Автор: Рахманина Елена Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 97 города Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Самый главный урок"
Раздел: среднее образование
Самый главный урок.
«Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».
Анатоль Франс.
Когда я начала свою учительскую деятельность, меня интересовал вопрос:
«Какой урок самый главный»? И все коллеги к кому я обращалась с этим
вопросом, отвечали примерно так: «Конечно, первый! Именно на нем нужно
влюбить детей в свой предмет, с помощью разных методических приемов и
наглядности увлечь и заинтересовать. Ведь именно первое впечатление самое
важное». Но мой разум отказывался принимать такой ответ. Выходит, выложись
на первом уроке, покажи все, что умеешь, и дети «с ума сойдут» от твоей
уникальности и влюбятся в географию на всю жизнь? С каждым проведенным
уроком
я
убеждалась,
что
мои
коллеги
не
совсем
правы.
Конечно
первое
впечатление от того как я вошла в класс, что и как говорю, играет большую роль
на
дальнейшую
оценку
моей
деятельности
и
личности
как
учителя.
Не
случайно советский и российский психолог А.А. Бодалёв писал о феномене
первого впечатления так: «Первое впечатление ученика об учителе является
важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности». Важнейшей -
да,
но
не
главнейшей!
Если
последующие
уроки
будут
скучными,
монотонными,
то
ореол
первого
впечатления
быстро
исчезнет
и
вернуть
интерес к предмету и себе будет нелегко. С каждым новым уроком приходило
понимание, что главный урок ни первый, ни пятый, не последний, а все!
Причем
каждый
урок
обязан
быть
интересным!
Для
меня,
как
учителя.
Ученика, не как гостя урока или просто слушателя, а активного участника. Он
должен
ощутить
себя
творцом,
исследователем,
почувствовать
свою
значимость.
Сейчас мы работаем по Федеральному государственному
образовательному стандарту второго поколения, в его основу положена новая
идеология, которую можно обозначить лозунгом: «Образование на протяжении
всей
жизни».
Ученик
становится
полноправным
и
активным
участником
образовательного процесса. В условиях ФГОС произошли принципиальные
изменения
в
деятельности
учителя.
Благодаря
меняющимся
технологиям
обучения,
внедрения
информационно-коммуникационных
технологий
(ИКТ)
открылись значительные возможности, в том числе и по географии. Исходя из
требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный
учитель должен владеть как классической структурой урока, так и активно
применять свои творческие наработки.
Для того чтобы каждый урок стал главным и интересным для учеников, на
который бы они бежали с радостью, чтобы у них разгорался «аппетит» к
познанию нового, необходимо быть для них примером, любить сою работу. На
мой выбор профессии повлиял учитель, который вел географию в 8,9 классе.
Михаил Юрьевич влюбил весь класс в географию, мы с восхищением слушали
его рассказы о нашей стране, которую он пересек с рюкзаком за спиной вдоль и
поперек. Он и нас, школьников водил в походы и там продолжал удивлять
всесторонними знаниями и умениями.
Теперь уже я учитель географии и ни разу не пожалела, о сделанном
выборе. С годами пришло понимание, как работать с каждым учеником. Что
нужно сделать, что бы увидеть искры в глазах детей от осознания, это они
добыли новые знания, а не учитель им «разжевал и положил в рот» в готовом
виде. Для себя сформулировала заповеди для «Каждого Главного Урока»:
Безупречно владей преподаваемым материалом. Не бойся ошибиться - ты
человек, а не ходячая энциклопедия.
При планировании урока учитывай возрастные особенности, склонности к
групповой или индивидуальной работе, эмоциональный настрой в классе.
Сделай изюминкой каждого урока творческое начало, это позволит развить
воображение и фантазию у детей.
Каждый урок начинай необычно: стихами, сюрпризом, интригой, рассказом из
жизни, это позволит заинтересовать, создать доверительные отношения и
сконцентрировать внимание.
Используй
удивительные,
необычайные
факты,
которых
нет
в
школьных
учебниках.
Не
стесняйся
импровизировать,
импровизация
делает
каждый
урок
особенным. Будь неожиданной. Избегай шаблонов.
Для
учеников
ты
интересный
собеседник
с
большим
жизненным
опытом,
делись с ними примерами и интересными событиями из своей жизни, но
только в рамках предмета.
Знания выдавай порционно, от одного этапа урока к другому строй логические
мостики.
Не
торопись
давать
готовых,
правильных
ответов,
пусть
ученики
попытаются найти ответ самостоятельно.
Не
бойся
шума
на
уроке.
Стимулируй
активность
учащихся,
лишь
в
обсуждении можно докопаться до истины.
Применяй групповую форму работы, только в ней ребята учатся ладить друг с
другом и принимать коллективные решения.
Самые интересные работы учеников добавляй в свою копилку и с гордостью
используй их на своих уроках.
Используй наглядность и ИКТ, они облегчать тебе преподавание и поддержат
интерес школьников.
Учись чувствовать детей. При усталости, отсутствии внимания используй
забавные, игровые задания.
Кто-то скажет, что ни чего нового не изобрела. Возможно. Но когда с
моего урока дети выходят с искренней улыбкой, а в их глазах я вижу радость
маленького открытия. Мне становится чуточку радостнее, что у моих учеников
разыгрался «аппетит» к географии. Поэтому всем желаю приятного «аппетита»
познаний!