Напоминание

"Самый главный урок"


Автор: Рахманина Елена Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 97 города Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Самый главный урок"
Раздел: среднее образование





Назад




Самый главный урок.

«Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».

Анатоль Франс.

Когда я начала свою учительскую деятельность, меня интересовал вопрос:

«Какой урок самый главный»? И все коллеги к кому я обращалась с этим

вопросом, отвечали примерно так: «Конечно, первый! Именно на нем нужно

влюбить детей в свой предмет, с помощью разных методических приемов и

наглядности увлечь и заинтересовать. Ведь именно первое впечатление самое

важное». Но мой разум отказывался принимать такой ответ. Выходит, выложись

на первом уроке, покажи все, что умеешь, и дети «с ума сойдут» от твоей

уникальности и влюбятся в географию на всю жизнь? С каждым проведенным

уроком

я

убеждалась,

что

мои

коллеги

не

совсем

правы.

Конечно

первое

впечатление от того как я вошла в класс, что и как говорю, играет большую роль

на

дальнейшую

оценку

моей

деятельности

и

личности

как

учителя.

Не

случайно советский и российский психолог А.А. Бодалёв писал о феномене

первого впечатления так: «Первое впечатление ученика об учителе является

важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности». Важнейшей -

да,

но

не

главнейшей!

Если

последующие

уроки

будут

скучными,

монотонными,

то

ореол

первого

впечатления

быстро

исчезнет

и

вернуть

интерес к предмету и себе будет нелегко. С каждым новым уроком приходило

понимание, что главный урок ни первый, ни пятый, не последний, а все!

Причем

каждый

урок

обязан

быть

интересным!

Для

меня,

как

учителя.

Ученика, не как гостя урока или просто слушателя, а активного участника. Он

должен

ощутить

себя

творцом,

исследователем,

почувствовать

свою

значимость.

Сейчас мы работаем по Федеральному государственному

образовательному стандарту второго поколения, в его основу положена новая

идеология, которую можно обозначить лозунгом: «Образование на протяжении

всей

жизни».

Ученик

становится

полноправным

и

активным

участником

образовательного процесса. В условиях ФГОС произошли принципиальные

изменения

в

деятельности

учителя.

Благодаря

меняющимся

технологиям

обучения,

внедрения

информационно-коммуникационных

технологий

(ИКТ)

открылись значительные возможности, в том числе и по географии. Исходя из

требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный

учитель должен владеть как классической структурой урока, так и активно

применять свои творческие наработки.

Для того чтобы каждый урок стал главным и интересным для учеников, на

который бы они бежали с радостью, чтобы у них разгорался «аппетит» к

познанию нового, необходимо быть для них примером, любить сою работу. На

мой выбор профессии повлиял учитель, который вел географию в 8,9 классе.

Михаил Юрьевич влюбил весь класс в географию, мы с восхищением слушали

его рассказы о нашей стране, которую он пересек с рюкзаком за спиной вдоль и

поперек. Он и нас, школьников водил в походы и там продолжал удивлять

всесторонними знаниями и умениями.

Теперь уже я учитель географии и ни разу не пожалела, о сделанном

выборе. С годами пришло понимание, как работать с каждым учеником. Что

нужно сделать, что бы увидеть искры в глазах детей от осознания, это они

добыли новые знания, а не учитель им «разжевал и положил в рот» в готовом

виде. Для себя сформулировала заповеди для «Каждого Главного Урока»:

Безупречно владей преподаваемым материалом. Не бойся ошибиться - ты

человек, а не ходячая энциклопедия.

При планировании урока учитывай возрастные особенности, склонности к

групповой или индивидуальной работе, эмоциональный настрой в классе.

Сделай изюминкой каждого урока творческое начало, это позволит развить

воображение и фантазию у детей.

Каждый урок начинай необычно: стихами, сюрпризом, интригой, рассказом из

жизни, это позволит заинтересовать, создать доверительные отношения и

сконцентрировать внимание.

Используй

удивительные,

необычайные

факты,

которых

нет

в

школьных

учебниках.

Не

стесняйся

импровизировать,

импровизация

делает

каждый

урок

особенным. Будь неожиданной. Избегай шаблонов.

Для

учеников

ты

интересный

собеседник

с

большим

жизненным

опытом,

делись с ними примерами и интересными событиями из своей жизни, но

только в рамках предмета.

Знания выдавай порционно, от одного этапа урока к другому строй логические

мостики.

Не

торопись

давать

готовых,

правильных

ответов,

пусть

ученики

попытаются найти ответ самостоятельно.

Не

бойся

шума

на

уроке.

Стимулируй

активность

учащихся,

лишь

в

обсуждении можно докопаться до истины.

Применяй групповую форму работы, только в ней ребята учатся ладить друг с

другом и принимать коллективные решения.

Самые интересные работы учеников добавляй в свою копилку и с гордостью

используй их на своих уроках.

Используй наглядность и ИКТ, они облегчать тебе преподавание и поддержат

интерес школьников.

Учись чувствовать детей. При усталости, отсутствии внимания используй

забавные, игровые задания.

Кто-то скажет, что ни чего нового не изобрела. Возможно. Но когда с

моего урока дети выходят с искренней улыбкой, а в их глазах я вижу радость

маленького открытия. Мне становится чуточку радостнее, что у моих учеников

разыгрался «аппетит» к географии. Поэтому всем желаю приятного «аппетита»

познаний!



В раздел образования