Напоминание

Экологическое воспитание


Автор: Лапердина Марина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Приаргунская СОШ
Населённый пункт: п Приаргунск
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание
Раздел: начальное образование





Назад




«

Экологическое образование и воспитание во внеурочной деятельности

»

Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также

воздействие человека на окружающую среду стала очень острой .

В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы

сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к природе

и к окружающей среде» имеет большое значение. Таким образом, государство ставит

перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего

поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.

Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь

при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассная

работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.

Формирование начальных основ экологической культуры у младших школьников требуют

включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание

условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

Во внеурочной деятельности экологического воспитания можно выделить несколько

направлений работы.

Познавательное направление работы. Оно включает в себя такие виды работы, как

беседы ,дискуссии .

Используя детский опыт наблюдений и природоохранной деятельности, учитель в

ходе беседы с помощью фактов, цифр может вызвать эмоциональные реакции у

учащихся, формирует у них личное отношение к проблеме. У детей расширяется кругозор,

активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе.

Тематика бесед может быть самая разнообразная («Лесная аптека», «Редкие животные

нашего края», «Мое любимое животное», « Как сохранить нашу Землю» и др.). После

бесед можно провести конкурс рисунков .

Также можно отнести следующие виды внеклассных мероприятий: праздники, утренники,

экологические игры, игры-путешествия и т. п. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя

контрасты, сопереживать и размышлять, наши педагоги используют экологические

праздники « День птиц» Также у нас проводилась экологическая игра «День Земли».

Главная идея этой игры – как сохранить красоту Земли? Дети путешествовали по нашей

планете в воображаемой машине времени..

Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром;

выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в

окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Игра

обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей

средой.

В практическое направление работы по экологическому воспитанию следует включать

такие мероприятия, как посадка цветов на клумбы и уход за ними, озеленение классов,

подкормка птиц и другие подобные мероприятия.

В нашей школе регулярно проводятся такие акции как «Экологический десант», «Клумба

нашего класса» и др. Следует сказать, что практическое направление работы реализуется

круглогодично. Зимой в рамках этого направления мы подкармливаем птиц, весной –

озеленяем территорию школы и классы, в течение всего лета осуществляется уход за

клумбами, экологические десанты по уборке территории весной и осенью .

И, наконец, исследовательское направление включает в себя такие виды внеклассной

работы, как экскурсии, наблюдения, опыты и т. п.

Большое воспитательно-образовательное значение имеют экскурсии.

На экскурсиях дети фиксируют красивый пейзаж, делают зарисовки и составляют

рассказы по своему рисунку. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и

побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой

природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка. Детям экскурсии

приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к природе.

Учащиеся с удовольствием принимают участие в проектной деятельности. Проекты,

выполняемые учащимися, осуществляются при помощи родителей. В процессе работы

над проектами дети ищут информацию в энциклопедиях, в Интернете, учатся

самостоятельно делать выводы.

Внеклассная работа по экологическому воспитанию достаточно увлекательна и

интересна. Наши учащиеся с удовольствием принимают в ней участие. Им интересно что-

то совместно создавать (например, поделки из природного материала, озеленять свой

класс, ухаживать за своей клумбой). Дети с удовольствием привлекают к своей работе

родителей (проект «Моя кормушка» « Поделки из природного материала). Некоторые

коллективные экологические мероприятия имеют соревновательный момент, а это тоже

вызывает у детей немаловажный интерес.

Большое значение в экологическом воспитании детей придаётся проведению походов

совместно с родителями . Ребята не только отдыхают в походе ,но и проводят совместно с

родителями экологический десант . Два раза в год весной и осенью мы выезжаем на реки ,

которые находятся в близи поселка , а так же в Уланскую рощу . Где ребята со своими

родителями очищают территорию от загрязнения.

При взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются

новые знания.

Любой поход для детей имеет воспитательное значение. Ребята учатся общению между

собой, у них воспитывается взаимовыручка, чувство коллективизма, ответственности за

себя и друзей. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются

правила поведения в окружающем мире.

Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание

человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые

живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной

жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что

происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей.

Сложная экологическая ситуация, выдвигает новые задачи в области экологического

образования и заставляет искать новые способы и подходы для их решения. Требования

времени – непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста. И задача

начальной школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим

миром, основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые

убеждении

Хочу сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется через систему

занятий, а также внеклассных мероприятий.



В раздел образования