9 классов, всего

32

человека.

Результатом

научно-исследовательской

работы

учащихся

являются их выступления на экологических, краеведческих конференциях,

участие в творческих конкурсах.

Для оказания консультативной помощи учащимся, их родителям и

педагогам

заключены

договора

с

МИВлГУ,

МПСУ,

ГОУ

СПО

«МТРП»,

педколледжем Специалисты этих учебных заведений принимают участие в

подготовке

и

проведении

занятий

правового

лектория

для

учащихся

и

родителей,

мероприятиях

профориентационной

направленно сти,

общешкольных

мероприятиях.

Оказывают

помощь

и

консультации

в

исследовательской деятельности учащимся школьного НОУ.

Ежегодно в школе проводится научно-практическая конференция «День

науки», где учащиеся НОУ представляют свои исследовательские работы.

В работе школьного научного общества учащихся приоритет отдается

предметам естественнонаучной направленности: физике, химии, биологии,

экологии, географии.

Одна из задач работы НОУ - это способствовать формированию у

учащихся интереса не только к естественнонаучным дисциплинам

как

учебным предметам, но и развитию у них творческого отношения к любому

виду деятельности, умения анализировать явления и процессы окружающей

действительности с точки зрения естественных наук.

Активное вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную

деятельность позволит вызвать интерес и желание изучать химию, биологию,

физику,

помочь

учащимся

в

самоопределении

профиля

и

сознательного

выбора будущей профессии.

Так как я являюсь учителем химии и биологии, то и занимаюсь

исследовательской деятельностью с учащимися по этим предметам.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся научного

общества способствует:

1. закреплению, систематизации и расширению знаний учащихся по основам

естественнонаучных дисциплин;

2.

расширению

границы

применения

имеющихся

химических

и

биологических понятий и знаний;

3.

формированию

системы

взаимосвязи

теоретических

и

практических

знаний в химии и биологии;

4.

выработке

практических

умений

использования

химических

методов

анализа для определения качественного состава веществ;

5.

продолжению формирования умений анализировать ситуацию и делать

прогнозы,

выполнять

опыты

в

соответствии

с

требованиями

правил

безопасности;

6.

продолжению

формирования

навыков

исследовательской

деятельности

(исследовательских компетенций);

7. развитию учебно-коммуникативных умений;

8. решению проблем охраны природы и здоровья человека.

При организации практических занятий учащиеся оказываются в

условиях, требующих от них умения планировать эксперимент, грамотно

проводить наблюдения, фиксировать и описывать его результаты, обобщать и

делать выводы, а также осваивать научные методы познания.

Кроме того, предлагаемые исследовательские работы вырабатывают у

учащихся

умения

ставить

конкретные

задачи

и

решать

их

с

помощью

конкретных методик.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся предусматривает

и самостоятельную работу с учебной, справочной и научно - популярной

литературой,

подготовку

реферата

и

проведение

конференции,

что

способствует развитию навыков самообразования, умение пропагандировать

свои

знания

с

целью

повышения

эффективности

естественнонаучного

образования учащихся.

Для выполнения проводимых химических исследований достаточно

оборудования

и

реактивов,

имеющихся

в

школьном

кабинете

химии.

Некоторые исследования

могут быть выполнены в лабораториях ВУЗов с

которыми мы постоянно сотрудничаем (Муромский филиал Владимирского

государственного университета, Муромский филиал московского социально-

психологического университета).

Итогом работы школьного

НОУ являются призовые места на

международных, Всероссийских, областных, окружных научно-практических

конференциях и конкурсах.

Одним из приоритетных направлений школьного образования

является

внимательное отношение к здоровью школьников. Внимание уделяется и

школьному распорядку дня, физическим нагрузкам и правильному питанию

детей как в школе, так и вне ее. Не секрет, что многие школьники завтраку

или обеду предпочитают чипсы, газировку, жевательную резинку.

Разговоры о вреде такого питания дают мало результата, а когда учащиеся

своими глазами видят, в ходе химического эксперимента, из чего состоит их

любимый

продукт

и

какой

вред

может

нанести

здоровью,

то

многие

пересматривают свое отношение к вопросу питания.

В

методике

химического

эксперимента

важные

факторы

простота,

наглядность, доступность, практическая значимость. Учащиеся с интересом

проводят

опыты

с

продуктами

питания,

изучая

их

качественный

состав,

значение и влияние их на здоровье. После ряда опытов, когда учащиеся

своими глазами видят, какие химические добавки содержат продукты, как

влияют на здоровье, многие принимают решение отказаться от бездумного

отношения к школьным завтракам.

В

рамках

НОУ

естественного

цикла

с

учащимися

ведется

работа

по

исследованию

продуктов

питания.

Эти

занятия

носят

не

только

исследовательский

и

научный

характер,

но

и

наглядно

показывают

взаимосвязь правильного питания и здоровья человека.

Вниманию

педагогов

предлагаются

исследовательские

работы:

«Качественный анализ продуктов питания» (этот материал представляет 3

занятия из цикла: «Качественный анализ продуктов питания». Учащиеся 8-9

классов исследуют мороженое, чипсы, шоколад) и проект «Восстановление

архивных документов от пожелтения в условиях школьной химической

лаборатории», выполненные учащимися школьного НОУ «Генетик».



В раздел образования