Автор: Сулимова Оксана Николаевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 12
Населённый пункт: город Муром, Владимирская область
Наименование материала: Авторская технология
Тема: "Интеграция технологий проблемного обучения и проектно - исследовательской деятельности"
Раздел: среднее образование
Материал по исследовательской и проектной работе
школьников в рамках научного общества учащихся
Научное общество учащихся «Генетик»
Работа научного общества направлена на исследовательскую деятельность
школьников, когда обеспечивается возможность познания и усвоения детьми
не только системы знаний, но и
ценностей, нравственно- этических и
правовых
норм
поведения
в
окружающей
среде.
Приоритетной
формой
деятельности
является
исследовательская
и
проектная
работа,
которая
развивает
познавательные
интересе
учащихся,
умения
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
проявлять
компетенцию
в
вопросах,
связанных
с
темой
проекта
и
исследовательской
работы,
развитие
критического
мышления,
практические
работы.
Эти
методы
всегда
ориентированы
на
самостоятельную
индивидуальную,
парную
или
групповую
деятельность
учащихся, которую ребята выполняют в течение определенного промежутка
времени.
Работа секций школьного НОУ состоит из нескольких отделов: отдел
научной и технической информации; лекторская группа; отдел теоретических
исследований. В школьном НОУ занимаются учащиеся 5-9 классов, всего
32
человека.
Результатом
научно-исследовательской
работы
учащихся
являются их выступления на экологических, краеведческих конференциях,
участие в творческих конкурсах.
Для оказания консультативной помощи учащимся, их родителям и
педагогам
заключены
договора
с
МИВлГУ,
МПСУ,
ГОУ
СПО
«МТРП»,
педколледжем Специалисты этих учебных заведений принимают участие в
подготовке
и
проведении
занятий
правового
лектория
для
учащихся
и
родителей,
мероприятиях
профориентационной
направленно сти,
общешкольных
мероприятиях.
Оказывают
помощь
и
консультации
в
исследовательской деятельности учащимся школьного НОУ.
Ежегодно в школе проводится научно-практическая конференция «День
науки», где учащиеся НОУ представляют свои исследовательские работы.
В работе школьного научного общества учащихся приоритет отдается
предметам естественнонаучной направленности: физике, химии, биологии,
экологии, географии.
Одна из задач работы НОУ - это способствовать формированию у
учащихся интереса не только к естественнонаучным дисциплинам
как
учебным предметам, но и развитию у них творческого отношения к любому
виду деятельности, умения анализировать явления и процессы окружающей
действительности с точки зрения естественных наук.
Активное вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную
деятельность позволит вызвать интерес и желание изучать химию, биологию,
физику,
помочь
учащимся
в
самоопределении
профиля
и
сознательного
выбора будущей профессии.
Так как я являюсь учителем химии и биологии, то и занимаюсь
исследовательской деятельностью с учащимися по этим предметам.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся научного
общества способствует:
1. закреплению, систематизации и расширению знаний учащихся по основам
естественнонаучных дисциплин;
2.
расширению
границы
применения
имеющихся
химических
и
биологических понятий и знаний;
3.
формированию
системы
взаимосвязи
теоретических
и
практических
знаний в химии и биологии;
4.
выработке
практических
умений
использования
химических
методов
анализа для определения качественного состава веществ;
5.
продолжению формирования умений анализировать ситуацию и делать
прогнозы,
выполнять
опыты
в
соответствии
с
требованиями
правил
безопасности;
6.
продолжению
формирования
навыков
исследовательской
деятельности
(исследовательских компетенций);
7. развитию учебно-коммуникативных умений;
8. решению проблем охраны природы и здоровья человека.
При организации практических занятий учащиеся оказываются в
условиях, требующих от них умения планировать эксперимент, грамотно
проводить наблюдения, фиксировать и описывать его результаты, обобщать и
делать выводы, а также осваивать научные методы познания.
Кроме того, предлагаемые исследовательские работы вырабатывают у
учащихся
умения
ставить
конкретные
задачи
и
решать
их
с
помощью
конкретных методик.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся предусматривает
и самостоятельную работу с учебной, справочной и научно - популярной
литературой,
подготовку
реферата
и
проведение
конференции,
что
способствует развитию навыков самообразования, умение пропагандировать
свои
знания
с
целью
повышения
эффективности
естественнонаучного
образования учащихся.
Для выполнения проводимых химических исследований достаточно
оборудования
и
реактивов,
имеющихся
в
школьном
кабинете
химии.
Некоторые исследования
могут быть выполнены в лабораториях ВУЗов с
которыми мы постоянно сотрудничаем (Муромский филиал Владимирского
государственного университета, Муромский филиал московского социально-
психологического университета).
Итогом работы школьного
НОУ являются призовые места на
международных, Всероссийских, областных, окружных научно-практических
конференциях и конкурсах.
Одним из приоритетных направлений школьного образования
является
внимательное отношение к здоровью школьников. Внимание уделяется и
школьному распорядку дня, физическим нагрузкам и правильному питанию
детей как в школе, так и вне ее. Не секрет, что многие школьники завтраку
или обеду предпочитают чипсы, газировку, жевательную резинку.
Разговоры о вреде такого питания дают мало результата, а когда учащиеся
своими глазами видят, в ходе химического эксперимента, из чего состоит их
любимый
продукт
и
какой
вред
может
нанести
здоровью,
то
многие
пересматривают свое отношение к вопросу питания.
В
методике
химического
эксперимента
важные
факторы
–
простота,
наглядность, доступность, практическая значимость. Учащиеся с интересом
проводят
опыты
с
продуктами
питания,
изучая
их
качественный
состав,
значение и влияние их на здоровье. После ряда опытов, когда учащиеся
своими глазами видят, какие химические добавки содержат продукты, как
влияют на здоровье, многие принимают решение отказаться от бездумного
отношения к школьным завтракам.
В
рамках
НОУ
естественного
цикла
с
учащимися
ведется
работа
по
исследованию
продуктов
питания.
Эти
занятия
носят
не
только
исследовательский
и
научный
характер,
но
и
наглядно
показывают
взаимосвязь правильного питания и здоровья человека.
Вниманию
педагогов
предлагаются
исследовательские
работы:
«Качественный анализ продуктов питания» (этот материал представляет 3
занятия из цикла: «Качественный анализ продуктов питания». Учащиеся 8-9
классов исследуют мороженое, чипсы, шоколад) и проект «Восстановление
архивных документов от пожелтения в условиях школьной химической
лаборатории», выполненные учащимися школьного НОУ «Генетик».