Напоминание

"Воспитание у детей этики межнационального общения"


Авторы: Толоконникова Ольга Владимировна, Плахова Ольга Иофовна
Должность: педагог дополнительного образования по изодеятельности, воспеитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 214
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание у детей этики межнационального общения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание у детей этики межнационального общения

средствами искусства и литературы

В условиях роста национального самосознания с одной стороны и

усиливающегося проявления национализма и шовинизма с другой стороны

актуальной

становится

проблема

воспитания

у

детей

эмоционально

положительного отношения к людям разных национальностей, этики меж-

национального

общения.

Воспитание

дружелюбного

отношения

к

сверстникам и людям разных национальностей начинается с раннего детства.

У

старших

дошкольников,

воспитывающихся

в

многонациональном

коллективе, преобладает положительное отношение к представителям разных

народов,

что

чаще

всего

проявляется

в

интересе

к

их

жизни,

культуре,

желании

дружить,

делиться

с

ними

игрушками,

даже

выучить

язык,

на

котором они говорят.

Этикой межнационального общения человек способен овладеть с

первых лет своей жизни, причем она не сводится лишь к формам внешнего

поведения.

Это,

прежде

всего,

отношение

к

человеку,

когда

детям

еще

неизвестно

о

существовании

разных

национальностей.

Приобщение

к

этнонациональной

культуре

-

основной

путь

воспитания

у

детей

этики

межнационального

общения.

Это

происходит

через

познание

народной

мудрости,

национальных

традиций

и

обычаев,

высокохудожественных

произведений талантливых национальных писателей и поэтов, композиторов,

художников,

мастеров

народного

промысла.

Важно

дать

правильные

ориентиры

детям

в

социальном

окружении:

о

человеке

судят

не

по

его

национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.

Исходным моментом воспитания этики межнационального общения

должно

стать

формирование

у

детей

эмоционально-положительного

отношения

к

национальному

многообразию

населения

нашей

страны,

многообразию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все

разные». Эффективность воспитания этики межнационального общения у

дошкольников

будет

зависеть

от

комплексного

использования

различных

методов и средств.

Самым важным средством является общение детей разных

национальностей, которое можно организовать в разных условиях: в ДОУ, вне

детского сада при участии родителей, организацией специальных встреч.

Очень эффективным средством является организация совместной игровой

деятельности

детей

разных

национальностей.

Особое

значение

имеют

сюжетно-ролевые и подвижные игры. В них ребенок искренне выражает свои

чувства, мысли, симпатии, дружеские отношения.

Устное народное творчество воспитывает у детей доброжелательное

отношение к разным национальностям. Большую роль играют сказки, где

проявляется культура и самобытность народа. Сказки доступны пониманию

детей, в них раскрываются национальные особенности жизни и быта народа,

его

культурные

традиции.

Чтение

художественной

литературы

помогает

детям больше узнать об особенностях жизни и быта своих сверстников.

Эффективным

средством

воспитания

этики

межнационального

общения

являются

праздники

и

развлечения,

в

которых

участвуют

все

дети.

Художественные произведения в образной форме знакомят детей с жизнью

общества, помогают ему познать вну

тре

нний мир человека, его ҹувства,

поступки, отношения к другим людям.

Итак, формирование уважения к народам нашей и других стран

начинается

с

воспитания

инте

р

еса

и

симпатии

к

сверстникам

разных

национальностей.

Сила воздействия литературного произведения на развитие личности

ребенка ч

р

езвычайно велика. Опыт работы показывает, ҹто дети дошкольного

возраста могут испытывать ҹувства, которые пе

р

еживают герои книг. Чтение

художественных произведений содействует развитию детского мышления,

служит источником новых п

р

едставлений и знаний. Влияние художественной

литературы

на

нравственное,

толерантное

воспитание

дошкольников

значительно усиливается, если одной и той же темой объединено несколько

произведений. В связи с этим при подбо

р

е художественных произведений

национальных

авторов

целесообразно

ориентироваться

на

следующее.

Симпатичные герои (дети), любящие своих самых близких (маму и бабушку,

папу и дедушку) и родную природу, умеющие дорожить дружбой, обладают

"набором" тех или иных гуманных качеств. Доброта, заботливость, желание

быть

полезным

или

доставить

радость

проявляются

в

добрых

делах

и

поступках, требующих трудолюбия. Желательно, ҹтобы о маленьких неудачах

сверстников разных национальностей, по-настоящему любящих своих мам,

рассказывалось

с

улыбкой,

по-доброму,

а

отрицательные

проявления

высмеивались.

Таким образом, в процессе воспитания симпатии и дружбы между

сверстниками,

уважения

к

людям

разных

национальностей

решаются

и

другие важные задачи нравственного воспитания. Такая работа направлена на

становление

социально-нравственных

качеств

личности

и,

прежде

всего,

гуманных, относящихся к первозначимым общечеловеческим ценностям.

Литература:

1.

Суслова,

Э.

Рекомендации

по

темам:

«Воспитание

у

детей

этики

межнационального общения» // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. 86с.

2. Юрина, Н. Уроки нежности и сострадания: (Книга в жизни вашего

ребенка) // Воспитание дошкольников. – 2005. - №2. – С.76с.



В раздел образования