Напоминание

"Использование современных коррекционно – развивающих технологий в работе учителя– логопеда ДОО"


Автор: Давыдова Вера Васильевна
Должность: Учитель–логопед
Учебное заведение: МДОУ ЦРР "Дубравушка" – детский сад №31
Населённый пункт: Железногорск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных коррекционно – развивающих технологий в работе учителя– логопеда ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Путь к умной, светлой голове лежит через руки»

Любина Г. А., доктор педагогических наук

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за

всю

свою

историю.

Идет

обновление

знаний

во

всех

областях,

растет

поток

информации, которую человек должен усвоить и с пользой для себя применить. В

Российской

Федерации

одна

из

наиболее

актуальных

задач

модернизация

дошкольного

образования,

которое

является

первым

уровнем

российской

образовательной системы. Задача детского сада – обеспечить наиболее полное,

всестороннее развитие дошкольников с учетом возрастных характеристик на этапе

завершения дошкольного образования, подготовить детей к обучению в школе.

В

наш

технологический

век,

когда

телевизор,

компьютер,

всевозможные

гаджеты

присутствуют

в

каждом

доме,

дети

уже

в

младшем

возрасте

предпочитают общению со сверстниками, прогулкам и спорту часами просиживать

за

компьютерными

играми.

Такое

времяпрепровождение

дает

необратимые

последствия: замедляется развитие речи, впоследствии появляются проблемы в

общении со сверстниками, ухудшается здоровье, растет агрессивность. Родители в

большинстве

случаев

совершенно

не

задумываются

о

последствиях

данной

деятельности своих детей.

Современные условия ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных, «не

раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми

дошкольного возраста, обеспечивающих всестороннее развитие, их комфортное

пребывание в условиях ДОУ.

В настоящее время число детей с нарушениями речи возрастает год от года,

причем появляется большое количество детей, у которых нарушение речи носит

сочетанный характер. Поэтому возникают огромные трудности в коррекционной

работе с дошкольниками.

Анализ речевого развития детей показал, что количество дошкольников в

ДОУ № 31, имеющих нарушение речи, ежегодно увеличивается на 5 %:

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспек-

тивным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими на-

рушения речи. На сегоднейший день в коррекционной педагогике имеется обшир-

ный практический материал по эффективному речевому развитию ребенка, а также

широкое распространение получили нетрадиционные методы воздействия: фито-

терапия, ароматерапия, хроматерапия, музыкотерапия, сказкатерапия и др. Но наи-

более целесообразным и эффективным методом является – песочная терапия.

Принцип «терапии песком» впервые был предложен швецким философом и

психологом Карлом Густавом Юнгом, который является основателем аналитиче-

ской терапии. Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечествен-

ные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и пси-

хологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна

Михайловна и Зинкевич - Евстигнеева Татьяна Дмитриевна.

Новизной и отличительной особенностью коррекционной работы с детьми с

речевой патологией в МДОУ № 31 является использование кинетического песка в

коррекции речевых нарушений ребенка. Кинетический песок

переводится как

«подвижный, динамичный». Это уникальный материал для детского творчества.

На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь

его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы, и в

тоже время остается сухим! Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные

фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использо-

ваться как расслабляющее и терапевтическое средство.

Взаимодействуя

с

таким

песком,

ребенок

проявляет

чудеса

фантазии.

Именно

в

песочнице

создается

дополнительный

акцент

на

тактильную

чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос

традиционных

обучающих

и

развивающих

заданий

в

песочницу

дает

дополнительный эффект. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое

влияние на развитие активной речи ребенка. Около трети всей площади двигательной

проекции коры больших полушарий занимает проекция кисти руки, расположенная

близко от речевой зоны. Развитие функций руки и речи в ходе развития ребенка идет

параллельно. Учёные,

которые

изучают

деятельность

детского

мозга,

психику

детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники

Института

физиологии

детей

и

подростков

АПН

установили:

если

развитие

движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в

пределах нормы. Если же развитие движения пальцев отстаёт, то задерживается и

речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже

выше нормы. Учёные пришли к заключению, что формирование речевых областей

совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет

логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная

речь.

Целью внедрения «песочной терапии» в практику работы логопункта МДОУ №

31 является:

коррекция звукопроизношения у детей

дошкольного возраста с ис-

пользованием инновационной технологии - кинетического песка.

Задачи:

Развивать

тактильно

кинетическую

чувствительность

и

мелкую

моторику с использованием кинетического песка для совершенствования развития

речи.

Организовать взаимодействие участников образовательных отношений

по использованию кинетического песка для активизации речи в разных формах

общения.

Способствовать коррекции асоциального поведения у дошкольников,

снятию симптомов тревожности, гиперактивности, замкнутости, формированию

умения выражать чувства, повышению самооценки и уверенности в себе.

Традиционную

методику

по

расширению

словарного

запаса,

развитию

связной

речи,

формированию

фонематического

слуха

и

восприятия

у

детей

старшего дошкольного возраста можно сделать более интересной, увлекательной и

продуктивной,

используя

в

работе

кинетический

песок,

что

позволит

одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же

ребенок решает задачи самовыражения, самоосознания и развивает самооценку,

учится работать в коллективе.

Игру с песком можно использовать, как на индивидуальных занятиях, так и

на подгрупповых. Ничего трудного для этих игр нет. В ДОУ имеется огромное ко-

личество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, ма-

шинки... Таким образом, все лексические темы можно обыгрывать на песке, тем

самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет... и многое другое.

Создавая сюжеты из песка, мы передаем ребёнку наши знания и опыт, события и

законы окружающего мира.

Работая над звукопроизношением, фонематическим слухом и восприяти-

ем можно использовать следующие игры.

Скользить, "ехать" по поверхности песка с помощью игрушки и произносить

изолированный звук (например, змейка - шипит, тигр - рычит);

Вылепить какое-либо упражнение для язычка и выполнить его ("горка",

"трубочка", "блинчик", "чашечка");

На развитие силы воздушной струи - слепить маленький шарик и дуть на

него через трубочку от коктейля, можно задувать в песочные ворота или мишень;

Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буквы. Можно посчитать

предметы с определенным звуком на автоматизацию;

«Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно, на каждый

шаг можно проговаривать звук или слог;

Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку, произнося

закрепляемый звук;

Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам (можно использовать

на введение звука в слоги);

Можно делить слова на слоги, палочкой вычерчивая на песке

необходимое количество полосок;

Игра "Горки"

(на

дифференциацию).

Ребенок

строит

две

горки,

далее

логопед дает задание расставить фигурки, в названии которых есть звук [с] на

одну горку, а в которых есть звук [ш] на другую. Можно в каждую горку вставить

флажок

с

буквой,

чтобы

ребенок

не

путался

и

составить

устный

рассказ

о

получившемся городе и его жителях.

«Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Слоговые

дорожки»

-

рисовать

круги

на

песке,

проговаривая

слоговые

дорожки. Например: Ра-ро-ру

«Два города» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или

защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и

раскладывает на две группы.

«Лепим буквы», «Превращение букв», «Найди звук», «Кто это был?», «Какой

звук лишний» и др.

Коррекция лексико-грамматических категорий

«Строители»

- логопед предлагает ребенку построить в песочнице город,

затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои

действия, придумать и рассказать историю одного из жителей или поход в гости

(учить правильно употреблять в речи грамматические категории: -предлоги от, к,

над, между, в, из-за, у, перед; -приставочные глаголы: построили, пристроили,

надстроили; -наречия: далеко, близко, быстро, медленно, глубоко).

Связная речь

«Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на песке мяч,

скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать

песочную

картинку

и

составить

по

ней

предложение

(«Таня

держит

в

руках

воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«Начни

предложение»

-

ребенок

рисует

на

песке

предмет

и

начинает

предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу. (и наоборот)

«Друзья» - при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения

(«У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

«Во саду ли, в огороде» - по взмаху волшебной палочки одна половина

песочницы

превращается

во

фруктовый

сад,

другая

в

огород.

Детям

предлагается

посадить

сад

и

огород.

После

выполнения

задания

дети

рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты

по форме, цвету, вкусу. Кроме того, обращаем внимание на животных, которые

живут рядом с человеком.

«Мой мир» - в этой игре песок служит не столько материалом, сколько фоном

для оформления детских фантазий. Детям предлагается создать свой город на

песке, используя множество подручных средств (цветные пуговицы, маленькие

игрушки, бусины, искусственные цветы, ракушки и т.д.). У каждого получается

свой неповторимый мир. Дети с увлечением рассказывают о том, как устроены

песчаные города, какие там цветут растения, какие люди или звери живут в этом

мире.

«Пряталки», «Мой город» и др.

Использование песочной терапии в работе с детьми дает положительные

результаты:

- ребенок легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, снимается

напряжение и купируются страхи;

-

Песочная

игротерапия

имеет

огромное

значение

для

достижения

положительного

эмоционального

благополучия,

так

как

затрагивает

чувства,

эмоции и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка;

-

Оказывает

положительное

влияние

на

развитие

мелкой

моторики,

познавательных процессов и творческих способностей детей.

-

Вызывает

положительные

эмоции

(радость,

удивление).

Снижает

негативные

проявления

(страх,

тревожность)

и

уменьшает

проявление

отрицательных эмоций (злость, гнев, обида) ;

Применение в работе

логопеда нетрадиционных методов, и в частности

песочной

терапии,

в

контексте

с

традиционными,

помогает

добиваться

максимально

возможных

результатов

в

преодолении

речевых

недостатков

и

совершенствовании навыков речевого развития.

Работа с родителями.

С

целью

выявления

роли

родителей

в

формировании

речи

и

повышении

уровня

развития

мелкой

моторики

детей

дошкольного

возраста, нами было проведено исследование.

Анализ

полученных

данных

позволил

установить

следующее

1.

Как

Вы

оцениваете

уровень

развития

мелкой

моторики

своего

ребенка? Низкий –45% Средний –55% Высокий -0 %;

2. Как Вы считаете достаточно ли хорошо развита речь Вашего ребенка

? Достаточно –39% Недостаточно - 49 %; Затрудняюсь ответить – 12%

3. Как Вы оцениваете работу по речевому развитию Вашего ребёнка в

дошкольном учреждении? Отлично-40% Хорошо –60% Удовлетворительно

– 0% Неудовлетворительно – 0%;

4.

Считаете

ли

Вы,

что

развитие

мелкой

моторики

оказывает

благоприятное влияние на формирование речи? Да -37,7%; Нет - 18%;

Затрудняюсь ответить -44,3%

5. Посещает ли Ваш ребёнок дополнительные занятия по развитию

мелкой моторики ( рисование, лепка, оригами и т.д.)? Да –22%; Нет – 78%

6.

Уделяете

ли

Вы

внимание

развитию

мелкой

моторики,

формированию речи, ребёнка в семье? Регулярно –28,4%; В выходные дни

-30%; Во время отпуска – 6,6%; Никогда – 12%; Затрудняюсь ответить –

23%;

7.

Что

мешает

Вам

активно

заниматься

развитием

речи,

мелкой

моторики своего ребёнка? Состояние здоровья – 0%; Недостаток времени –

76.6%;

Недостаток

воли

6,2%;

Недостаток

знаний

и

умений

0%;

Усталость на работе –15,1%; Другие факторы – 2,1%;

8. Каковы источники Ваших знаний о речевом и моторном развитии

ребенка

дошкольного

возраста?

Исхожу

из

личного

опыта

-

66,6%;

Телевидение,

интернет

53,3%

;

Родственники,

друзья

и

знакомые

33,3%; Медицинские работники – 26,6%; Специальная литература – 13,3% ;

Статьи в газетах и журналах – 20% ; Специалисты ДОУ – 13,3% ; Лекции и

беседы – 13,3%; Не интересуюсь – 0%;

9.

Укажите,

как

часто

проявляется

моторная

активность

Вашего

ребёнка в семье ?Лепка – систематически – 13,3%, случайно – 20%, никогда

– 13,3%; графические навыки (рисование, штриховка, раскрашивание и

т.д.)– систематически – 66,6%, случайно – 20%, никогда – 0% ;Вырезание

– систематически – 46,6%, случайно – 40%, никогда - 0%. Иры с песком

-46,6%, случайно – 40%, никогда - 0%.

10.

Кто,

по

Вашему

мнению,

в

большей

степени

влияет

на

формирование рече-моторного развития Вашего ребёнка? Отец – 0%; Мать

– 13,3%; Оба родителя – 86,6%; Педагоги ДОУ – 53,3%; Старшие (младшие)

братья и сестры – 26,6%; Другие люди – бабушка, дедушка – 6,6%

Данные анкет показывают, что развитие речи и мелкой моторики в се-

мье проводится в основном в выходные дни, моторная активность ребёнка

проявляется стихийно. Родители не имеют достаточно времени для заня-

тий с детьми по развитию мелкой моторики. Представления о речевом и

моторном развитии дошкольников у родителей формируются чаще всего

из личного опыта, а также средств массовой информации.

Для

успешного

решения

проблемы

по

развитию

речи

и

мелкой моторики детей дошкольного возраста необходимо:

1.

Особое внимание уделять просвещению родителей по вопросам

рече – моторного развития ребенка в семье. Тематика должна отражать

вопросы речевого и моторного развития детей в дошкольном учреждении,

в создании условий для речевой активности детей и его преемственности в

семье.

2.

Теоретические

знания

родителей

подкреплять

активным

вовлечением их к участию в досугах, праздниках, развлечениях, открытых

мероприятиях, для обеспечения их сознательного отношения к системе

рече – моторного воспитания.

3.

Для

повышения

заинтересованности

семьи

педагогам

регулярно

информировать родителей о речевом и моторном развитии ребенка.

Одна из сторон внедрения песочной технологии в работе логопункта

коснется и работы с педагогами.

Организация

деятельности

педагогов

играет

огромную

роль

в

формировании

речи

детей

дошкольного

возраста,

так

как

является

продолжением того, над чем работает учитель-логопед и направлена на

закрепление и совершенствование речевых

навыков дошкольников и

развитию

мелкой

моторики.

На

занятиях

дети

знакомятся

с

дидактическими

играми,

затем

в

группе

в

процессе

совместной

деятельности

воспитателя

с

детьми

закрепляют

и

отрабатывают

полученные навыки. Благодаря совместной деятельности, воспитанники

развивают

умение

составлять

рассказы

о

событиях

из

личного

опыта,

придумывают свои концовки к сказкам,

учатся

открыто и свободно

высказывать

свои

мысли,

познавать

мир

и

полноценно

общаться

с

окружающими детьми и взрослыми.

На

обучающем

семинаре

по

применению

кинетического

песка,

педагогам

были

предложены

комплексы

упражнений

и

игр

с

кинетическим песком в разные режимные моменты и в образовательной

деятельности, проведены

консультации и беседы с

воспитателями

по

использованию песка с детьми разных возрастных групп.

В соответствии с ФГОС ДО использование нетрадиционного оборудо-

вания при организации коррекционной деятельности позволяет быть раз-

вивающей предметно - пространственной среде содержательно-насыщен-

ной; трансформируемой; полифункциональной; доступной; безопасной.

06.09.2017 г. коллектив МДОУ как победитель грантового конкурса

ООО УК «Металлоинвест», в рамках долгосрочной инновационной межве-

домственной программы «Здоровый ребенок на 2016-2018 г.г.» в номина-

ции «Марафон здоровья» получил гранд в размере 72 000 на реализацию

проекта «Что за чудо-островок? Кинетический песок!». В рамках реализа-

ции

данного

проекта

развивающая

предметно-пространственная

среда

групп детского сада

будет пополнена световыми столами для песочной

терапии с комплектами кинетического песка.

Мы постараемся сделать всё для того, чтобы занятия с использованием

нетрадиционного оборудования стали неотъемлемой частью досуга и раз-

вития наших детей, удовлетворяли потребности дошкольников в речевом

и моторном развитии, способствовали совершенствованию навыков ком-

муникации.

Предполагаемый результат

Критерий

эффективности

Качественная оценка

Речевое

развитие детей

Коррекция всех сторон речи детей дошкольного

возраста.

Совершенствование навыков коммуникации.

Закрепление

представлений

об

окружающем

мире,

расширение кругозора детей.

Повышение уровня развития мелкой моторики.

Дети

научатся

«проигрывать»

разнообразные

жизненные ситуации, создавать композиции на песке.

Совместная

деятельность

детей и

родителей.

Родители

будут

больше

внимания

уделять

проведению

совместных досугов со своими детьми, укрепятся партнерские

взаимоотношения участников образовательных отношений в

совместной деятельности

Совместная де-

ятельность

с

педагогами

Систематическая, последовательная работа и творческий подход

в работе с детьми всех возрастных групп с использованием ки-

нетического песка.

В перспективе - использование кинетического песка при прове-

дении непосредственно-образовательной деятельности.

В заключениие хочу отметить, что сегодня песочная терапия в России уже

зарекомендовала

себя

как

эффективный

практический

метод

в

логопедии,

психотерапии

и

педагогике.

Хочу

закончить

своё

выступление

словами

Т.М.Грабенко

Что нужно для игры с песком?

А нужно в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не прошла.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленький набор

Возьмем в игру … Подобно Богу,

Мы создадим свой Мир чудес

Пройдя Познания дорогу.



В раздел образования