Авторы: Толоконникова Ольга Владимировна, Плахова Ольга Иофовна
Должность: педагог дополнительного образования по изодеятельности, воспеитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 214
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание у детей этики межнационального общения"
Раздел: дошкольное образование
Воспитание у детей этики межнационального общения
средствами искусства и литературы
В условиях роста национального самосознания с одной стороны и
усиливающегося проявления национализма и шовинизма с другой стороны
актуальной
становится
проблема
воспитания
у
детей
эмоционально
положительного отношения к людям разных национальностей, этики меж-
национального
общения.
Воспитание
дружелюбного
отношения
к
сверстникам и людям разных национальностей начинается с раннего детства.
У
старших
дошкольников,
воспитывающихся
в
многонациональном
коллективе, преобладает положительное отношение к представителям разных
народов,
что
чаще
всего
проявляется
в
интересе
к
их
жизни,
культуре,
желании
дружить,
делиться
с
ними
игрушками,
даже
выучить
язык,
на
котором они говорят.
Этикой межнационального общения человек способен овладеть с
первых лет своей жизни, причем она не сводится лишь к формам внешнего
поведения.
Это,
прежде
всего,
отношение
к
человеку,
когда
детям
еще
неизвестно
о
существовании
разных
национальностей.
Приобщение
к
этнонациональной
культуре
-
основной
путь
воспитания
у
детей
этики
межнационального
общения.
Это
происходит
через
познание
народной
мудрости,
национальных
традиций
и
обычаев,
высокохудожественных
произведений талантливых национальных писателей и поэтов, композиторов,
художников,
мастеров
народного
промысла.
Важно
дать
правильные
ориентиры
детям
в
социальном
окружении:
о
человеке
судят
не
по
его
национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам.
Исходным моментом воспитания этики межнационального общения
должно
стать
формирование
у
детей
эмоционально-положительного
отношения
к
национальному
многообразию
населения
нашей
страны,
многообразию человеческих языков: «как хорошо, что нас много и мы все
разные». Эффективность воспитания этики межнационального общения у
дошкольников
будет
зависеть
от
комплексного
использования
различных
методов и средств.
Самым важным средством является общение детей разных
национальностей, которое можно организовать в разных условиях: в ДОУ, вне
детского сада при участии родителей, организацией специальных встреч.
Очень эффективным средством является организация совместной игровой
деятельности
детей
разных
национальностей.
Особое
значение
имеют
сюжетно-ролевые и подвижные игры. В них ребенок искренне выражает свои
чувства, мысли, симпатии, дружеские отношения.
Устное народное творчество воспитывает у детей доброжелательное
отношение к разным национальностям. Большую роль играют сказки, где
проявляется культура и самобытность народа. Сказки доступны пониманию
детей, в них раскрываются национальные особенности жизни и быта народа,
его
культурные
традиции.
Чтение
художественной
литературы
помогает
детям больше узнать об особенностях жизни и быта своих сверстников.
Эффективным
средством
воспитания
этики
межнационального
общения
являются
праздники
и
развлечения,
в
которых
участвуют
все
дети.
Художественные произведения в образной форме знакомят детей с жизнью
общества, помогают ему познать вну
тре
нний мир человека, его ҹувства,
поступки, отношения к другим людям.
Итак, формирование уважения к народам нашей и других стран
начинается
с
воспитания
инте
р
еса
и
симпатии
к
сверстникам
разных
национальностей.
Сила воздействия литературного произведения на развитие личности
ребенка ч
р
езвычайно велика. Опыт работы показывает, ҹто дети дошкольного
возраста могут испытывать ҹувства, которые пе
р
еживают герои книг. Чтение
художественных произведений содействует развитию детского мышления,
служит источником новых п
р
едставлений и знаний. Влияние художественной
литературы
на
нравственное,
толерантное
воспитание
дошкольников
значительно усиливается, если одной и той же темой объединено несколько
произведений. В связи с этим при подбо
р
е художественных произведений
национальных
авторов
целесообразно
ориентироваться
на
следующее.
Симпатичные герои (дети), любящие своих самых близких (маму и бабушку,
папу и дедушку) и родную природу, умеющие дорожить дружбой, обладают
"набором" тех или иных гуманных качеств. Доброта, заботливость, желание
быть
полезным
или
доставить
радость
проявляются
в
добрых
делах
и
поступках, требующих трудолюбия. Желательно, ҹтобы о маленьких неудачах
сверстников разных национальностей, по-настоящему любящих своих мам,
рассказывалось
с
улыбкой,
по-доброму,
а
отрицательные
проявления
высмеивались.
Таким образом, в процессе воспитания симпатии и дружбы между
сверстниками,
уважения
к
людям
разных
национальностей
решаются
и
другие важные задачи нравственного воспитания. Такая работа направлена на
становление
социально-нравственных
качеств
личности
и,
прежде
всего,
гуманных, относящихся к первозначимым общечеловеческим ценностям.
Литература:
1.
Суслова,
Э.
Рекомендации
по
темам:
«Воспитание
у
детей
этики
межнационального общения» // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 1. 86с.
2. Юрина, Н. Уроки нежности и сострадания: (Книга в жизни вашего
ребенка) // Воспитание дошкольников. – 2005. - №2. – С.76с.