Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя группы продленного дня.


Автор: Козьменко Валентина Алексеевна
Должность: Воспитатель группы продленного дня, учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ ЦО № 42
Населённый пункт: город Тула, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя группы продленного дня.
Раздел: начальное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя группы продленного

дня.

Воспитатель ГПД –Козьменко В.А.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Состояние здоровья

детей – показатель здоровья нации, одна из характеристик социально – экономического,

духовно – нравственного, научного и культурного развития общества.

Условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности

младшего школьного возраста является возможность выполнения от 6 тысяч до 48

тысяч движений ежесуточно. Дети должны иметь возможность в течение всего дня

систематически двигаться.

Физические упражнения являются одним из основных средств сохранения и

укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для

развития всех систем организма: нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной,

скелетно – мышечной.

В движениях школьники познают жизнь, окружающий мир, поэтому движений в

жизни детей должно быть достаточно для нормального роста и развития.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих

технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого

общеобразовательного учреждения для детей младшего школьного возраста. Это может

выражаться через здоровьесберегающие технологии процесса обучения и развития с

использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной

уборки помещений; чередование занятий с высокой и низкой двигательной

активностью; ароматерапии, витаминотерапии; функциональной музыки.

Здоровьесберегающие технологии объединяют в себе все направления деятельности

учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья

учащихся.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни.

В тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими

работниками, с коллегами планирую свою работу с учетом приоритетов сохранения и

укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Реализация здоровьесбережения и формирование ценностей здорового образа жизни в

ГПД во внеурочной деятельности – это прежде всего физкультурно- оздоровительная

работа.

Физкультурно - оздоровительная работа в группе продленного дня –

неотъемлемая часть педагогического процесса. Она содействует укреплению

здоровья, закаливанию, нормальному физическому развитию учащихся, повышению

работоспособности школьников на уроках, а также активному отдыху и

1

содержательному досугу ребят. Она формирует у детей потребность в

самостоятельном использовании физических упражнений вне школы, воспитывает

волевые качества и положительные черты характера, способствует привитию

гигиенических и организаторских навыков по физической культуре.

Физкультурно–оздоровительные мероприятия в нашей школе проводятся с

учетом возрастных особенностей учащихся и состояния их здоровья. Учащиеся, по

состоянию

здоровья,

отнесенные

к

основной

и

подготовительной

медицинским

группам, допускаются к занятиям всеми видами игр и физических упражнений,

организуемых

после

уроков.

Детям,

физически

менее

крепким,

обладающим

неправильной

осанкой,

следует

предоставлять

возможность

проявлять

большую

двигательную

активность.

Школьников,

у

которых

отставание

в

физическом

развитии

вызвано,

к

примеру,

заболеваниями

сердца,

расстройствами

нервной

системы,

надо

ограничивать

в

играх

и

физических

упражнениях,

связанных

с

длительным бегом, с большим числом прыжков, непрерывно следующих один за

другим. Таких детей я привлекаю к выполнению обязанностей судей, ответственных

за порядок смены очередей при проведении эстафет, за занятия на специально

оборудованных местах.

Игры и физические упражнения, которые проводятся в группе продленного дня,

я

организую

так,

чтобы

они

удовлетворяли

естественную

потребность

детей

в

движении,

обеспечивали

активный

отдых

после

учебной

работы,

связанной

с

длительным пребыванием в закрытом помещении. Также одновременно слежу за

тем, чтобы занятия не вызывали у детей переутомления, излишнего возбуждения и

стараюсь не допускать, чтобы в течение всего времени, отведенного на физические

упражнения и игры, дети находились в движении, а для этого устраиваю короткие

перерывы. Чем младше школьники, тем чаще они нуждаются в таких перерывах. Я

учитываю нагрузку, полученную учениками в течение дня (в школе и в группе

продленного

дня

могут

иметь

место

занятия

физическим

трудом

по

самообслуживанию, работы по уборке площадки).

Физкультурно-

оздоровительные

мероприятия,

проводимые

в

группе

продленного

дня,

должны

способствовать

прежде

всего

организации

активного

отдыха учеников, однако известная связь с учебной работой и общешкольными и

внеклассными

мероприятиями

должна

иметь

место.

Например,

под

моим

наблюдением

некоторые

ученики

выполняют

домашние

задания

по

физической

культуре.

От

меня

они

получают

самые

различные

методические

советы:

как

управлять

санками

при

спуске

со

снежной

горки,

каких

ошибок

не

следует

допускать, пробегая под крутящейся скакалкой, как лучше поймать брошенный

высоко

маленький

мяч.

Я

знакомлю

учащихся

с

новыми

вариантами

игр,

с

правилами соревнований на лучшего прыгуна, бегуна, метателя, использую уже

известные ученикам по урокам физической культуры элементы упражнений и тем

самым

способствую

выработке

более

прочных

навыков,

закрепляю

учебный

материал.

Очень

важно,

чтобы

физкультурно-

оздоровительная

работа

с

детьми

в

группе

продленного дня проходила под контролем врача. Следуя советам нашей медсестры,

я

устанавливаю

определенный

распорядок

отдельных

режимных

моментов

и

нормирую нагрузку на детей во время занятий.

2

Занятия

физическими

упражнениями

проводятся

в

свободной,

непринужденной

форме

с

преимущественным

использованием

игры

и

соревнований.

В

игры

первоклассников

я

включаю

движения

имитационного

характера.

Для

их

выполнения вместо команды говорю детям, к примеру, так: «Дети, покачаемся, как

качаются

деревья

во

время

ветра»,

«Помашем

ручками,

как

машут

птицы

крыльями», «Попрыгаем, как зайчики»; это придает упражнениям развлекательный

характер

и

вызывает

у

детей

положительные

эмоции,

повышает

их

интерес

к

занятиям. Нарушение этих условий может привести к превращению физкультурно-

оздоровительных

мероприятий

в

обычный

дополнительный

школьный

урок

и

вызвать переутомление учащихся.

Характеристика внешних признаков утомления.

Внешние

признаки

Небольшое

Среднее

Выраженное

Окраска кожи

Легкая

Значительная

Бледность

или

Синюшность

Потливость

Незначительная

Большая

Чрезмерная

Выражение лица

Спокойное

Напряженное

Страдальческое

Характер

дыхания

Учащенное,

ровное

Учащенное,

периодически

глубокие вдохи и

выдохи

Резко учащенное

поверхностное и

аритмичное

Координация

движений,

внимания

Четкое

выполнение

команд

Неуверенные

движения,

нечеткое

выполнение

команд

Дрожание

конечностей,

Отставание в

ходьбе от группы

Жалобы

Нет

Усталость, боль в

мышцах,

сердцебиение.

Головокружение ,

головная боль ,

шум в ушах ,

тошнота ,

слабость

При

выраженном

утомлении

следует

предложить

учащимся

выполнение

упражнений

на

восстановление

дыхания

и

переключить

на

другое

занятие,

не

связанное с этой нагрузкой.

Забота о здоровье детей невозможна без постоянной связи с семьей. Во время бесед

с родителями я постоянно завожу разговор о физическом совершенствовании и

укреплении здоровья детей.

Одно из направлений единого режима внеурочной деятельности учащихся нашей

школы предусматривает физкультурно-спортивную работу. В школе организованы

секции «Футбол», «Легкая атлетика», «Карате», «Гимнастика». Более 60% моих

ребят занимаются в спортивных секциях.

Наиболее

доступными

для

использования

в

моей

педагогической

деятельности

3

являются следующие виды физкультурно- оздоровительной работы:

1.Подвижные игры и состязательные упражнения.

2.Прогулки.

3.Физкультминутки и физкультпаузы.

4. Экскурсии.

5.Физический труд на воздухе.

6. Спортивный час.

7.Режим дня младшего школьника.

В систему физкультурно- оздоровительной работы с младшими школьниками входят

также встречи- беседы с медсестрой по вопросам гигиены учебного труда, личной и

бытовой гигиены, ухода за кожей, ногтями, волосами, о правильном питании.

Подвижные игры и состязательные упражнения

Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Понятие «игра» включает в

себя

множество

различных

форм

игрового

фольклора,

каждая

из

которых

способствует

всестороннему

развитию

детей:

физическому,

психическому,

умственному.

Подвижная

народная

игра

является

той

разновидностью

игрового

фольклора,

преимущественная

ориентация

которой

заключается

в

активизации

двигательной деятельности.

В

подвижных

играх

я

предоставляю

детям

возможность

проявлять

творческую

инициативу в выборе способов достижения цели. В играх, связанных с выполнением

двигательных действий, всегда заложен элемент нового, непознанного. Она всегда

проходит по-новому и таит в себе много неожиданностей.

У каждой игры есть определенные правила, которые должен соблюдать каждый ее

участник. Современные дети знают мало игр. Поэтому, учитывая индивидуальные

особенности детей своей группы я их сначала знакомлю с правилами той или иной

игры,

помогаю

организовываться,

чтобы

в

дальнейшем

дети

могли

играть

самостоятельно.

Как

правило,

игры,

которые

я

использую,

заранее

известны

детям

по

урокам

физической культуры или являются вариантами этих игр.

Допустимо применение и новых увлекательных игр с простыми правилами, не

требующими

длительного

разучивания.

Строго

устанавливать

какие-либо

схемы

занятий нет необходимости, однако рекомендуется проводить на одном занятии не

более трех игр. Вначале я предлагаю игру, требующую сосредоточенного внимания,

точности движений, но не связанная с большой затратой физических сил («Заяц без

норки», «Летающий мешочек», «Эстафета на санках»). Затем дается игра, в которой

нужно

много

бегать,

прыгать,

бросать

и

ловить

мяч,

проявлять

инициативу,

взаимовыручку («Волк во рву», «Метко в цель», «Перестрелка»). В конце занятия

рекомендую игру на развитие наблюдательности и ориентирование.

(«Прятки», «12 палочек», «Все к своим флажкам»).

В

условиях,

когда

ребенок

находится

на

протяжении

9-10

часов

своего

бодрствования в школе, особую опасность представляет гиподинамия, влекущая за

собой

разнообразные

расстройства

здоровья.

В

качестве

меры

по

ее

предупреждению

я

использую

ежедневные

занятия

на

воздухе,

требующие

от

4

учащихся двигательной активности. Вовлечение в работу больших групп мышц,

нагрузка

на

дыхательную,

сердечно-сосудистую

и

другие

системы

организма

положительно отражаются на функционировании всех внутренних органов и систем.

Разнообразные упражнения способствуют совершенствованию таких физических

качеств,

как

сила,

быстрота

движений,

ловкость

и

выносливость.

Ходьба,

бег,

прыжки, метания, лазанье, подвижные и спортивные игры, формируя у учащихся

группы продленного дня жизненно необходимые двигательные навыки, являются

основой

физической

подготовки

учащихся

к

овладению

в

будущем

любой

производственной специальностью, требующей не только знаний, но и координации,

точности и быстроты движений.

Общеразвивающие занятия с учащимися группы на свежем воздухе являются не

только средством их содержательного двигательного отдыха после утомительных

уроков, но и средством закаливания. Воздействие свежего воздуха в различные

времена года на организм благоприятно сказываются на здоровье детей, служит

профилактике

различных

заболеваний.

Я

считаю,

что

система

оздоровительно-

образовательных

занятий

на

воздухе

в

группе

должна

строиться

с

учетом

содержания учебного плана школы, исходить из потребностей растущего организма

в разнообразной двигательной активности.

Дети младшего возраста испытывают естественную потребность в играх на свежем

воздухе,

которые

по

своему

характеру

в

достаточной

мере

способны

совершенствовать и закреплять навыки в ходьбе, беге, метании, прыжках и других

двигательных действиях. Я думаю, что игровая деятельность в жизни младших

школьников в группе должна иметь первостепенное значение.

В группе продленного дня дети увлеченно играют и довольно быстро разучивают

игры.

Роль

ведущего

усваивается

почти

каждым

ребенком.

Знание

же

правил,

сюжета игры делает его авторитетным среди товарищей.

Мы

постоянно

разучиваем

новые

игры,

в

которые

вовлекаются

все

ученики.

Воспитанники на таких занятиях успевают достаточно хорошо отдохнуть, набраться

сил для самоподготовки. Я заметила, что учебные задания в дни, когда есть игры на

воздухе, выполняются при большей активности и прилежности детей. Введение в

группе продленного дня специального игрового занятия следует рассматривать в

качестве профилактической меры по борьбе с малоподвижностью. Игры на воздухе

благотворно сказываются на самочувствии школьников, на их общем состоянии.

На зимней площадке мы строим горку для катания на санках, устраиваем каток-

дорожку, ледяные тропинки и холмики, оборудуем «снежный тир».В ветреные дни с

низкой

температурой

,

когда

занятия

на

воздухе

проводить

из-за

угрозы

обморожения опасно , они переносятся в физкультурный зал , или в рекреационные

помещения.

Состязательные упражнения я организую один раз в неделю после приготовления

заданных

на

дом

уроков.

На

каждом

занятии

дается

по

нескольку

различных

упражнений

элементами

бега,

прыжков,

метанием

в

цель).

В

небольшом

коллективе (до 6-8 человек) все упражнения разучиваются одно за другим, и в

каждом из состязаний выявляются победители. Если группа состоит из учащихся

целого класса или в нее входит разновозрастный состав, возможно деление на

несколько

групп,

в

каждой

из

которых

состязательные

упражнения

проводятся

5

отдельно под моим общим наблюдением и с помощью выделенных организаторов. Я

рекомендую следующие упражнения:

Бег с обручем по прямой дорожке.

Бег с короткой скакалкой.

Бросание и ловля малого мяча.

Бросание мяча о стенку.

Метание на дальность мешочков с песком.

Прыжки по кружочкам.

Конькобежцы и лыжники.

Спуск с ледяного холмика.

После состязательных упражнений дети по своему выбору могут заняться бегом,

прыжками, метанием, катанием на санках или просто поиграть.

Прогулка.

Другое рекреационное занятие в группе продленного дня- прогулка- предполагает

организацию

двигательной

активности

детей

(ходьбу)

в

большей

мере,

чем

экскурсия. По интенсивности движения и физической нагрузке она значительно

превосходит экскурсию.

Прогулка-это

ходьба

по

определенным

маршрутам

с

целью

удовлетворения

потребности

организма

в

движении.

Расстояния,

преодолеваемые

на

прогулке,

значительны. Для учащихся начальной школы маршрут в оба конца не должен в

среднем

превышать

2

км.

Маршрут

прокладывается

по

любой,

в

том

числе

и

пересеченной, местности как в жилом массиве, так и за его пределами. Движение

осуществляется либо строем, либо без него. От участников прогулки требуется

соблюдение установленных в начале занятия правил. Главным из них является-

находиться в поле моего зрения, не обгонять направляющего и не отставать от

замыкающего.

Для прогулок может быть использовано полностью время, отводимое для школьного

продленного

дня.

Во

время

таких

прогулок

я

провожу

игры

и

упражнения

на

местности.

Преодоление

в

пути

различных

естественных

препятствий

служит

совершенствованию у детей двигательных навыков, развивает ребят физически. В

зимнее

время

мы

совершаем

прогулки

на

лыжах.

Нагрузка,

допускаемая

на

прогулках, должна соответствовать возрасту и состоянию здоровья детей. Намечая

лыжные

прогулки,

я

учитываю

протяженность

маршрута,

рельеф

местности,

содержание включаемых в прогулку игр и упражнений, погодные условия и другие

данные.

Непосредственное

наблюдение

за

окружающей

действительностью

во

время

прогулки даже без моего объяснения вооружает учеников различными знаниями.

Зрительное

восприятие

позволяет

учащимся,

переработать

значительное

число

наблюдаемых

фактов

и

явлений,

извлечь

из

них

определенный

опыт.

Непосредственное наблюдение не единственное средство получения знаний. Очень

эффективным средством является взаимное просвещение учащихся, происходящее в

результате общения. Беседы детей между собой, во время прогулки, это активный

информационный обмен, интенсивное взаимообогащение.

6

Прогулка по сравнению с экскурсией проигрывает лишь в одном: в системности

полученных

знаний.

В

объеме

же

информации,

как

правило,

прогулка

ее

превосходит. Усвоенное на прогулке обычно не уступает по прочности усвоенному

на экскурсии.

Продолжительность по времени, характер маршрута, тема прогулки будут теми

определяющими факторами, используя которые, я достигаю поставленной цели.

Вопросы: «А что вы, дети, видели? Какой вы из этого сделали вывод?» - завершают

каждую прогулку. Эта итоговая беседа важна тем, что всякая последующая прогулка

потребует

от

учеников

большей

остроты

наблюдений

и

серьезного

анализа

увиденного.

Существует довольно много видов прогулок, а это дает возможность в видовом

отношении разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен

своей целью и правилами, которые необходимо соблюдать. Прогулка в зависимости

от времени, которым располагает группа, может прерываться для проведения игр-

развлечений или просто остановок для кратковременного отдыха.

Виды прогулок и их организация

Часто

понятие

прогулка

смешивают

с

такими

понятиями,

как

экскурсия,

игра,

занятия спортом и трудом. Это происходит потому, что в обычной жизни прогулка

часто сочетается с различными видами занятий на воздухе.

При работе в группе продленного дня я предлагаю использовать виды прогулок,

которые можно подразделить следующим образом:

1. Прогулка –наблюдение,

за сезонными изменениями в природе

за особенностями растительного мира;

за жизнью домашних и диких животных;

за трудом и отдыхом людей.

2. Прогулка- задание, имеющая цель

поздравить товарищей или взрослых с праздником;

пригласить гостей на классное или школьное мероприятие;

известить население, родителей, товарищей о каком-нибудь событии или

мероприятии;

оказать шефскую помощь.

3.

Прогулка-задача, направленная на решение какой-нибудь практической задачи.

Например, предлагается определить:

расстояние;

величину предмета;

высоту предмета;

его цвет;

крутизну склона;

направление и скорость ветра.

4 .

Прогулка-поиск. Во время этой прогулки учащиеся получают задание

отыскать:

лекарственные травы;

7

сеянцы;

семена деревьев;

природный материал для гербария, коллекции и т.д.

5. Прогулка-поход на:

скорость;

выносливость;

дисциплину;

внимание;

ориентирование на местности.

6. Прогулка- фантазия должна представить возможность:

сделать зарисовку;

изготовить поделку из природного материала;

сплести венок, корзину;

составить букет из листьев, цветов, веток;

придумать сказку, стихотворение, рассказ.

7.

Прогулка- показ, ставит перед самые разнообразные задачи. Познакомить и

показать

местные достопримечательности;

различные предметы и объекты;

редкие цветы, деревья, кустарники;

разнообразные свойства, признаки предмета.

8 .

Прогулка-практикум,

предусматривает

закрепление

знаний

и

умений

учащихся:

по правилам дорожного движения;

по технике безопасности;

по трудовым навыкам;

по ориентированию;

по культуре поведения.

9. Комбинированная прогулка проводится в сочетании с:

играми;

спортивными занятиями

Трудом

экскурсионной работой.

Прогулка проводится один раз в неделю до самоподготовки.

Ее продолжительность – 1,5 часа.

Я определяю три цели прогулки: познавательную, воспитательную, развивающую.

Подготовка к прогулке

1. Определить вид прогулки.

2. Установить цель.

3. Разработать маршрут, ознакомиться с ним.

4. Выбрать место проведения.

5. Определить затраты времени на прогулку.

6. Разработать задание.

8

7. Наметить виды деятельности учащихся.

8. Составить конспект прогулки.

Требования к организации прогулки

1.

Предупредить о прогулке заранее, чтобы одежда и обувь соответствовали

погоде.

2. Сообщить цель прогулки.

3. Рассказать о маршруте и заданиях.

4. Указать порядок следования по маршруту.

5. Назначить ответственных.

6. Провести инструктаж по ТБ.

Физкультминутки и физкультпаузы.

Первые признаки утомления во время самоподготовки в группе продленного дня

служат

сигналом

к

выполнению

физкультминуток.

Внешними

проявлениями

утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и

внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность. Я

провожу физкультминутки, благодаря которым занятия чередуются с отдыхом( в

среднем

через

каждые

25-30

минут),

и

рекомендую

для

отдельных

учащихся

индивидуальные физкультминутки.

Они

положительно

влияют

на

деятельность

мозга,

активизируют

сердечно-

сосудистую

и

дыхательную

системы,

улучшают

кровообращение

внутренних

органов,

улучшают

работоспособность

нервной

системы.

Длительность

физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут и включает комплекс из трех-

четырех

правильно

подобранных

упражнений,

повторяемых

4-6

раз.

За

такое

короткое

время

удается

снять

общее

или

локальное

утомление,

значительно

улучшить самочувствие детей.

Во время физкультминуток я предусматриваю упражнения для правильной осанки и

предупреждения сколиозов; упражнения связаны с наклонами туловища назад, с

сильным напряжением мышц спины, а также наклоны вправо и влево с напряжением

соответствующих

мышц.

Для

устранения

усталости

рук

использую

различные

упражнения в виде ритмичных сжиманий и разжиманий пальцев, потряхиваний

кистями и т.д., а для ног- приседания, переступания с ноги на ногу, ходьба на месте,

прыжки и др. Причем комплекс физкультминутки я связываю с характером работы,

которая

выполняется

во

время

подготовки

домашних

заданий.

Упражнения

для

физкультминуток периодически обновляются (через две- три недели), но менять

сразу весь комплекс нецелесообразно, достаточно постепенно время от времени

вводить в него новые упражнения.

Введение в структуру самоподготовки физкультминуток, сочетающих различные

упражнения,

является

необходимым

условием

для

поддержания

высокой

работоспособности и сохранения здоровья детей.

Также я провожу еще и физкультпаузы, которые отличаются от физкультминуток

как по своему содержанию, так и по длительности( от 8 до 15 минут). Проводятся

они не ежедневно и не во время самоподготовки, а после приготовления домашнего

9

задания и до начала некоторых видов клубной работы, требующих определенного

умственного напряжения.

Физкультурная

пауза,

помимо

физических

упражнений,

подобранных

с

определенной целевой установкой, включает подвижные игры, эстафеты, прыжки,

преодоление

препятствий.

Весь

комплекс

упражнений

предполагает

учет

мной

возрастных особенностей учащихся и характера их текущей учебной работы. В

группе

проводятся

такие

подвижные

игры,

которые

не

вызывают

чрезмерного

возбуждения

нервной

системы.

Так,

для

учащихся

1-2

классов

использую

упражнения и подвижные игры имитационного характера. Для учащихся 3-4 классов

характер

заданий

усложняется

по

степени

координации-различении

чувства

пространства и времени, сообразительности и др.

Комплексы физических упражнений, которые используются во время проведения

физкультпауз, строятся по тому же принципу, что и комплексы физкультминуток,

только количество упражнений увеличивается до 6-8. Почти всегда физкультпаузы

провожу на свежем воздухе и даю знакомые учащимся физические упражнения и

игры.

В

план

своей

работы

с

группой

продленного

дня

я

включаю

физкультурно-

оздоровительные мероприятия. Их число в течение недели и место в режиме дня

зависят от ряда обстоятельств: возраста детей, состояния их здоровья, а также от

времени года. Более детальное их содержание я устанавливаю на каждый день в

зависимости от погоды, наличия инвентаря. На случай ненастной погоды мы имеем

резервный

материал

для

спокойных

занятий

с

детьми

в

помещении

(шашки,

шахматы, настольный теннис, аттракционы с набрасыванием колец, закидыванием

мяча в цель).

Экскурсии.

Регулярно

и

планомерно

проводить

экскурсии

в

группе

продленного

дня

меня

вынуждает

режимная

обстановка.

Здесь

я

встречаюсь

с

определенными

трудностями,

так

как

мне

нужно

четко

представлять,

какие

биологические

и

социальные потребности учеников в ходе экскурсий нужно удовлетворить, какие

знания и умения будут ими усвоены. В отличие от учебных экскурсий эти занятия в

группе

следует

рассматривать

как

рекреационные,

призванные

содействовать

восстановлению

сил

и

укреплению

здоровья

учащихся,

удовлетворению

потребностей

их

организма

в

воздухе

и

движении,

и

только

частично

как

познавательные

занятия,

благодаря

которым

младшие

школьники

постигают

определенный круг непрограммных знаний и полезных сведений о разнообразных

действиях. Таким образом, экскурсии в группе представляются в несколько ином

свете своего назначения: они не содержат в себе ни учебных экспериментов, ни

практических работ.

Экскурсионным

занятиям

в

группе

продленного

дня

обычно

придается

оздоровительно-воспитательный

характер.

Этим

они

отличаются

от

учебных

экскурсий,

содержание

которых

ставится

в

зависимость

от

учебных

программ.

Поскольку

в

группе

они

представляют

одну

из

форм

отдыха,

то

и

требуют

применения методов и средств организации активного отдыха.

10

Во время любой учебной экскурсии недопустим отход от запланированной темы. На

экскурсионных занятиях в группе реальность таких отступлений всегда существует,

и

они

не

рассматриваются

как

нечто

предосудительное.

Во

время

занятия

сообщается

материал

разнопланового

содержания

и

прерывается

играми

развлекательного характера.

Например,

проводится

экскурсия

в

парк

на

тему

«

Золотая осень» ,где дети наблюдают красоту осеннего пейзажа. В конце занятия я

предлагаю поиграть в игру «К названному дереву беги!». Ученики должны по моему

описанию узнать дерево и быстро к нему подбежать.

Все экскурсии в группе по содержанию познавательного материала подразделяются

на обществоведческие и природоведческие. Во время обществоведческих экскурсий

с младшими школьниками большое внимание уделяется показу труда и другой

общественно полезной деятельности людей. Дети узнают о специфике массовых

профессий, боевых и трудовых традициях народа на примерах жизни и истории

родного края.

Природоведческие

экскурсии

знакомят

учеников

с

многообразием

окружающей

природы,

преобразующей

ролью

человека,

взаимодействием

его

и

природы.

Раскрывая особенности окружающего рельефа, местных грунтов и покровов, водных

и

других

ресурсов,

дорожной

сети

и

других

коммуникаций,

я

критикую

потребительское,

нехозяйственное

отношение

к

природе,

формирую

у

воспитанников потребность в охране окружающей среды, способность по-хозяйски

распоряжаться природными и другими богатствами.

Я

считаю,

что

экскурсионные

занятия

достаточно

полно

удовлетворяют

потребности

организма

детей

в

отдыхе.

Они

благотворно

воздействуют

на

формирование такого важного для учебной работы качества, как наблюдательность,

обогащает учащихся новыми представлениями и понятиями об окружающей жизни.

Физический труд на воздухе.

Физический

труд

на

воздухе

как

специально

организованное

занятие

для

воспитанников моей группы является одним из средств удовлетворения потребности

организма детей в движении. Длительное пребывание учащихся в одной классной

комнате без доступа в достаточной мере свежего воздуха приводит к их повышенной

утомляемости. Микроклимат классных комнат даже в тех случаях, когда проводится

регулярное проветривание, неблагоприятен для развивающегося организма детей,

так

как

температура,

содержание

углекислоты

в

воздухе

значительно

выше

гигиенических норм. В этих условиях возникает крайняя нужда удалить учащихся

на длительное время из школы и включить их в активную деятельность на свежем

воздухе, чтобы к началу самоподготовки вернуть утраченную работоспособность.

Физический труд богат по своему двигательному содержанию. Выполнение тех или

иных

операций

требует

от

учащихся

координации

различных

движений,

ритмичности

и

силового

напряжения.

Моя

практика

показывает,

что

сочетание

посильного

физического

труда

и

пребывание

на

свежем

воздухе

благоприятно

влияет на общее функциональное состояние организма детей.

Учет соответствия труда возрастно-половым возможностям воспитанников группы

продленного дня, состоянию здоровья является одним из важных педагогических

11

требований. Включение в физический труд детей, вернувшихся в группу после

болезни, должно быть осмотрительным. Эти дети находятся под моим особым

наблюдением. С наступлением выраженных признаков утомления я прекращаю их

трудовую деятельность и переключаю на полный отдых.

Физический

труд

детей,

организуемый

в

группе,

способствует

переключению

учащихся

с

умственной

работы

на

деятельность

с

преобладанием

физической

нагрузки, переводу их из неподвижного или малоподвижного состояния в активно-

двигательное.

Подобный

переход

положительно

отражается

на

самочувствии

и

настроении детей.

Физический

труд

требует

от

учеников

умения

пользоваться

различными

инструментами и приспособлениями. Например, зимой мы очищаем дорожки от

снега детскими лопатками, весной помогаем разбивать цветник и т.д. Работа дает

достаточную физическую нагрузку мышцам тела, обеспечивает смену рабочих поз.

На меня возлагаются особые обязанности: произвести четкий инструктаж о порядке

выполнения

задания

и

о

мерах

предосторожности,

распределить

учеников

по

бригадам и назначить бригадиров, снабдить их всем необходимым инструментом,

проследить

за

качеством

труда,

отметить

старательность,

у с е рд и е ,

добросовестность. Большое внимание я уделяю бережному отношению учеников к

своей одежде, обуви, приведению их в опрятный вид после работы, умыванию в

конце занятия.

Педагогическая ценность физического труда состоит в том, что дети приучаются не

избегать

труда,

часто

не

привлекательного,

но

в

то

же

время

нужного.

У

воспитанников появляются жизненно важные привычки браться за любое дело и

доводить его до конца.

Спортивный час

Одним

из

компонентов

физкультурно-оздоровительной

работы

в

группе

продленного

дня

является

спортивный

час,

который

введен

с

целью

отдыха

учащихся, выполнения двигательной активности. На спортивном часе, как нигде, с

большим успехом воспитываю интерес и потребность детей в самостоятельных

занятиях

физическими

упражнениями,

формирую

умение

играть

в

коллективе

сверстников. В нашей школе создана хорошая спортивная база, имеется спортивный

зал.

В

содержание

спортивного

часа

включаю

естественные

виды

движений,

подвижные игры и эстафеты, спортивные развлечения ( катание на лажах, санках).

Беря за основу материалы программы по физической культуре для 1-4 классов, я

дополняю их с целью лучшего усвоения и закрепления двигательных навыков,

увеличения

двигательного

опыта

детей

в

целом,

совершенствования

моторного

развития младших школьников.

Раньше я проводила спортивный час как свободные игры детей, т.е. была пассивным

наблюдателем. Часть мальчиков играла в футбол, остальные лазали по спортивным

снарядам.

Девочки

либо

просто

ходили,

не

находя

себе

занятия,

либо

стояли

группами и разговаривали, либо сидели на скамеечке. После такого проведения

спортивного часа работоспособность учащихся не повышалась. Стала задумываться

над

более

эффективным

проведением

спортивного

часа.

Читала

литературу,

12

подбирала

игры,

эстафеты,

упражнения.

Например,

программа

одного

из

спортивных часов на воздухе содержала следующее:

1.

Вводная часть.

Построение в шеренгу.

Ходьба в колонне по одному с различными движениями рук, ног, туловища.

Бег медленный в чередовании с ходьбой, с изменением направления.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два.

2.

Основная часть.

Игры: « Салки маршем» (3-4 мин.), « Западня»( 2-3 раза), « Коршун и наседка».

Самостоятельные игры детей с использованием скакалок, обручей, мячей. Дети

делятся на подгруппы, в каждой подгруппе назначается инструктор по проведению

игр.

3.

Заключительная часть.

Игра « Угадай чей голосок?!»

Подведение итогов.

При

такой

организации

спортивного

часа

наблюдается

большой

спортивный

и

воспитательный

эффект:

дети

организованны,

дисциплинированны,

отличаются

коллективизмом и дружбой.

Оставляя

неизменной

структуру

спортивного

часа(

вводная,

основная

и

заключительная

часть),

при

проведении

его

не

следует

в

точности

повторять

программный

материал

по

физической

культуре,

так

как

это

заметно

снижает

интерес учащихся к занятиям.

Учитывая

интересы

учащихся,

я

стремлюсь

вызвать

у

них

творческую

самостоятельность,

активность.

Будучи

эмоциональными

и

доступными,

ежедневные

занятия

должны

отвечать

по

своему

характеру

основной

цели-

обеспечению активного отдыха учащихся, укреплению их здоровья и повышению

двигательной подготовленности.

Режим дня младшего школьника.

Педагогическая

энциклопедия

дает

следующее

определение

режима

дня:

это

порядок чередования различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

Режим дня строится с учетом биологических и социальных ритмов. Нарушение

стоящих за ними законов может привести к неверному чередованию выполняемых

детьми

видов

деятельности,

сокращению

продолжительности

ночного

сна,

уменьшению времени пребывания на свежем воздухе, нерациональному питанию,

что способствует нарастанию различных отклонений в состоянии здоровья, снижает

работоспособность

и

становится

причиной

отставания

детей

в

учебе

и

общем

развитии. Согласно режиму дня часть времени суток школьники проводят в школе, а

другую часть- дома.

С

появлением

групп

продленного

дня

у

подавляющего

большинства

учащихся

начальных классов изменился режим дня:

ученики стали дольше находиться в

13

школе

и

меньше

дома.

У

воспитанников

групп

продленного

дня

иным

стал

школьный режим, и, чтобы подчеркнуть это изменение, этот школьный режим стали

называть режимом продленного дня, имея в виду, что в него входят и уроки, и

внеурочные занятия.

Ребенок,

обучаясь

в

начальных

классах,

находится

в

сложной

зависимости

от

биологических

и

социальных

законов,

с

которыми

нельзя

не

считаться.

Пренебрежение

ими

может

привести

к

тому,

что

его

здоровью

будет

нанесен

заметный вред. В детском возрасте биологические и другие защитные механизмы

еще

не

могут

в

полной

мере

противостоять

неблагоприятным

воздействиям

природной

и

социальной

среды.

Поэтому

чрезвычайно

важно

предусмотреть

в

режиме дня воспитанника группы, и особенно в той его части, которую называют

режимом продленного дня, все, что наилучшим образом способствует нормальному

физическому и социальному развитию детей. Крайне нежелательны такие сбои в

ритме, как недосыпание, несвоевременный прием пищи, недостаточное пребывание

на воздухе, снижение двигательной активности и уменьшение физических нагрузок,

недостаточный отдых, учебные перегрузки и т. д.

Время

пребывания

детей

в

школе

(

9-10

часов

)

регламентируется

режимом

продленного дня. В нем размещается время на учебную и воспитательную работу

( питание и гигиенические процедуры, внеклассная и внешкольная работа ).

Таким образом, схематично режим группы на день выглядит так: сначала проводятся

уроки, за ними следует отдых, а потом самоподготовка, заменившая домашние

уроки. Но эта схема уроки- отдых- самоподготовка раскрывает только социальную

сторону режима, а гигиеническая его сторона в этой схеме не раскрыта в полной

мере.

Гигиеническая

разработка

режима

группы

продленного

дня-

дело

чрезвычайно

трудное.

Необходимо

учесть

многие

гигиенические

требования.

Среди

них

важнейшими являются требования организации питания, обязательного пребывания

детей

на

воздухе,

гигиенических

процедур

и

кратковременных

физиологически

необходимых пауз.

Режим

питания

обеспечивается

тремя

приемами

пищи

в

нашей

школе.

Разрыв

между приемами пищи не превышает 3-4 часов. Первый завтрак дети получают до

ухода

в

школу.

Второй

проводится

после

первого

или

второго

урока.

Обед

организован после отдыха школьников на воздухе; сразу после уроков его не следует

проводить,

так

как

дети

едят

без

аппетита.

После

самоподготовки

учащиеся

получают полдник.

В

целях

укрепления

здоровья

детей

часть

времени

суток

выделяется

для

их

обязательного пребывания на свежем воздухе. Благотворное влияние на детский

организм природной среды признается всеми: чем больше они будут на воздухе, тем

физически

крепче

и

выносливее

они

будут.

В

группе

предусматриваются

обязательные занятия на воздухе продолжительностью от 2 до 2,5 часов. После

предобеденных занятий на воздухе организуется умывание детей. В зависимости от

характера уроков и внеклассных занятий также организуются или мытье рук, или

умывание.

При смене занятий детям обязательно даю не менее 10 минут на неорганизованный

отдых,

во

время

которого

школьники

могут

реализовать

свои

физиологические

14

потребности.

При

составлении

режима

все

эти

моменты,

связанные

с

его

гигиенической стороной, принимаются в расчет.

Таким

образом,

режим

группы

продленного

дня

в

нашей

школе

строится

следующим образом:

13.30-14.00 Прием детей. Обед

14.00-15.00 Прогулка.

15.00-15.20 Полдник.

15.20-17.20 Самоподготовка.

17.20-18.30 Занятия по интересам. Прогулка.

Следует, что режим дня - это важнейший фактор здоровья и воспитания детей.

Рациональная, научно обоснованная организация учения, труда и отдыха учащихся

создает

условия

для

их

психофизического,

физиологического

и

личностного

развития: формирует регулятивные процессы, закрепляет организационные навыки,

способствует развитию умений эффективно общаться, формирует самосознание.

Заключение.

Комплексное использование физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе

продленного дня позволяет снижать утомление, повышать эмоциональный настрой и

работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению

здоровья школьников.

Результатом использования здоровьесберегающей технологии считаю:

благоприятный психологический и эмоциональный климат в ГПД;

знание правил личной гигиены;

знание основ ОБЖ и наиболее опасных факторов риска для здоровья и

жизни;

знание о правильном питании;

знание о необходимости физкультурной подготовки;

развитие личностных качеств: выносливость, ловкость, быстрота,

находчивость, смелость, дисциплинированность.

15



В раздел образования