Автор: Лапердина Марина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Приаргунская СОШ
Населённый пункт: п Приаргунск
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание
Раздел: начальное образование
«
Экологическое образование и воспитание во внеурочной деятельности
»
Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также
воздействие человека на окружающую среду стала очень острой .
В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы
сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к природе
и к окружающей среде» имеет большое значение. Таким образом, государство ставит
перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего
поколения, перехода к экологическому образованию для устойчивого развития.
Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь
при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассная
работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.
Формирование начальных основ экологической культуры у младших школьников требуют
включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание
условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
Во внеурочной деятельности экологического воспитания можно выделить несколько
направлений работы.
Познавательное направление работы. Оно включает в себя такие виды работы, как
беседы ,дискуссии .
Используя детский опыт наблюдений и природоохранной деятельности, учитель в
ходе беседы с помощью фактов, цифр может вызвать эмоциональные реакции у
учащихся, формирует у них личное отношение к проблеме. У детей расширяется кругозор,
активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе.
Тематика бесед может быть самая разнообразная («Лесная аптека», «Редкие животные
нашего края», «Мое любимое животное», « Как сохранить нашу Землю» и др.). После
бесед можно провести конкурс рисунков .
Также можно отнести следующие виды внеклассных мероприятий: праздники, утренники,
экологические игры, игры-путешествия и т. п. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя
контрасты, сопереживать и размышлять, наши педагоги используют экологические
праздники « День птиц» Также у нас проводилась экологическая игра «День Земли».
Главная идея этой игры – как сохранить красоту Земли? Дети путешествовали по нашей
планете в воображаемой машине времени..
Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром;
выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в
окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Игра
обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей
средой.
В практическое направление работы по экологическому воспитанию следует включать
такие мероприятия, как посадка цветов на клумбы и уход за ними, озеленение классов,
подкормка птиц и другие подобные мероприятия.
В нашей школе регулярно проводятся такие акции как «Экологический десант», «Клумба
нашего класса» и др. Следует сказать, что практическое направление работы реализуется
круглогодично. Зимой в рамках этого направления мы подкармливаем птиц, весной –
озеленяем территорию школы и классы, в течение всего лета осуществляется уход за
клумбами, экологические десанты по уборке территории весной и осенью .
И, наконец, исследовательское направление включает в себя такие виды внеклассной
работы, как экскурсии, наблюдения, опыты и т. п.
Большое воспитательно-образовательное значение имеют экскурсии.
На экскурсиях дети фиксируют красивый пейзаж, делают зарисовки и составляют
рассказы по своему рисунку. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и
побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой
природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка. Детям экскурсии
приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к природе.
Учащиеся с удовольствием принимают участие в проектной деятельности. Проекты,
выполняемые учащимися, осуществляются при помощи родителей. В процессе работы
над проектами дети ищут информацию в энциклопедиях, в Интернете, учатся
самостоятельно делать выводы.
Внеклассная работа по экологическому воспитанию достаточно увлекательна и
интересна. Наши учащиеся с удовольствием принимают в ней участие. Им интересно что-
то совместно создавать (например, поделки из природного материала, озеленять свой
класс, ухаживать за своей клумбой). Дети с удовольствием привлекают к своей работе
родителей (проект «Моя кормушка» « Поделки из природного материала). Некоторые
коллективные экологические мероприятия имеют соревновательный момент, а это тоже
вызывает у детей немаловажный интерес.
Большое значение в экологическом воспитании детей придаётся проведению походов
совместно с родителями . Ребята не только отдыхают в походе ,но и проводят совместно с
родителями экологический десант . Два раза в год весной и осенью мы выезжаем на реки ,
которые находятся в близи поселка , а так же в Уланскую рощу . Где ребята со своими
родителями очищают территорию от загрязнения.
При взаимодействии с окружающей средой у детей расширяется кругозор, приобретаются
новые знания.
Любой поход для детей имеет воспитательное значение. Ребята учатся общению между
собой, у них воспитывается взаимовыручка, чувство коллективизма, ответственности за
себя и друзей. Развиваются двигательные навыки и укрепляется здоровье, изучаются
правила поведения в окружающем мире.
Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание
человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые
живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной
жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что
происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей.
Сложная экологическая ситуация, выдвигает новые задачи в области экологического
образования и заставляет искать новые способы и подходы для их решения. Требования
времени – непрерывное экологическое образование с самого раннего возраста. И задача
начальной школы – заложить в детские души с первых шагов их общения с окружающим
миром, основы экологических знаний, которые с возрастом перерастут в твёрдые
убеждении
Хочу сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется через систему
занятий, а также внеклассных мероприятий.